Отношения между инди разработчиками и издателями

«Везде нюансы, всё говно.»

Анонимный инди разработчик об издателях

С вами какой-то мужик из Саратова, и я хочу поговорить про инди разработчиков и издателей.

Среди инди разработчиков (особенно в уютных чатиках на 800 человек) про издателей ходят какие то совершенно оторванные от реальности слухи. Одни люди прославляют издателей как панацею (от плохих игр слепленных на коленке из ворованных ассетов). Стоит только пробиться к издателю, как тебя осыпают золотом, а твоя игра становится топ-1 по продажам в мире на всех платформах одновременно и навсегда. Другие предостерегают что стоит подписать контракт (кровью) как издатель отнимает у тебя твою гта6 и сажает делать матч 3 на мобилки.

На мой субъективный взгляд обращаться к издателям стоит только если это действительно необходимо. Потому что (сюрприз-сюрприз) вам не нужен издатель чтобы выпустить игру и даже заработать (какие-то) деньги. Все зависит от ваших целей. Если вы делаете игры потому что вам это просто нравится и вы не грезите о миллионах, то издатель вам, скорее всего, и не нужен (как и вы ему). Если же ваша главная (и единственная цель) это заработать много-много денег, то обращаться к издателю стоит еще до начала разработки.

Так как в этом вопросе быть объективным не получится, то я решил поспрашивать своих знакомых (и не очень знакомых) инди разработчиков. Ведь ВНЕЗАПНО я осознал что у разных людей могут быть разные взгляды и разный опыт.

Собрать мысли других инди разработчиков на эту тему меня побудило вот такое сообщение от одного из знакомых инди:

Суть игрового издателя в том чтобы профинансировать разработку, помогать, сопровождая проект от начала до конца, вкладывать усилия в развитие комьюнити, а не просто выложить игру в стим забирая после этого часть прибыли.

Поскольку эта тема крайне интимная и деликатная, то практически все ответившие согласились поделиться своим опытом только как «анонимный инди разработчик». Так же я умышленно убрал прямые указания на издателей, дабы не рекламировать/не поливать грязью кого-либо, основываясь только на словах других людей. Отдельно замечу что тема для инди крайне эмоциональная, и я немного заретушировал мат, особенно в негативных отзывах. Большинство инди разработчиков поделились своими мыслями в личных сообщениях, но пара человек и сами писали посты/статьи на эту тему и разрешили мне взять оттуда пару строк.

Отношения между инди разработчиками и издателями

По итогу моего опроса, получилась такая статистика:

Всего было получено 15 отзывов от инди разработчиков, 12 из них имеют 1 (либо более) уже выпущенных игр. Отзывы я очень условно разделил на положительные, нейтральные и негативные.

Положительных отзывов — 6

Нейтральных отзывов — 5

Негативных отзывов — 4

Усреднено мы получаем «смешанные» отзывы на издателей инди игр в целом, с небольшим перевесом в лучшую сторону. (Осторожно) замечу что мнение любого человека субъективно, и «неприемлемо отвратительные» условия для одного человека, могут быть верхом мечтаний (и даже больше) для другого человека. Так же, у издателя вполне может быть несколько менеджеров/продюсеров одновременно, один из которых может быть (полностью проф непригоден) новичком в этом деле, а другой может вывести в топ продаж (почти) любую игру. Тут как повезет.

Отдельно хочу заметить, что, хоть я и замазал названия издателей, но (вам придется поверить мне на слово) есть как минимум 1 издатель который получил одновременно и положительный и негативный отзыв от совершенно разных инди разработчиков.

Все собранные мной отзывы представлены ниже и (с любовью и нежностью) разделены на положительные, нейтральные и негативные.

Отношения между инди разработчиками и издателями

(Скорее) положительные отзывы:

раз

Да, у меня есть издатель. Единственный внятный издатель, который берется за игры на констракте. Что из этого получится будет видно ближе к весне.

два

Я и пальцем не пошевелил, издатель сделал за меня красивую страницу в стиме и начал продвигать мою игру в соц сетях. Я просто делаю игру и изредка выкладываю скриншоты, все остальное издатель делает за меня.

три

У меня издатель/инвестор, и первые несколько месяцев было ваще збс, ты делаешь с нуля игру, тебе за это платят, все *отлично*, а чем ближе к релизу, тем больше контроля должно быть у издателя, потому что ему важнее как эту игру продавать, и у многих инди с этим будут проблемы. когда делаешь игру сам, в любой момент когда-то что-то надоело - можешь это вырезать или делать чето другое, когда в тебя уже вложена куча денег - появляются обязательства, в моем случае больше даже внутренние типа чувства что я недорабатываю и должен сделать лучше и больше, чем внешние. ну и если проект затягивается, то попадаешь в воронку что надо делать то что надо для, а не то что нравится, и из этого сложно выбираться. так что о долгосрочном сотрудничестве надо думать имея это в виду - соскочить будет стыдно и обидно, даже если по контракту можно

четыре

Принято считать, что это очень серьезные люди в дорогих костюмах, у них шикарные автомобили с водителями, яхты, личные самолеты, а еще шикарные офисы в солидных зданиях с длинноногими секретаршами.
Часто у небольших команд разработчиков/творцов, не только в игропроме, заведомо страх перед такими людьми и они считают, что их самих и их проекты даже всерьез никто воспринимать не будет, а потому и нет смысла даже пробовать и позориться.

