Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

Группа «НОМ» (Неформальное объединение молодежи) под предводительством Андрея Кагадеева уже почти четыре десятилетия остается одной из самых эксцентричных и узнаваемых команд на российской сцене. Их творчество — не просто музыка, а целый мир, в котором абсурд, гротеск и советская (а затем и постсоветская) культура перемешиваются в удивительный коктейль. В этом мире живут обезьяноиды, одлопезы, фиолетовые гномы и прочие странные создания, а сами музыканты выступают не только как артисты, но и как художники и виртуозные провокаторы.

Перед вами субъективный рейтинг альбомов «НОМа» — от самых спорных до лучших.

18. Весёлая карусель (2020)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

Настоящих провалов у «НОМа» не было, но если выбирать самый спорный альбом, то «Весёлая карусель» подходит лучше других. Это попытка наложить фирменное безумие на эстетику детских стишков и музыки из старых мультфильмов. Эксперимент интересный, но не самый удачный: физиологический юмор и гротескные образы плохо сочетаются с наивной детской классикой, даже если от неё остаются рожки да ножки.

Запоминающихся моментов немного, но есть одно исключение — золотой бас Александра Ливера в «Старом жуке». В песне (а особенно в клипе) он выдаёт такой мощный перформанс, что кажется, будто всю «Карусель» придумали только ради него.

В остальном — скорее любопытный эксперимент, чем альбом, к которому захочется вернуться.

17. Воздух общий (2022)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

Этот альбом — свидетельство смятения. Группа, которая десятилетиями издевалась над всем подряд, внезапно оказывается в реальности, где уже неясно, над чем можно смеяться, а над чем — нет. «НОМ» всегда существовал в мире абсурда, но теперь сам мир оказался абсурднее и злее, чем их самые смелые фантазии.

Всё вместе это больше похоже на рассеянный внутренний монолог, чем на цельное высказывание. Попытка нащупать точку опоры в мире, который всерьёз летит ко всем чертям. И только бодрый, почти карнавальный трек «Михал Иваныч» вносит ощущение светлой надежды — пусть и в типично «НОМовской» манере.

16. Оттепель (2016)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

Альбом, в котором «НОМ» представляют альтернативную версию условной хрущевской оттепели — такую, какая могла бы случиться в их собственной вселенной. Саунд отсылает к оптимистичной эстраде 50-х и 60-х, но этот ретро-блеск оказывается не таким уж безобидным.

Стартовые «Увертюра-твист» и «Оттепель» — лучшие номера на пластинке, бодрые и азартные, как саундтрек к неснятой комедии Гайдая. Веселье продолжается дальше: Варвара Зверькова и Александр Ливер вдохновенно ведут за собой почти все песни, но за легкомысленным фасадом проскальзывают актуальные и спорные темы («Музыка революции», «Украинская лирическая»).

В итоге получается сочетание задорного ретро-оптимизма и тревожных предчувствий. Как оказалось, увы, не напрасных.

15. В мире животных (2013)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

Этот альбом вошел в историю «НОМа» даже не столько музыкой, сколько прощанием с двумя ключевыми участниками золотого состава — Иваном Туристом и Сергеем Кагадеевым. Последний особенно мощно звучит в трагикомических балладах «Животные» и «Листопад», а также в переосмысленных классических номерах группы («Хор затейников из кондукторского резерва», «Свинух» и, конечно, великая «7%»). Вскоре после выхода альбома Кагадеев-младший уже навсегда покинет группу.

Иван Турист тоже уйдёт в свободное плавание, оставив поклонников в сомнениях: сможет ли «НОМ» существовать без своего фирменного шоумена-безумца? Однако, как показали следующие релизы, сомнения оказались напрасными — группа сумела переизобрести себя и найти новые грани своего абсурда.

14. МАЛГИЛ (2021)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

Самый «нормальный» альбом «НОМа» — по крайней мере, если такой термин вообще применим к этой группе. Тексты здесь в основном написаны ОБЭРИУтами, а музыка звучит неожиданно гладко: мощные аранжировки, тщательно выверенные хоры, отполированное до блеска звучание. Формально — идеальная работа во всех отношениях.

