Популярное
Свежее
Моя лента
Сообщения
Рейтинг
Пополнить Steam
Низкая комиссия
Темы
Игры
Офтоп
Гайды
Творчество
Ночной музпостинг
Кино и сериалы
Вопросы
Музыка
Милые животные
Видео
Показать все
DTF
О проекте
Правила
Реклама
Приложения
Аккаунт удален
Жизнь
12.12.2020

Статья удалена

В данной статье мы поговорим о жизни и творчестве живописца, художника и представителя классицизма и романтизма — Карле Павловиче Брюллове.

Статья удалена

Карл Павлович Брюллов — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма. Автор жанровых и исторических полотен.

Юношеские годы

Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года, в городе Санкт-Петербург, в семье академика и творческого человека Павла Ивановича Брюлло и его супруги Марии Ивановны Шрёдер.

Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге — <b>1830</b> Василий Садовников
Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге — 1830 Василий Садовников

До семи лет — Карл проводил свою жизнь практически прикованным к постели, из за проявления ранних признаков острого аневризма. Но по воле отца Карла, желавшего обучить сына живописи — его оторвали от кровати, и он начал осваивать навыки, необходимые для своей будущей профессии в роли художника и творца.

В 16 лет его без экзаменов и прочих тестов зачислили в петербургскую Академию художеств. Подготовка со стороны Отца очень сильно помогла Брюллову — он учился лучше своих сверстников. Молодой художник часто поправлял работы товарищей по курсу, преподаватели всегда принимали это во внимание и подшучивали над студентами: «Что, брат, кажется, в эту треть Брюллов хочет дать тебе медаль?».

Брюллов в юношеских упражнениях своих выказывал нечто большее, чем простое знание академического рисунка: он умел придавать формам человеческого тела не условную правильность, а жизнь и грацию, дотоле незнакомые ученикам Академии.

Андрей Сомов

Преподаватели рано позволяли Карлу самостоятельно писать собственные полотна, когда его сверстники ещё «жалостно» копировали картины учителей.

Карл Брюллов с большим успехом прошел обучение в петербургской Академии художеств, получив все возможные награды со стороны преподавателей и высшего сословия академии. В качестве своей выпускной работы — он написал картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Маврийского», за которую получил большую золотую медаль и право на поездку за границу для совершенствования в искусстве.

Явление Аврааму трех ангелов у дуба Маврийского — <b>1821</b> Карл Брюллов
Явление Аврааму трех ангелов у дуба Маврийского — 1821 Карл Брюллов

Композиция богатая, краски живые, отделка приятная, даже в листочках дуба, кои освещены весьма естественно. Сверх того, юный художник умел дать всему действию особенное движение, жизнь.

Несколько театральная фигура Авраама исполнена величия, чему способствуют великолепные складки его широкого одеяния. Ангелы, прекрасные и грациозные, изображены как путники, отдыхающие после длинного странствия, на которое как бы намекает расстилающаяся на втором плане долина. Один из ангелов поправляет сбившуюся сандалию. Этот естественный, наблюденный в натуре жест сообщает сцене человеческую теплоту.

•

Первой значимой работой Брюллова стало полотно «Гений искусства», созданное в соответствии с академическими требованиями и признанное Академическим советом образцом для копирования.

Гений искусства — <b>1817-1820</b> Карл Брюллов
Гений искусства — 1817-1820 Карл Брюллов

На данной картине изображен прекрасный и величественный юноша, восседающий опершись на лиру. Навеянное античной скульптурой изображение гения на рисунке было дополнено жезлом, а также головой Лаокоона, которая лежит у ног прекрасного бога.

В данной работе все — от пропорций тела и лица, характера подсветки, устойчивости форм и до четкости контуров, было выполнено в полном соответствии с классическими канонами. Настолько цельного классического образца Карл Брюллов больше не создал никогда. В поздних его ученических работах уже заметно как явственно начинают прорываться живые наблюдения и реальная жизнь.

•

В те годы Брюллов также создал ещё одно неимоверно красивое полотно, картину «Нарцисс».

