Рубрика развивается при поддержке
Музыка
Алексей Хромов

В страшной сказке: бестиарий песен группы «Король и Шут» Статьи редакции

Самые яркие появления ведьм, колдунов и вампиров. А также необычные люди, которые могут быть похуже нечисти.

Почти каждая песня легендарной группы «Король и Шут» — захватывающая, а иногда и страшная история. В текстах, большую часть которых написал Андрей Князев, появляется немало интересных персонажей. Иногда это злобные люди, иногда — сверхъестественные сказочные существа.

Мы изучили лор группы, а теперь рассказываем о самых любопытных персонажах оттуда.

Анархист

В отличие от многих панк-групп, в самой основе творчества которых лежат идеи анархии (яркий пример — «Монгол Шуудан»), в песнях «Короля и Шута» эта тема проскакивает реже, чем истории про вампиров или зомби. Но всё же есть несколько любопытных упоминаний.

Самый известный персонаж появляется в песне «Мёртвый анархист». Из-за оплошности старого мага на кладбище, где хоронили всяческих мерзавцев и преступников, восстают толпы зомби. Среди них мелькает и один анархист. При жизни он не был злодеем: любил выпить и повеселиться. На кладбище со всевозможными ублюдками он, вероятно, попал за свои убеждения.

Клип от «Весёлого анархиста»

Что интересно, в песне «Похороны панка» главного героя описывают очень похожим образом. Учитывая близость идей панк-рока и анархии можно предположить, что авторы имели в виду если не одного, то родственных персонажей.

О жизни некоего поэта-анархиста можно узнать из песни «Бунтарь». В ней главный герой попадает в сумасшедший дом, которым управляют явно нездоровые люди, упивающиеся своей властью. Но и там анархист пытается устроить революцию.

Авторы не скрывали, что написали песню со ссылкой на книгу Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», которую экранизировал Милош Форман: поведение и идеи главного героя явно схожи с позицией Рэндла Макмёрфи. Поэтому можно примерно представить, как выглядел этот персонаж.

Джек Николсон в роли Рэндла Макмёрфи

Интересный факт: в изначальной версии песни «Мадам Жоржет» о девушке, предавшей своих друзей-революционеров, была строчка: «Трёх анархистов вели на расстрел». Потом их сменили на офицеров ради исторического антуража.

Ну а помимо этого группа «Король и Шут» исполняла на украинском языке композицию «13-я рана», посвящённую Нестору Махно, своеобразный гимн анархистов. Текст написал известный фотограф и музыкант Андрей Федечко.

Песни:

Бродяга

Не самый интересный герой мира «Короля и Шута». Но поскольку он появляется в одной из самых известных композиций — «Камнем по голове», — его стоит упомянуть.

История довольно проста: герой где-то добыл старинный костюм и маску обезьяны, чтобы повеселиться на карнавале в провинциальном городке. Но по дороге ему упал на голову камень. Вполне вероятно, что бродяга погиб: героя не замечает толпа, видят лишь собаки (традиционно чувствительные к призракам). Правда с ним всё же кто-то заговорил. Но это мог быть какой-то юродивый, способный видеть мёртвые души.

Позже подобный персонаж появляется в песне «Бродяга и старик». Там его участь снова незавидна. Герой после четырёх дней пути решает заночевать у какого-то деда. Но тот оказывается не слишком дружелюбным. Притворившись немощным, он отправляет гостя в подвал, но сваливает его с лестницы, привязывает к столбу и убивает.

Песни:

Вампиры

Кровопийцы появляются в песнях группы чуть ли не чаще остальной нечисти. Причём вампиры предстают совершенно разными: от полных мерзавцев до вполне достойных существ.

«Носферату: Симфония ужаса»

Герой композиции «Зловещий кузен» явно относится к первым. Он укусил свою двоюродную сестру прямо перед свадьбой, обратив её в вампира. Пьяный жених ничего не замечает. А вот отец девушки решает расправиться со злодеем. Но, как известно, одолеть нечисть непросто. Вампир даже со сломанными руками легко выбирается из верёвок. Проблему решают в классическом деревенском стиле: отец просто выбивает злодею клыки. Вряд ли без них тот сможет кого-то кусать.

Но не все вампиры настолько отвратительны. Герой «Защитника свиней» и вовсе отказался от человеческой крови (люди ему просто «приелись») и перешёл на домашнюю скотину. Правда, хозяева всё равно остались недовольны и даже отправили к нему силача Степана. Но герои неожиданно находят общий язык — они любят убивать свиней.