Но в этом же и главная загвоздка: «НОМ» всегда был ценен своей дикостью, шероховатостью и безумием, уходящим в болезненный отрыв. А здесь от этого безумия осталось не так уж много. Впрочем, это отличный альбом для тех, кто хотел бы познакомиться с группой, но опасается её эксцентричности.

13. Очень отличный концерт (2001)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

Альбом, в котором «НОМ» радикально меняют звук, уходя в минималистичную электронику и почти полностью отказываясь от гитар и живых инструментов.

Громких откровений здесь немного, но и без удач не обошлось. Бас-вокалист Александр Ливер выдаёт один из своих лучших романсов — зловещую гипнотическую «Жирные пальцы». А Иван Турист превращает «Учительница заболела» в образцовую школьную хулиганку: под мотивы джазового стандарта «Caravan» он с огоньком зачитывает скабрезности из младших классов.

12. Семеро смертных (2014)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

Неожиданно яростный «НОМ». Если раньше группа высмеивала реальность с фирменным хулиганским задором, то здесь веселья почти не осталось. Это мощный набор гитарных боевиков, которые бичуют пороки как человечества в целом, так и отдельных персонажей - в образе героя хлёсткой «Я себя контролирую» угадывается тень ушедшего вокалиста Сергея Кагадеева.

Удачными вышли коллаборации с Михаилом Елизаровым: зловещая «Jedem das seine» пробирает до дрожи, а хоровая-застольная «Гнидой не будь» с участием Артемия Троицкого звучит как весёлый, но мрачный тост.

В итоге получился альбом, оставляющий скорее трагическое, чем комическое послевкусие. «НОМ» на грани нервного срыва. Возможно, сказалось то, что альбом вышел вскоре после смерти Сергея Кагадеева, напоминая старую истину: даже самые отчаянные шутники уходят всерьёз.

11. Более мощный (2005)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

Название обещает мощь, но на деле это скорее продолжение минималистичного электронного периода «НОМа». Всё тот же скупой синтезаторный звук, за которым скрывается критический взгляд на российскую действительность — на этот раз, правда, довольно мягкий. Вместо злого сарказма — ироничные зарисовки о «сытых нулевых»: автопомешательство («Автомир»), гастрономические реалии («Гастро-ном»), пустая патетика («О главном»).

Главное новшество — впервые в истории группы на альбоме появляется вокал Варвары Зверьковой («Приключения инженеров»). С этого момента женский голос становится неотъемлемой частью звучания «НОМа».

В целом, в отличие от многих других альбомов, «Более мощный» звучит на удивление спокойно и уверенно, без излишней нервозности, которая, правда, ещё вернётся.

10. Превыше всего (2009)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

Знаковый альбом «НОМа» сразу по нескольким причинам. Во-первых, впервые за 12 лет в группу вернулся один из её основателей и первый вокалист Сергей Кагадеев, исполнив здесь сольно исповедальную балладу «Подшиток», явно основанную на реальных событиях. Во-вторых, группа радикально обновила звук: впервые за много лет появились электрогитары, а саунд стал гораздо современнее и чище — что для кого-то достоинство, а для кого-то спорный компромисс.

Но главное — это, пожалуй, самый остросатирический альбом в истории «НОМа». Никогда прежде группа не высказывалась так едко о российской общественно-политической реальности: «Миротворцы» и «Гей, ты Русь» из сегодняшнего дня кажутся почти немыслимой смелостью.

При этом нашлось место и для неожиданной лирики («Ты ушла»), и для фирменного сюрреализма («Дед Мороз»).

9. Альбом реального искусства (2004)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

В начале нулевых «НОМ» нередко упрекали за лоу-фай звучание, которое казалось нарочито непрокачанным. На этом альбоме группа довела свою эстетику до предела: здесь скрипят двери, слышны шаги, разговоры, бытовые шумы — и всё это становится частью музыки.

