King Crimson: часть II Ритм, ритм и ещё раз ритм
И вот мы снова здесь, вроде бы нечему удивляться, однако Роберт Фрипп всегда готов удивлять и радовать, даже если это требует радикальных перемен...
Оглавление
Введение
King Crimson умер? Да как бы не так. Несмотря на семилетний перерыв группа смогла вернутся на сцену, да и не просто вернутся, а так сказать развернуться к фанатам с совершенно неожиданной стороны. Как это оценили фанаты, которые скупали альбом Red?
...Двояко.
Кто-то отверг альбом из-за нового стиля, а кому он даже очень приглянулся.
Тем не менее Кинг Кримсон сделали то, чего не смогли сделать многие группы, они адаптировались под новые реалии, но оставили при этом место для творчества, а так мало кто сумел, из-за чего множество групп или разваливались, или уходили в полный андерграунд, или же полностью сменили свой стиль (например, Genesis).
Отказ от старого стиля
Мы в начале 80-х, панк уже прошёл свой период расцвета и на его смену в массовой культуре стал присутствовать жанр новой волны (или new wave кому как приятней), ска, фанка и тому подобной музыки.
Роберт Фрипп, после роспуска группы, на время ушёл из музыки, но вскоре он вернулся и продолжил свою музыкальную деятельность и достиг новых успехов в своём деле, а именно, продюсировал альбомы малоизвестных музыкантов, изобрёл свой способ зацикливания ленты в реальном времени, когда сыгранные на гитаре партии накладываются друг на друга слоями (позже названной в честь Фриппа "Фриппертоникой"), познакомился с Брайаном Ино, с которым он записывал альбомы, и восстановил группу King Crimson.
Билл Бруфорд начал сольную карьеру после распада группы. Музыка Бруфорда представляла из себя фьюжн с постоянными сменами настроения и неустойчивым и сбивчивым ритмом. Данный стиль игры был гораздо сложнее стиля King Crimson, он использовал множество саундов, играл в нестандартных размерах (которые ещё и постоянно менялись), использовал сложные прогрессии и сложные аккорды.
Bill Bruford: Feels Good To Me
Также Билл помогал своим коллегам по сцене: группе Genesis в продвижении альбома A Trick Of The Tail и в сольном творчестве Крису Сквайеру (бывший коллега и гитарист в группе Yes).
Chris Squire: Lucky Seven
Genesis: Afterglow
Роберт Фрипп также поучаствовал в записи у своих не менее популярных коллег: Боуи, Гэбриел, Ван Дер Граафы и др. — после чего он решает восстановить King Crimson. Барабанщиком стал уже ранее известный Билл Бруфорд.
Басистом стал милый лысый мужичок, чем-то похожий на Розенбаума, по имени Тони Левин, что часто играл на стике Чэпмена. Фрипп с ним познакомился на записи у Питера Гэбриеля.
Но судьбоносной можно без сомнений назвать встречу Фриппа и Эндрю Белью. Белью уже в тот момент был известен как очень хороший гитарист: его заслуги оценил Франк Заппа, он участвовал в записи группы Talking Heads и во многих других коллективах.
И надо признать, Белью умеет в гитару, да и не просто умеет, он из гитары каждый раз делает практически новый инструмент, который может звучать кардинально разно, и его участие в группе кажется максимально подходящим (особенно на роль вокалиста и фронтмена).
Стиль стал смешивать New Wave вместе с классическим прогрессивом, это можно спокойно отнести к веянию моды, однако стремление к экспериментам Роберт даже не думал оставлять, а Белью был главным его идеологическим последователем, который привнёс не мало своего видения в творчество группы.
Интересно, но с этого момента группа пришла к более менее постоянному составу, потому что он продлился практически все 80-е и 90-е.
Я рассказал кратко про каждом участнике не просто так. В альбомах, о которых я расскажу, каждый участник привнёс что-то своё особенное, и поэтому воссоединение King Crimson не просто сменило стиль с более сложного прогрессива на более лёгкий New Wave, а сделало это, оставив в ядре звучание King Crimson, полное экспериментов и странных сочетаний.
Discipline
В этом периоде все обложки группы были минималистичными и весьма яркими. На самой обложке изображён кельтский узел, но не простой, а с авторским правом, поэтому если вы вдруг увидите переиздания данного альбома, то у вас ненароком возникнет эффект Манделы, так как этот самый узел в дальнейшем поменяли.
