Человек-Паук: от малых до больших экранов. #1. [лонг].
Я большой фанат постеров, и так выходит, что после того, как заканчиваю работу над очередным, пишу что-то типа лонгрида. Постер, как понимаете, готов, поэтому...
ㅤ
Поэтому в самом начале напомню, ибо сомневаюсь, что кто-то дочитает это до конца, исходники постеров можете найти в тг-канале. Кстати, там же еще пылится и стикерпак по мультсериалу 1994 года. Что же, теперь обратимся к заявленной теме, но сразу оговорюсь, или точнее опишусь — тема именно экранизаций. Поэтому опущу историю создания самого персонажа, разглагольствования о стариках Ли и Дитко, и, само собой, ни слова о комиксах. Хоть очень их люблю и коллекционирую. А, ну, и некоторые совсем сомнительные на мой взгляд проекты пропущу. Короче, погнали!
ㅤ
Spider-Man. 1967 год.
Создатели: 1 сезон / Grantray-Lawrence Animation. 2-3 сезоны / Ральф Бакши.
Продолжительность: 52 эпизода.
Телеканал: ABC.
Главная роль: Пол Соулз.
Итак, как и в любом другом шоу, все начинается с заставки. Жаль, что нельзя использовать обсценную лексику в полной мере, потому что в данном случае это просто а**й! К главной музыкальной теме, звучащей под пролеты Человека-Паука над нарисованными пестрыми улицами Нью-Йорка в опенинге каждого эпизода, приложил руку сам Пол Фрэнсис Уэбстер. Американский поэт-песенник являлся обладателем трех премий «Оскар» за лучшую песню к фильму. В 1954 году за «Secret Love» для киноленты «Джейн-катастрофа» с Дорис Дэй в главной роли, в 1956 за «Love is a many-splendored thing» для киноленты «Любовь — самая великолепная вещь на свете» с Уильямом Холденом в главной роли, и в 1966 году за «Shadow of Your Smile» для киноленты «Кулик» с Ричардом Бертоном и Элизабет Тейлор в главных ролях. Ах, да, помимо этого он был еще тринадцать раз номинирован на нее в другие годы.
ㅤ
Естественно, написанная им совместно с Бобом Харрисом песня, благодаря необыкновенному таланту и тому, что это первое появление ползающего по стенам героя на экранах, мгновенно стала хитом. Кстати, Боб Харрис также написал музыку к фильму «Лолита» 1962 года Стэнли Кубрика.
ㅤ
Своим появлением на малых экранах Человек-Паук, как ни странно, обязан Бэтмену. Точнее, телевизионному буму в середине 60-х, спровоцированному сериалом с живыми актерами. До этого телешоу о супергероях считались низкобюджетным продуктом для детей, но благодаря успеху и эксцентричной подаче «Бэтмена», герои в цветастых костюмах превратились в мейнстрим.
За год до премьеры мультсериала про Человека-Паука компания «Grantray-Lawrence Animation», совместно с дистрибьютором «Krantz Films», выпустила первый анимационный сериал по мотивам комиксов «Marvel» под названием «Супергерои Marvel». У телешоу был крайне низкий бюджет, и он состоял в основном из ксерокопий панелей из оригинальных комиксов. Да, в следующий проект хоть и вложили больше денег, но технические проблемы остались все те же. Просто держите в голове, что это, черт подери, 1967 год.
В основном «Человек-Паук» состоял из буквального цитирования комиксов. Нет, еще раз — буквального, дотошного, дословного цитирования комиксов. Анимация персонажей была сведена к минимуму, фоны были крайне минималистичными, но разномастными по цветовой палитре, чтобы внести хоть какое-то разнообразие в кадре. Активно использовались стоковые, статичные изображения, что явно бросается в глаза при просмотре с постоянно раскачивающимся на паутине Человеком-Пауком. Хронометраж пытались растягивать, как могли.
Зрителям была представлена классическая история — подросток Питер Паркер, получивший свои суперспособности после укуса радиоактивного паука, борется с преступностью в образе Человека-паука, одновременно работая внештатным фотографом в газете «Daily Bugle».
