King Crimson: часть II Ритм, ритм и ещё раз ритм

И вот мы снова здесь, вроде бы нечему удивляться, однако Роберт Фрипп всегда готов удивлять и радовать, даже если это требует радикальных перемен...

King Crimson: часть II Ритм, ритм и ещё раз ритм

Оглавление

Введение

King Crimson умер? Да как бы не так. Несмотря на семилетний перерыв группа смогла вернутся на сцену, да и не просто вернутся, а так сказать развернуться к фанатам с совершенно неожиданной стороны. Как это оценили фанаты, которые скупали альбом Red?

...Двояко.

Кто-то отверг альбом из-за нового стиля, а кому он даже очень приглянулся.

Тем не менее Кинг Кримсон сделали то, чего не смогли сделать многие группы, они адаптировались под новые реалии, но оставили при этом место для творчества, а так мало кто сумел, из-за чего множество групп или разваливались, или уходили в полный андерграунд, или же полностью сменили свой стиль (например, Genesis).

Отказ от старого стиля

Мы в начале 80-х, панк уже прошёл свой период расцвета и на его смену в массовой культуре стал присутствовать жанр новой волны (или new wave кому как приятней), ска, фанка и тому подобной музыки.

Роберт Фрипп, после роспуска группы, на время ушёл из музыки, но вскоре он вернулся и продолжил свою музыкальную деятельность и достиг новых успехов в своём деле, а именно, продюсировал альбомы малоизвестных музыкантов, изобрёл свой способ зацикливания ленты в реальном времени, когда сыгранные на гитаре партии накладываются друг на друга слоями (позже названной в честь Фриппа "Фриппертоникой"), познакомился с Брайаном Ино, с которым он записывал альбомы, и восстановил группу King Crimson.

Та самая техника "Фриппертоника"
Для тех, кому интересно, как эти фриппертоники работают

Билл Бруфорд начал сольную карьеру после распада группы. Музыка Бруфорда представляла из себя фьюжн с постоянными сменами настроения и неустойчивым и сбивчивым ритмом. Данный стиль игры был гораздо сложнее стиля King Crimson, он использовал множество саундов, играл в нестандартных размерах (которые ещё и постоянно менялись), использовал сложные прогрессии и сложные аккорды.

Bill Bruford: Feels Good To Me

Также Билл помогал своим коллегам по сцене: группе Genesis в продвижении альбома A Trick Of The Tail и в сольном творчестве Крису Сквайеру (бывший коллега и гитарист в группе Yes).

Chris Squire: Lucky Seven

Genesis: Afterglow

♂BILLY♂
♂BILLY♂

Роберт Фрипп также поучаствовал в записи у своих не менее популярных коллег: Боуи, Гэбриел, Ван Дер Граафы и др. — после чего он решает восстановить King Crimson. Барабанщиком стал уже ранее известный Билл Бруфорд.

Басистом стал милый лысый мужичок, чем-то похожий на Розенбаума, по имени Тони Левин, что часто играл на стике Чэпмена. Фрипп с ним познакомился на записи у Питера Гэбриеля.

Выступление Левина на стике Чепмена

Но судьбоносной можно без сомнений назвать встречу Фриппа и Эндрю Белью. Белью уже в тот момент был известен как очень хороший гитарист: его заслуги оценил Франк Заппа, он участвовал в записи группы Talking Heads и во многих других коллективах.

И надо признать, Белью умеет в гитару, да и не просто умеет, он из гитары каждый раз делает практически новый инструмент, который может звучать кардинально разно, и его участие в группе кажется максимально подходящим (особенно на роль вокалиста и фронтмена).

Эдриан на одном из концертов Talking Heads

Стиль стал смешивать New Wave вместе с классическим прогрессивом, это можно спокойно отнести к веянию моды, однако стремление к экспериментам Роберт даже не думал оставлять, а Белью был главным его идеологическим последователем, который привнёс не мало своего видения в творчество группы.

Интересно, но с этого момента группа пришла к более менее постоянному составу, потому что он продлился практически все 80-е и 90-е.

Я рассказал кратко про каждом участнике не просто так. В альбомах, о которых я расскажу, каждый участник привнёс что-то своё особенное, и поэтому воссоединение King Crimson не просто сменило стиль с более сложного прогрессива на более лёгкий New Wave, а сделало это, оставив в ядре звучание King Crimson, полное экспериментов и странных сочетаний.

Discipline

Старый дизайн
Старый дизайн

В этом периоде все обложки группы были минималистичными и весьма яркими. На самой обложке изображён кельтский узел, но не простой, а с авторским правом, поэтому если вы вдруг увидите переиздания данного альбома, то у вас ненароком возникнет эффект Манделы, так как этот самый узел в дальнейшем поменяли.

