Алан Мур, автор «Хранителей» и «Убийственной шутки»: «Комиксы не повзрослели, это аудитория стала более инфантильной»

А инфантилизация и «стремление к простым временам и простым реалиям» — предвестник фашизма, считает писатель.

Кадр из двенадцатого номера «Хранителей»
Кадр из двенадцатого номера «Хранителей»

Мур неоднократно выражал свою неприязнь к современной индустрии комиксов и вновь критически высказался о ней — как и в целом о нынешних тенденциях и интересах аудитории — в интервью The Guardian.

Автор «Хранителей» заявил, что сам не планирует возвращаться к комиксам. При этом ненависти к форме комикса он вовсе не испытывает.

С комиксами я определённо покончил. Я не писал их уже почти пять лет. Я всегда буду горячо любить формат комикса как таковой, но индустрия комиксов и всё, что связано с ней, стало для меня просто невыносимым.

Алан Мур, писатель

Мур считает, что целевой аудиторией комикса всегда были в первую очередь дети, и изменения в тематике произведений, происходившие в течение последних десятилетий, он не считает «взрослением комиксов». В его понимании, всё наоборот: массовая аудитория стала стремиться к чему-то простому и понятному. Об этом говорит и растущая популярность экранизаций историй о супергероях.

Сотни тысяч взрослых людей выстраиваются в очереди, чтобы увидеть персонажей и ситуации, которые придумали, чтобы развлекать 12-летних мальчиков — именно мальчиков — где-то лет 50 тому назад.

Я не считал, что супергерои — это что-то взрослое. Думаю, что всё выросло из недопонимания, родившегося ещё в восьмидесятые годы, когда начали выходить произведения вроде «Хранителей». Должен отметить, что всё это в значительной степени и моя вина, пусть и непреднамеренная.

Тогда в прессе было много заголовков, гласивших: «Комиксы повзрослели». Мне же кажется, что они отнюдь не повзрослели. Да, был целый ряд книг, больше ориентировавшихся на взрослых. Но большинство комиксов остались прежними. Комиксы не повзрослели. Я считаю, что они пошли навстречу эмоциональному возрасту аудитории, которая двигалась в обратном направлении.

Алан Мур, писатель

Писатель отметил, что повышенный интерес общества к простоте и упрощениям, свойственным детским произведениям — отнюдь не добрый знак.

Ещё где-то в 2011 году я говорил об этом. Мне кажется, что если миллионы взрослых строем идут смотреть фильмы о Бэтмене, это может иметь тревожные последствия.

Ведь такого рода инфантилизация, эта тяга к более простым временам и реалиям, очень часто может быть предвестником фашизма.

Алан Мур, писатель
Алан Мур
Алан Мур

Писателя, однако, несколько обнадёживает то, как отдельные образы из комиксов используют некоторые протестные движения — как в случае с маской Гая Фокса из его графического романа «V — значит вендетта». Тем не менее Мур подчеркнул, что не станет «поддерживать всё то, чем в будущем могут заняться люди, взявшие эту маску в качестве символа».

В целом же Мур с большим недоверием относится к современным трендам и технологиям — к примеру, он отказывается пользоваться интернетом, доверяя это своему ассистенту.

Я решил для себя, что если общество действительно превратится в огромный социальный эксперимент, то будет неплохо, если кто-то всё-таки останется за пределами этой чашки Петри. […]

А мой помощник может передавать мне порнографию, милые фото с котятами и оскорбительные сообщения от читателей.

Алан Мур, писатель

По словам писателя, ему всю жизнь была близка идея просвещения людей при помощи искусства. К этому он стремился всю свою карьеру, хоть и признал, что удачно у него получалось далеко не всегда.

Думаю, что всё искусство должно погружать нас в некое изменённое состояние сознания. Наверное, во многом я — так и не исправившийся член левого психоделического течения из семидесятых. Цель которого была такова: давайте добавим ЛСД в резервуары с водой и таким образом всех просветим.

К счастью, до того, как мне удалось воплотить это в жизнь, я успел как следует, ***** [чёрт побери], повзрослеть и понять, что это отвратительная идея.

Но мысль о том, что просвещение людей — это способ изменить общество, так и осталась моим самым сильным ориентиром.

Алан Мур, писатель

На данный момент одним из последних комиксов, который написал Мур, остаётся четвёртый и заключительный том «Лиги выдающихся джентльменов» под названием «Буря». Возможно, в дальнейшем писатель будет заниматься исключительно прозой, которая стала привлекать его куда больше, чем что-либо ещё.

Просто мне очень нравится писать художественную прозу. Ведь в некотором смысле она кажется мне самой «чистой» из форм искусства.

У вас есть лишь 26 букв английского алфавита и приправа из знаков препинания. И с помощью них можно описать всю вселенную, что вы только можете себе представить.

Алан Мур, писатель
4141 показ
40K40K открытий
1616 репостов
813 комментария

Проблема понимания мыслей Мура широкой аудиторией заключается в том, что он прошёл весь путь анализа в своей голове, а выдаёт только конечный результат.