В мультсериале наличествуют множество второстепенных персонажей. Это сделано, как для удешевления, так и потому, что сам комикс вышел на тот момент совсем недавно и достиг отметки всего лишь в 50 выпусков. Создателям разгуляться особо было негде.
Основной состав второстепенных героев был ограничен тремя персонажами: главным редактором «Дейли Бьюгл» Дж. Джоной Джеймсоном, секретаршей Бетти Брант и тетей Питера Мэй. Мэри Джейн также появится в одном из эпизодов, но только в заключительном сезоне сериала.
И на Джей Джона Джеймсоне немного сфокусируемся, так как это, теперь уже, эталонная итерация вечно кричащего редактора. К примеру, именно этой версией персонажа вдохновлялся Джей Кей Симмонс для роли в киноленте Сэма Рэйми. Кстати, по сути, Дж. Джона является главным злодеем первого сезона мультсериала. Нет, не потому, что постоянно пинает и наседает на молодого фотографа. Главный редактор газеты неизменно ставит палки в колеса Человеку-Пауку, становится причиной появления нескольких суперзлодеев и один раз даже сам примеряет на себя костюм «охотника на паука».
Помимо главного редактора в злодейском амплуа и нескольких узнаваемых персонажей, таких как Доктор Осьминог, Электро, Зеленый Гоблин, Мистерио, Носорог и Ящер, в мультсериале фигурировали оригинальные злодеи в духе того времени. Невидимый доктор под прозвищем Noah Boddy, самозванец по имени Charles Cameo, что само по себе чертовски звучно и по «бондовски», и Matto Magneto, естественно, с магнитной пушкой.
Весь первый сезон состоит из небольших конфронтаций Человека-Паука со злодеями. Примечательно, что будничная жизнь Питера Паркера вне работы не раскрывается, а тетя Мэй появляется на экране лишь разок, а возлюбленной молодого фотографа является секретарша в издательстве Бетти Брант. И это довольно канонично, потому что по комиксам именно она являлась любовным интересом героя до появлений Мэри Джейн и Гвен Стейси, но о печатных изданиях писать зарекся.
Примерно в то же время, когда завершился первый сезон, компания «Grantray-Lawrence» объявила о банкротстве и была вынуждена закрыть свою студию. В 1968 году их дистрибьютор «Krantz Films» взял на себя производство и передал ответственность за шоу мультипликатору Ральфу Бакши.У Бакши был уже опыт работы над супергеройскими мультфильмами: он участвовал в разработке «Могучих героев» для «Terrytoons» и корпел над «Ракетным Робин Гудом» для «Krantz Films». Однако бюджет мультсериала сильно урезали, и хоть Ральф Бакши и старался сделать сюжеты более проработанными в плане персонажей и более связными между собой, картинка сильно уступала даже первому сезону в вопросах качества. Ну, и отсутствие бабок внесло изменения не только в это.
ㅤ
Чтобы сократить расходы на лицензирование персонажей из комиксов, во втором и третьем сезонах значительно сократили количество антагонистов Человека-паука. Поэтому единственный, относительно известный на тот момент, злодей, который появляется во втором сезоне — Кингпин. В остальных эпизодах внимание было смещено на оригинальных плохишей, безумных ученых и чуваков в зеленых костюмах.
В третьем сезоне должны были вернуться некоторые злодеи, но это усугубило бы другую проблему — еще более сильная нехватка бюджета. И так во многих эпизодах активно использовались кадры из предыдущих сезонов. Нет, ну, а что? Дети точно же не заметят! Все монтировалось под руководством Ральфа Бакши так, чтобы создать хоть более-менее внятный сюжет. Особенно такой подход сильно бросался в глаза в финальной серии, которая буквально полностью слеплена из старых кадров.
ㅤ
Самое удивительное это то, что все не ограничилось «самоцитированием» истории самого Человека-Паука. В третьем сезоне использовались декорации и персонажи из предыдущей работы Бакши, мультсериала «Ракетный Робин Гуд». То есть прямо заимствовался сюжет и кадры, на которые лепили Человека-Паука.