В «Исповеди вампира» вурдалак делится одним любопытным секретом: кровь злодеев намного вкуснее. Так что можно подумать, что он выполняет некую функцию «санитара леса», пожирая мерзавцев.

Рисунок Андрея Князева

Не чужды вампирам и человеческие эмоции. Героя «Дочки вурдалака» девушка оставила в живых из-за любви. Причём он принципиально решил не обращаться в нежить. И невеста отнеслась к этому решению с уважением.

Вероятнее всего, такое разнообразие характеров связано тем, что многие стали вампирами не по своей воле. Как, например, персонаж «Тёмного учителя». Его когда-то укусили, но лишь со временем он начал наслаждаться жизнью кровопийцы и даже набрал учеников. Хотя рассказчик всё ещё считает, что слишком массовая публичность вампиров вредна. А ещё интереснее, что он призывает к милосердию: «Путь зрячих — людям жить давать, участь слепых — убивать!»

Помимо явных рассказов о вампирах, в творчестве группы есть и немало скрытых намёков.

Велика вероятность, что в «Кукле колдуна» главный злодей — тоже вампир. На это указывает немало косвенных признаков. Попавшая к нему в лапы девушка активна ночью и боится креста. Мало того, хозяин может ей управлять словно куклой, что напоминает власть главного вампира над теми, кого он покусал.

«Дракула Брэма Стокера»

И даже в, казалось бы, романтичной песне «Девушка и граф» герой не так-то прост. Он обещает подарить подруге «вечность», а она говорит, что готова отдать ему свою «плоть и кровь». Если это не какой-то особо изощрённый эвфемизм, то речь наверняка идёт об укусе вампира.

Песни:

Ведьмы

Наиболее известная героиня появляется в композиции «Ведьма и осёл». Причём её история скорее трагичная, чем злодейская. Девушка явно не умела контролировать свои силы, и, разозлившись на парня после его измены, обратила возлюбленного в осла. Спонтанность этого поступка подтверждает и тот факт, что создать обратное заклинание она так и не смогла. Поэтому девушке пришлось просто ухаживать за животным до его самоубийства.

В женском исполнении песня звучит логичнее

Ещё более трагична судьба героини «Невесты палача». После обвинений в ведьмовстве её возлюбенный самолично выпорол девушку плетью, а потом сжёг на костре. Причём доподлинных подтверждений её сил в песне нет. Всё это напоминает знаменитые «охоты на ведьм» XV-XVII веков, когда под подозрения попадали многие невинные женщины, которые просто чуть лучше других разбирались в медицине или даже просто в земледелии.

Подозреваемых пытали до тех пор, пока они не сознавались и содеянном, а потом сжигали на костре. Шанса спастись у них практически не оставалось.

Охота на салемских ведьм

Хотя злодейкой ведьма может быть и не обладая какими-то особыми силами. «Валет и дама» рассказывает о гадалке, которая на картах предсказывает встречному скорую смерть. На самом же деле женщина просто убивает парня ножом и уходит. В финале её называют ведьмой, но это может быть связано и просто с профессией гадалки, деятельность которых раньше тоже относили к колдовству.

Песни:

Водяной/русалки

Всяческая сверхъестественная дичь происходит не только на земле. В мире «Короля и Шута» вода также кишит разной нечистью. В песне с говорящим названием «Водяной» Капитон, возвращаясь домой с охоты, увидел в воде хозяина пруда. Причём поначалу он перепутал его со своим искажённым отражением, удивившись собственному уродству.

Георгий Милляр в роли Водяного в фильме «Варвара-Краса, длинная коса»

Водяных в мифологии и правда описывают не самым приятным образом: обычно это пучеглазый обрюзгший старик с зелёными усами и бородой, часто облепленный пиявками и прочими гадами. А ещё он порой появляется голым, разве что покрытый тиной.

Причём Капитон даже не представлял, насколько ему повезло. Водяной просто обругал его и пригрозил утопить. А ведь часто это злобное существо утягивало купающихся или просто заглянувших в воду на дно.

А вот с художником из песни «Та, что смотрит из пруда» всё печальнее. Он попадается на классическую уловку: видит в воде прекрасную русалку и моментально влюбляется. Девушка тут же утягивает его под воду, где художник погибает.

Это тоже прямая отсылка к классической славянской мифологии (кстати, там у них не было рыбьего хвоста, это пришло позже с Запада), в которой русалки своей красотой заманивали юношей в водоёмы и топили их. Хотя есть и отличие. В поверьях эти существа ненавидели молодых людей и делали гадости из чистой злобы. А героиня композиции и сама явно расстроилась, когда художник умер. Вероятно, она просто не осознавала, что тот не сможет жить под водой.

