Самая недооценённая песня Pink Floyd (тут много теории от недотеоретика)

Мой рисунок
Мой рисунок

Оглавление

Введение

Вы слышали когда-нибудь песню See-Saw? Наверняка даже ярые фанаты Пинк Флойда будут смутно помнить эту песню и скажут: "ну да, что-то было..."

Даже сам автор этой композиции, Ричард Райт, сказал, что это просто скучная и неинтересная песня, после чего он прекратил создавать песни (если не брать цикл композиций про Сизифа из Ummagumma).

Думаю, что я их с тех пор, как мы их записали, не слушал. Это был процесс обучения. Тексты песен — ужасные, но такими были большинство текстов того времени.

Ричард Райт. Отрывок из книги: "Блюдце, полное чудес. Одиссея Pink Floyd"

И многие фанаты группы тоже не сильно признают эту песню, обходят её стороной, пропускают её в альбоме A Saucerful of Secrets. Однако для меня, как человеку, что учится музыке (пусть и самоучка, но всё же), было интересно проанализировать то, как Райт спроектировал такую композицию.

Перед началом даю вам её снова прослушать (или впервые).

Аккордовая последовательность

Песня начинается в тональности До мажор с аккорда Cmaj (или Cmaj7, или по-русски До мажор со ступенью на полтона ниже, или по умному септаккорд), после чего идём в параллельный минорный аккорд Am7 (ля минор с 7-кой), который имеет такое же настроение при игре, после чего мы идём в субдоминанту F (Фа мажор).

И казалось бы, он должен был пойти либо в доминанту G (Соль) (во втором куплете он после F сыграет следующий аккорд G) или обратно в C, но Ричард посчитал это слишком скучным, отчего он полетел аж в B (Си).

Отчего же Ричард совершил подобный переход из тональности в такой далёкий от него аккорд? Как по мне он скорее всего изначально хотел вернуться обратно в С, но решил, что это слишком скучно, отчего он решил спуститься от С до В, которые находятся рядышком, всего лишь полтона вниз надо пройти.

От такого резкого перехода у нас и появляется такое чувство резкого удара молотком по голове. Однако такая резкость даёт нам чувство, как будто перед нами что-то широкое и в тексте песни это объявляется как "See-Saw Land"

Первая фраза
Первая фраза

Далее у нас идёт движение от В до А. Можно сказать, что Рик сделал побочную доминанту в А, а чтобы усилить это движение у нас идёт аккорд Е7 (ми мажор), который имеет у себя тритон, отчего нам и хочется какого-то разрешения и какого-то спокойствия и вот этот А нам кажется максимальным комфортом отчего мы теперь сидим в тональности Ля минор.

Во втором куплете вместо E7 играется аккорд В7, который имеет тяготения к Е, но так как мы уже протоптали дорожку к А, то мы всё равно идём в аккорд А.

Но...

Вторая фраза
Вторая фраза

Мы снова совершили резкий переход в До мажор ни с того ни с сего и играем F-G-Em. Почему так произошло? Скорее всего Рик сделал так из-за одноимённых мажора и минора А и Am.

Для меня магия такой прогрессии в том, что у нас до этого было довольно плавающее настроение, где-то мы чувствуем широКость, где-то мы меланхолию, но когда мы идём F-G-Em у нас меланхолическое настроение приобретает печальный характер с аккордом Em. И сам текст это подчёркивает: "She goes up while he goes down, down" - и на последний "down" и приходиться этот Em, отчего падение лирического героя воспринимается ещё печальнее, чем после первого "down".

А после основного куплета играется Bb (Си бемоль мажор)-A-D (Ре мажор). Между Bb и A разница в полтона, поэтому мы идём вниз, а D является субдоминантой в тональности А.

Тот самый печальный переход
Тот самый печальный переход

Перед припевом во втором куплете играется аккорд Ebmaj (или Ebmaj7 ), это можно объяснить тем же ходом, что и в "печальном переход" мы берём аккорды из параллельного минора Cm. Сам аккорд именно maj, чтобы подготовить слушателя перед припевом, а сам припев начинается с аккорда Eb.