Однако всё давным-давно перемешалось, то вы можете встретить как старый, так и новый узел независимо от изданий или мерча группы.
Что же до музыки.
Музыка Discipline
Особенностями нового стиля было наложение инструментальных партий друг на друга (чё, зря фриппертоники придумали?), из-за чего слушателю часто не понятно как кто играет. Особенно сильно видно, как музыканты играют с новыми технологиями в виде гитарных педалей, можно неиронично подумать, что это ни разу не гитара, а какой-нибудь навороченный синтезатор.
Elephant Talk
Особенностью альбома (как и всех пересказанных далее) является то, что Белью писал самые разные по настроению композиции и песни, от задорного и нелепого Elephant Talk, до печально-мечтательной Matte Kudasai и тревожной Sleepless или Neurotica. Он писал сначала песни, а уже потом, вместе с группой, нагружал их прогрессивными фишечками, отчего погрузится в King Crimson 80-х новичку может быть проще, чем в тот же King Crimson 60-70-х.
Ярким примером является уже упомянутая Matte Kudasai, песня сначала обзавелась сюжетом и рифмой, потом подходящей под историю мелодией, а уже потом Фрипп на гитаре сымитировал крики чаек и сыграл соло с применением эффекта volume swell.
Matte Kudasai
Две гитары могут спокойно играть на одних и тех же ладах и струнах, и даже один гитарный рисунок, но одна гитара может начать свою партию с одного места, а вторая с другого места
Discipline
Помните выступление Белью на концерте Talking Heads? Подобные соло он перенёс и в King Crimson, а с добавлением зацикливания ленты они стали ещё безумнее чем были до этого.
Подобное безумство в треке Thela Hun Ginjeet появилось из-за его текста, которое описывает жуткий случай на улицах большого города. А самое интересное, это то, что песня основана на реальных событиях...
В создании этой песни виноват Джон Леннон (да что же такое, то Уитакеру в медитации придёт, то тут всплывёт), а точнее его убийство. Это самое убийство заставило Эндрю параноить, когда выступал вместе с Talking Heads в Европе.
И вот он решил написать песню о том, как одного из таких музыкантов прижали бандиты и назвал он её Heat In Jungle (ну типа опасный парень с пистолетом в каменных джунглях под названием Нью-Йорк). Но Роберт Фрипп забраковал песню из-за того, что ему не понравилось название.
И вот, Белью вылетел из Америки в Британию для записи альбома, где он из клочков бумаги собирает всем уже известное название: Thela Hun Ginjeet, но это не главное. Главное оказалось то, что Белью в Лондоне как раз таки по сюжету этой песни его и прижали какие-то бандиты.
Конечно же Эдриан, как и любой нормальный человек, очень сильно испугался от подобного и на эмоциях рассказал историю Фриппу. Как вы думаете: что же сделал Фрипп?... Правильно, он записал на плёнку рассказ Белью и вставил его в конечную версию. Так и появилась та песня, которая известна миру.
Thela Hun Ginjeet
Вот такой стал первый альбом в возрождении King Crimson, безумный, яркий, минималистичный, НО, от того не менее сложный. Звук стал более, если можно так сказать, плоским. Не в плане, что у нас все дорожки играют в обеих ушах и с одной громкостью, а именно состояние звука стало менее размашистым и богатым (если сравнивать его с предыдущими работами). Альбом был записан в эпоху подъёма электроники и нью-вейва и у всех был интерес воспользоваться новыми инструментами и звуком, который они предлагают.
Beat
Обложка тоже менялась, но не в плане символа, а в плане выбора цветов. Изначально обложка была с небесно-синим фоном и бледно-розовой нотой, но вы можете встретить и с более тёмным оттенком синего и более контрастным розовым (хотя тут может быть причина во времени и бумага за 40+ лет состарилась).
Этот альбом мой любимый из всей тройки "одноцветов", один из его главных плюсов это его целостность. Ни один трек не выбиваются из общего стиля альбома, когда у Discipline есть некоторые несостыковки со стилем, а у Three of A Perfect Pair единого стиля просто нет.
Возникает вопрос: почему только у этого альбома есть такая особенность, а у других нет? Так вот, у King Crimson есть причина сделать так.
На самом деле название Beat не означает привычное нам слово "бит" в контексте ритма (по крайней мере не напрямую), а целое культурное поколение под названием "битники" (Beat Generation).