НЕТ!!! Это мнение ошибочно! Есть и немного "иные" инвесторы, так сказать из нашего мира, намного проще, иногда до примитива. Это как правило люди у которых есть немного лишних денег и которые хотят их во что-то вложить, что бы немного заработать. Чаще всего они далеки от игропрома, максимум где-то и что-то слышали про успех и решили попробовать сами туда залезть, а некоторые узнают это уже от вас. Для таких людей чаще всего основным критерием выбора является: "Ого, эта игра понравилась моему ребенку, я уверен, что все у нас получится" или "Мне нравится, механики не понимаю, но с виду все красиво". Я не шучу, как бы смешно это не звучало, если им самим или их детям не понравится визуалка и геймплей то в 9ти из 10ти случаеев им БЕСПОЛЕЗНО говорить про то, что они не понимают рынка, требований, спроса, приводить статистику и тд и тп...*далее было крайне подробное описание плодотворной работы над несколькими играми с поддержкой таких инвесторов, которое я нагло вырезал, для сохранения хоть какого-то вменяемого размера статьи в целом*

пять

Первого я нашёл с помощью аукциона на FGL ещё во времена заката флеш игр 5-6 лет назад, контора располагалась в Англии. Это был единственный издатель, который согласился поставить хоть какую-то ставку и за неимением других предложений я согласился на скромное предложение. Мне нужно было портировать браузерную версию на мобилки и по-началу всё было хорошо, они профинансировали портирование, помогали с разработкой, тестированием, прикручиванием аналитики и рекламы. Но резко перестали отвечать на сообщения. Прошло 3 года, я занимался другими проектами и они объявились с предложением сделать вторую часть игры! К слову, договор я не заключил, и смог выставить им условия, при которых я готов закончить проект вместе с ними, либо пусть удаляют бета-версию из Google Play. Игра пропала из стора, как и все их игры пропали, вообще вся контора ликвидировалась. Уже потом я узнал из комментария на одном сайте, что кто-то из руководства набрал денег с клиентов и убежал в закат.
После этой истории я начал искать следующую жертву и получил отличное предложение на White Nights от *другого издателя*. И, пока я собирал все материалы по игре, они приостановили издательскую деятельность и пожелали удачи. Думаю, я мог бы успеть, если бы не тупил целый месяц.

От третьего издателя я перешёл к четвёртому на момент подписания договора, получив более выгодное предложение.

шесть

Я наслушался от инди-разработчиков довольно много страшных историй об издателях, однако сам все равно решил рискнуть и считаю, что у нас все получилось. Игра уже вышла, она нравится нам и самое главное она нравится игрокам.
Хочу ли я сказать, что без издателя никак нельзя? Конечно нет. Если вы гениален как Кодзима и у вас армия фанатов, то можно выпускать игру даже на личном сайте. Или если вы любите лотереи и вам не жалко потраченных на разработку лет. Но если вы простой инди-разработчик и есть возможность поработать с хорошим издателем, то пробуйте.

Отношения между инди разработчиками и издателями

(В целом) нейтральные отзывы:

раз

Мне нечего сказать по этому поводу, кроме того, что я испытываю латентный страх перед их воображаемой жадностью и вероломством.

два

*доделали игру несколько месяцев назад, но не можем выпустить* Там не все так просто, мы меняем уже третьего издателя. У всех свои требования и подходы. Каждый хочет свои правки. То нас не устраивает предложение издателя, то наоборот.

три

Издатели — скучные, унылые, однообразные. Они мне кажутся какими то далекими и не веселыми.

четыре

Мы издавались с *издатель1*. мы общались с: *издатель2*, *издатель3*, *издатель4*, *издатель5*. Везде нюансы, всё говно.

пять

Спустя несколько лет геймдева и анализа в целом, поняв что в русском сегменте найти для индюшки лишь можно *сомнительных издателей*, я решил поискать у "соседей" издателей. Т.к. там могут быть какие то другие цифры, отличные от российских и какой никакой договор о услугах. И я начал шерстить интернет, и в твиттере мне удалось найти тех самых издателей. Поговорив с ними, для себя я увидел очень много плюсов и согласился с ними работать. На тот момент мои прошлые игры их не устраивали ( это даже плюс) и договорились о работе над моим текущим проектом (когда он будет закончен). Так что для себя я могу сказать, что издатель - это не плохо.