Нарцисс — <b>1819</b> Карл Брюллов
Нарцисс — 1819 Карл Брюллов

Картина наполнена грустным назиданием. «Пренебрег любовью нимфы гордый Нарцисс». Перед нами момент совершения наказания по приказу богов. Крылатый Эрот (купидон) только что выстрелил в героя, юноша беззаветно влюбился в свое собственное отражение в воде.

Карл изобразил юношу полным сил и с отлично сложенным характером. Вьющиеся волосы, правильные черты лица — непременные атрибуты живописи классицизма. Выразительные жесты, скромно проявляющиеся эмоции. Взгляд сосредоточен на отражении. Оторваться от него Нарцисс уже не сможет.

Улетающий купидон бросает печальный взгляд на героя, одновременно сочувствуя ему и осуждая его.

Итальянский период

Как и писалось ранее, Брюллов после окончания Академии художеств получил возможность выезда за границу, но этой возможностью по началу он так и не смог воспользоваться, из-за конфликтов с президентом Академии.

Тогда же на него обратило внимание недавно созданное ОПХ (Общество поощрения художников), которое после написания двух картин Брюлловым и обязательством ежегодно отчитываться об успехах в творческом плане — отправило его таки за границу.

Здание Императорского общества поощрения художеств
Здание Императорского общества поощрения художеств

А написанными картинами являются «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полиника», первая находится по настоящее время в тюменском краеведческом музее, а местонахождение второй так и осталось неизвестным.

Эдип и Антигона — <b>1821</b> Карл Брюллов
Эдип и Антигона — 1821 Карл Брюллов

Полотно было продано коллекционеру, имя которого осталось неизвестным. На долгое время след картины потерялся. Но после окончания Великой Отечественной войны её нашли в Ленинграде, на чердаке одного почти развалившегося дома, свернутой красочным слоем внутрь и значительно загрязненной.

Картина отображает сюжет древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип».

•

В 1822 году, Карл со своим братом Александром отправились в путешествие, и путь их держал через Германию и Австрию.

В Германии, а именно в Баварии — Карл написал несколько портретов, ему пришлось писать членов правительства и представителей местной знати, которые имели представление о русском портретисте, недавно приехавшим к ним в город. После Баварии — Брюллов наконец приехал в Рим, где на него с неба сразу же посыпались крупные заказы от итальянского общества. Именно в Италии он и написал одни из лучших своих работ.

Итальянское утро — <b>1823</b> Карл Брюллов
Итальянское утро — 1823 Карл Брюллов

Итальянское утро — первая удачная работа Карла по прибытию в Италию. После написания данного полотна, слава ему была обеспечена, похвала была даже со стороны правительства Российской империи.

Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением окна.

Карл Брюллов

На картине изображена молодая женщина, умывающаяся под струями фонтана, освещена мягкими утренними лучами солнца.

•

После написания картины «Итальянское утро» — император Николай I поручил написать парную к ней работу, и ею стала работа «Итальянский полдень».

Итальянский полдень — <b>1827</b> Карл Брюллов
Итальянский полдень — 1827 Карл Брюллов

На картине изображена молодая женщина, снимающая виноград. Моделью стала простая итальянка. Брюллов писал свою картину в саду под настоящим виноградником, в солнечном полуденном освещении.

Картина по итогу не оправдала ожиданий. Она не понравилась ни императору, ни ОПХ из за неподобающего, по общему мнению, сюжета, который не соответствует общим правилам этикета красоты в искусстве. В ответ на критику Брюллов разорвал отношения с ОПХ и можно сказать начал выступать в роли «свободного художника».

Вот что говорит критика и как на неё реагирует Брюллов.

Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса.

Письмо от верховного общества ОПХ

Причиной моей погрешности было желание отличить сию картину и самим отличием форм от первой картины, представляющей подобный же предмет; найдя же, что правильные формы все между собою сходствуют, как-то особенно заметно в статуях, где сия чистота форм необходима, и что в картине посредством красок, освещения и перспективы художник приближается более к натуре и имеет некоторое право отступить от условной красоты форм, я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй.

Ответное письмо от Карла Брюллова

•

Портреты Брюллова итальянского периода отличались сочетаниями элементов жанров классицизма, реализма и барокко. Стремление Брюллова передать внутреннюю жизнь героев было очень сильным, — иногда через обилие «бытовухи» на картинах, для того чтобы раскрыть мир в котором они живут. Иногда его работы носили несколько декоративный характер благодаря подчёркнутой изысканности обстановки и изображённых моделей.

