Klaatu ‎– Hope (1977, Канада) (уникальный концептуальный альбом, art rock, psychedelic pop, symphonic prog)

Klaatu ‎– Hope (1977, Канада) (уникальный концептуальный альбом, art rock, psychedelic pop, symphonic prog)

Когда в 1973 году в Канаде в музыкальных магазинах появился в продаже сингл "Anus of Uranus / Sub-Rosa Subway" никому доселе неизвестной группы Klaatu, то особого внимания на эту запись никто не обратил, впрочем, как и на последующие несколько сорокапяток этого коллектива. О группе заговорили лишь тогда, когда в августе 1976 года студия Capitol Records (США) выпустила ее дебютный лонгплей 3:47 EST (в США альбом продавался как self-titled "KLAATU").А уже в феврале следующего года Музыкальный обозреватель нью-йоркского журнала Providence Journal Стив Смит написал обстоятельную статью, в которой тщательно проанализировал вероятность того, что пластинку записали "либо The Beatles в полном составе, либо как минимум два музыканта этой группы", и приходил к заключению, что никакого иного вывода сделано быть не может.

Статья наделала много шума и вызвала предположения, что группа Klaatu либо сотрудничает с Битлз, либо и вовсе сами законспирировавшиеся Битлз. В среде любителей музыки тут же возник приятный ажиотаж. Единственный вопрос, который волновал всех, мало-мальски разбиравшихся в музыке фэнов, сводился к следующему: выходит, битлы все же воссоединились?Эти догадки, усиливаемые статьями в известных журналах вроде Billboard, обеспечили группе большую рекламу, а студия Capitol не сделала никаких заявлений подтверждающих или опровергающих слухи.

Тут нужно заметить, что никакой информации о составе группы на конверте пластинки не было, а в графе credits значились какие-то мифические "клаатуны" ("klaatoons"), а поскольку фирма Capitol - именно она издавала пластинки The Beatles в США - утверждала, что получила сведенную фонограмму альбома анонимно и понятия не имеет, кто ее прислал, подозрения в "битловском" происхождении диска только подогревались.Весь 1977 год продажи записей были высоки, а радио-станции поощряли обсуждение вопроса "Klaatu - это Битлз?"

С чисто музыкальной точки зрения, вопрос этот был оправдан: даже если музыканты Klaatu не были "замаскированными The Beatles" (a они ими, к сожалению, не были), им удалось в точности передать стилистические особенности, инструментальные и вокальные ходы ливерпульской четверки и даже осмысленно воспроизвести некоторые из присущих битлам характерных ритмических и гармонических "сбивок". Большинство музыкальных обозревателей Северной Америки услышали в альбоме Klaatu развитие тем, начатых The Beatles на пластинках Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band и Magical Mystery Tour.

В сентябре 1977 года появился второй лонгплей Норе, на конверте которого энтузиасты вновь нашли вместо имен музыкантов какие-то замаскированные надписи The Beatles, а в композициях, действительно, с присущей битлам непринужденностью были хаотично разбросаны фрагменты шифрованных "морзянок", пущенные задом наперед непонятные фразы и прочие приколы, которые так любили битлы. Знатоки азбуки Морзе бились над ключом к шифру, вновь всплыла старая гипотеза "Пол мертв" - в общем, американцы и канадцы нашли себе интересное занятие, которое всячески поощряла фирма Capitol.

На следующий год Klaatu занялись созданием анимационного фильма с рабочим названием Happy New Year, Planet Earth, но, написав для него шесть песен, забросили этот проект. Вышедший в том же 1978 более поп-ориентированный, чем две первые работы, альбом Sir Army Suit опять не принес слушателям никаких данных о составе и публика, видимо уставшая от этих странностей, снизила интерес к приобретению "странных" пластинок.

Долго так продолжаться не могло - в конце концов, к делу привлекли несколько детективных агентств, которые, к разочарованию публики, выяснили, что Klaatu никакие не битлы, а четверо студийных музыкантов из Торонто.После выхода альбома Sir Army Suit в прессе появились сообщения, что музыканты Klaatu "никоим образом не претендуют на то, что они The Beatles", однако многочисленные попытки выяснить, какая именно идея стоит за концепцией группы и почему она получается непременно битловская, успехом так и не увенчались.

Заподозрив неладное, музыканты решили открыть карты и на четвертом альбоме Endangered Species обозначили свои имена: John Woloschuk - lead vocals/bass/guitar/ keyboards, Terry Draper - vocals/drums/guitar/keyboards/slide trombone, Dee Long - vocals/guitar/keyboards, Terry Brown - producer (неформальный четвертый член группы)После этого тиражи пластинок Klaatu начали стремительно падать, хотя дуэт The Carpenters, также попавшийся на "битловскую удочку", включил в свой репертуар композицию "Calling Occupants Of Interplanetary Craft", из которой сумел сделать очень приличный хит-сингл.Четвертый альбом стал последним релизом Klaatu, выпущенным в США.

Новое творение группы вышло в 1981 году на канадском отделении Capitol Records. На Magentalane коллектив вернулся к раннему саунду а-ля Beatles, но, видимо, было уже поздно, и коммерческий успех этому альбому также не грозил. Чтобы остановить падение спроса на свою продукцию, в начале 80х команда принялась активно выступать, но все равно дело двигалось к концу. Весной 1982-го ушел Ди Лонг, а спустя несколько месяцев Волощук и Дрэйпер объявили об официальном закрытии проекта. В последующие годы происходило несколько попыток вернутся, но все они носили кратковременный характер.

По моему мнению, это чудесный и необычный альбом. Особенно мне нравятся "Around The Universe In Eighty Days", "Long Live Politzania", "The Loneliest Of Creatures" и "Hope".

Спасибо за внимание.

55 показов
808808 открытий
4 комментария

Клаату добротный прог мутят, мое увожение

Ответить

Да, смешанный с другими стилями.

Ответить

клаату верату никта!!!

Ответить

прелюдия ничего от битлз.

а вообще оч интересный маркетинговый ход. но только в условия суженного информпространства

Ответить