Отношения между инди разработчиками и издателями

(Определенно) негативные отзывы:

раз

Если вы независимый разработчик - то, скорее всего, у вас небольшая команда, где налажены дружеские отношения или вы вообще сидите и работаете в одиночку. У такого подхода к работе есть свои причины - большинству из нас сложно впускать в этот уютный мирок людей со стороны, с которыми вам придется налаживать новый вид отношений - юридический. Ни о каком доверии и надежности речи идти не будет. Всё ваше общение будет регулироваться документами, которые будут составлены опытными юристами со стороны издательства таким образом, чтобы работать только против вас. Устные договоренности потеряют всякую силу. Обещания перестанут иметь значение, если рядом с ними не стоит печати и подписи двух сторон. Разрушить построенный вокруг себя мир из надежных друзей - требует неимоверных моральных усилий и, как минимум, веры в человечество.Которой, лично у меня, больше нет.

два

*издатель с ж/д тематикой* *достал*. Знаю, по меньшей мере, трёх инди, которых этот паблишер опрокинул, обещая и пропадая. Как тебе сказать кинул, сказал, что свяжется, и забыл связаться). Хотя изначально говорил, что всё нравится. Всё типа нравится, работаем, пообщались, потом пропали.

три (в этом отзыве я не стал замазывать названия американских издателей, т.к. очевидно что данный инди разработчик с ними не издавался.)

Не помню как называется, но российская контора из США с логотипом в виде *определенного животного* которая *ничего* толком не выпустила толкового, вот они *недобросовестные*. Собирают весь инди мусор на каких-то *плохих* условиях. Не помню какой-то из моих проектов туда не попал. Чё-то им не понравилось. Ну и в вк них в группе подписчиков меньше чем в любом паблике школьника. А в стиме игр вышедших от них я не помню. И они предлагали что-то в духе: Мы зальем вашу игру в стим за часть от выручки в стиме, а всё остальное делайте сами, плюс мы имеем право в любой момент уже говорить вам что поменять в игре.
Вот *печально известный издатель* и любая их дочерняя или иная фирмы - полная параша, лично видел как их лидер угрожает школьникам, которые кинули его на бабки ХД

И скажи еще, что близзы в говно скатились, а *недобросовестный* активижн засунул свой паганый ммо шутерок в батл нет клиент.

четыре

Я общался с *несколькими издателями* и все они хотели запустить свои руки в мой проект. Одни даже требовали, что бы я прикрутил к своей *игре, с убийством множества врагов* огород с картошкой, потому что это типа «нравится людям». А когда спрашивал про их помощь с маркетингом, то «мы будем активно продвигать проект в своих соцсетях». Проверил их твиттер где 1499 из 1500 (цифры изменены) подписчиков это боты и по 1-2 лайка на постах.

Вот такие дела. Однозначного ответа на вопрос «издатели это хорошо или плохо?» нет. Придется думать своей головой.

Дочитавшим до этого места я могу предложить подписаться на мою группу вк — https://vk.com/brutal_muse, где я делаю свою инди игру (по вечерам после работы), а так же храню и пополняю список своих статей на окологеймдев тематику (с шутками за 300).

П.С. ДТФ, добавьте зачеркивание (strikethrough) к форматированию текста, пожалуйста. Мне его очень не хватает.

5555
36 комментариев

Комментарий недоступен

11
Ответить

Ее, ревьюбомбинг рандомами из интернетов по поводу и без. 

5
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

У такого подхода к работе есть свои причины - большинству из нас сложно впускать в этот уютный мирок людей со стороны, с которыми вам придется налаживать новый вид отношений - юридический.Ну да, ведь намного лучше допустить вероятность того, что игра таки выстрелит, глава команды заберёт себе все деньги и ничего ему за это не будет. 
Но вообще, у варианта "без издателя" мне не особо понятно где деньги брать на разработку. Т.е не на ассеты там, покупку движков и прочие разовые траты, а на оплату своего труда. Роскошь может быть и не нужна, но оплачивать квартиру и еду всем надо. Типо не всех такие понимающие близкие как у разраба stardew valley, что бы можно было пилить игру и жить за их счёт.

6
Ответить

Либо ударно поработать, скопить деньжат и потом год ебошить, либо в свободное от работы время, по вечерам. Кредит опционален, но, имхо, это тупиковая ветка. Больше вариантов я пока не вижу. 

5
Ответить

Работаешь пару лет, копишь деньги, увольняешься - делаешь игру. Я пока так делаю, хотя это конечно, несколько нервирует для первого раза, особенно если разработка продвигается не так, как хотелось бы.

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить