Эквалайзер: что такое и как им пользоваться (руководство для новичка)

Данная статья является печатной версией сценария для этого видео, можете посмотреть если не хотите читать много текста:

Что бы ни говорили, эквалайзер — это главный инструмент для звукорежиссёра. Чтобы эффективно его использовать, необходимо понимать его устройство и принцип работы. Но прежде чем говорить об эквалайзере, давайте разберёмся, как вообще работает звук.

Что такое эквалайзер

Всё довольно просто.

Динамик совершает движения вперёд-назад, создавая колебания воздуха перед собой. Эти колебания мы воспринимаем ушами как звук.

Скорость движения динамика может быть разной. Например, если он успевает 10 раз за секунду сместиться вперёд-назад относительно состояния покоя, мы говорим, что частота звука составляет 10 Герц. Расстояние, на которое смещается динамик, называется амплитудой.

От неё зависит громкость звука: чем больше амплитуда, тем громче звук.

Если рассмотреть более сложный звук, можно увидеть волну, которая отличается от синусоиды, как в примере с динамиком.

В этом случае ещё можно понять амплитуду, но частота уже не так очевидна. Это связано с тем, что звук, который мы слышим в повседневной жизни, состоит из множества частот с разной громкостью. Именно этот набор частот, где каждой соответствует своя амплитуда, отображается на спектре сигнала.

Эквалайзер — это устройство, регулирующее амплитуду частот, которые есть в звуке.

Какие бывают эквалайзеры

Обычно эквалайзеры разделяют на два типа: графические и параметрические.

Графические эквалайзеры позволяют усилить или ослабить громкость на определённых частотах с заранее заданной точностью. Из-за того, что параметры эквалайзера предопределены, он не очень гибкий в использовании и подходит только для бытовых целей.

Параметрические эквалайзеры, в свою очередь, более универсальны и подходят для серьёзной работы. Их можно разделить на две группы:

  • Эмуляторы аналоговых
  • Цифровые

Эмуляторы воссоздают «классические» аналоговые эквалайзеры со всеми их условными недостатками. Они могут звучать хорошо и даже вносить нелинейные искажения, добавляющие красок звуку. Однако их главной особенностью является повторение органов управления и заданные формы фильтров.

Так или иначе, что красящие, что не красящие эквалайзеры выполняют одну и ту же функцию, и использовать ли вам идеальные цифровые или эмуляторы — вопрос сугубо субъективный. В практике я всегда использую только цифровые, ибо они универсальны и очень удобны, но стоит понимать, что принципы работы для обоих групп абсолютно одинаковые.

Параметры эквалайзера

Управление каждого эквалайзера разделено на полосы.Для каждой полосы обычно существует хотя бы три основных типа фильтра:

  • колокообразный (bell)
  • обрезной (HС LС)
  • полка (shelf)

Первый, самый ходовой, используется как для грубой, так и для тонкой корректировки. Второй — для обрезания лишнего верха или низа, а последний — для их подъема и опускания, в виде такой полки, откуда и название.

Существуют также и другие фильтры, но вам вряд ли понадобится что-то еще. К тому же, их можно получить комбинацией трех основных.

У любой полосы есть три основных параметра:

  1. Частота
  2. Усиление
  3. Добротность

Первый, очевидно, характеризует то, на какой частоте будет применен фильтр, при этом частоты могут обозначаться как в герцах, так и в килогерцах для удобства. Второй задает усиление частоты или же ее ослабление. Важно понимать, что усиление указывается в дБ, а это нелинейная логарифмическая величина.

Эквалайзер: что такое и как им пользоваться (руководство для новичка)

Так, например, изменение с 5 на 10 дБ даст разницу в громкости не в 2, а в три раза. Чем ближе величина в дБ к 0, тем меньше изменение громкости, чем дальше от нуля, тем сильнее, вплоть до бесконечности. Параметр добротности изменяет избирательность полосы. Чем выше добротность, тем меньше частот попадет под влияние фильтра. Эта величина безразмерна. Также есть характеристика slope (уклон), которая изменяет крутизну спада фильтра и используется в основном в кат-фильтрах вместо добротности.