Новый дизайн
Новый дизайн

Однако всё давным-давно перемешалось, то вы можете встретить как старый, так и новый узел независимо от изданий или мерча группы.

Что же до музыки.

Музыка Discipline

Особенностями нового стиля было наложение инструментальных партий друг на друга (чё, зря фриппертоники придумали?), из-за чего слушателю часто не понятно как кто играет. Особенно сильно видно, как музыканты играют с новыми технологиями в виде гитарных педалей, можно неиронично подумать, что это ни разу не гитара, а какой-нибудь навороченный синтезатор.

Elephant Talk

Особенностью альбома (как и всех пересказанных далее) является то, что Белью писал самые разные по настроению композиции и песни, от задорного и нелепого Elephant Talk, до печально-мечтательной Matte Kudasai и тревожной Sleepless или Neurotica. Он писал сначала песни, а уже потом, вместе с группой, нагружал их прогрессивными фишечками, отчего погрузится в King Crimson 80-х новичку может быть проще, чем в тот же King Crimson 60-70-х.

Ярким примером является уже упомянутая Matte Kudasai, песня сначала обзавелась сюжетом и рифмой, потом подходящей под историю мелодией, а уже потом Фрипп на гитаре сымитировал крики чаек и сыграл соло с применением эффекта volume swell.

Matte Kudasai

Пример эффекта Volume Swell без педали

Две гитары могут спокойно играть на одних и тех же ладах и струнах, и даже один гитарный рисунок, но одна гитара может начать свою партию с одного места, а вторая с другого места

Discipline

Помните выступление Белью на концерте Talking Heads? Подобные соло он перенёс и в King Crimson, а с добавлением зацикливания ленты они стали ещё безумнее чем были до этого.

Подобное безумство в треке Thela Hun Ginjeet появилось из-за его текста, которое описывает жуткий случай на улицах большого города. А самое интересное, это то, что песня основана на реальных событиях...

В создании этой песни виноват Джон Леннон (да что же такое, то Уитакеру в медитации придёт, то тут всплывёт), а точнее его убийство. Это самое убийство заставило Эндрю параноить, когда выступал вместе с Talking Heads в Европе.

И вот он решил написать песню о том, как одного из таких музыкантов прижали бандиты и назвал он её Heat In Jungle (ну типа опасный парень с пистолетом в каменных джунглях под названием Нью-Йорк). Но Роберт Фрипп забраковал песню из-за того, что ему не понравилось название.

И вот, Белью вылетел из Америки в Британию для записи альбома, где он из клочков бумаги собирает всем уже известное название: Thela Hun Ginjeet, но это не главное. Главное оказалось то, что Белью в Лондоне как раз таки по сюжету этой песни его и прижали какие-то бандиты.

Конечно же Эдриан, как и любой нормальный человек, очень сильно испугался от подобного и на эмоциях рассказал историю Фриппу. Как вы думаете: что же сделал Фрипп?... Правильно, он записал на плёнку рассказ Белью и вставил его в конечную версию. Так и появилась та песня, которая известна миру.

Thela Hun Ginjeet

Вот такой стал первый альбом в возрождении King Crimson, безумный, яркий, минималистичный, НО, от того не менее сложный. Звук стал более, если можно так сказать, плоским. Не в плане, что у нас все дорожки играют в обеих ушах и с одной громкостью, а именно состояние звука стало менее размашистым и богатым (если сравнивать его с предыдущими работами). Альбом был записан в эпоху подъёма электроники и нью-вейва и у всех был интерес воспользоваться новыми инструментами и звуком, который они предлагают.

Beat

Обложка, которую вы можете встретить
Обложка, которую вы можете встретить

Обложка тоже менялась, но не в плане символа, а в плане выбора цветов. Изначально обложка была с небесно-синим фоном и бледно-розовой нотой, но вы можете встретить и с более тёмным оттенком синего и более контрастным розовым (хотя тут может быть причина во времени и бумага за 40+ лет состарилась).

Тоже обложка, которую вы можете встретить
Тоже обложка, которую вы можете встретить

Этот альбом мой любимый из всей тройки "одноцветов", один из его главных плюсов это его целостность. Ни один трек не выбиваются из общего стиля альбома, когда у Discipline есть некоторые несостыковки со стилем, а у Three of A Perfect Pair единого стиля просто нет.

Возникает вопрос: почему только у этого альбома есть такая особенность, а у других нет? Так вот, у King Crimson есть причина сделать так.

