Как в старой сказке — рецензия на альбом Мельницы «Символ Солнца»

Поэтическое изложение сказочных мотивов и аранжировки с преобладанием духовых

Как в старой сказке  — рецензия на альбом Мельницы «Символ Солнца»

В контексте эволюции творчества группы Мельница «Символ Солнца» может по праву занять особенное место. Начиная с альбома 2012 года «Ангелофрения» группа отошла от чисто фолкового позиционирования: звук стал более "роковым" и менее однородным по стилю. То же самое можно сказать и про тексты, в которые стали закрадываться более приближенные к реальности темы, а условно славянские и просто классические фолковые мотивы в них заместились восточными и более универсальными.

И вот в год двадцатилетия с момента выхода первого альбома выходит работа, которую можно считать по концепту и духу чуть ли не наиболее славянской за все время.

В «Символе Солнца» мы хотели сделать упор на активное превозмогание, борьбу и своего рода оптимистический фатализм. Возвращение из загадочного Леванта в родное славянское «логово змиево» (с), в семантическое поле ястребов и горлиц, царевичей и волков

Хелависа

По сути, получился своего рода сборник сказок от Мельницы. Но важно здесь то, что именно от Мельницы, а не условно от Короля и шута. Зачастую здесь нет явного сюжета, морали или чего-то в таком роде. Это путешествие более абстрактное, здесь важнее прочувствовать, дать раскрыться словам и музыке, попытаться уловить референсы в форме народных мотивов.

Если же говорить конкретно о словах, то текст почти каждого трека довольно явно дает понять, почему альбом называется «Символ Солнца»: костер, огонь, пламя, пожар, золото и даже красный цвет в целом — все задает здесь соответствующую палитру.

Под стать основной тематике альбома не обошлось и без стилистически ярко окрашенных слов и выражений, вроде: "волче", "горлица", "из огня – в полымя". Очень радует также и обилие фирменных "мельничных" метафор и афоризмов, например: "ядерно живой", "а где сердце рвется, там путь и прервется". Словом, работа с текстами по-настоящему впечатляет и вдохновляет – для меня лично в этом плане один из лучших альбомов группы.

Иллюстрация к песне Сердце ястреба
Иллюстрация к песне Сердце ястреба

Что касается музыки, то здесь в первую очередь обращаешь внимание на то, как много в аранжировках строится от флейты и других видов духовых. Конечно, и традиционные для группы гитары с арфой играют очень важную роль, но большая часть мелодий подается именно через духовые, и звучат они действительно прекрасно и свежо.

В свою очередь струнные, к которым в альбоме добавился струнный квартет, формируют своего рода костяк музыки и вплетают в мелодии собственные мотивы: иногда тонкие и нежные, а иногда тяжелые и драматичные. В общем, на выходе в «Символе Солнца» получились очень насыщенные и разнообразные аранжировки, в которые обязательно стоит вслушиваться.

Рассмотрим для примера несколько характерных для альбома и запомнившихся песен. Отмечу, что на превью к каждому треку иллюстрации, специально подготовленные для группы, однако я также добавил свои ассоциативные изображения в духе песен.

Царевич

Сказочно повезло:

Я тебя позвала

Клетки открой затвор,

Дай мне тебя обнять

Вор ты, царевич, вор —

Вздумал украсть меня?

Мой однозначный фаворит на альбоме. Здесь есть все, что нужно: цепляющий текст, отличная мелодия, динамика и самое главное — нерв. Причем не сказать, что сразу этот трек зацепил, но через пару прослушиваний осознаешь каждую составляющую и то, что работают они только в совокупности.

Виктор Васнецов - Иван Царевич на Сером Волке (1889)
Виктор Васнецов - Иван Царевич на Сером Волке (1889)

В плане сюжета здесь что-то на мотив сказок про Ивана-царевича, но не совсем стандартно: как будто совместили образ жар-птицы и Елены Прекрасной да и еще и без "жить-поживать и добра наживать". В результате история воспринимается ощутимо более драматичной, открывая новые грани в известном архетипе.