Русалка из фильма «Маяк»

В этой же категории стоит упомянуть и разные истории об утопленниках, которые периодически мелькают в текстах группы. Одно из самых ранних упоминаний — песня «Помоги мне». Здесь нет ничего сверхъестественного. Просто равнодушный парень наблюдает, как незнакомец тонет в болоте.

Однако слишком уж похожий сюжет рассказывают и в «Утопленнике», но уже от лица того, кто не спас погибающего в воде человека. С тех пор умерший преследует его вместе с видениями затопления.

В мифологии подобную нежить называют «заложными покойниками». Это люди, погибшие неестественной смертью (в том числе от утопления). Из-за такой гибели они не могут найти упокоения, а потому слоняются по земле, иногда преследуя тех, кого винят в своей гибели.

Песни:

Напарники воры

Парочка преступников с разными характерами — известное клише литературы и кино. Достаточно вспомнить Джулса и Винса из «Криминального чтива» или Уолтера и Джесси из «Во все тяжкие». Не обошлись без подобных напарников и песни «Короля и Шута».

«Криминальное чтиво»

«Два вора и монета» раскрывает характеры преступников: один из них более умный и отвечает за проработку планов, другой — за силу и реализацию. Это позволяет героям совершать вполне успешные ограбления. Вот только при попытке разделить золото поровну они чуть не передрались. Воры вспоминают традицию — бросать мелочь в могилу, «выкупая» место. И решают отдать лишнюю монету покойнику: очевидно, их было нечётное количество. Но мертвец из-за шума просыпается, распугивает преступников и утаскивает в могилу всю добычу.

Интересный факт: сон, где покойник просит дать ему денег, многие толкуют как необходимость расплатиться по долгам. Возможно, и преступникам намекали на это же.

В песне «Вор, граф и графиня» пара воров пробирается в музей, и один из них решает украсть половину картины, на которой изображены граф и графиня. Это, кстати, странный поступок. При краже полотна часто просто вырезают из рамы. А вот на части их делят редко, поскольку это значительно снижает ценность. Хотя известны случаи, когда произведения искусства резали, чтобы вписать в интерьер.

Но в данном случае, вор руководствовался более личными мотивами: ему просто слишком понравился портрет графини. Увы, насладиться им преступнику не удалось. Картина оказалась волшебной. С неё сошёл граф, поймал вора и утащил его к себе на полотно. Теперь тот лежит придавленный его ногой.

Песни:

Гоблины

Одни из самых невезучих героев песен группы — и каждый раз их проблемы связаны с алкоголем. В «Разговоре с гоблином» представитель этой расы решил присоединиться к вечеринке разбойников, изображая из себя крутого парня. Вот только в итоге он напился, после чего его утопили в бочке с брагой.

Король гоблинов из мира «Властелина колец»

В «Вине хоббитов» бородатый гоблин приходит на праздник в город. Как оказалось, всех местных жителей угощали вином хоббиты, обменивая его на мёд. Всем нравилось, и только гоблин понял, что полурослики варили вино из яиц, отчего ему тут же стало худо.

Если говорить о реалистичности напитка, который так напугал гоблина, возникает много вопросов. Вряд ли данный продукт можно назвать вином, это может быть разве что ликёр. Возможно, хитрые хоббиты как-то придали настойке вкус винограда.

В виноделии в реальности используют яичный белок, чтобы осветлять красное вино, то есть избавлять его от осадка. Хотя можно предположить, что из этих яично-винных отбросов хоббиты и сделали своё зелье. Тогда его отвратительный вкус вполне понятен.

Песни:

Дагон и глубоководные

Мифология «Короля и Шута» пересекается и с творчеством Говарда Филлипса Лавкрафта. Композиция «Вестник» написана на его стихи (в переводе Николая Шошунова). Но она не слишком содержательна.

А вот история песни «Дагон» явно связана с произведением «Тень над Иннсмутом». Рассказ ведётся от лица человека, который пишет хронику об исчезновении людей из рыбацких деревень. Вскоре он и сам начинает слышать зов, повинуясь которому уходит в воду вместе с остальными.

Дагон от художника Марио Цуккарелло

В произведении Лавкрафта рассказчик пытался выяснить причины сверхъестественных событий в городке Иннсмут. Оказалось, что когда-то местные жители договорились с разумными амфибиями, которых называли Глубоководные. Люди стали приносить жертвы их богу Дагону и спариваться с рептилиями. А взамен получали отличный улов рыбы и богатства. Но оказалось, что гибридное потомство со временем превращалось из людей в глубоководных и уходило в воду.

