«Вызов душнилам, у которых нет чувства юмора»: беседа с инди-группой «Ритуальные услуги»

Новый петербургский звук.

«Вызов душнилам, у которых нет чувства юмора»: беседа с инди-группой «Ритуальные услуги»

«Ритуальные услуги», как и многие другие петербургские андерграундные группы, выросли из клуба «Ионотека» — именно там состоялся их первый концерт. Однако теперь они ушли от Александра Ионова на вольные хлеба.

То ли постпанк, то ли синти-поп (пост-поп? инди-поп?). Наивные тексты о любви же перемежаются со сложными материалами по Бродскому, об эпохах и непринятии суицида. «Ритуальные услуги» — это две девушки: Мария, играющая на флейте, и Люба с бас-гитарой. Обе они поют.

Мы решили пообщаться с коллективом о жанрах, любимой музыке, отношении родителей, андерграунде и многом другом.

«Вызов душнилам, у которых нет чувства юмора»: беседа с инди-группой «Ритуальные услуги»

Я буду прав, если скажу, что новая волна инди в России началась с Монеточки? Или всё-таки корни где-то поглубже?

Мария: Корни намного глубже, те же самые «Пасош» или Angelic milk (вспомнить только их клип, завирусившийся на дваче в 15 или 16 году), но благодаря Лизе инди в России начало интересовать людей. Кстати, ещё можно сказать спасибо «Амдэвс» с их «Пыльник»-фестами, так как благодаря их аудитории такую музыку начинало слушать больше людей.

Люба: Не все тонкости жанров знаю, но Монеточка, как мне кажется, вообще не инди.

У вас есть депрессивные песни вроде «Эпохи», но в основном, несмотря на минор в музыке, от творчества в целом веет позитивом. Тот же «Скрипач» — этакий протест против суицида. Исходя из чего вы пишете слова и музыку? Какие месседжи вам бы хотелось донести? Я чувствую, что они тут есть.

Мария: Месседж есть, и он самый простой на свете. Хочется донести житейскую истину, по которой мы стараемся жить. В песнях всё читается очень легко. Слова и музыка как раз рождаются из ситуаций и опыта, которые мы переживаем.

Люба: Мало что получается сделать намеренно, чаще всего всё получается само. Я маленький мосточек между прекрасным и человеческим ухом.

А ещё я чётко чувствую у вас в некоторых треках русский культурный код — во-первых, флейта, а во-вторых, манера исполнения а-ля частушки. Особенно в «Дуре», она очень русская. Давайте об этом поговорим. Что для вас культурный код и вот эта вот русскость?

Мария: Для нас русскость — это, в первую очередь, влияние музыкального образования. Еще в музыкалке я дико кайфовала от диктантов в ля миноре, до сих пор считаю, что это гениально. Чего стоит мелодия «у зари то у зореньки».

Что не очень характерно для «новой волны», вы не идёте в протест, за исключением одного трека. Вы аполитичны или просто не хотите касаться этой темы?

Мария: Быть аполитичным в наше время невозможно, если ты аполитичный, то ты слепой. И я не говорю, как многие могут подумать, про то, что если ты не леволиберал, то тебя нужно посадить на кол. У всех свое мнение, и это прекрасно, но мне страшно, когда я вижу радикальных левых и правых.

Люба: Не сказала бы, что аполитичны. Видимо, не так сильно волнует эта тема, раз слова пока не пришли.

Как мне кажется, песня «Кровавая чаша» — это в каком-то роде исследование женского начала. Вы вкладывали в песню серьёзный месседж о своих взглядах? «Менструальная чаша ответ капитализму» — очень интересная строчка.

Мария: «Чаша» — это гениальный трек моей подруги, который мы захотели показать миру. Он состоит из чистейшей иронии над теми, кто не понимает, что феминизм нужен всем.

Люба: Песня в защиту природы.

«На самом деле все мы частично феминистки» – это всё ещё актуально?

Люба: Конечно! Буквально каждый день сталкиваюсь с некорректными высказываниями в свой адрес, основанными на том, что я девушка.

Ваши тексты характеризуют как «переосмысление панк-повестки в эпоху пост-иронии» – почему?

Мария: Панк — это вызов, а в наших текстах присутствует вызов душнилам, у которых нет чувства юмора.

