Первый "двойник" русского рока

Пили вчера портвейн, а потому решили рассказать об альбоме «Пятнашка» свердловской рок-группы «Урфин Джюс». Альбом стал первый двойным альбомом в стране, а также дал толчок свердловскому и советскому рок движению.

Первый "двойник" русского рока

О группе

В начале 80-ых Свердловск (ныне Екатеринбург) переживал небывалый рок-рассвет. Местные любят рассказывать байку о том, как в 70-ых, в своём путешествии через СССР, легендарный Дэвид Боуи посетил свердловский вокзал, успев сделать несколько фото и сбежав от наряда бравой советской милиции. И по их словам, именно тогда в Свердловск занесли «семя рок-н-ролла».

И вскоре после этого, в 1980 году, Александром Пантыкиным была собрана группа «Урфин Джюс», получившая название от детской сказки Александра Волкова. Тексты для группы в основном писал рок-поэт Илья Кормильцев, в дальнейшем написавший большинство хитов для Вячеслава Бутусова и его «Наутилус Помпилиус».

«Наутилус», кстати, в те годы уже существовал, правда назывался «Али-баба и 40 разбойников», а по популярности не был ни второй, ни даже третьей группой Свердловска. Этот пьедестал по праву возглавляла Пантыкинская «Урфин Джюс». А закрепил этот статус записанный в 1982 году альбом, известный в народе как «Пятнашка».

Зарождение альбома

История альбома начинается с предшествующему ему полгода репетиций. Группа собиралась по пять дней в неделю с 7 до 23 в попытках найти новый материал. Потому что старый материал 1981 года, по мнению группы, себя исчерпал. К тому же, в том же году с автором текстов группы, Ильей Кормильцевым, случилась очень печальная история.

Илья Кормильцев
Илья Кормильцев

Летом 1982 поэт был на плановых военных сборах. В один из первых дней сборов их взвод вывели на стрельбище. Командир дал задание – взять пистолет и продемонстрировать свои навыки стрельбы. Первым вызвался одногруппник Ильи – он взял в руки пистолет, приставил его к своему виску и выстрелил. Зачем – история умалчивает.

Говорят, что это была несчастная любовь. После этого случая Кормильцев впал в глубокую депрессию, несколько месяцев не выходя из дома. В этот период он и написал большинство текстов для тогда еще безымянного нового альбома.

Об этом мне, к слову, рассказал режиссёр Олег Ракович, который был частью свердловской рок-тусовки, обучаясь в одном университете с упомянутым уже Бутусовым.

Итак, когда тексты были готовы, Александр Пантыкин сочинил музыку и группа приступила к записи.

Прослушивание записи «Пятнашки». Слева-направо: Виктор «Пиня» Резников, звукооператор Сергей Сашнин, Егор Белкин, помощник звукооператора Сергей Морозенко, Илья Кормильцев.
Прослушивание записи «Пятнашки». Слева-направо: Виктор «Пиня» Резников, звукооператор Сергей Сашнин, Егор Белкин, помощник звукооператора Сергей Морозенко, Илья Кормильцев.

В итоге было записано больше песен, чем требуется для одного альбома, поэтому лишние песни было решено оставить «про запас». Однако, когда пришло время решить, какие именно песни отложить, в группе вспыхнул конфликт. В итоге решили оставить все песни, выпустив первый в истории СССР «двойник», записав его на две магнитные катушки.

Название родилось совершенно случайно, когда дизайнер и художник Александр Коротич (учившийся с Бутусовым в одном ВУЗе, в дальнейшем оформив множество обложек «Наутилуса»), спросил у Пантыкина, лидера группы, сколько вышло песен на альбоме. Пантыкин, сосчитав на пальцах, ответил, что 15. Тогда же Коротич и решил оформить альбом в стиле детской игры «Пятнашки». После распространения альбома по всему союзу, именно такое название к нему и приклеилось. По крайней мере, так нам рассказал сам Александр Коротич.