На самом деле название Beat не означает привычное нам слово "бит" в контексте ритма (по крайней мере не напрямую), а целое культурное поколение под названием "битники" (Beat Generation).

Кто такие битники?

Битники (или поколение Бит) — послевоенное американское литературное движение.

Такой термин был придуман писателем Джеком Керуаком в 1948-м году, изначально слово Beat (как глагол) имел смысл "разбитый", "уставший" и иногда поколение Бит переводят как "разбитое поколение". Однако Керуак изменил значение на "оптимистичный" (upbeat), "блаженный" (beatific) и "быть в ритме" (up to beat). Слово "битник" было придумано также Керуаком, он соединил английское слово Beat и русский суффикс "-ник", сделал он так после того, как Советский союз запустил первый в мире спутник в 1957 году "Спутник-1".

Джек Керуак
Джек Керуак

Это было молодёжное андерграундное течение, пришедшее на смену "потерянного поколения", поколения 1-й и 2-й Мировых войн, которые не нашли смысл жизни и умиротворения после таких массовых потрясений мира. (Про потерянное поколение тоже писали очень много книг, яркий пример "Три товарища" от Ремарка)

Битники проповедовали полную свободу в выражении своих мыслей и действий (иногда эта свобода доходила до абсурда, что выливалось в книги Уильяма Берроуза "Голый завтрак" и "Мягкая машина" (полные треша и содомии), употребление запрещённых препаратов).

Поколение битников растянулось на десятки лет даже после полного исчезновения движения, про них можно говорить очень долго и говорят до сих пор долго. А я не буду говорить очень много, потому что не про это речь.

Наши Фрипп и Ко экранизировали (в музыкальном плане) темы, которые раскрывали разные представители бит поколения.

Музыка Beat

Особенностью альбома в музыкальном плане стала вышеупомянутая музыкальная целостность среди треков. Эта целостность достигается схожими элементами в звуке, примерно равной громкостью и "остинатностью" части партий в треке.

(остинатность или же остинатные ноты, или же остинато — это музыкальный приём, когда одна и та же фраза много раз повторяется. Он нужен для того, чтобы сделать партию более плавной без резких переходов. Это если объяснять в двух предложениях)

В целом остинатность присуще всем трём альбомам группы, но в Beat данный трюк проделывается гораздо чаще. Не стоит забывать про сложные размеры, это в основном 4/5 (то есть 5 четвертных нот в одном такте), а нечётные размеры более неустойчивые и сложнее воспринимается слухом.

Neal and Jack and Me

Вокал Белью стал более эмоциональным, в ярких треках он становится более активным, а в более грустных он буквально вопит от отчаянья. Такое яркое отличие очень заметно, если послушать Neal and Jack and Me, а потом Waiting Man.

Waiting Man

Интересный факт про этот трек: в лайве группа постоянно исполняет его в два раза длиннее, чем в оригинале, в основном очень долгое вступление и соло.

Это одна из моих наилюбимейших песен группы + лайв мне нравится гораздо больше оригинала.

Waiting Man: Лайв в Мюнхене в 1982

Другим же нововведением стала настройка гитары, где у неё присутсnвует несколько голосов, слегка расстроенных между собой. Несмотря на дисгармоничность данных голосов они не ломают звучание гитары и придают некую сломанность и непривычность в звучании.

Для меня же это добавляет вебкоровские вайбы, как например может звучать сломанная аудиокарта компьютера, которая выдаёт такой жёсткий и порушенный звук.

The Howler

Ну и прекрасный эпилог альбома, в котором наиболее заметна техника Фриппертоник: трек Requiem. Одновременно депрессивная, но при этом очень полётная и расслабляющая композиция.

Самое то, чтобы гулять летом на природе.

Requiem

Именно таким эмоциональным и в каком-то смысле прекрасным вышел альбом Beat, звук стал богаче, а фриппертоники вернули объём в звучание группы. Всё больше нововведений в электронику сделали звук богаче, а возможности для создания треков шире.

Three Of A Perfect Pair

King Crimson: часть II Ритм, ритм и ещё раз ритм

Наконец-то обложка более менее одинакова во всех изданиях, яркий, броский жёлтый, с необычным символом в синем цвете.

Про символ в обложки.

Дорогой Сид,

Обложка от Эдриана.


Моё объяснения может быть больше техническим: путь от диады до триады, от противостояния до примирения, от мужчины + женщины до семьи: отец-мать-ребёнок


Эта работа является уменьшенной копией картины моего духовного брата [essence brother] Питера Уиллиса, что является его виденьем примирения западного и восточного Христианства. В то сложное время моей жизни я навестил его в Корнуолле, и увидел эту картину в его спальне. Она [как я понял, картина] говорила со мной. Прямо сейчас картина находится в Дорсете. Перед обложки состоит из двух элементов, олицетворяющих мужское и женское начала. Оборот обложки добавляет третью сторону, объединяя и примиряя противоположные части фигур.