Свободный художник

В 1830 году Карл получил заказ от Анатолия Демидова, русского и французского мецената, на большую и самую известную его картину с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи». Замысел сюжета картины был связан с тогдашней модой на археологию, а событие — извержение вулкана Везувий (Действующий вулкан на юге Италии).

Вулкан «Везувий»
Вулкан «Везувий»

Для более точного понимания сюжета картины — Брюллов плотно уселся за изучением разных литературных источников о древней катастрофе, посещал раскопки в Помпеях (Древнеримский город недалеко от Неаполя, погребённый под слоем вулканического пепла в результате трагического извержения Везувия в 79 году н. э.) и Геркулануме, сделав ряд эскизов руин и тогдашних архитектурных решений.

Древняя улица в Помпеях
Древняя улица в Помпеях

Последний день Помпеи

Перед тем как детально рассматривать полотно — прочтите сюжет в вырезке ниже!

Последний день Помпеи — <b>1830-1833</b> Карл Брюллов
Последний день Помпеи — 1830-1833 Карл Брюллов

Картина примечательна своим расположением между неоклассицизмом, преобладающим в России, и романтизм который все чаще практикуется во Франции.

Картина получила почти всеобщее признание и сделала Брюллова первым русским художником, получившим международную репутацию. В России это рассматривалось как доказательство того, что русское искусство ничуть не хуже искусства остальной Европы.

Подробный сюжет:
Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ. Многие действующие лица являются олицетворением великодушия: перед лицом опасности они проявляют возвышенные чувства самоотверженности, мужества и любви. Среди них — сыновья, несущие на плечах немощного отца, а также юноша, уговаривающий свою мать спастись вместе с ним. Мать с дочерьми неподвижны: их вера в бога столь велика, что они вкладывают все силы в молитву. Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Центральная фигура холста — упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина, рядом с которой находится её ребёнок. Многочисленна группа людей на ступенях гробницы Скавра, среди которых находится и художник, в образе которого Брюллов изобразил самого себя. Есть и отрицательные персонажи — языческий жрец, в страхе убегающий от стихии, и вор, крадущий упавшие на землю драгоценности

Действующие лица

Женщина с ребёнком, упавшие с колесницы
Женщина с ребёнком, упавшие с колесницы

Упавшая с колесницы молодая женщина с ребёнком — самая центральная группа в окончательной версии полотна. В течение длительного времени Брюллов пытался найти устраивавший его вариант расположения этой группы в композиции. В ранних версиях художник изображал склонившегося над телом погибшей женщины вора, крадущего её драгоценности.

Женщина символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир, а дитя — воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим.

Галина Леонтьева

•

Плиний с матерью
Плиний с матерью

Группа Плиния с матерью была одной из самых ранних в данной картине, появившихся в рабочих альбомах художника. В ранних версиях композиции эта группа была расположена левее, чем в окончательном варианте картины.

На полотне Брюллов изобразил, как юный Плиний уговаривает свою обессилевшую мать попытаться спастись вместе с ним, а если же суждено умереть, то погибнуть вместе. С одной стороны выступает рискующий своей жизнью сын, который не может оставить на гибель свою мать, а с другой — мать, которая умоляет сына спасти хотя бы его собственную жизнь.

•

Сыновья, несущие отца
Сыновья, несущие отца

Изначально группа Сыновей с отцом выглядела чрезмерно растянутой, так что в окончательном варианте — Брюллов изменил принцип её построения.

Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца; между ног детей прячется верная собака.

Карл Брюллов в письме к своему брату Фёдору

Сыновья несут немощного отца на плечах (забыв о себе, живя только страхом за его жизнь). Хотя на голову старика падает тень, об охватившем его ужасе весьма выразительно свидетельствует жест поднятой руки с раздвинутыми пальцами, который восполняет отсутствие мимики его лица.