Человек-Паук появился на телеканале «ABC» 9 сентября 1967 года в 10:00, сразу после «Фантастической четвёрки» от «Hanna-Barbera». Из-за своей популярности он оставался в этом слоте вплоть до третьего сезона, но в виду растущего числа жалоб на жестокое содержание в детских телепередачах, руководство телеканала пообещали к осени 1969 года убрать все, что могло быть оскорбительно расценено. В итоге «Человек-паук» был снят с эфира в августе того же года. Позже, в марте 1970 года сериал вернулся на экраны, чтобы отыграть последний сезон, а затем был передан в синдикацию*.
*Синдикация — совместный выпуск или распространение информации, продукта или услуги средствами массовой информации. Короче, простыми словами передача или продажа прав на созданный материал.
Как это часто случалось позже, в синдикации мультсериал по-настоящему завоевал популярность и оставался востребованным в местных сетевых пакетах на протяжении 70-х годов, что в конечном счёте привело к появлению других проектов о Человеке-пауке, которые транслировались в начале 80-х годов.
ㅤ
Spider-Man. 1977 год.
Создатели: Эгберт Свакхамер / Элвин Борец / Danchuck Productions.
Продолжительность: 91 минута / 13 эпизодов.
Телеканал: CBS.
В главной роли: Николас Хэммонд.
Конце 70-х ознаменовался большим числом попыток перенести супергероев со страниц комиксов, которые уже в полной мере стали частью поп-культуры, на малые экраны. На телевидении появились «Невероятный Халк» с Лу Ферриньо и «Чудо-женщина» с Линдой Картер, «Доктор Стрендж» с Питером Хутеном и «Капитан Америка» с Рэбом Брауном. В эту кампанию и затесался «Человек-Паук» с Николасом Хаммондом. Сперва в формате телевизионного фильма, а после уже в виде сериала.
И начну опять с саундтрека. Музыку к данной экранизации приключений Человека-Паука написал Джонни Спенс — британский композитор и руководитель оркестра, сотрудничавший с Джорджем Мартином, который позже стал продюсером The Beatles. Работал с Томом Джонсом, Энн Шелтон и Эллой Фицджеральд, ну, и написал музыку к «Here I Go Again». Да, той самой. В 1969 году номинировался на премию «Эмми» за выдающиеся достижения в музыкальном сопровождении эстрадных, музыкальных или драматических программ.
Началось все с выпуска полуторачасового телевизионного фильма с коротким названием «Человек-Паук», за которым последовало еще два отдельных эпизода под названием «Человек-Паук наносит ответный удар», ну, а дальше демонстрировался стандартный по меркам телеканала сериал под названием «Удивительный Человек-Паук» .
И тут возникает очень много вопросов к руководителям телеканала. Складывается ощущение, что главными злодеями в истории про Человека-Паука являются телевизионные и студийные боссы, которые будто-бы не совсем понимают до сих пор, а уж тогда тем более, что делать с персонажем.
После премьеры в сентябре 1977 года, телевизионный фильм получил большой успех в рейтингах, и после доработок, в основном связанных с заменой актеров, в 1978 году на экраны уже вышел сериал. Не знаю, что было в головах голливудских киношных воротил, но вместо того, чтобы выделить сериалу постоянный свободный слот в эфире, «CBS» использовал Человека-Паука в качестве инструмента в гонке с другими телеканала. Серии выпускались не блоками в одно и то же время, а отдельными эпизодами впопад с телевизионными шоу других телевизионных сетей, в надежде, что новый Питер Паркер оттянет на себя часть их аудитории. В эпоху, когда нужно было сесть в нужное время перед телевизором и смотреть передачу, чтобы не пропустить ее, это была безумная, сводящая с ума стратегия, которая не могла пойти на пользу Человеку-Пауку.
«Человек-Паук» 1977 года показывает уже знакомую историю — Питер Паркер работает фотографом в «Дейли Бьюгл», где его донимает издатель Дж. Джона Джеймсона. Помимо этого он учится в аспирантуре, и однажды, работая над экспериментами с радиацией, его кусает облученный паук.