Но именно в таком формате этот материал раскрывается лучше всего. Абсурдистские мини-пьесы («Протез»), сюрреалистические стихи («Как я ходил») и традиционные для «НОМа» романсы Александра Ливера («К старухе, продающей медведей») сплетаются в единое целое. А произведения ОБЭРИУтов Даниила Хармса и Николая Олейникова вписываются настолько органично, что кажется, будто они всегда были частью этой вселенной.

Один из самых цельных альбомов группы — больше похожий на театральный аудиоспектакль, где каждая бытовая деталь становится частью музыкальной ткани.

8. Я тебя услышал (2018)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

Самый тяжёлый альбом «НОМа» — и один из самых удачных. Группа неожиданно ушла в мощный стоунер-рок, и оказалось, что этот напористый гитарный звук прекрасно сочетается с её фирменными темами.

Человекоподобные зайцы («Песня про зайцев»), сатана («Сатана») и прочие обитатели абсурдного мира группы звучат здесь под грохот гитар особенно убедительно.

В последующих альбомах группа заметно сбавит тяжесть, но хочется верить, что не насовсем. Этот эксперимент оказался слишком удачным, чтобы остаться разовым.

7. Жир (1997)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

Первый альбом «НОМа» без Сергея Кагадеева — и одновременно первая пластинка, где за микрофоном полноценно солирует Иван Турист. Его полное отсутствие музыкального слуха и пение мимо всех нот в любой другой группе было бы катастрофой, но в «НОМе» это звучит более чем органично.

Драйва добавляют приглашённые звёзды: барабанщик Борис Шавейников и саксофонист Николай Рубанов из «Аукцыона», вокалистка Анна Кипяткова из «Pep-See». Особенно выделяется почти эмбиентная «А, чёрт» — одна из самых необычных композиций группы.

«Жир» стал знаковым рубежом: несмотря на потерю основного вокалиста, «НОМ» доказал, что готов идти дальше и валять дурака с прежним азартом.

6. Сенька Мосг/хаз (1994)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

После трёх подряд гениальных альбомов «НОМ» меняет курс: гитарный звук становится жёстче, а абсурд — злее. Если раньше вселенная группы существовала отдельно от реальности, то здесь она с треском врывается в неё, чтобы потоптаться по привычным символам и героям. Достаётся всем: Горбачёву («УКМ-2»), Собчаку («Дедушкин табак»), советскому пантеону («Правда», «Вечный огонь»), меньшинствам («7%») и много кому ещё. Этот баланс между вневременным абсурдом и злободневностью впоследствии станет одной из главных фишек группы.

Но и с музыкальной точки зрения «НОМ» остаётся изобретательным: симфоническая сюита «Цыган и микросхемы» вполне могла бы выйти на поздних альбомах Фрэнка Заппы.

Альбом для тех, кто готов смеяться сквозь зубы, когда другого способа пережить окружающий хаос просто нет.

5. 8 УЕ (2002)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

Альбом, звучащий так, будто его записали дома на дешёвом синтезаторе, неожиданно оказался одной из лучших работ «НОМа». Здесь группа с каким-то особым упоением рубит в щепки потребительско-накопительский культ («Пустые консервные банки», «Предложение», «Нам бы только зацепиться»), щедро приправляя это фирменным мрачным сюрреализмом («Старые дрожжи»). Грубое, нарочито дешёвое звучание только усиливает эффект — порой неясно, что следует делать под это всё: смеяться, пугаться или постараться навсегда это забыть (что уже вряд ли получиться).

Особенно выделяется «Уборное» — монументальный постмодернистский коллаж из надписей на стенах общественного туалета, способный обратить в бегство неподготовленного слушателя.

По сути «8 УЕ» — это уже не совсем музыкальный альбом. Скорее, радикальный постмодернистский жест — что-то среднее между романом Сорокина и рок-оперой по случайно найденному черновику Лимонова, поставленной за две копейки (или за 8 У.Е, как гласит название).

