Разложение разума: Обзор фильма «Вихрь»
Гаспар Ноэ прославился такими картинами как «Необратимость» с ее скандальной девятиминутной сценой изнасилования Моники Беллуччи, «Вход в пустоту» где зрителям удастся побывать в голове у наркомана и пережить его галлюциногенную жизнь в агонии и страдании непрощенного человека, «Любовь» покажет множество предельно откровенных сцен секса, во всех этих картинах Ноэ был и режиссером и сценаристом, а Бенуа Деби как оператор фиксировал все эпатажные фильмы на объектив камеры, был лауреатом премии за лучшую операторскую работу, особенно выделяясь в фильме «Любовь». Их совместная деятельность, привела к созданию нового творения.
Болезни бывают разной разрушительности, какие-то излечимы, а какие-то нет. А есть те что разрушают не только самого носителя, но и всё вокруг него, страшный и, к сожалению неизлечимый недуг не обошел стороной престарелую пару. Деменция, это то когда родной человек становится чужим, а находясь в родном доме всей жизни, хочется уйти в поисках родного дома, когда примитивные вещи становятся непреодолимой преградой, а свет у разума угасает день ото дня.
События начинаются под трогательную и грустную песню певицы Франсуазы Арди, но душераздирающей музыки не будет, лишь иногда мы услышим звучание обволакивающего эмбиента.
В центре истории стоит борьба сына Стефана в исполнении Алекса Лутца, и его родителей с хворью, что поселилась у одного из членов семьи и потихоньку началось «разложение» мозга. Образы родителей воплотили на экраны Дарио Ардженто в роли отца, занимающегося написанием книг и Франсуаза Лебрун сыгравшую мать Стефана, проработавшую всю жизнь психиатром в больнице. В попытках выйти из знойной ситуации, направляя родных к общему консенсусу, сын, пытался сделать все, что было в его силах, но он и сам страдал от тяжелой зависимости и едва ли мог держаться на плаву. Имена родителей в фильме автор решил не называть.
Не удивляйтесь если увидите титры в начале фильма, режиссер решил избавить зрителя от привычного перечисления фамилий в конце и в общем продемонстрировал все кино в необычном формате. Чтобы не было скучно наблюдать как медленно копошатся у себя в квартире пожилые люди, в фильме был использован очень интересный метод раздвоения кадра, от чего в каждом из них происходили разные события, но чтобы не перегружать зрителя информацией, когда происходил разговор в одном кадре, в другом же развивалась безмолвная деятельность, и умолкая, диалог плавно под смысл происходящему переходил в другой кадр. Монтажный переход происходит за счет смены фрагмента, на доли секунды изображение полностью исчезает, потом появляется вновь, это сделано чтобы глаз смог уловить изменение, не теряя внимание к ситуации в целом.
Живописные виды в фильме отсутствуют, потому как почти все время персонажи будут находиться в пределах стен, лишь иногда смена обстановки сможет показать узкие европейские улочки. Сама квартира внутри будет богата на детали и старинный интерьер, все комнаты открывают взору творческий беспорядок вещей и кучу медикаментов у которых находятся в рабстве пенсионеры.
Выводы: Это кино выделяется неординарным показом происходящего, экран поделенный пополам как отражение двух престарелых душ, скитающихся в своем доме. Правдоподобно переданная гнетущая атмосфера разложения и страха, пропитывает всю киноленту целиком. Работу Гаспара Ноэ навряд ли получится использовать как пособие по выявлению деменции, но после просмотра, мыслительный процесс будет подталкивать к изменению или построению своей жизнь так, чтобы избежать тени этого отравляющего сознание недуга.