Превращение человека в глубоководного.

В финале этой истории рассказчик выяснял, что он и сам — потомок глубоководных. И тогда он решил сбежать в океан вместе со своим братом.

В конце песни происходит что-то очень похожее. Автор хроники тоже уходит под воду, где зарождается новая раса. Очевидно, это потомки глубоководных.

Песни:

Демьян, поклонявшийся мухам

Герой популярной песни «Помнят с горечью древляне» интересен тем, что влюбился в некую повелительницу мух.

Рисунок Андрея Князева

Закончилось всё печально: человек не может быть близок с феей, тем более, что сам Демьян когда-то вовсю убивал мух. Поэтому насекомые его облепили и ритуально съели. История довольно типичная для страшной сказки, но есть в ней и интересный подтекст. Правда, он не связан с древлянами.

«Повелитель мух» (или «Бог мух») — дословный перевод имени Вельзевул. Именно ему, согласно Ветхому Завету, поклонялись филистимляне в городе Экрон. Это имя составлено из слов «Баал», то есть просто «Бог» и «Зевув» — «муха». В версии христиан это довольно мерзкое существо: властелин зловония и болезней. То есть всего противного, что приносят мухи.

Вельзевул. Художник Джон Баньян

В песне, конечно, он предстаёт прекрасной феей. Но кто знает, на какие хитрости готовы злобные существа для привлечения людей на свою сторону.

Песни:

Дурак, воюющий с погодой

Удивительно, но в репертуаре коллектива есть сразу две композиции на сходную тему. Причём обе вышли на альбоме «Камнем по голове». Они посвящены человеку, который сражается с природными явлениями.

Забавный фанатский мультик по одной из песен

В первый раз героя вежливо называют Смельчаком, и он выходит бороться с ветром, который мешал ему спать. В качестве оружия юноша использует метлу. В итоге ветер его просто уносит, но и сам затихает. Смельчака потом находят мирно спящим под кустом.

Не менее забавный мультик по другой песне

Вероятнее всего, он же появляется в песне «Дурак и молния», но здесь его уже обозначают более прямо. На сей раз борец выходит против молнии, пытаясь поймать её в сумку. Как ни удивительно, финал истории неоднозначен: лохматый и седой дурак идёт по дороге и улыбается. То ли он окончательно лишился рассудка, то ли действительно поймал молнию.

Песни:

Злобный дед

Ещё один образ, который появляется во множестве композиций группы. Это неудивительно, поскольку в страшных сказках пожилые люди нередко выступают символами зла, вспомнить хотя бы Бабу Ягу или Лешего.

Георгий Миллар в образе Бабы Яги

Трудно сказать, в каких композициях речь идёт об одном и том же деде, но многие истории не противоречат друг другу. Например, почти во всех старик очень любит выпить.

«Двухголовый отпрыск» отчасти объясняет причины этого пьянства. У героя родился ребёнок с генетическими отклонениями, и жена решила его унести в лес. Дед не сопротивлялся, хотя после этого задумался, что сын с двумя головами мог быть в два раза умнее многих сверстников. А в финале становится ясно, что и у самого деда есть некоторые мутации, хоть и не такие заметные для посторонних. У него два пениса.

Алкоголизм губительно влияет на героя. В «Песенке пьяного деда» он засыпает прямо у собачьей конуры, и явно не в первый раз. Финал печален: старик сходит с ума и начинает бросаться с вилами на всех прохожих. Об этом можно узнать из «Паники в селе». По словам его жены, дед якобы увидел чёрта, который предсказал ему скорую смерть. Хотя вполне вероятно, что всё это — проявления белой горячки.

Дед с вилами на картине «Американская готика»

Как бы то ни было, старик и правда умер, но и это ещё не конец истории. В песне «Дед на свадьбе» он является на празднование, где пьёт больше всех, но не пьянеет. Хотя жених, выпивший меньше, буквально висит на невесте. Во хмелю дед поёт песни, общаясь с мертвецами на кладбище. И только наутро все понимают, что у них на свадьбе сидел человек, умерший десять дней тому назад.

Что случилось с восставшим мертвецом дальше, можно узнать из песни «Верная жена». Старуха заперла его в подвале, рассказывая путникам, что он был злодеем. Но всё ещё сохраняя любовь, она скармливает зомби случайных гостей.

Но есть ещё две известные песни, сюжеты которых не укладываются в общую историю. Там речь явно идёт о других стариках. В «Жаль, нет ружья» герой рассказывает, как его деда съели волки во время поездки. Причём автор описывает старика как очень строгого, но справедливого человека.

