Психоделический рок. Точка отсчета современной популярной музыки

Психоделический рок. Точка отсчета современной популярной музыки

Всем привет! В этот раз в Рандоме мне попался жанр, в котором я хорошо разбираюсь, и который достоин особого разговора. Так что мой пост про психоделический рок будет не столько справочной информацией, сколько эссе о том, почему это - один из ключевых жанров в истории современной музыки вообще.

Дисклеймер. Представление о том, что психоделический рок - музыка наркоманов, поверхностно и неверно. Наркотики сопровождали музыкантов как минимум со времен би-бопа, а то и раньше. ЛСД лишь усилил музыкальные и общекультурные тенденции, что предшествовали возникновению этого стиля. Мой рассказ будет в том числе о них. А наркотики - зло. Они привели многих героев этого рассказа в могилу, тюрьму или сделали их неспособными больше творить.

Если вы не слышали

Психоделический рок (psychedelic rock) - жанр рок-музыки, возникший во второй половине 60-х годов. Для него характерно “гипнотическое” звучание, отстраненность, сложная структура и гармония, а также общая “неторопливость”, стремление погрузить слушателя в состояние транса. Все это достигается стандартным набором рок-инструментов: гитара, бас, барабаны, электроорган; но может дополняться экзотическими, вроде ситара, меллотрона и терменвокса.

<i>Меллотрон Mark II. На таком сыграно интро битловской Strawberry Fields Forever. Источник: Out of Phase</i>
Меллотрон Mark II. На таком сыграно интро битловской Strawberry Fields Forever. Источник: Out of Phase

Откуда он вообще взялся

Как так вышло, что условные The Beatles в 1963 году пели про “Она тебя любит” и “Я хочу быть твоим мужчиной”, а в 1966 про “Отключи свой разум, расслабься и плыви по течению”? Стереотипно - музыканты объелись кислоты и их понесло. Но у такого сдвига было много других предпосылок:

Общекультурные предпосылки

Демография. К середине 60-х подросло поколение “бэби-бумеров”. Их было, и они слушали в основном рок- и поп-музыку. У музыкантов этого времени появилась такая аудитория, какая не снилась ни Фрэнку Синатре, ни даже Элвису. В этих условиях музыкант должен был уже не просто развлекать, но просвещать публику, а также выступать “глашатаем” её ценностей.

Навыки. “Отцы” психоделического рока начинали еще в конце 50-х, выживали в тогдашних жестких условиях рынка, играли по 2-3 концерта в день и выпускали по хитовому синглу раз в 2 месяца. Их навыки игры и сонграйтинга росли, и им становилось тесно в формате стандартной песни про любовь.

Правила игры. The Beatles, а за ними и другие группы, поменяли местами роли в музыкальной индустрии. Раньше музыканты бегали за лейблами и выполняли все их требования. Теперь лейблы бегали за музыкантами, и были готовы выпускать всё, что эти музыканты напишут - потому что знали, что те напишут хорошие песни (пункт 2) и эти песни купят (пункт 1).

Жить стало лучше. Бэби-бумеров было не только много, у них были деньги. Особенно в США. У них были деньги, чтобы купить не сингл, а целый альбом. И послушать его от начала до конца, причем в стерео.

<i>Магазин пластинок в США, судя по пластинкам - около 1967 года. Источник: Messy Nessy Chic</i>
Магазин пластинок в США, судя по пластинкам - около 1967 года. Источник: Messy Nessy Chic

Контркультура. До войны в университеты шли избранные, остальные после школы сразу шли на работу. В хороших экономических условиях больше людей могло себе позволить пойти в университет. А там студенты узнавали о неомарксизме, дзен-буддизме и литературе битников. Всё это тоже должно было находить свой выход в музыке. И, кстати, хиппи появились еще до психоделического рока.

Техника. Середина-конец 60-х - это бум гитарных примочек. Появляется несколько видов фузза (перегруза, дающего скорее грязный, чем “тяжелый” звук), педаль wah-wah, дилей, реверберация, флэнджер… в общем, примерно все аналоговые гитарные эффекты появились уже тогда. При этом они плохо накладывались на всё, что музыканты играли до этого: приходилось перепридумывать свою музыку.