В этом смысле, это продолжение и разработка тантрической обложки от LTIA [Larks' Tongues In Aspic альбом King Crimson из первой эпохи], что демонстрирует мужское и женское начала. Геометрия за Солнцем и Луной [из обложки этого же альбома], если вы их нарисуете, они будут точны и формальны. Форма за картиной Питера больше интуитивная, чем предписано традицией. Однако, икона Питера определена формальными предписания этой традиции.


Надеюсь это вам помогло!

Из письма Сиду (тому кто спросил за символ), 2001 г. Сайт Фриппа DGM

Какой же сложный слог у Фриппа (но он хотя бы есть в отличии от меня).

Оборот обложки
Оборот обложки

Введение получилось тяжёлым? Не бойтесь. Альбом получился не менее сложным в стилистическом плане. Левая сторона и правая сторона это абсолютно непохожие друг на друга композиции. Это полный спектр эмоций, который группа больше не повторяло.

Это своего рода та же самая тема с противоположностями, что прослеживается на обложке и в письме Фриппа. Две противоположности в музыке: от лёгкой современной музыки, до тяжелого эмбиента.

Музыка Three Of A Perfect Pair

Как раз начнём с первой половины альбома.

Начинается всё с одноимённой песни Three Of А Perfect Pair. Но там тоже без нововведений не обошлось. Они снова коснулись гитарного соло. Особенностью стало то, что соло прыгает в высоте звука, тем самым оно создаёт забагованность и очередной раз вебкорный вайбик. Так же соло пускает звук задом наперёд, что придаёт ещё больше необычности в гитаре.

Я бы вставил этот трек в список композиций вебкора... Хотя стоп, я уже так сделал в том посте.

Three Of A Perfect Pair

В этом альбоме очень хорошо прослеживается линия баса, вы не сможете пошутить, что его не слышно, потому что его как раз таки ОЧЕНЬ ХОРОШО СЛЫШНО. Из-за чего партии со слэпом заходят максимально хорошо для слушателя. А барабаны стали звучать гораздо эмоциональнее.

Sleepless

клип Slepless, который недавно релизнули на ютубе спустя много лет (версия трека в клипе урезана)

Ну и конец первой стороны альбомы заканчивается душевной композицией Nuages. Необычные барабанные, звучащий как лопающийся пузырь (ну мне так показалось). Режущее и скомпрессированное гитарное соло вместе с чистым гитарным соло, что использует эхо.

Nuages (That Which Passes, Passes Like Clouds)

Ну вот и закончилась первая сторона, дальше нас ждёт только жесткач. И я не про метал, я про индастриал.

Да King Crimson играли индастриал, и такое было. И первый трек на второй стороне даже получил название Industry. Лёгкость меняется на тяжесть, бас стал более острым, а мелодия стала очень печальной. К барабанам прибавились заводские шумы вроде протечек газа и шум станков и сигналок.

Industry

Голос Белью стал роботизированным и невнятным и теперь просит его вскопать его. Но в сквозь такие депрессивные мотивы пробираются моменты из первой стороны альбома.

Dig Me

Вы помните Larks' Tongues In Aspic? Надеюсь, что вы слушали одноименные два трека? Потому что упоминание этого альбома в письме было не просто так, King Crimson выдала нам третью часть Larks' Tongues In Aspic. Такой же энергичный нервный и тяжёлый в плане звучания трек. Начальные фразы идут по необычным гаммам, непривычным по слуху. Не скажу, что это целотоновый, но настроение напоминает именно его. А остальной трек предлагаю услышать самим.

Larks' Tongues In Aspic III

И вот он, последний нью-вэйвный альбом группы.

Вместо итога

Конечно, неправильно сказать, что группа опять залегла на дно. Но вместо нового материала были концертные альбомы, либо сборники (коих уже наверно больше сотни сейчас). И так фанатам пришлось ждать до 1995 года, когда на сцену вышел альбом...

THRAK
THRAK

А может быть он вышел не после Three Of A Perfect Pair, кто знает (только если вы сами это не узнаете). Я уже об этом расскажу в третьей и ФИНАЛЬНОЙ части постов про King Crimson. В общем ждём.

И да главный минус второй эпохи King Crimson в том, что Роберт Фрипп избавился от своего крутого афро.

Не ну что это такое((((

7
Начать дискуссию