А вот в «Проклятом старом доме» персонажа рисуют просто как «жутко злого». Именно из-за этого после смерти деда его дом просто заколотили, даже не вынеся покойника. Вот только старик не умер окончательно. Его вечно голодный дух пытается прогрызть дом и выбраться на свет.

Хотя именно эта история слишком уж напоминает всевозможные байки о проклятых домах. Легко представить: много лет стоит заколоченное здание, в котором когда-то жил злобный старик. Поэтому люди обходят это место стороной, а о призраках говорят лишь суеверные

Песни:

Злой отец

Но если дед-алкоголик чаще предстаёт либо сверхъестественным, либо трагическим персонажем, то злобный отец — вполне реалистичный и оттого пугающий герой.

Впервые он появляется в композиции «Сказка про дракона». В ней парень мечтает провести ночь со своей возлюбленной, но она всё время боится какого-то дракона. Выясняется, что так она называет своего агрессивного папу, который набрасывается с дубиной на её ухажёров.

При упоминании дракона в человеческом образе многим, вероятно, придёт в голову фильм «Убить дракона»

В «Запрете отца» всё становится ещё мрачнее. Героиня собирается выйти замуж, несмотря на недовольство родителя. Но прямо перед свадьбой жених пропадает, а потом отец приносит его тело домой, утверждая, что того загрызли волки. Вот только в спине у жениха торчит топор. Трудно поверить, что он и правда добил юношу из жалости.

О причинах его агрессии на грани безумия можно узнать из песни «Спятил отец». Героя банально довели до нервного срыва дети. Серьёзный начальник, у которого множество подчинённых, начал бросаться в них стульями и на полном серьёзе угрожать малышам.

Легко предположить, что по прошествии лет, вложив столько нервов в воспитание отпрысков, он панически боится отдать свою дочь кому-то. Типичная гиперопека, да ещё и с агрессивно-патриархальным укладом.

Песни:

Зомби

Как ни странно, ходячие мертвецы в своём каноничном виде появляются в песнях не слишком часто. Если считать героя «Проклятого старого дома» реальным, то он вполне укладывается в это определение: вечно голодный оживший мертвец.

Классические зомби от Джорджа Ромеро

В других сюжетах зомби мира «Короля и Шута» значительно более мирные, чем, например, в фильмах Джорджа Ромеро. Причём появляются они чаще всего не из-за укусов, а благодаря колдунам и зельям. В «Мёртвом анархисте» старый маг разливает эликсир на кладбище, где хоронили проклятых и алкоголиков. Они устраивают погромы, пугают людей. Но про убийства и поедание плоти не слышно. Зомби похожи на компанию хулиганов, которые заставляют встречного танцевать до упаду. А убивает их всех просто восход солнца.

В «Городе мертвецов» персонажи и вовсе сами соглашаются стать некими аналогами зомби. Пришедший с гор монах обещает им вечное счастье и радость. Но выпив предложенного зелья, жители превратились в бессмысленно бродящие по улицам тела.

Каноничный живой мертвец появляется лишь в песне «Ходит зомби» Отравленный колдуньей алкоголик не умирает, а начинает бродить по деревне в поисках мозгов.

Песни:

Колдуны

Про злодея из «Куклы колдуна» мы упоминали в разделе про вампиров. Если не считать его кровопийцей (хотя одно другому не противоречит), то сюжет рассказывает об очень сильном колдуне, который способен привлекать девушек, а потом полностью лишать их воли, подчиняя себе. Это неизменно приводит к гибели жертв.

Обложка от Андрея Князева

Возможно, именно его жители села решили убить в песне «Возвращение колдуна». Сообща, люди сожгли злодея. Но тот обещал вернуться и сдержал слово. Будучи бесплотным духом, колдун является ко всем своим убийцам и рассказывает им жуткие истории, доводя до смерти.

Но есть в мире и главный колдун. Он появляется в песне «Собрание», где мелькает множество сказочных персонажей (композицию можно считать кроссовером многих ранних песен группы). В самом финале упоминается Князь-колдун Василий. Вероятно, он и есть властитель всех сверхъестественных существ этого мира.

Песни:

Король Генрих

Этот герой появляется всего в одной песне. Но его история заслуживает отдельного упоминания. Король Генрих — большой поклонник шахмат. За несколько лет он уже обыграл всех своих подчинённых. Хотя, учитывая его титул, те могли поддаваться. Уверившись в своём мастерстве, Генрих бросает вызов самой Смерти. Но та с лёгкостью обыгрывает его, предвидя каждый ход, и ставит мат пешкой.