4. Во имя разума (1996)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

Не просто альбом, а полноценная космическая рок-опера, где действие разворачивается одновременно в далёком прошлом («Jurassic Park»), не менее далёком будущем («Марш косморазведчиков») и в условные наши

дни («Укрблюз»).

Масштаб по-настоящему эпический: межпланетная война, восстание роботов, контакт землян с инопланетным разумом — всё это глазами сотрудников НИИ «Парсек», которые, по законам НОМовской вселенной, воспринимают грандиозные события с запредельным идиотизмом.

Музыкально это тоже один из самых мощных альбомов группы: тяжёлые мелодичные гитарные рифы, отборный трёхэтажный мат и гротескное шутовство, доведённое до совершенства. «НОМ» здесь звучит как звездные десантники, которым доверили спасение человечества, но они предпочли устроить бесконечный межзвёздный загул.

3. Супердиск (1992)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

Логическое продолжение арт-рокового безумия «К чортям собачьим», но ещё более бескомпромиссное. «НОМ» здесь не просто развивает свой стиль, а доводит его до абсолютного предела, проверяя границы возможного — и терпение слушателей.

Главный шедевр альбома — психоделическая «Нина», которая в сочетании с гениальным клипом буквально сбивает с ног и потом преследует в ночных кошмарах. Другой момент, который сложно развидеть и развоспринять, — «Скотинорэп», где Сергей Кагадеев под залихватский бит с азартом зачитывает наипохабнейшие анекдоты – по сути показывая, в каком направлении может развиваться русский рэп.

Этот альбом — момент, когда «НОМ» окончательно уходит в дикие, сюрреалистичные дали, оставляя позади даже тень компромисса. Неудивительно, что уже на следующем «Сенька Мосг/хаз» группа слегка поменяет курс — как будто даже ей самой понадобился короткий визит в реальность.

2. К чортям собачьим (1990)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

После блестящего дебюта «НОМ» не просто закрепляет успех, а усложняет и расширяет созданную вселенную. Музыкально это уже полноценный арт-рок с утонченными аранжировками, но в фирменном, беспощадно абсурдном стиле.

Здесь есть мини-космическая опера («Случай в пионэрской комнате»), своеобразный гимн дружбе народов («Samba Hopkins») и прог-роковые полотна между жизнью и смертью («Рыбак и гроза»). Появляются новые персонажи («Свинух»), неожиданные сюжетные переходы («Турист»), которые выстраиваются в стройную, гипнотическую картину.

Будто бы участники группы получили доступ к высшему знанию, но вместо того, чтобы поделиться им с человечеством, пустили его на создание гигантской карнавальной мистификации.

1. Брутто (1989)

Гид по альбомам группы «НОМ»: от худшего к лучшему

Альбом, с которого началось всё. Именно здесь «НОМ» открыл свою золотую жилу — болезненно-абсурдную вселенную, почти всегда непонятную, часто шокирующую, иногда невыносимую, но при этом бесконечно обаятельную.

Впоследствии их сравнивали с The Residents, называли русскими Монти Пайтонами и наследниками ОБЭРИУтов. Но именно «Брутто» стал точкой кристаллизации их уникального языка, из которого родятся не только альбомы, но и фильмы, клипы, картины и целая галерея персонажей.

При этом и чисто музыкально альбом звучит совершенно блестяще. Сложно поверить, что его записали не профессиональные музыканты с академическим бэкграундом, а молодые инженеры, которые просто решили немного расширить границы окружащей их скучной реальности. И из щелей этой реальности посыпалось такое, что и превратило «НОМ» из обычного ленинградского ансамбля в культовый феномен.

Ну и, конечно, Сергей Кагадеев здесь раскрывается не просто как главный голос «НОМа», а как один из лучших рок-вокалистов страны. А сам «Брутто» — не просто дебютная запись группы, а одна из величайших пластинок в истории русскоязычной рок-музыки.

8
4 комментария