Только в этой версии нет дяди Бэна, точнее есть, но дядя Макс, который никак не связан со становлением Питера на путь героя. После укуса паука он замечает, что может взбираться по стенам, и ползает по всему дому, который делит со своей тетей Мэй. Почти сразу же он предотвращает преступление — пугает грабителя, забравшись на стену в переулке, чем привлекает внимание случайных прохожих, а затем и «Дейли Бьюгл». Джеймсон, конечно же, требует фотографии этого народного мстителя от Паркера, а тот возвращается домой и шьет себе красно-синий костюм. Да, на экране все происходит чрезвычайно стремительно.
Одним из наиболее важных активов любой экранизации про «Человек-Паука» являются злодеи, с которыми тот борется. Но не в этом случае. В этот раз зрители не увидели на экранах никого из комиксных антагонистов Человека-Паука. Только святая троица, состоящая из Питера Паркера, Джей Джона Джеймсона и пресловутой тетушки Мэй. Почему так? Все просто — бабки, бабки, с*ка, бабки! Боссы телеканала посчитали нецелесообразным платить за права еще и на злодеев Человека-Паука, вместо этого сделав ставку на оригинальных персонажей, призванных выступить противниками героя. И это выглядело очень, очень, п****ц, как скучно!
Человек-Паук противостоит в этом сериале не сошедшим с ума ученным, не злодеям с суперспособностями или техническими штучками, дающими им большую силу и возможности, а с мошенниками, грабителями, террористами и гипнотизерами.
Так Человек-Паук сталкивается с гипнотизером Байроном, который изображает на публике из себя гуру самопомощи, но на деле является обыкновенным мошенником. Используя свои незаурядные способности он заставляет своих пациентов совершать преступления вместо себя. В конце концов он решает шантажировать весь Нью-Йорк, угрожая тем, что если ему не выплатят солидный выкуп, то несколько жителей покончат собой.
Помимо загипнотизированных пациентов, против Человека-Паука выступают обычные головорезы, если их можно так назвать, и самураи. Да, самураи! Не спрашивайте, как их занесло в Нью-Йорк. Я, как и создатели сериала, не знаю.
Единственное, что можно с натяжкой назвать примечательным, так это появление клона Питера Паркера в одном из эпизодов. Довольно уморительно смотреть на злую версию Человека-Паука в том же костюме, но с пистолетом в руках. Как говаривал великий гангстер:
Добрым словом можно добиться многого, но добрым словом с пистолетом в руках, да еще и в костюме супергероя, большего.
После завершения первого сезона телевизионный сериал был закрыт, несмотря на теплый прием у зрителей. По сути, эта итерация Человека-Паука представляет из себя небольшую, но франшизу из трех фильмов и телешоу. Думается, что причиной подобного решения стало нежелание тратить деньги на покупку прав на других персонажей из комиксов, но и продолжать историю в изначальном направлении тоже не предвещало ничего хорошего. Да, и идеи у сценаристов почти подошли к концу. Гипнотизеры были, террористы были, грабители и мошенники были, самураи были, даже китайская мафия была! Оставалось только притянуть за уши злых коммунистов, тем более напряжение между странами лишь нарастало, но обошлось.
ㅤ
Supaidāman. 1978 год.
Создатели: Коичи Такемото / Toei Company.
Продолжительность: 24 минуты / 41 эпизод.
Телеканал: Tokyo Channel 12.
В главной роли: Синдзи Тод / Нобору Накая.
Сегодня уже стало привычным заимствование Голливудом идей из Японии. Перечислять можно долго — «Король Лев», «Трансформеры», «Годзилла» и многое что другое. Однако в 1978 году стрелочка повернулась в другую сторону и классический западный персонаж попал в поле интересов японцев. Так и появилась эта экранизация про Человека-Паука, не входящая, кстати, в основную линейку «Marvel».
Причиной случившегося является заключенное в конце 70-х трехлетнее соглашение между компаниями «Toei» и «Marvel», которое позволяло использовать интеллектуальную собственность друг друга. В то время, как «Marvel» взялась за роботов из «Wakusei Robo Danguard Ace» и «Chōdenji Robo Combattler V» в своих комиксах о «Shogun Warriors», «Toei» ухватились за права на Человека-Паука и решили превратить все это в живое шоу токусацу* в духе своих уже популярных франшиз: «Супер Сентае» и «Камен Райдере».