«Седьмая печать»

Аналогии между человеческой судьбой и шахматной партией часто встречаются в искусстве (песня «Шахматы» группы «Сплин»). Но в первую очередь история Генриха напоминает сюжет фильма «Седьмая печать» Ингмара Бергмана. Он рассказывает о рыцаре Антониусе Блоке, который путешествует по Швеции, объятой эпидемией чумы, и тоже предлагает Смерти партию в шахматы.

Но финалы у историй разные. Рыцарь из фильма открывает для себя идею самопожертвования и находит смысл жизни. А Генрих, похоже, становится жертвой собственной заносчивости.

Песни:

Куклы/Марионетки

Уильям Шекспир когда-то написал: «Весь мир — театр, а люди в нём актёры». Позже писатели и поэты развили идею, понизив человечество до уровня кукол. Одна из самых известных композиций «Машины времени» как раз проводит такую аналогию.

Группа «Король и Шут» тоже не обошла стороной актуальную тему. Песня «Марионетки» (явно основанная на упомянутой композиции «Машины времени») превращает в безвольных кукол и самих зрителей, которыми управляет некий сверхъестественный актёр.

В одной из сцен «Кошмара на улице Вязов» Фредди Крюгер предстаёт в образе кукловода. Группа «Король и Шут» нередко использовала этого персонажа в оформлении сцены

Он то ли играет эмоциями зрителей, говоря: «Ваши нервы, словно нити, надёжно пришиты к пальцам моим». То ли реально управляет ими, словно тайный властитель. В композиции «Театральный демон» его уже прямо называют Повелителем Кукол, и это явно то же самое существо.

Но и на сцене артисты не свободны. В более старой композиции «Кукольный театр» перед публикой появляются разные забавные существа. Вроде бы это ожившие куклы. Но чем они отличаются от обычных людей, сказать трудно.

Песни:

Лесник/Леший

Хозяин леса, он же Лесовик или Леший — одно из самых неоднозначных существ в славянской мифологии. Некоторые считали его злодеем, который заманивает людей в чащу. Другие воспринимали его как хранителя природы, наказывающего лишь тех, кто угрожает лесу.

Возможно, поэтому в песнях «Короля и Шута» персонажи, связанные с лесом, бывают и добрые, и злые. В композиции «Лесник» (она же «Будь как дома, путник») главный герой рассказывает гостю, что дружит с волками и прочими лесными зверьми. А потом просто скармливает незнакомца хищникам.

Интересно, что в клипе его самого показывают оборотнем, хотя в тексте упоминаний об этом нет

Идея, что герой водится с оборотнями, проскальзывает и в песне «Что видел малыш»: среди прочих баек бабы рассказывают о леснике, который понимает зверей и считает, что заяц может стать похожим на человека.

«Хозяин леса» раскрывает предысторию этого существа. Когда-то он сам был человеком. Но со временем превратился в демона, который очень жёстко правит своей территорией. Хозяин леса носит с собой оружие, и все звери и духи подчиняются ему, опасаясь расправы.

Но в песне «Леший обиделся» герой предстаёт не злобным, а скорее просто ворчливым. Он пугает парня, попавшего в капкан, но даёт тому убежать. А «Парень и Леший» вообще показывает его добряком. История проста, герой бредёт по своему лесу, сталкивается ночью с парнем, и сам пугается не меньше того. Однако Леший отпускает гостя с миром.

Рисунок Андрея Князева

Хотя, возможно, всё дело в том, что парень угадал, кого он встретил. Есть поверье: «Нечисть пятится прочь, коль назвать её истинным именем». Поэтому сказанная в сердцах фраза: «Иди ты к Лешему», — спасла юноше жизнь.

Песни:

Маньяки

Далеко не все злодеи, появляющиеся в песнях «Короля и Шута», относятся к сверхъестественным существам. Увы, некоторые из них — просто маньяки, которым нравится убивать людей.

Первый появляется в композиции «Инструмент». История проста: он заманивает наивную девушку в сарай, интригуя её чем-то неожиданным. А в итоге просто убивает рабочими инструментами.

Патрик Бейтман, «Американский психопат»

Некоторые злодеи оказываются более изощрёнными. В «Матёром волке» герой выходит с ружьём в лес и охотится на людей. А в песне «Свой среди чужих» убийца воспитывает помощников и потом устраивает им проверку. То есть просто заманивает в какое-то место, о котором рассказывал, и убивает

Но самый известный маньяк появляется в композиции «Воспоминания о былой любви». Этот злодей приглашает девушек в свой старый дом, угощает их вином, устраивает приятный вечер. А потом душит.