В целом он говорит про общий уклад. Упрощение - это стремление избавляться от контекстов и смысловых надстроек. Собственно, именно этим и занимается современная массовая культура.

Избавление от смысловых надстроек и повсеместное упрощение - это избавление от причинно-следственных связей или минимизация их роли в анализе текущей реальности.

Далее все приходит к феномену кратковременной памяти, когда события в информационном поле хотя бы годовой давности уже не имеют никакого значения. Имеет значение только трендовая информация здесь и сейчас.

Это всё в итоге приводит к бинарному мышлению "Добро/Зло", всё становится черно-белым, а что чёрное, а что белое - определяет доминирующие СМИ.

Ну и в конечном итоге это МОЖЕТ привести к фашизму, ибо один из инструментов фашизма - это разделение на свой/чужой. С четкими критериями "своих".

Я думаю он это имел ввиду.

Ответить

Согласен. Это сродни попыток распространения авраамических религий. Сложные морально-филосовские концепции вручались малограмотным агрессивным группам людей. В результате: сожжение ведьм, учёных, крестовые походы и прочие тёмные века.

Ответить

Это всё в итоге приводит к бинарному мышлению "Добро/Зло", всё становится черно-белым, а что чёрное, а что белое - определяет доминирующие СМИ

Не приведет, если правительство многих стран наконец-то реформирует школьную систему образования и научит людей работать с информацией. Детей не нужно учить как пересказывать тексты, делать конспекты и зубрить стихи наизусть. Им нужно базовое понимание того как справляется с большим массивом информации, которая льется на них каждый день, научить как проверять источники, искать контекст и осмыслять прочитанное.

Со всем остальным согласна.

Ответить

Собственно, именно этим и занимается современная массовая культура.Массы всегда шли по пути упрощения. Очередной дед рассказывает как раньше было лучше.
Да-да, среди современных авторов нет таких гениев как 100 лет назад, ага. Всё старые песни заводят. Завтра уже вымрем.

Ответить

Боже какой ужас с подменой понятий. Мур пишет об упрощении и примитивизме - вы пишете о добре и зле. Серая мораль и неоднозначные персонажи у Мура говорят о том, что никому нельзя верить и стоит копать истину, а все что вам кажется правильным может быть ложно. Но концепция добра и зла реальна, существует и работает в том числе в ЕГО произведениях. Просто у Мура вы выбираете кто хорош а кто плох. В ваших рассуждениях огромная логическая дыра - есть добро, и есть зло. Но они не всегда легко идентифицируемы, и не всегда зло по отношению к одному человеку - непременно зло. Вы сами взяли и пошли по пути упрощения мысли, показав себя ровно тем, о ком говорит Алан Мур. Есть всенепременное добро и его атрибуты, и у Мура это явно выделено, однако они искажаются и передергиваются, отчего страдают носители этого самого добра и все окружающие. И Мур ставит в углу своих произведений поиск истины - кто же именно добро, а кто зло. Например, в тех же Хранителях - Роршах, меньшее зло, обличает куда большее, потому, что борется за истину. Он сам по себе - ужасен, и по факту поехавший маньяк, но с кодексом чести и борющийся за истину - он выступает извращенной версией добра, как и тот же Комедиант. Проблемы разные у персонажей, но суть одна. Мур же здесь говорит об отупении, оболванивании, о упрощенных сюжетах которые не заставляют задумываться и вторит тому же Фромму, в унисон с Арнольдом. Люди оболваниваются чтобы верить в сказки уже не в Кино, но и в СМИ. И СМИ - могут начинать подменять понятия. Последний из кинокомиксов который можно было бы воспринимать серьезно - Война бесконечности. Уничтожить половину существ во вселенной, и дать ей шанс на еще n сотен тысяч лет комфортного существования, пока все не расплодятся вновь, или же дать ей медленно, но верно вымереть от голода и нехватки ресурсов? Или другой моральный выбор - взяли бы на себя грех убийства ребенка, даже если бы ребёнком был Гитлер? А дальше идут рассуждения - что и если - которые и только они покажут, что вы за человек - добрый - или злой. В эпоху цензуры слова, в эпоху упрощения всех мыслей и состояний с вашей логикой вполне можно скатиться и к тому, что педофилия является нормой, открыв окно Овертона и предположив, что сексуальные контакты с детьми - это вид нормы. Плохое и хорошее закреплены в общечеловеческой морали - которая выражена в той или иной религии достаточно четко. Всегда есть добро и зло, но нужно уметь разбираться - насколько зло плохо, а добро хорошо. Мур же отсылает нас даже в Хранителях к последней заповеди - не лгать. К ее оборотной стороне - истине. Не правде, именно истине, объективной реальности.

Ответить

кроме того, он еще и сознательно гиперболизирует.
Очень забавно, что люди снова и снова путают фашизм с нацизмом

Ответить

Что адекватные люди делают в комментариях на ДТФ?
Правильно: поднимают общий уровень всех остальных.

Ответить