Кто такие битники?
Битники (или поколение Бит) — послевоенное американское литературное движение.
Такой термин был придуман писателем Джеком Керуаком в 1948-м году, изначально слово Beat (как глагол) имел смысл "разбитый", "уставший" и иногда поколение Бит переводят как "разбитое поколение". Однако Керуак изменил значение на "оптимистичный" (upbeat), "блаженный" (beatific) и "быть в ритме" (up to beat). Слово "битник" было придумано также Керуаком, он соединил английское слово Beat и русский суффикс "-ник", сделал он так после того, как Советский союз запустил первый в мире спутник в 1957 году "Спутник-1".
Это было молодёжное андерграундное течение, пришедшее на смену "потерянного поколения", поколения 1-й и 2-й Мировых войн, которые не нашли смысл жизни и умиротворения после таких массовых потрясений мира. (Про потерянное поколение тоже писали очень много книг, яркий пример "Три товарища" от Ремарка)
Битники проповедовали полную свободу в выражении своих мыслей и действий (иногда эта свобода доходила до абсурда, что выливалось в книги Уильяма Берроуза "Голый завтрак" и "Мягкая машина" (полные треша и содомии), употребление запрещённых препаратов).
Поколение битников растянулось на десятки лет даже после полного исчезновения движения, про них можно говорить очень долго и говорят до сих пор долго. А я не буду говорить очень много, потому что не про это речь.
Наши Фрипп и Ко экранизировали (в музыкальном плане) темы, которые раскрывали разные представители бит поколения.
Музыка Beat
Особенностью альбома в музыкальном плане стала вышеупомянутая музыкальная целостность среди треков. Эта целостность достигается схожими элементами в звуке, примерно равной громкостью и "остинатностью" части партий в треке.
(остинатность или же остинатные ноты, или же остинато — это музыкальный приём, когда одна и та же фраза много раз повторяется. Он нужен для того, чтобы сделать партию более плавной без резких переходов. Это если объяснять в двух предложениях)
В целом остинатность присуще всем трём альбомам группы, но в Beat данный трюк проделывается гораздо чаще. Не стоит забывать про сложные размеры, это в основном 4/5 (то есть 5 четвертных нот в одном такте), а нечётные размеры более неустойчивые и сложнее воспринимается слухом.
Neal and Jack and Me
Вокал Белью стал более эмоциональным, в ярких треках он становится более активным, а в более грустных он буквально вопит от отчаянья. Такое яркое отличие очень заметно, если послушать Neal and Jack and Me, а потом Waiting Man.
Waiting Man
Интересный факт про этот трек: в лайве группа постоянно исполняет его в два раза длиннее, чем в оригинале, в основном очень долгое вступление и соло.
Это одна из моих наилюбимейших песен группы + лайв мне нравится гораздо больше оригинала.
Другим же нововведением стала настройка гитары, где у неё присутсnвует несколько голосов, слегка расстроенных между собой. Несмотря на дисгармоничность данных голосов они не ломают звучание гитары и придают некую сломанность и непривычность в звучании.
Для меня же это добавляет вебкоровские вайбы, как например может звучать сломанная аудиокарта компьютера, которая выдаёт такой жёсткий и порушенный звук.
The Howler
Ну и прекрасный эпилог альбома, в котором наиболее заметна техника Фриппертоник: трек Requiem. Одновременно депрессивная, но при этом очень полётная и расслабляющая композиция.
Самое то, чтобы гулять летом на природе.
Requiem
Именно таким эмоциональным и в каком-то смысле прекрасным вышел альбом Beat, звук стал богаче, а фриппертоники вернули объём в звучание группы. Всё больше нововведений в электронику сделали звук богаче, а возможности для создания треков шире.
Three Of A Perfect Pair
Наконец-то обложка более менее одинакова во всех изданиях, яркий, броский жёлтый, с необычным символом в синем цвете.
Про символ в обложки.
Дорогой Сид,
Обложка от Эдриана.