После этого он делает из тел восковые фигуры. Это отсылает к фильму «Тайна музея восковых фигур», в котором травмированный во время пожара скульптор Иван Айгор использовал тела убитых для пополнения своей коллекции.

«Тайна музея восковых фигур»

И ещё один убийца, образ которого пришёл из кино, появляется в песне «Фокусник». По словам автора, идея зародилась, благодаря фильму «Престиж». Композиция посвящена иллюзионисту, секреты которого пытается разгадать публика. На самом же деле он действительно убивает своих помощников.

Песни:

Мёртвая девушка

Хотя эта героиня и выполняет почти во всех историях пассивную роль (поскольку мертва), образ повторяется во множестве песен, а потому заслуживает внимания.

В «Истории о мёртвой женщине» герой идёт вдоль речки и находит тело с раной на шее. Испугавшись, он сталкивает девушку в воду. Но потом она в виде утопленницы продолжает его преследовать. Хотя, вполне вероятно, что это просто воспоминания и чувство вины рассказчика. Ведь никаких действий девушка не совершает.

Лора Палмер из «Твин-Пикс» — одна из самых известных мёртвых героинь кинематографа

Если предположить, что разные песни группы рассказывают об одной и той же погибшей героине, то можно проследить её предысторию и даже узнать имя. В композиции «Мария» рассказчик душит свою девушку (что совпадает с раной на шее) из-за измены, потом сажает её в машину и куда-то увозит.

В «Холодном теле» он относит труп к реке, кладёт его в лодку и отпускает в воду. Вероятно, потом девушку как-то выбросило на берег, где её и нашёл персонаж «Истории о мёртвой женщине».

Призрачная мёртвая девушка появляется и в песне «Фред». Главный герой находит её скелет в платье на дне колодца, вытаскивает и начинает жить с трупом как с живой женщиной. Соседи думают, что он сошёл с ума, но на самом деле любовь Фреда позволяет девушке лунными ночами снова обрастать плотью и возвращаться на время к жизни.

Песни:

Мужик без головы

История этого персонажа начинается в песне «Злодей и шапка». Агрессивный мужчина на базаре хочет купить головной убор, да такой, чтобы отражал его ужасный характер. Продавец предлагает ему шапку, которую носил «сам Великий Карл». Довольный покупатель приходит домой и вместе с головным убором снимает свою голову.

Как тут не вспомнить Почти безголового Ника из «Гарри Поттера»

Вероятно, продавец ему попался не просто волшебный, но ещё и ироничный. Конечно, известно, что король франков Карл Великий умер от лихорадки. Но тот, видимо, подразумевал Карла I — короля Англии. А его как раз обезглавили. Тонкая шутка.

Но на этом приключения головы не заканчиваются. После этого случая она начала вести себя как Колобок и периодически сбегала от хозяина. Это и произошло в песне «Внезапная голова». Зато можно заметить, что злодей стал вежливым и даже извинился перед тем, в чей дом ворвалась его голова.

Песни:

Человек-невидимка

При упоминании этого персонажа большинству слушателей и читателей придут в голову аналогии с героем романа Герберта Уэллса. И в данном случае они будут абсолютно правы.

«Человек-невидимка»

Герой песни «Невидимка» сделал себя невидимым после неких обвинений властей, причём учёный не успел довести свой эксперимент до конца. И теперь он следит за процессом, тайно мечтая отомстить судье.

В книге Уэллса учёному по имени Гриффин пришлось раньше времени сделаться невидимым из-за материальных затруднений и опасности преследования полиции. Но при этом персонаж выступает в этой истории злодеем, поскольку планирует использовать свой дар для захвата власти.

Так что и в песне Невидимку могут преследовать по вполне реальным обвинениям. Просто сам он не желает признавать их справедливость.

Песни:

Некроманты

Слово «некромант» пришло из греческого языка. Изначально оно означало человека, который может общаться с душами умерших. Но позже этот термин стали понимать более широко. На сегодняшний день так называют магов, которые способны воскрешать мёртвых, общаться с миром духов или использовать его энергию.

Рисунок Андрея Князева

Однако в песне «Некромант» авторы скорее имеют в виду одну из разновидностей магов — Личей. То есть бывшего некроманта, ставшего нежитью после смерти. Главный герой прямо говорит, что он наполовину человек, наполовину мертвец.

Причём он явно старался быть добрым парнем, но люди, боящиеся всего чуждого, мучали некроманта, и тем самым пробудили в нём агрессию. За что и поплатились.