<i>Arbiter Fuzz Face. Источник: Википедия</i>
Arbiter Fuzz Face. Источник: Википедия

Музыкальные предпосылки

Блюз-рок. Блюз-рок в этот период был чем-то типа джаза: берется стандарт и поверх него идет одно или несколько импровизированных соло. Пример подобного можно услышать на альбоме Five Live Yardbirds 1964 года. Это резко рвало с принципами “трехминутной песни про любовь”: песни стали длинными и непредсказуемыми.

Индия. Рави Шанкар с 1956 года продвигал индийскую музыку в США и Великобритании, но до середины 60-х она была уделом любителей экзотики и джазовых музыкантов вроде Джона Колтрейна. Но в 1965 Джордж Харрисон познакомился с Шанкаром и влюбился в ситар. Через него в рок-музыку попала характерные для индийской музыки медитативность, “стояние” на 1-2 аккордах, нетипичные для европейской музыки интервалы. Увлечению индийской музыкой даже дали отдельное название - рага-рок.

Джордж Харрисон и Рави Шанкар. Источник: New York Times
Джордж Харрисон и Рави Шанкар. Источник: New York Times

Барокко-поп. Клавесин в рок-песнях вошел в моду в районе 1965 года, вместе с For Your Love группы Yardbirds и псевдо-клавесинным соло из битловской In My Life. Так в рок-музыку затянуло клавишников, а они принесли с собой ноты и нежелание играть три аккорда на протяжении всей песни.

Во всех этих пунктах прослеживается одна и та же идея: превращение рок-музыки из развлечения в что-то более серьезное и значимое. И психоделический рок стал этим самым значимым. В этот момент рок-музыка отделилась от поп-музыки: до этого это были синонимы.

Периодизация. Что было дальше?

Психоделический рок существовал недолго, но это было насыщенное время. Все основные события умещаются в четыре года:

  • 1966 - подготовительный год. The Beatles перестали давать концерты и засели в студии, слово Psychedelic уже появляется в названиях альбомов (13th floor Elevators, The Blues Magoos), но оно пока еще про состояние, а не про звучание.
  • 1967 - год взрыва. Дебютные альбомы The Doors, The Jimi Hendrix Experience, Pink Floyd, Velvet Underground. Главные альбомы Jefferson Airplane, Cream, Love. Битлы выпустили Sgt.Pepper’s Lonely Hearts Club Band и The Magical Mystery Tour. Первый большой рок-фестиваль под открытым небом в городе Монтерей. В общем, ключевой год для жанра, ну, я думаю, вы и так это знаете:)

  • 1968 - год похмелья. В Европе и США - студенческие волнения, позже - на фоне убийства Мартина Лютера Кинга - кровавые беспорядки с участием чернокожих. Психоделический идеал “всеобщей любви” рушится, а психоделический рок приедается. The Beatles выпускают “Белый” альбом, в котором как будто говорят “посмотрите, сколько всего в мире есть кроме психоделии”. Пионеры жанра в США, The Byrds, вообще ушли в кантри. “К корням” возвращаются и Rolling Stones. В главном городе хиппи, Сан-Франциско, становится популярной “корневая” группа Creedence Clearwater Revival.

  • 1969 - год распада. Группы, которые еще год назад, можно было объединить в единый жанр, создают собственные “клубы по интересам”. Кому нравился блюз и “тяжелое” звучание, создали хард-рок; сложные структуры и отсылки к классике или джазу - прогрессив-рок; любители старины - фолк-рок. Те, для кого всё это было предательством “истинного духа рок-н-ролла”, создали глэм-рок. Многие группы распались, не найдя себя в новой реальности

После 1969 года психоделическое звучание воспринималось в США и Великобритании как анахронизм, но, например, в Германии в это время только народилась психоделическая сцена, которую позже назвали “краут-рок”. Мне вообще кажется странным, что краут-рок считают поджанром прогрессив-рока, мне кажется, это самый что ни на есть психодел.

В конце 70-х, на фоне усталости теперь уже от панка, появляется нео-психоделия. Как и любой “зонтичный” жанр он включает в себя столько всего, что достоин отдельной статьи. Это и “задумчивые” группы вроде Echo & Bunnymen, и эпигонский “пейсли андерграунд”, и шугейз, и бэгги, и инди-группы вроде Animal Collective, и электронщик Yves Tumor. По данным RYM в 2024 году вышел 741 релиз с жанром psychedelic rock - в общем, с жанром всё в порядке.