Мне очень нравится ваше творчество, но на репите я гоняю в основном «Скрипача». Он, кстати, сильно выделяется из остальных. Как-то и лирика иная (не в лоб, как в «Дураке»), и дисторшен необычный, и месседж сильный. Она мне в своё время очень помогла душевно. «Любите только плача и крича». У этой песни есть какая-то своя история?

Люба: Эта песня довела мою маму до слез, когда Маша сыграла её на моей кухне под гитару. Та версия, что в альбоме, мне не нравится, не имею к этому никакого отношения, странно слышать, что кому-то очень нравится.

Мария: «Скрипач» получился откровенно странным, есть две версии, и они кардинально отличаются от друг друга. Одна акустическая, бардовская, а другая походит на вичхаус. Из крайности в крайность, но главное, что не теряется смысл и подача (а она и правда не меняется). Бродский написал великий текст, мы же направили его прямо в сердце.

Мне кажется, ваше творчество вполне отражает поколение. Интернет говорит, что мы вроде бы в одном поколении, но мне 31 и, кажется, я всё-таки где-то не на той волне (хотя трек на рингтон из «Бумера» — это очень смешно). Так что вопрос такой: что отражает ваше поколение? Что беспокоит в первую очередь?

Мария: Я в свою очередь ближе к вам. Мы недавно обсуждали с нашим старшим товарищем из группы «Электрофорез», что я поздний миллениал, а Люба уже зумер. Рингтон из «Бумера» это моя идея, там ещё была мелодия из «Псковского порно», но подлые люди её вырезали :/

Люба: Люди разные, нельзя сказать, что если родились в один период — значит мыслим одинаково.

У вас показатели в десятки тысяч просмотров и прослушиваний, но вас пока не знает публика, как, например, других коллег по «Цеху». Вы всё-таки андерграунд или уже не особо? Как-никак последний альбом движется уже к сотне тысяч прослушиваний.

Люба: Думаю, нас пока не знают, а по стилю мы уже не андерграунд.

Интересно поднять избитую тему с родителями. Как они относятся к «Ритуальным услугам» и были ли у них не реализовавшиеся ожидания по поводу вас? Может, вы ради музыки чем-то пожертвовали, что родителям не понравилось?

Люба: Музыка была со мной всю жизнь, мама пишет песни, поёт, папа ей подыгрывает, записывает, сводит. Мама говорит, я исполняю её мечты, и я прошла дальше, чем она когда-то. В общем, она рада, что я в музыкальной стезе. А вот название «Ритуальные услуги» ей не нравится :)

Мария: Моя мама определённо хочет, чтобы у меня всё получилось, как и я. Мы обе испытываем все взлёты и падения одинаково, и с её стороны никакого давления нет, только предложения, иногда довольно забавные, но всё же.

Мама не заставляла меня поступать в институт сразу после 11 класса, и это правда правильное решение, — сейчас я осознанно пошла учиться на интересную специальность. Мне стыдно, что я до сих пор беру у мамы деньги. К сожалению даже с нормальными прослушиваниями денег много не заработаешь, и я очень благодарна ей за то, что она мне это позволяет.

«Вызов душнилам, у которых нет чувства юмора»: беседа с инди-группой «Ритуальные услуги»

На «Вечерний ургант» пойдёте? Появление на телевидении – это ведь признак состоявшегося артиста, особенно с точки зрения старшего поколения. Или это не так?

Мария: Когда Серёжа Мудрик (музыкальный редактор шоу «Вечерний Ургант» — DTF) нас позовёт, тогда и пойдём :) Не уверена на счёт признака, но бабушке будет приятно, она только об этом и говорит.

Люба: Пойдем конечно! Для меня это не признак состоявшегося артиста, но хорошая возможность засветиться, может, наконец, зарабатывать музыкой, а не оплачивать кредиты.

Вообще, сейчас порог вхождения в музыкальную индустрию гораздо ниже, чем раньше – кругом полно музыкантов. У вас есть мысли по этому поводу?

Мария: Я считаю, это круто, что каждый может стать музыкантом.

Люба, а почему, кстати, бас-гитара? И откуда взялась флейта у Маши тоже интересно – это достаточно нетипичный инструмент. Вы ведь выходцы из музыкальной школы?

Люба: Ну а почему так много вопросов в этом интервью? Это судьба, всё так и должно быть.

Мария: Флейта у меня с музыкальной школы, как и у Любы. Просто мы не хотим, чтобы учёба в музыкальной школе оказалась бесполезной.