Динамический эквалайзер

Изменения, вносимые в эквалайзер, применяются ко всей аудиодорожке. Однако в процессе работы спектр звука может меняться, и те изменения, которые мы вносим, могут оказаться неактуальными.

В таких случаях можно использовать динамический эквалайзер. Он реагирует на изменение громкости частоты, на которую применён фильтр. Если громкость проходит через пороговое значение, то усиление фильтра изменяется. Чем дальше за пороговое значение уходит сигнал, тем сильнее меняется усиление фильтра. То есть сам сигнал, который мы подаём на эквалайзер, влияет на усиление фильтра.

Например, если в сигнале появляются нежелательные частоты, можно настроить динамический эквалайзер так, чтобы он уменьшал их. Когда эти частоты появятся, усиление автоматически уменьшится, и они станут тише.

Немного про фазу

Эквалайзер не только изменяет спектр сигнала, но и корректирует фазу отдельных частот. На высоких частотах это изменение обычно незаметно, но на низких частотах может привести к нежелательным эффектам.

Для устранения проблем, связанных с фазой, в цифровых фильтрах нередко используется режим линейной фазы. Однако он не является универсальным решением и может вызывать другие трудности. Например, звук может приобретать предзвучание, и вместо чёткой атаки мы слышим смазанное появление звука с лёгким низкочастотным гулом.

Эквалайзер: что такое и как им пользоваться (руководство для новичка)

Не стоит искать проблемы там, где их нет. Если звук звучит хорошо, то лучше не вмешиваться. Визуальное представление на плагине — это всего лишь картинка, а звук мы воспринимаем ушами, поэтому доверяйте своим ушам.

Как сделать звук лучше?

Ответа нет и быть не может. Каждый инструмент и каждая запись имеют свои особенности, поэтому к их обработке нужно подходить индивидуально.

Я могу дать лишь некоторые советы, основанные на психоакустике и восприятии звука человеком в целом. Мы слышим звуки в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Низкие частоты мы больше ощущаем телом, чем ушами. С возрастом мы хуже слышим высокие частоты.

Спектр звуков мы воспринимаем нелинейно:

Эквалайзер: что такое и как им пользоваться (руководство для новичка)

Чем ниже точка на графике, тем громче мы слышим частоту. Вы можете заметить подъём на частотах 2–5 кГц. Именно этот диапазон отвечает за яркость и ясность звучания. В противовес ему выступают частоты около 300 Гц, которые делают звук более мутным. Если вы хотите добавить яркости и ясности, стоит сначала попытаться убрать частоты 200–400 Гц, так как добавление 2–5 кГц может сделать звук слишком резким.

Вопросы?

Напишите в комментариях — я обязательно отвечу.

44
9 комментариев

Кароче ёбана..
В мелодии нахуй вырезаешь всё ниже ста герц, чтоб с бассом не конфликтовало ёпта
В голосе, чутка верха и середину подымаешь, остальное по вкусу
Урок окончен, все свободны

3
Ответить

В этом есть доля правды конечно, но резать ниже 100 герц жто слишком)
На сцене и в клубах низ дает ощущение кача. А лишние верха могут резать слух

1
Ответить

Нормальные звукачи пишут сразу на нормальное оборудование, чтобы не ебаться с пост-продакшеном. Недаром живые альбомы имеют максимальное качество.

Ответить

"и как им пользоваться"
Тема не раскрыта. Слишком много ненужной информации, а как пользоваться не написал.

"так как добавление 2–5 кГц может сделать звук слишком резким"
Клиппинг сука, а не звук резкий.

Ответить

Клиппинг - это переход звука за 0 дБ (по сути обрезание волны, звучит как дисторшн). Верха могут дать именно резкий неприятный звук, по другому не знаю как описать, это субъективное ощущение)

Ответить