Как принимали закон о предустановке российского ПО и как он работает на практике

Коротко обо всём, что нужно знать по теме.

Как принимали закон о предустановке российского ПО и как он работает на практике

Так называемый закон о предустановке российского ПО — на самом деле сборник поправок к федеральному закону «О защите прав потребителей», которые приняли для того, чтобы сделать устройства зарубежных производителей «понятнее для пользователей».

Также законодатели хотели помочь российским разработчикам приложений в неравной борьбе с зарубежными конкурентами вроде Apple, Google и Microsoft.

Согласно закону, производители смартфонов, компьютеров и «умных» телевизоров обязаны предустанавливать приложения российского производства на все устройства, предназначенные для продажи после 1 апреля.

Первую версию поправок приняли в декабре 2019 года. Требования должны были вступить в силу летом 2020 года, но срок сдвинули сначала на 1 января 2021-го, а потом ещё раз отложили до 1 апреля. Причиной стало сопротивление производителей электроники и то, что сами законодатели долго не могли определиться с тем, какие виды программ должны войти в список обязательных, а потом ещё почти столько же утверждали итоговый список конкретных приложений — его опубликовали только в начале января 2021 года.

В СМИ за поправками закрепилось имя «Закона против Apple», так как компания известна тем, что никогда не устанавливает на свои устройства сторонний софт. Летом 2020-го закон отправили на доработку — так в нём появилось уточнение о том, что производитель не обязан предустанавливать полные и рабочие версии приложений.

Требования, чтобы российское ПО было неудаляемым, не было ни в одной из итераций закона.

Сейчас производителям достаточно добавлять на рабочий стол иконки со ссылкой на самостоятельное скачивание или просто показывать баннер со списком рекомендуемых приложений. Последний вариант использует Apple — при первом запуске iPhone пользователь может выбрать, какие из «рекомендованных» приложений установить, но можно отказаться от всего.

Нарушителям грозят штрафы до 200 тысяч рублей. Меру наказания и размер штрафов, кстати, окончательно определили только 16 марта 2021 года, изначально это в законе прописано не было.

Большинство производителей компьютеров ограничиваются ссылками на скачивание антивируса «Лаборатории Касперского», приложения «Госуслуги», домашнего пакета «Мой Офис» и нескольких программ от «Яндекса» вроде браузера, почты и музыкального сервиса.

А вот с производителями смартфонов ситуация оказалась сложнее. Например, 30 марта Samsung начала рассылать обновление прошивки на все актуальные модели смартфонов, которое устанавливало неудаляемые «Яндекс.Браузер», «Яндекс.Диск» и «Яндекс.Карты». Почему приложения появились на устройствах, которые были произведены и куплены до вступления закона в силу, и почему их невозможно удалить — не ясно, сама компания ссылается на выполнение требований закона.

Управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян сообщил, что не согласен с решением Samsung и призвал всех производителей устройств «не делать так».

Мы против этого, потому что так делать плохо для пользователей. Мы не подписывали соглашений про это с производителями телефонов и чисто по-человечески согласны со всеми, кто возмущается – да, так делать нельзя.

Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний «Яндекс»

Производители электроники вольны самостоятельно решать, в какой форме и в каком объёме устанавливать российские программы на свои устройства — от небольшого экрана с рекомендациями при первом запуске до нескольких десятков иконок и предустановленных приложений.

Эти папки по умолчанию присутствуют на рабочем столе сброшенного до заводских настроек смартфона Huawei Mate 40 Pro. Большинство — иконки для загрузки, но всё же
Эти папки по умолчанию присутствуют на рабочем столе сброшенного до заводских настроек смартфона Huawei Mate 40 Pro. Большинство — иконки для загрузки, но всё же

Дело в том, что предустановку и размещение ярлыков придумали далеко не российские законодатели. Производители устройств иногда сами закупают полезный сторонний софт, но чаще, наоборот, продают «рекламные места» на своих смартфонах, ноутбуках и умных телевизорах разработчикам приложений.

Поэтому с 1 апреля для российских пользователей ничего особенно не изменится: «серый» рынок не исчезнет, на iPhone и iPad не появятся предустановленные «Одноклассники», российские онлайн-кинотеатры на «умных» телевизорах были и так, а на Android-смартфонах просто станет всего на несколько «рекламных» иконок больше.

Жаль лишь, что на практике закон, формально направленный облегчение жизни пользователей и поддержку российских разработчиков, на деле не помогает ни тем, ни другим. Фильтр российских законодателей в основном прошли продукты и без того крупных компаний, и от «монополии западных корпораций» почему-то «защищают» российских IT гигантов вроде MRG и «Яндекса».

Можно возразить, что «Яндекс GO» и «Облако mail.ru» куда полезнее для конечных пользователей, чем менее надёжные аналоги от небольших разработчиков, так как в их создание, развитие и полировку вложены многие миллионы рублей. Но так и на их маркетинг потрачено не меньше — практически все в России и так уже знают о существовании сервисов «Яндекса» и Mail.ru и без проблем могут скачать их самостоятельно.

Поэтому куда больше вопросов не к подбору иконок, а самой реализации «поддержки» — возможно, российским законодателям стоило бы направить время, энергию и ресурсы на что-то более актуальное. Например, на развитие образования, улучшение условий труда и повышение безопасности предпринимальской деятельности, чтобы российская разработка и IT рынок могли активнее расти самостоятельно.

153153
129 комментариев