У вас в самом начале музыкального пути была песня «Обратно», с той самой локально известной строчкой про «Зачем нужна Москва, когда есть Питер?». Я наслышан о «той самой» питерской музыкальной культуре, а вы, как её представители, можете ли сказать: она правда выделяется на российском фоне?

Люба: Конечно выделяется, но изначально в песне имелось в виду другое.

Мария: Не знаю, чем она выделяется, она просто классная и жизненная.

Я однажды наткнулся на вашу музыку в подборке Spotify, которая называлась как-то в духе «russian doomer music» – это смешно или в этом есть смысл?

Мария: Да, мы тоже были в восторге с этой новости. Либо те люди, которые это делали, что-то перепутали, либо в этом действительно есть какой-то смысл, но для меня он не читаем.

У вас там, кстати, самое популярное – это «Декабрь». Есть мысли, почему именно эта песня? Вы же её выпустили аж в 2018-м. Про что она? Звучит как срез любовной зимней истории.

Мария: Она о том, что я когда-то влюбилась в декабре, всё очень просто :) Наверное, искренность и подцепила людей.

А у вас были эксперименты в звучании или атмосфере, которые в итоге не попали на релиз? Как минимум с «Турбулентности» по «Красное не только об одном» вы стали энергичнее и богаче, а ещё добавили синтезаторы – в этом есть влияние «Пошлой Молли» старого образца? Кем вы вообще вдохновляетесь, расскажите, пожалуйста.

Мария: Не знаю, кем мы вдохновлялись, нет определённых исполнителей, но могу сказать то, что каждая наша песня для нас абсолютно разная, каждая наша песня для нас — эксперимент.

Люба: На данный момент, к сожалению, никем.

До интервью вы сказали, что уходите от Ионова. Что это значит? Меняете продюсера или желаете теперь работать сами по себе?

Мария: Он и не был продюсером, он был человеком, который помог и объяснил, да и объяснил не очень. У нас очень сложно проходила творческая работа: например, когда выходил первый альбом, то мы даже его не слышали после сведения и мастеринга, поэтому в группу ВК выгружены демки, — они и показывают то, как мы на самом деле звучим.

Мы практически всегда работали сами по себе.

Люба: Поглядим, узнаем.

Ваши альбомы, как мне кажется, пока что на одной волне. Но в то же время я чувствую, что будут какие-то перемены. Моё чувство оправдано? Может быть, вы планируете идти дальше, в сторону «Скрипача», «Тоски» и «Никто из нас»? Кажется, три самые выделяющиеся песни на фоне песен об отношениях.

Мария: Наверное, мы идём в сторону обобщения всего того, что было, и «нашего» звука, которого не было из-за саунд-продюсирования Саши (Ионова — DTF).

«Тоска» звучит достаточно тяжело благодаря гитаре и ударным. «Мы люди без пола, живущие на дне» — что это значит?

Мария: Когда я её сочиняла, мне было не очень хорошо морально. Эта строчка показывает то апатичное состояние, которое сопровождало меня в те моменты.

С кем из коллег по современной инди-сцене вы поддерживаете отношения и, может быть, дружите? Кого посоветуете послушать?

Мария: Ой, мы с очень многими дружим, и очень рады этому. Например: «Комсомольск», «Электрофорез», Алек Пугачев, «Конъюнктура», «Пасош», Verbludes, «Дом».

Всех очень советую послушать!

Ну и последний вопрос: почему «Ритуальные услуги»? Вы что-то конкретное вкладывали в название?

Мария: Вкладывали то, что ритуальные услуги — это всё: не только похороны, но ещё и множество ритуалов. Мы как раз их и проводим.

44 показа
3.3K3.3K открытий
11 репост
67 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Хорошо, что это не про нас с вами.

Ответить

Ну и говно вы мне в ленту вкинули.

Ответить

Про кого вы хотели бы почитать из русской инди-сцены? (МУККА меня проигнорил)

Ответить

Если в этой группе вы услышали что-то новое, то боюсь представить что вы слушаете в свободное время.
Я тот самый душнила, ага

Ответить

Позабавило, что многие вопросы длиннее ответов. Причём вместе взятых от обеих девушек. 

Им точно не хватает опыта в интервью)

Ответить

у панков с интервью всегда сложно

Ответить