*Токусацу — с японского означает буквально «спецэффекты», киножанр, подразумевающий историю о супергероях, обычно в формате сериала.
За звучание японского Человека-Паука отвечал Митиаки Ватанабэ — композитор, работавший над различными токусацу и аниме. В том числе, помимо «Человека-Паука», написавший музыку к «Super Sentai», известных нам, как «Power Rangers». За свою работу над аниме Ватанабэ получил почетную награду на «The Tokyo Anime Awards», а также награду за вклад в анимацию на «The Japanese Movie Critics Awards». Сама заглавная тема Митиаки явно отсылает к композиции Пола Фрэнсиса Уэбстера и Боба Харриса из мультсериала 1967 года, но с характерным японским флером.
Сериал состоял из 41 эпизода, которые выходили в эфир с мая 1978 по март 1979 года на телеканале «Tv Tokyo 12», а между десятым и одиннадцатым эпизодом телешоу был выпущен телевизионный фильм. Чтобы привлечь японскую аудиторию, компания «Toei» внесла несколько существенных изменений в историю Человека-Паука. Под маской знакомого героя скрывался больше не Питер Паркер. Вместо него Человеком-Пауком стал мотогонщик Такуя Ямасиро. И, нет, в этот раз все обошлось без радиоактивных пауков!
Ямасиро становится свидетелем падения на землю НЛО и отправляется на поиски инопланетного корабля. Найдя межзвездный аппарат, который называется «Марвеллер», в целости и сохранности он решает исследовать его. Ну, обычное же дело в Японии — что-то п****нулось с неба, надо обязательно глянуть! Внутри он обнаруживает Гарию, последнего жителя планеты Паук, которая уничтожена злым профессором Монстром. Да, так зовут главного антагониста. Зачем усложнять?
Гария не особо хорошо и дальше продолжать миссию он не в силах, поэтому просит Такуя взяться за его дело и попутно с просьбой вводит ему свою инопланетную кровь, наделяя молодого мотогонщика способностями Человека-Паука. В комплекте с этим идет еще и браслет, внутри которого хранится костюм «паука-защитника», способный стрелять паутиной. Думаете на этом все? Действие же происходит в Японии, поэтому гаджет управляет космическим кораблем, который, пам-пам, может трансформироваться в гигантского боевого робота «Леопардона»! Тем временем профессор Монстр и его армия мчатся на пути к Земле.
Сразу подмечу, что единственное отличие короткометражного фильма от эпизодов сериала заключается в том, что тот снят в широкоэкранном формате. Хронометраж же абсолютно совпадает с отдельными сериями — кинолента длится 24 минуты. Ну, 30 минут с учетом титров и рекламы. Создание этого короткого метра объясняется показом «Человека-Паука» в рамках кинофестиваля «Toei Manga Matsuri» — ежегодного мероприятия, на котором компания в течение двух-трёх часов демонстрировала фильмы и короткометражки по своим крупнейшим франшизам.
Да, ни до, ни после, в экранизациях «Человека-Паука» зрители не лицезрели ничего подобного. Вместо типичных для приключений Питера Паркера злодеев, по типу Носорога, Доктора Осьминога, Венома, Зеленого Гоблина и прочих, тут против молодого мотогонщика Такуя Ямасиро выступают ниндзеры армии «Железного Креста», управляемые профессором Монстром, гигантская рыба-киборг, стреляющая торпедами изо рта, и другие различные кайдзю. Не забывайте, мы в Японии. Самое забавное, что в разборках замешан Интерпол!
Естественно, одной паутиной, выпускаемой из инопланетного гаджета тут не обойтись, поэтому у Человека-Паука в этот раз есть тачка — «Машина-Паук GP-7»! И не просто автомобиль, а оснащенный пулеметами и ракетными установками в капоте! Кстати, аббревиатура «gp» это отсылка на продюсера Джина Пелка, принимавшего участие в создании японского телевизионного сериала.
Ну, а когда и напичканной пушками машины оказывается мало, всегда можно трансформировать корабль в огромного летающего трансформера, с мечом и пулеметами, и надавать по жопе угрожающим спокойствию жителям Токио кайдзю и роботам!
