«Огненная чума» и «Ведьмина корча»: как зараженный хлеб сводил с ума средневековую Европу

Охота на ведьм, Крестовые походы, массовые помешательства и многочисленные эпидемии опустошали Европу прошлого тысячелетия, но мало кто знает, что большинство бедствий вызвано отравлением спорыньей.

Эрготизм, или Антониев огонь (от фр. ergot — спорынья) — отравление человека и животных алкалоидами спорыньи, попавшими в муку из зерен ржи, зараженных склероциями.

"Чёртовы рожки"-рожь, пораженная спорыньей.
"Чёртовы рожки"-рожь, пораженная спорыньей.

Медицина выделяет две формы эрготизма: гангренозная (огонь Святого Антония, огненная чума, священный огонь) и конвульсивная (ведьмина корча).В первом случае у человека возникали психические расстройства, сокращения мышц, сильные боли по всему телу, «сухая» гангрена- пальцы конечностей чернели и отпадали, руки и ноги выглядели обугленными, отсюда и название «священного огня». Во втором случае возникали похожие симптомы, сопровождающиеся сильными конвульсиями, тревогой, бредом, эйфорией и галлюцинациями.

Настоящие эпидемии эрготизма приходятся на Средние века. Из-за нетребовательности к почвам и уходу, устойчивости к сорнякам и вредителям рожь выращивалась в Европе повсеместно и практически все население питалось хлебом. Но нехватка знаний об уходе за сельскохозяйственными культурами сыграла злую шутку со жителями. Низкая температура и высокая влажность приводили к масштабному заражению посевов. Голод — нередкое явление для Средневековья, поэтому люди были вынуждены есть пораженные спорыньей посевы, что приводило к масштабным эпидемиям эрготизма.

Достоверные исторические сведения об эрготизме восходят к 10 в. во Франции. В «Хрониках» средневекового монаха Сигеберта из Жамблу встречается следующее описание эпидемии «огня святого Антония», которая охватила Западную Лотарингию в 1090 году:

«Там многие гнили, в то время священный огонь пожирал органы, и когда истерзанные члены чернели, словно уголь, они либо умирали жалкой смертью, либо вели еще более жалкую жизнь, после того как им отрезали сгнившие руки и ноги; а многие мучались, пораженные нервными спазмами»

Картина Маттиаса Грюнвальда, с изображением пациента, страдающего тяжёлым эрготизмом.
Картина Маттиаса Грюнвальда, с изображением пациента, страдающего тяжёлым эрготизмом.

Охота на ведьм

Средневековье питало особую неповторимую страсть к демонологии, бесноватым, описаниям встреч с нечистью и видениям Конца Света. И именно на Средние века приходится пик поедания спорыньи. Некоторые исследователи полагают, что спорынья повлияла на череду знаменитых исторических процессов: крестовые походы, религиозные войны, охота на ведьм. И так как психоделические эффекты спорыньи способны вызывать яркие галлюцинации и причудливые ощущения познания мира, некоторые историки высказывают версию, что в основе божественного экстаза лежит отравление спорыньей. Только можно представить, насколько опасная ситуация сложилась в те дни: чертовски отвратная жизнь большинства населения, развитая демонология, частый голод и вспышки заболеваний, религиозный фанатизм — этого уже достаточно, чтобы сойти с ума. В это же время попадает вещь, которая вызывает массовые галлюцинации, приступы агрессии, а в худшем случае гниение конечностей, судороги и смерть.

Согласно книге «Злые корчи» Абсентиса, количество смертей от эрготизма может быть сравнимо со смертями от чумы: сотни тысяч несчастных ели хлеб, от которого галлюцинировали, а затем и гнили заживо. Гонения на еретиков и ведьм в такой ситуации кажутся даже логичными: многие больные были убеждены в существовании демонов и ведьм — потому что видели их. Более того, многие отравившиеся сами клеветали на себя, уверенные в том, что лично общаются с дьяволом.

Орден Святого Антония

Люди не сразу смогли найти причину своих бедствий. Оказалось, во всем виновата рожь,вернее, её массовое возделывание в это время. Пшеница, до появления ржи царившая в хлебопечении, была подвержена заражению спорыньей в гораздо меньшей степени, но несравнимая с рожью урожайность, капризность и, как следствие, более затратное производство быстро сократили ее посевы, сделав пшеницу "зерном для избранных". Именно с того времени пшеничный белый хлеб, в отличие от черного ржаного, стал символом праздника и достатка. И еще достоянием монастырей. Последнее сыграло важную роль в истории эрготизма, надолго связав его с именем святого Антония.

Антоний Великий
Антоний Великий

Как полагают исследователи, появлению самой устойчивой связи больных «священным огнем» и монахов-антонитов способствовал француз Гастон де ла Валлуар. В 1039 г. им был построен госпиталь им. Святого Антония, медицинский штат которого составляли адепты одноименного ордена. Туда и препровождались пострадавшие от очередной эпидемии эрготизма, разразившейся в том же году. В дальнейшем больные,в том числе пережившие ампутацию пораженной конечности, нередко отправлялись доживать свой век в монастырь. А поскольку хлеб монастырских насельников пекся из пшеницы, а не зараженной спорыньей ржи, укрывшиеся за спасительными стенами переставали получать ежедневные порции яда. Этого было достаточно, чтобы больной эрготизмом получил реальный шанс на выздоровление. Слухи о том, что пребывание в монастыре Святого Антония способно спасти от огненной чумы, положило начало резкому увеличению числа его почитателей. И, разумеется, укреплению финансовой мощи ордена. Впрочем, нуждавшиеся в медицинской помощи от этого только выиграли: госпитали им. Святого Антония стали появляться повсеместно, ну а имя святого спасителя от страшной болезни вплелось в ее название - и эрготизм стал Антониевым огнем.

С конца XVII века по мере понимания, что содержащий спорынью хлеб является причиной эрготизма, и благодаря развитию сельского хозяйства частота и масштабы эпидемий эрготизма уменьшились. Также немаловажным фактором, повлиявшим на снижение заболеваемости эрготизмом, явилось повсеместное внедрение в рацион картофеля, снизившее потребление хлеба. В дальнейшем наблюдались лишь отдельные эпидемии эрготизма. Последней крупной эпидемией эрготизма считается случай на юге Франции, в городе Пон-Сент-Эспри в 1951 году: заболело 250 жителей, 4 из них умерли.

14K14K открытий
78 комментариев
Ответить
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

ЗА МОЕГО ОТЦА

Ответить

 Судя по статье, спорынья действовала только на  средневековую Западную Европу. Ни античные государства, ни средневековые скандинавские и славянские она не трогала. Хлеб там, наверное, был другой системы. Более духовный.

Ответить

Спорынья начала активно появляться с изменением климата в 5-6 веке, до того это было более редкое явление.
В Российской Империи со спорыньей был пиздец, потому что крестьяне искренне считали что спорынья это хорошо, дети вообще жрали рожки как конфеты. Учитывая, что концентрация алкалоидов раз на раз не приходится, а по некоторым данным, спорынья с производными ещё и зависимость вызывают, переубедить их было крайне сложно аж до начала двадцатого века

Ответить

 Пшеница, до появления ржи царившая в хлебопечении, была подвержена заражению спорыньей в гораздо меньшей степени, но несравнимая с рожью урожайность, капризность и, как следствие, более затратное производство быстро сократили ее посевы, сделав пшеницу "зерном для избранных".

Ответить