33 на монолите, страх и ужас тут творится
Вот бы экспозиции, этой экспедиции...
Хотя я нахожусь только в самом начале Expedition 33 — прошло едва чуть больше двух часов, охвачены пролог и кусочек первой главы — уже хочется поделиться с вами мыслями о сюжете. Надеюсь обсуждение поможет мне ослабить нарастающий внутри негатив от душного геймплея и вернет мотивацию пройти игру до конца.
Мир миллениалов
В начале игры нас знакомят с миром, который 67 лет назад погрузился в хаос: некая таинственная Художница наложила на человечество проклятие. Суть его в том, что каждый год все люди, чей возраст превышает число, указанное на гигантском Монолите стираются из этой реальности. Изначально оно равнялось 100, но с каждым новым циклом цифра снижалась на единицу. На момент начала нашей истории число — 34. За 66 циклов постепенно исчезло всё старшее поколение, вместе с их памятью, мудростью и историей.
Деталей пока крайне мало: игра не объясняет происхождение Художницы, её намерений и сущности проклятия. Также нет даже намека почему мир выглядит как после ядерной войны. Но тут можно попробовать угодать, что полуразваленные реликты старого мира вроде исковерканной Эйфелевой башни или расколотой надвое Триумфальной арки – это визуальные намеки на общий упадок. Вместе с "очисткой" людей исчезала и цивилизация.
Апогеем знакомства с этой вселенной становится фестиваль Гоммаж (gomme с французского – «ластик»). Момент стирания людей, достигших 34 лет. Нас вводят в атмосферу через идиллическую, почти праздничную обстановку: площадь украшена цветами, звучит лёгкая музыка. Всё будто бы говорит о празднике жизни, а не о неминуемом прощании со своими любимыми. Этот контраст между внешним торжеством и внутренней трагедией создаёт по-настоящему пронзительную эмоциональную сцену.
Особенно душераздирающим моментом становится личная драма главного героя: одна из уходящих — его близкая подруга, с которой его разлучил выбор. Она отказалась заводить детей в обречённом мире, не желая обрекать нового человека на одиночество перед лицом неминуемой гибели.
История пусть и очень вскользь задаёт болезненные вопросы: о страхе перед будущим, о тяжести ответственности за других и об этике рождения в мире, лишённом долгосрочных перспектив.
Но ещё важнее тема, которая постепенно видится мне в этой завязке завязку: как будет выглядеть общество, где искусственно стерто старшее поколение, где нет мудрости опыта, нет традиционно консервативной "опоры". Очень надеюсь, что у авторов есть что сказать про герантократию и возможные альтернативы.
Однако Expedition 33 не романтизирует перспективу "мира без стариков". Наоборот, оказывается, что новое поколение — вместо того чтобы воспользоваться свободой — поражено стагнацией, отчаянием и страхом. Сложно строить будущее, когда каждому из них известна точная дата собственной смерти. Экзистенциальное чувство обречённости парализует волю.
Также есть ощущение, что игра написана "миллениалами о миллениалах". Поколение, которое оказалось в подвешенном состоянии между разрушением старого мира и невозможностью построить новый. 30 лет во многих культурах этот возраст психологически ассоциируется с переходом к настоящей "взрослой", зрелой жизни.
И тут как будто проглядывается тревога этого поколения: возраст, когда ты наконец готов брать на себя ответственность и строить что-то своё, здесь совпадает с моментом исчезновения.
Такие дела. СПСГ намеренно выкручен на максимум, сама игра пока что очень скупа на подробности, даже в играх Миядзаки ты можешь при желании вытащить больше экспозиции из записок и окружения. А тут даже записок нет.
Надеюсь дальше сюжет разгонится...