P.S. Здесь самое время упомянуть родственный термин acid rock, которым обычно обозначают “утяжеленные” психоделические группы того же времени, вроде Iron Butterfly. Acid rock получил вторую жизнь в 90-е, в виде стоунер-рока. Этот жанр взял от психодела “задумчивость” и любовь к примочкам, и совместил их с “жирными” риффами в духе ранних Black Sabbath и традиционного дум-метала. Наследниками стоунера являются современные acid rock группы вроде King Gizzard & the Lizard Wizard.

<i>King Gizzard &amp; the Lizard Wizard. Источник: NPR</i>
King Gizzard & the Lizard Wizard. Источник: NPR

Значимость

Я вынес в заголовок довольно громкую фразу о том, что психоделический рок - точка отсчета современной популярной музыки. Уточню, что современная - это не та, что вышла в 2025 году, а вообще тот музыкальный мир, который не джаз, не классика, и не народная музыка, и который возник как раз в 50-60-е годы.

Историю популярной музыки можно разделить на:

  • Доальбомную (1955 - 1966)
  • Альбомную (1966 - 2000)
  • Постальбомную (2000 - наше время)

Доальбомная эпоха - это эпоха поп-музыки. Формат существования музыки - песня. Формат исполнителя - либо сольный, либо группа типа “Джон Леннон и ноунеймы”. Исполнитель чаще всего именно исполнитель, то есть песню он написал и записал не сам. Лейблы контролируют всё, что связано с исполнителем, они его “создают”.

Альбомная эпоха - эпоха рок-музыки. Формат существования музыки - альбом, т.е некий набор песен с единым звучанием, иногда даже настроением и темой. Формат исполнителя - группа, в которой важны все участники или сольный исполнитель, даже аккомпанирующий состав у которого может стать звездным (The Band и Мик Ронсон, например). В приоритете песни собственного сочинения и исполнения. Лейблы охотятся за артистами, и вынуждены давать им бОльшую творческую свободу.

Постальбомная эпоха - эпоха поп-музыки 2.0. Во многом она схожа с доальбомной, но она отсылает к атрибутам альбомной эпохи, будь то образу “рок-звезды” или “великого альбома”.

Так вот, психоделический рок - это тот самый жанр, с которого началась альбомная эпоха, и который задал ключевые принципы этой эпохи. А альбомная эпоха, хоть и закончилась, но ее наследие никуда не пропало. Поэтому я думаю, что психоделический рок - один из самых значимых жанров в истории современной популярной музыки.

Плейлист

В плейлисте я тоже нарушу собственные же правила, и разобью его на две части - “базовую” и “продвинутую”. Базовая - для тех, кто не слушал психоделический рок раньше, или зашел сюда проверить, упоминается ли The Doors и Джими Хендрикс. Так что в ней будут только общепризнанные “отцы” жанра. Правда, позволю себе ставить не самые-самые хитовые композиции, это было бы совсем скучно.

“Продвинутый” плейлист - для тех, кто уже в курсе “базы”, но не фанат жанра. Тут будут не настолько известные, но лично мне очень нравящиеся группы. Всех я всё равно не упомяну, так что пишите любимые треки в комментарии. А лучше - любимые альбомы, так даже каноничнее будет.

"Базовый"

Beatles - She said she said  
The Who - I can see for miles 
Pink Floyd - Interstellar Overdrive
The Doors - When the music’s over 
The Jimi Hendrix Experience - Third stone from sun
Cream - World of pain 
Strawberry Alarm Clock - Incense and Peppermints
Grateful Dead - That's It for the Other One

"Продвинутый"

Love - Revelation
The Blues Magoos - Love Seems Doomed
Kaleidoscope - Dive Into Yesterday
The West Coast Pop Art Experimental Band - It Won’t Hurt You
The Growing Concern - A boy once knew well
Stone Circus - Adam’s Lament
Tomorrow - My White Bicycle
Soft Machine - So Boot If At All

Подписывайтесь на Telegram:) Там я, в дополнение к постам про жанры, пишу каждый день истории про один случайный трек, в хронологическом порядке. Уже дошел до 90-х. Заглядывайте:)

3
1
6 комментариев