Мельница - Царевич

Золото

Мстить за любовь – тризнами,

Кольцами василисковыми,

Я не боюсь молнии

И огня

Иван Билибин - Красный всадник
Иван Билибин - Красный всадник

У меня основные ассоциации по этой песне были связаны с историей в стиле Конька-Горбунка с купанием в кипятке, но в целом это не слишком ложится, что подтверждается соответствующей иллюстрацией к песне.

Но в общем-то это и не важно, песня просто очень красивая по всем аспектам и передает свою идею и без конкретики. И да, здесь есть одна из наиболее запоминающихся метафор в альбоме, которую я вынес в цитате.

Мельница - Золото

Василиса

Череп с огнём –

Домой пойдём,

Незваная,

Она и я

Однозначно самая брутальная песня альбома, и одна из самых тяжелых в творчестве Мельницы вообще. Чисто по структуре она мне даже чем-то напомнила трек Black Sabbath от одноименной группы. На первый взгляд это как будто противоречит названию, если не распознать архетипичный образ сказочной Василисы. А тут все буквально сходится: говорящая куколка-помощница, доставшаяся от умершей матери, зловещая Баба-яга и светящиеся черепа — самое оно для такой музыки.

Иван Билибин - Василиса Прекрасная. Тут попадание практически точное, так как песня в целом соответствует классической версии сказки
Иван Билибин - Василиса Прекрасная. Тут попадание практически точное, так как песня в целом соответствует классической версии сказки

Музыка же в песне непосредственно следует за историей Василисы: сначала как будто нагнетает мелодией в целом и басом в частности, а ближе к кульминации извергается разудалым соло — чуть ли не единственный раз за альбом, когда электрогитару "спустили с цепи" и дали ей полноценно выговориться.

Мельница - Василиса

Альбомы Мельницы — это то, что надо "распробовать", и «Символ Солнца» не стал исключением. Даже если поначалу покажется, что цепляет только 1-2 трека, раз за разом открываешь новые грани в каждой композиции, и вот ты уже в десятый раз переслушиваешь Царевича. Потому что за всем стоит гигантская работа: от непосредственно текстов и музыки до оформления. Дело за малым — просто дать этому шанс и открыться новому.

Мельница - Сердце ястреба
Мельница - Оберег
1.5K1.5K показов
2.4K2.4K открытий
4 комментария

Адски фанател по Мельнице подростком. на концерты ходил, на автограф сессии. Сейчас уже поостыл, но многое люблю. Надо послушать новый альбом.

Ответить

Новые альбомы все по-своему крутые, просто в них надо вкатиться. Новый как раз больше в духе раннего творчества из-за тематики

Ответить

С Ангелофрении они не в рок ушли а в заунывное декламирование пресных текстов, т.е. по факту исписАлись.
Фактически у каждого исполнителя можно увидеть период, когда после с альбомов с яркими запоминающимися треками начинается какая-то тягомотина. Характерный признак - однотипные аранжировки, незавершенные рваные рифмы в текстах, постоянное растягивание вокала не к месту.
Некоторые осознают, что превращают свое творчество в болото, другие так и лепят однотипную жвачку, для ортодоксальных фанатов.
Посмотрим что там у Мельницы с новым альбомом и стоит ли идти на концерт.

Ответить

У меня другое восприятие. Группа мб и исписалась, но исписалась в контексте материала про травушку-муравушку. Поэтому и начала экспериментировать, брать другие темы - это сказалось и на техническом исполнении текстов. Для меня на каждом альбоме найдутся песни, которые цепляют словами, как и песни, которые не особо заходят. И это нормально. Где-то субъективно заходит чуть больше, где-то чуть меньше.
А по аранжировкам поздние альбомы в среднем имхо более разнообразные и даже где-то виртуозные. Это не делает их сразу объективно лучше, но как минимум привлекает внимание. Взять, например, Мне нужен снег с Манускрипта: сложно было представить, что группа такое когда-нибудь сыграет.

Ответить