Сам припев это головокружение из аккордов. Мы начинаем с Eb, который идёт в Cmaj (так как Eb из параллельного минора тональности До мажор), потом мы идём в F (как в субдоминанту). Но потом мы перешли в тональность одноимённого мажора A (через аккорд Am). А дальше всё просто, играем доминанту Е, а потом субдоминанту D.

Самая недооценённая песня Pink Floyd (тут много теории от недотеоретика)

Ну вот мы и разобрали, какие аккорды использовал Райт для написания See-Saw.

Из всего этого великолепия у нас всего два минорных аккорда, но самый тёмный по настроению из это Em. В основном это мажорные аккорды, которые образуют это плавающее меланхоличное настроение в песне. Многие, кто уже практикует музыку, скажут, что в этом удивительного нет, ведь всё зависит не от того, мажорный или минорный аккорд, а от того в каком порядке играются эти аккорды, чтобы вызывать нужное настроение и тяготение к чему-либо.

И это верно, если ещё добавить к этому, что Райт мечется между аккордами разных тональностей, отчего у слушателя развивается то самое чувство непостоянности. И вот эта смесь непостоянства и меланхолии окутывают всю песню. Но не могу не сказать про чувство воздушности, которая вызывает данная песня, отчего предыдущие ощущения сглаживаются и становится уже не так грустно как могло быть.

Мелодия в перерыве

По поводу мелодии я обычно никогда не уверен правильно ли я её подобрал или нет, потому что я перебираю ноты, которые могли подойти и я всегда думаю: "правильно ли я подобрал или ошибся на полтона, поэтому доверяйте тут с осторожностью.

Если вы прослушали эту песню, то наверняка уже услышали этот мотив (там та-там там там...). Эту мелодию я приведу в пентатонике До мажора (как я услышал). Ещё стоит отметить, что в песне она играется каким-то интервалом (как я думаю, это скорее всего квинта).

Самая недооценённая песня Pink Floyd (тут много теории от недотеоретика)

Текст песни

Все эти разбрасывания аккордами не имели бы смысла, если бы не текст, который написал Ричард Райт. Как говорил он сам, его тексты ему же кажутся откровенно плохими, что он даже подписывал эту песню как "Самая скучная песня, которую я слышал". Но мы уже давно слышали текста на порядок хуже (не будем тыкать пальцами), так что давайте разберём.

Как пишут в аннотации.

В ней рассказывается о странных, но сложных отношениях брата и сестры

Аннотация

В тексте нам представляют девушку по имени Мэриголдс и её безымянного брата и с первых строк у нас: "Мэриголдс по уши влюблена, но он не замечает". Тут уже мы понимаем, что что-то тут реально странно и тут нам говорят: "Сидя на палке у реки, он смеётся во сне, она бросает камни в надеясь попасть, он не знает так что..." Как уже я вычитал тут говорится о том, что сестра утопила брата (вот вам и хиханьки-хаханьки)

Самая недооценённая песня Pink Floyd (тут много теории от недотеоретика)

Теперь строчки "Она идёт вверх пока он идёт вниз" уже не кажутся какой-то слащавой метафорой. Само убийство брата её никак не волнует, поэтому она продолжает жить самой обычной жизнью.

Конец

Странная конечно история, может быть тот, кто её разобрал не так понял. А может Рик Райт и не закладывал какого-либо смысла, ибо сам пометил как скучнейшую песню. Что же, для меня она таковой не является, скудность и неясность текста покрывается замечательным кругом аккордов, которые просто сменяют друг друга отчего мы получаем не простые модуляции, а реально интересное настроение, которое передал Райт для нас.

Ну на этом всё, можете ознакомится с другими малоизвестными песнями Pink Floyd (а их поверьте очень много). Если увидите песню Райта, то не скидывайте со щитов, может она вас чем-нибудь да покорит, не зря же её в конце концов выложили нам на обозрение.

55
1 комментарий

B (Си)Бунтарь или джазмен, не иначе :)

1
Ответить