До «Violator»: гид по ранним альбомам Depeche Mode

Лучшими в дискографии Depeche Mode считаются альбомы девяностых годов: на «Violator» есть их главные хиты, а «Songs of Faith and Devotion» стал несомненным творческим пиком группы (и низшей точкой жизни для ее участников, погрузившихся на дно разного рода зависимостей). Но об этих альбомах сказано уже слишком много, и в их тени зачастую остаются более ранние записи Depeche Mode, которые являют собой отличный пример творческой эволюции. Их интересно слушать по порядку и наблюдать, как их саунд становится плотнее и обрастает деталями, как оттачивается песенное мастерство Мартина Гора, как крепнет голос Дэйва Гэхана. Рассказываем о том, чем интересны первые шесть пластинок британской группы.

До «Violator»: гид по ранним альбомам Depeche Mode

Speak and Spell

Depeche Mode «Just Can’t Get Enough»

Дебютный альбом воспринимается как запись какой-то совсем другой группы: композитором и автором песен тогда был Винс Кларк, вскоре после выхода пластинки он покинул Depeche Mode, чтобы заняться проектами Yazoo и Erasure. На «Speak and Spell» звучит веселый, простой как три копейки, немного игрушечный синти-поп – собственно, альбом и назван был в честь детской игрушки. Как минимум один большой хит здесь есть – песню «Just Can’t Get Enough» музыканты до сих пор вспоминают на концертах.

A Broken Frame

Depeche Mode «Leave in Silence»

После ухода Кларка главным автором песен стал Мартин Гор, второй альбом группы – результат его первых шагов в сонграйтинге. На «A Broken Frame» царит странная сумрачная атмосфера, песни звучат отстраненно, в музыке не так много событий и ярких мелодий, кто-то назовет запись скучной, но при нужном настроении альбом оказывает гипнотический эффект, вводит в приятное оцепенение. Особенно показательна предпоследняя песня «Shouldn't Have Done That», где Гор и Гэхан в унисон поют мелодию настолько протяжную и щемящую, что кажется, будто ты уже слышал это в глубоком детстве.

Construction Time Again

Depeche Mode «Everything Counts»

К Гору, Гэхану и Флетчеру присоединился Алан Уайлдер, вместе с которым Depeche Mode наконец нащупали свой фирменный звук. На «Construction Time Again» группа зазвучала на несколько порядков мощнее, чем раньше: здесь балом правят грубые ритмы драм-машины, «стеклянные» тембры синтезаторов и разного рода индустриальные звуки – например, песня «Pipeline» почти целиком состоит из грохота стройки и стука шариков для пинг-понга. Кроме того, это первый альбом, на котором группа запела о социальных проблемах: «Taking from the greedy, giving to the needy», «The grabbing hands grab all they can». Нашлось здесь место и настоящему танцевальному хиту, хоть и груженому социальной повесткой – песне «Everything Counts».

Some Great Reward

Depeche Mode «Blasphemous Rumours»

С одной стороны, этот альбом продолжает и развивает брутальную индустриальную линию прошлого альбома, с другой, здесь меньше социальной тематики и больше личного. «Some Great Reward» – альбом впечатляющего стилистического диапазона: с одной стороны – лирическая баллада «Sometimes», пропетая Гором под одно фортепиано («Википедия» сообщает, что в момент записи песни музыкант находился на студии в совершенно голом виде, может быть, поэтому песня звучит такой обнаженной), с другой – пружинистый и несколько кринжовый БДСМ-гимн «Master and Servant». Кульминация же пластинки – мощный антирелигозный выпад «Blasphemous Rumours», предсказывающий, в какую сторону Depeche Mode двинутся в дальнейшем.

Black Celebration

Depeche Mode «Stripped»

Поворотная точка в истории группы: музыканты переоделись в кожу и поставили свои синтезаторы на службу мраку. Если прошлым альбомам была свойственна некоторая наивность в звучании и мелодиях, то начиная с «Black Celebration» главными чертами Depeche Mode стали страсть и отчаяние. Ставшие фирменным звуком группы индустриальные шумы здесь становятся связующими элементами между треками и образуют своеобразную звуковую среду. Коронный номер – оглушительно мощная песня «Stripped», позже удачно переигранная группой Rammstein. В качестве единственного лучика света выступает «A Question of Lust», еще одна трогательная баллада с солирующим Мартином Гором.

Music for the Masses

Depeche Mode «Behind the Wheel»

Вопреки названию, группа не стала делать более простые и попсовые песни; напротив, именно с этого альбома Depeche Mode утвердились на своем особом троне. Если «Black Celebration» был просто мрачен, то «Music for the Masses» писан исключительно черной краской. Суровые мелодии, безжалостный бит, сталь в голосе. Самый мощный номер – «Behind the Wheel», песня без припева, в которой напряжение растет с каждой секундой, но, вопреки ожиданиям, не разрешается сокрушительной кодой, а остается со слушателем еще надолго. Антон Корбайн снял на нее роскошный клип (см.выше), но сама песня удачнее звучит в альбомной версии (см.ниже).

Как уже было сказано, Depeche Mode развивались с каждым альбомом, и к шестому альбому довели свой саунд до сверкающего совершенства. В девяностых они займутся деконструкцией этого саунда с помощью гитар – так появятся «Violator» и «Songs of Faith and Devotion», главные альбомы группы. Уже в нулевых Depeche Mode решат вернутся к истокам, но будет уже не то.

1111 показов
2.5K2.5K открытий
4 комментария

Буквально на днях переслушивал их. Моё знакомство началось с 2005 альбома и поэтому конечно он для меня лучший. Но слушаю все песни, хороший пост про их историю.

Ответить

Еще концертник 101 Live очень достойный был.

Ответить

Ах, мой любимый '82, a broken frame! Слушаю dm с '87 года, с peters pop show! Первые альбомы - самые любимые!!! 82, 84, 86, 87!!!  И помимо альбомов, конечно, синглы!!! У нас тусовка была, Маяк, вот там мы и собирались каждый день почти с начала 90х. 🙃

Ответить

Тяжело про музыку писать, конечно

Ответить