Laibach — «Alamut» (2025)
Laibach выпустили свой новый симфонический альбом «Alamut» 9 мая 2025 года. Этот амбициозный проект основан на одноимённом романе словенского писателя Владимира Бартола, опубликованном в 1938 году, и рассказывает историю Хасана ибн Саббаха, основателя ордена ассасинов, который в XI веке вёл священную войну против Сельджуков из своей крепости Альамут.
Классические музыкальные влияния, такие как хоровые пассажи и вагнеровская работа с валторнами, всегда были частью палитры Laibach, поэтому логично, что они направили свою огромную энергию на создание некоего рода симфонии. «Alamut» — это кульминация сотрудничества с A/POLITICAL и двумя иранскими композиторами, Идином Самими Мофахамом и Нимой А. Роушаном. Альбом основан на персидской сказке XI века, современная переработка которой словенским писателем Владимиром Бартолом оказала влияние на таких культурных гигантов, как Уильям С. Берроуз и Hawkwind, а также вдохновила на создание видеоигры Assassin's Creed. «Alamut» сочетает поэзию Омара Хайяма с верой группы в то, что «культурные и политические различия в эти сложные времена должны быть преодолены через глубокое открытое сотрудничество, несмотря ни на что».
Laibach и RTV Slovenia Symphony Orchestra поддержаны Иранским ансамблем Human-Voice Ensemble, а также двумя словенскими коллективами — вокальной группой Gallina и 60-струнным аккордеонным оркестром AccordiOna. Этот амбициозный и многослойный проект начинается с резких валторн и грохочущих литавр в первом движении «Overture». Его взлеты и падения плавно переходят к размышлительной «Secret Gardens», где звуки мерцающих колокольчиков сочетаются с вокалами, которые, по словам самой группы, являются «в основном атмосферными импровизациями, основанными на классической персидской поэзии». Грохочущая перкуссия является главным элементом композиции «Fedayeen», в то время как призрачные голоса проникают и эхом отдаются в «Transition», которая достигает какофоничного апогея.
Хотя их шокирующая и смешная кавер-версия альбома Beatles «Let It Be» (1988) остаётся наиболее известной работой Laibach на Западе, именно в грозных, злых и потусторонних атаках с образцами, как в альбоме 1987 года «Opus Dei», группа впервые совершенствовала свои фирменные провокационные вокалы. В «Meditation I» тексты Laibach произносятся с рычанием, а далее следует более экспериментальный «Doors of Perception», в котором низкий микс синтезаторов, текучих сэмплов и призрачных вокалов создаёт эмоционально напряженную атмосферу.
«Alamut» завершается масштабным «Metaverse», где напуганные голоса и шаги эффектно смешиваются с тишиной, и почти двадцатиминутной композицией «Meditation II & Epilogue». Последняя полна массивных звуков скрипок, ревущих валторн и рычащих и шепчущих фраз Laibach, которые сливаются в оглушительный финал, переходящий в голоса, собирающиеся для тихого, но торжественного завершения.
Величественный и амбициозный, «Alamut» — это мощный, но требующий внимания союз классического масштаба и мрачных электронных вкраплений.
© Robert Baird/Qobuz
Первоначально планировалось представить «Alamut» в Тегеране, однако политическая ситуация и ухудшение отношений между Ираном и Словенией помешали этому. Вместо этого премьера состоялась в сентябре 2022 года в Любляне, в бывшем крестоносском замке, в рамках Фестиваля Любляны.