Да, снова действу на экране не хватает бюджета, актеры зачастую переигрывают в своей кичливости, а «костюмы» монстров сильно бросаются в глаза, но это фантастический образец токусацу-боевика. Важно понимать, что все это сделано с помощью практических эффектов и трюков с канатами. Главное же заключается в том, что «Человек-Паук», или правильнее «Спайдаман», представляет собой уникальный период в истории медиа — две знаковые компании могли фактически обмениваться франшизами, потому что возможности людей смотреть медиа за пределами своей страны были ограничены. И, стоит отметит, что приключения Такуя Ямасиро имеют законченную историю — в конце Человек-Паук побеждает главного злодея и по канонам восточной мудрости любуется закатом на берегу океана. Как ни крути, подобное редкость для экранизаций этого комиксного героя!
ㅤ
Spider-Man. 1981 год.
Создатели: Дон Юрвич / Marvel Productions / Toei Animation.
Продолжительность: 26 эпизодов.
Трансляция: телевизионная синдикация.
В главной роли: Тед Шварц.
Этот мультсериал 1981 года будет самой короткой частью лонгрида по двум причинам:
Первая заключается в том, что он был запущен одновременно с другим мультсериалом про данного героя — «Человек-Паук и его удивительные друзья». И вот на второй ставка была сделана большая, а этот походит больше на эксперимент, нежели чем на флагманский проект.
Вторая скрывается в том, что это технически первый мультсериал, выпущенный новоиспеченной «Marvel Productions». Ави Арад гораздо позже переименует подразделение в «Marvel Films», а в 1981 году то, что в 1963 году начиналось, как продюсерская компания под названием «DePatie-Freleng Enterprises», было переформировано в производственный штат под патронажем «New World Entertainment» и вот они то и взялись за новое телешоу.
Стэн Ли наконец получили возможность самостоятельно продюсировать мультсериал, поэтому этот телевизионный проект, в отличии от предыдущих, гораздо внимательнее относится к первоисточнику. Ко всему, только сформированное подразделение «Marvel», помимо того, что испытывала технические приемы в новой истории про Человека-Паука, налаживала собственную телевизионную синдикацию.
Каким, собственно, вышел сам мультсериал — довольно недурным, пусть и довольно коротким. В очередной раз представлено классическое становление героя. Питер Паркер снова совмещает работу в издательстве с борьбой против каноничных злодеев. Да, в этот раз именно каноничных. Даже слишком!
Помимо полдюжины эпизодов с Доктором Думом, на телевизионных экранах появились Капитан Америка, Нэмор, команда Нелюдей, с Медузой, членом этой команды, а по совместительству женой Черного Грома, с которой Питер Паркер крутит роман, впервые представили Черную Кошку. Что касается антагонистов, то помимо привычных негодяев по типу Мистерио, Зеленого Гоблина, Ящера, Крейвена-охотника и Доктора Осьминога, зрители увидели лиходеев из других комиксных арок «Marvel», таких, как Магнето, Красный Череп и прочих.
Вообще, в этом телевизионном шоу Питер довольно любвеобилен, но невзирая на шашни с Медузой и Фелицией Харди, основным любовным интересом молодого фотографа осталась Бетти Франт. Этакий кивок в сторону первой мультипликационной экранизации 1967 года, и, конечно же, комиксам.
Главной же заслугой мультсериала 1981 года можно считать ощущение огромного мира вокруг Человека-Паука. Это больше не камерная история про каких-то грабителей и мошенников, а Нью-Йорк, наполненный множеством героев и злодеев, выходящих далеко за рамки Земли. И, это телевизионное шоу вполне обоснованно можно считать эдаким прологом для другого мультсериала, выходящего в тот же год на телеканале «NBC» в то же время. Опять какая-то чрезвычайно странная студийная стратегия, но об этом уже напишу во второй части.
Кстати, название «Человек-Паук 5000» было придумано гораздо позже, когда компания «Clear Vision» выпустила четырехтомник со всеми сериями на DVD, чтобы не возникло путаницы с «Человеком-Пауком и его удивительными друзьями».
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ* * *
ㅤ
ㅤ
ㅤ
ㅤ
ㅤ
ㅤ
Ну, и как обычно, снова о тг-канале, рекламу которого вы так ненавидите.