Моё объяснения может быть больше техническим: путь от диады до триады, от противостояния до примирения, от мужчины + женщины до семьи: отец-мать-ребёнок
Эта работа является уменьшенной копией картины моего духовного брата [essence brother] Питера Уиллиса, что является его виденьем примирения западного и восточного Христианства. В то сложное время моей жизни я навестил его в Корнуолле, и увидел эту картину в его спальне. Она [как я понял, картина] говорила со мной. Прямо сейчас картина находится в Дорсете. Перед обложки состоит из двух элементов, олицетворяющих мужское и женское начала. Оборот обложки добавляет третью сторону, объединяя и примиряя противоположные части фигур.
В этом смысле, это продолжение и разработка тантрической обложки от LTIA [Larks' Tongues In Aspic альбом King Crimson из первой эпохи], что демонстрирует мужское и женское начала. Геометрия за Солнцем и Луной [из обложки этого же альбома], если вы их нарисуете, они будут точны и формальны. Форма за картиной Питера больше интуитивная, чем предписано традицией. Однако, икона Питера определена формальными предписания этой традиции.
Надеюсь это вам помогло!
Какой же сложный слог у Фриппа (но он хотя бы есть в отличии от меня).
Введение получилось тяжёлым? Не бойтесь. Альбом получился не менее сложным в стилистическом плане. Левая сторона и правая сторона это абсолютно непохожие друг на друга композиции. Это полный спектр эмоций, который группа больше не повторяло.
Это своего рода та же самая тема с противоположностями, что прослеживается на обложке и в письме Фриппа. Две противоположности в музыке: от лёгкой современной музыки, до тяжелого эмбиента.
Музыка Three Of A Perfect Pair
Как раз начнём с первой половины альбома.
Начинается всё с одноимённой песни Three Of А Perfect Pair. Но там тоже без нововведений не обошлось. Они снова коснулись гитарного соло. Особенностью стало то, что соло прыгает в высоте звука, тем самым оно создаёт забагованность и очередной раз вебкорный вайбик. Так же соло пускает звук задом наперёд, что придаёт ещё больше необычности в гитаре.
Я бы вставил этот трек в список композиций вебкора... Хотя стоп, я уже так сделал в том посте.
Three Of A Perfect Pair
В этом альбоме очень хорошо прослеживается линия баса, вы не сможете пошутить, что его не слышно, потому что его как раз таки ОЧЕНЬ ХОРОШО СЛЫШНО. Из-за чего партии со слэпом заходят максимально хорошо для слушателя. А барабаны стали звучать гораздо эмоциональнее.
Sleepless
Ну и конец первой стороны альбомы заканчивается душевной композицией Nuages. Необычные барабанные, звучащий как лопающийся пузырь (ну мне так показалось). Режущее и скомпрессированное гитарное соло вместе с чистым гитарным соло, что использует эхо.
Nuages (That Which Passes, Passes Like Clouds)
Ну вот и закончилась первая сторона, дальше нас ждёт только жесткач. И я не про метал, я про индастриал.
Да King Crimson играли индастриал, и такое было. И первый трек на второй стороне даже получил название Industry. Лёгкость меняется на тяжесть, бас стал более острым, а мелодия стала очень печальной. К барабанам прибавились заводские шумы вроде протечек газа и шум станков и сигналок.
Industry
Голос Белью стал роботизированным и невнятным и теперь просит его вскопать его. Но в сквозь такие депрессивные мотивы пробираются моменты из первой стороны альбома.
Dig Me
Вы помните Larks' Tongues In Aspic? Надеюсь, что вы слушали одноименные два трека? Потому что упоминание этого альбома в письме было не просто так, King Crimson выдала нам третью часть Larks' Tongues In Aspic. Такой же энергичный нервный и тяжёлый в плане звучания трек. Начальные фразы идут по необычным гаммам, непривычным по слуху. Не скажу, что это целотоновый, но настроение напоминает именно его. А остальной трек предлагаю услышать самим.
Larks' Tongues In Aspic III
И вот он, последний нью-вэйвный альбом группы.
Вместо итога
Конечно, неправильно сказать, что группа опять залегла на дно. Но вместо нового материала были концертные альбомы, либо сборники (коих уже наверно больше сотни сейчас). И так фанатам пришлось ждать до 1995 года, когда на сцену вышел альбом...
А может быть он вышел не после Three Of A Perfect Pair, кто знает (только если вы сами это не узнаете). Я уже об этом расскажу в третьей и ФИНАЛЬНОЙ части постов про King Crimson. В общем ждём.
И да главный минус второй эпохи King Crimson в том, что Роберт Фрипп избавился от своего крутого афро.
Не ну что это такое((((