Реконструкция оригинальной обложки двойного магнитоальбома
Реконструкция оригинальной обложки двойного магнитоальбома
Обратная сторона магнитоальбома
Обратная сторона магнитоальбома

О звучании и уникальности

«Пятнашка» отличается своей многоликостью. У песен разное настроение: от лиричной «Человек на подобии ветра», которую Кормильцев, по слухам, посвятил тому самому одногруппнику, до авангардной «Мышь», высмеивающей учёных, готовых на открытия «любой ценой».

Конечно, в тексте не передать уникальность звучания альбома. Это стоит послушать самостоятельно. Благо, весь альбом есть плейлистом на YouTube.

И я бы отметил свою любимую песню с альбома – «Автомобиль без управления», с лирическим проигрышем, приглушенными куплетами, передающие интимную обстановку в доме молодой фанатки рок-музыки. В этой же песне хорошо раскрывается голос Александра Пантыкина. Многие сторонние слушатели были уверены, что солирует в группе девушка. И в этой песне Пантыкин отрывается по полной: тут вам и пение шепотом, расщепление голоса в припеве, рок-н-ролльные завывания…

Графическое дополнение к альбому: песни «Чего это стоило мне» и «Homo Superior»
Графическое дополнение к альбому: песни «Чего это стоило мне» и «Homo Superior»

И даже для «двойника» «пятнашка» звучит довольно долго: в неё входят сразу несколько песен, длящихся 6-7 минут. Кроме того, когда я обсуждал альбом с Александром Кушниром, который включил его в свою книгу «100 магнитоальбомов советского рока», он рассказал, что считает его концептуальным и требующим прослушивания от начала до конца, потому что только так вы прочувствуете всю авторскую задумку. А ещё он поделился, что «Урфин Джюс» добились от электрогитар уникального звучания, позволявшего практически не использовать синтезатор.

А что дальше?

После выхода альбома, первые 100 копий быстро разлетелись по союзу. «Пятнашка» стала известна во всех крупных городах и именно её назвали в дальнейшем «классикой свердловского рока». Бешеная популярность альбома обратилась не только любовью фанатов, но и вниманием КГБ: до самого распада «Урфин Джюс» в 1986 году, группу запрещали по несколько раз в год.

Альбом повлиял на творчество многих выходцев из свердловского рок-клуба, среди которых «Наутилус Помпилиус, «Чайф« и "Агата Кристи». Однако сейчас эти группы гораздо известнее, чем ребята из »Урфин Джюса», которые в своё время были куда популярнее. Может быть, потому что группа распалась уже в 1986, а может, потому что их музыка не для самого широкого слушателя. Или просто плохо состарилась.

И сейчас на той же Яндекс. Музыке можно найти только подборку песен группы из разных альбомов (большая часть, кстати, именно из «Пятнашки»):

Да и я сам, считая себя большим любителем советского рока, узнал о группе и альбоме только благодаря выставке Александра Кушнира, посвященной свердловскому року. Мне посчастливилось помогать в ее организации, а попутно подержать в руке разные артефакты и пообщаться с интересными людьми.

Но это уже отдельная история. А сейчас самое время послушать альбом и составить свое мнение. Может быть, вы поймете, почему он не столь популярен в наше время. Либо же удивитесь, как мимо вас могла пройти такая конфетка. В любом случае, «Пятнашка» заслуживает хотя бы ознакомительного прослушивания.

Так что вот ссылочка на альбом: youtube. com/playlist? list=OLAK5uy_lCpL3jL-nvvKvz-fgORlHOgJWgCnK9cxI

А вы читали «С Бодуна». Подпишитесь и лайкните, чтобы у нас был повод выпить!

1717
4 комментария

Хм. Напомнило первый альбом Наутилуса. Посмотрел участников записи, Пантыкин и там постарался.
Позже Нау сильно изменился.

1

Нау стал сильно меняться в пору существования свердловского рок-клуба в 1986. Как раз тогда «Разлука» вышла. И через несколько лет Умецкий ушёл, который всю первую пору был главным движком