•

Мать с двумя дочерьми
Мать с двумя дочерьми

Группа женщины с двумя дочерьми, наряду с Плинием и его матерью, одной из первых появилась в рабочих альбомах Карла Брюллова. В ранних вариантах композиции мать, поднявшая руку к небу, и её дочери находились на заднем плане и были показаны со спины.

Группа женщины с двумя дочерьми построена как типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения «рёбер» конструкции.

Магдалина Ракова

•

Новобрачные
Семейная группа

Новобрачные — группа жениха с безжизненной невестой на руках относится к наиболее поздним фигурам, введённым Брюлловым в композицию картины, представляет собой одну из наиболее печальных сцен.

Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти». Не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять.

Семейная группа — Помпеянец, укрывающий семью своим плащом.

…бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца.

Карл Брюллов в письме к своему брату Фёдору

Рты мужчины и женщины раскрыты, их лица выражают неимоверный ужас, происходящий вокруг них.

•

Священник
Жрец

В ранних эскизах Карл располагал фигуру жреца то на ступенях лестницы слева, то на углу улицы в правой стороне композиции. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Тем самым его фигура потеряла ту главную роль, которую она играла в ранних вариантах композиции. Христианский священник — одна из наиболее поздних фигур, введённых Брюлловым в композицию.

По правую сторону упавшей женщины — жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении…

Карл Брюллов в письме к своему брату Фёдору

Образы языческого жреца и христианского священника символизировали закат древнего мира и приход новых эпох.

•

Группа на ступенях гробницы Скавра
Группа на ступенях гробницы Скавра

Людей на ступенях гробницы Скавра нельзя поделить на отдельные подгруппы. Сам Карл решил изобразить себя на сюжете картины, на ней он выступает в роли спасающегося художника в этой самой толпе, с набором красок и кистей на голове.

…сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея).

Карл Брюллов в письме к своему брату Фёдору

В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Те помпеяне, которые пытались спастись под крышей усыпальницы, пытаются выбраться обратно, испуганные видом того, как рушатся от ударов стихии здания на противоположной стороне улицы. Навстречу им движутся обезумевшие от страха люди, которые, наоборот, пытаются найти спасение внутри гробницы. На верхней площадке — там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото». Даже в такой страшный час его главной целью является нажива, но его фигура — единственная во всей картине, которая олицетворяет собой низменность побуждений.

•

Ранние эскизы-варианты

Статья удалена
Статья удалена
Статья удалена
Статья удалена
Статья удалена

Живописные эскизы

<b>1827-1828</b>
<b>1828</b>
<b>1827-1828</b>

Хранится данное полотно в государственном русском музее, города Санкт-Петербург.

Прибытие в Россию

После написания полотна в 1833 году — картина произвела сенсацию в Европе и России, для русской живописи она стала новаторством, зачастую из-за отличного сюжета.

Картина в государственном русском музее
Картина в государственном русском музее

И стал «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день.

Евгений Баратынский

Император Российской империи увидев картину направил Брюллову распоряжение вернутся на родину, в Санкт-Петербург, но перед возвращением он принял приглашение от графа Владимира Давыдова (Тайного российского советника и писателя), на путешествие по Малой Азии, Греции и Ионическим островам.

В Афинах Брюллов подхватил желтую лихорадку, и был вынужден расстаться со своими спутниками по путешествию и отправился в Россию.

По прибытию в Москву Брюллов познакомился с знаменитым русским поэтом — Александром Пушкиным, и знаменитым московским портретистом — Василием Тропининым, их знакомство в последствии переросло в крепкую дружбу.

Также он продолжал работать над новыми картинами, в частности над портретами.

Живопись в Москве

Портрет А.К.Толстого — <b>1836</b> Карл Брюллов
Портрет А.К.Толстого — 1836 Карл Брюллов

На портрете изображен Алексей Константинович Толстой. Будущему выдающемуся поэту, драматургу, одному из создателей легендарного Козьмы Пруткова, было всего 19 лет. Он только что закончил Московский университет и приступил к службе в московском архиве иностранных дел.

Брюллов изобразил Толстого за любимым занятием – на охоте.

•

Портрет графа А.А.Перовского — <b>1836</b> Карл Брюллов
Портрет графа А.А.Перовского — 1836 Карл Брюллов

На этом портрете изображен дядя А.К.Толстого — Алексей Алексеевич Перовский, выдающийся русский писатель.

Писатель изображен сидящим у окна на фоне пейзажа. Взгляд его несколько напряжен и внимателен. Поза свободна, а лицо одухотворено.

•

Гадающая Светлана — <b>1836</b> Карл Брюллов
Гадающая Светлана — 1836 Карл Брюллов

Это единственное полотно Брюллова, созданное на тему русского национального быта. Напомним что до этого он писал на тему итальянской бытовой жизни.

На картине изображена сцена святочного гадания. Спиной к зрителю сидит девушка с русой косой в кокошнике и русском сарафане. Перед ней на столике стоят горящая свеча в высоком подсвечнике и фигурное зеркало, в которое героиня испуганно и напряжённо вглядывается, в надежде увидеть в отражении суженого.

•

С 1836 по 1849 год — Брюллов жил и работал в Санкт-Петербурге. Сразу по возвращении в столицу ему было присвоено звание младшего (второй степени) профессора Академии художеств.

Петербург

Перу Брюллова этого периода принадлежат многочисленные парадные портреты русской знати и т. н. «интимно-камерные портреты» выдающихся людей своего времени, отличавшиеся более глубокой и осмысленной трактовкой образа модели.

К наиболее удачным работам относят портреты: Нестора Кукольника, Василия Жуковского, Ивана Крылова, Юлии Самойловой, Александра Струговщикова и многих других исторических личностей.

•

Портрет Н.В.Кукольника — <b>1836</b> Карл Брюллов
Портрет В.А.Жуковского — <b>1837</b> Карл Брюллов
Портрет баснописца И.А.Крылова — <b>1839</b> Карл Брюллов
Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини — <b>1842</b> Карл Брюллов
Портрет А.Н.Струговщикова — <b>1840</b> Карл Брюллов

Последние годы жизни

В 1843 году Брюллов получил приглашение участвовать в росписи Исаакиевского собора (Крупнейший православный храм в Петербурге). Ему было предложено расписать плафон большого купола фигурами апостолов, евангелистов и серией картин на тему «Страсти Христовы».

Исаакиевский собор
Исаакиевский собор

Художник с большим интересом приступил к работе над эскизами. К 1848 году они были завершены, и Брюллов приступил к самой живописи. Однако тяжёлая работа в сыром недостроенном соборе подорвала и без того слабое здоровье живописца, дав осложнения на сердце и обострив ревматизм, поэтому уже в феврале художник просил об освобождении от работ.

Его просьба об освобождении была удовлетворена. К этому времени он уже написал почти все основные фигуры плафона, так что заканчивавшему его работу Петру Басину — оставалось только дописать фон и создать несколько картин.

Богоматерь в окружении святых, законченная роспись плафона в соборе Карл Брюллов и Пётр Басин
Богоматерь в окружении святых, законченная роспись плафона в соборе Карл Брюллов и Пётр Басин

•

К 1849 году — Брюллов отправился на лечение, на остров Мадейра (Автономный остров Португалии), но в том же году вернулся в Италию. В это время художник познакомился с соратником Гарибальди Титтони, в доме которого он практически и прожил последние годы своей жизни. Большинство поздних портретов и акварелей Брюллова до сих пор хранятся в частной коллекции этой семьи.

Последним шедевром художника стал портрет его старого знакомого и археолога — Микеланджело Ланчи.

Портрет М.Ланчи — <b>1851</b> Карл Брюллов
Портрет М.Ланчи — 1851 Карл Брюллов

•

Карл Павлович Брюллов скончался 23 июня 1852 года, в возрасте 52 лет, в местечке Манциана под Римом. По свидетельству русского представителя в Риме — смерть наступила через три часа после приступа удушья.

Художник был похоронен на кладбище Монте Тестаччо, Италия.

Надгробие Карла Брюллова
Надгробие Карла Брюллова

Надеюсь данная статья была вам полезна и вы насладились известными работами Брюллова так-же, как и насладился ими я.

Все портреты и работы Карла Брюллова вы можете посмотреть на данной странице.

Он доказал, что работы русских художников — могут стоять на равне с работами итальянских художников, полотна которых так же велики по своему значению и характеру.