Также некромантом можно назвать и гробовщика из одноимённой песни. Он живёт на окраине деревни рядом с кладбищем, что логично для профессии. Но случайно заехавший в поселение гость выясняет, что гробовщик умеет призывать мертвецов с кладбища, читая заклинания на латыни.

Хотя, если вдуматься в подтекст песни, то злодей может оказаться и вампиром.

Песни:

Оборотни

Ещё один вид классических и очень популярных монстров, которые просто не могли не попасть в композиции группы. Причём обе яркие песни, где мелькают оборотни, придумали на основе фильмов. В композиции «Охотник» некий Себастьян превращается в неназванного «огромного страшного зверя». Судя по тому, что дело происходит в полнолуние, речь идёт о волке. В облике чудовища герой не контролирует себя и набрасывается на товарищей. А наутро герой совершенно ничего не помнит, считая, что сладко проспал всю ночь.

По словам автора текста Андрея Князева, он придумал эту песню после просмотра фильма «Серебряная пуля» по роману Стивена Кинга. Хотя очевидно, что поэт лишь вдохновлялся картиной, сюжет совсем другой.

«Серебряная пуля»

«Медведь» же рассказывает совершенно противоположную историю. Это страдания зверя, которого пьяный колдун превратил в человека. Он не может понять, к какому миру теперь себя относить, и ожидает скорой гибели.

Здесь уже очевидно заметны отсылки к пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», а скорее даже к одноимённому фильму Марка Захарова. Там роль медведя сыграл Александр Абдулов — в человека его превратил скучающий волшебник. Причём с условием, что при первом поцелуе влюблённой принцессы он вернётся в своё истинное обличье.

«Обыкновенное чудо»

И тут же, по прихоти волшебника, мимо дома проезжал король с прекрасной дочерью. Медведь и принцесса влюбились друг в друга. И тогда оборотень решил свести счёты с жизнью и сам нанял охотника, который убьёт его после превращения. Но закончилось всё хорошо. А вот у «Короля и Шута» настроение песни максимально мрачное.

Песни:

Палач

Мрачная профессия всегда считалась неоднозначной: с одной стороны, её представители лишь исполняли волю закона (и в реальности они даже не скрывались от людей и не носили маски), с другой — их можно считать узаконенными убийцами. Из-за этого вокруг палачей формировалось множество мифов и страшных сказок.

Радзивилловская летопись. На палачах никаких масок

В песнях «Короля и Шута» палач предстаёт очень мрачным героем. Впервые он появляется в композиции «Истинный убийца». Она посвящена человеку, которого несправедливо приговорили к смертной казни. И в последний момент перед смертью палач сообщает ему, что на самом деле преступник — он сам.

В песне «Невеста палача» профессия поставила героя перед ужасным выбором: палачу пришлось пытать и казнить собственную невесту. Девушку считали ведьмой, и герой избивал её плетью, а потом и сжёг на костре. Его сердце разбито. Но, видимо, долг герою оказался важнее, чем чувства.

Песни:

Парень, прыгающий со скалы

Персонажа одной из самых известных песен коллектива знают буквально все. Но если обратить внимание на ещё одну композицию с того же альбома «Камнем по голове», история раскрывается с неожиданной стороны.

Герой «Прыгну со скалы» страдает от неразделённой любви. Он всегда был немного странным, и девушка ему лишь лгала (вероятно, из жалости). И он решает покончить жизнь самоубийством классическим образом: сброситься с высокой скалы.

Но интересно, что очень похожую историю рассказывают и в песне «Любовь и пропеллер». Только там повествование уже идёт от третьего лица, и оказывается, что всё не так-то просто.

Герой, безответно влюблённый в девушку, решает напугать её и действительно прыгает с утёса. Но есть нюанс: он смастерил себе пропеллер. И пока девушка в слезах корит себя за это происшествие, её ухажёр внезапно взлетает над утёсом. Но потом пропеллер ломается, и итог всё равно оказывается печален.

Самый известный человек с пропеллером.

Истории слишком похожи, поэтому можно предположить, что авторы рассказали один сюжет, просто подав его с разных точек зрения. Страдающий юноша, возможно, просто представлял, что будет, если он погибнет. А на самом деле хотел впечатлить возлюбленную.

Кстати, если верить Корану, то после смерти юношу ждёт печальная участь: «Спрыгнувший с высоты будет вновь и вновь падать в самую бездну преисподней».

Песни:

Пираты и моряки

В поп-культуре давно уже сформировался образ морского волка из многочисленных историй и легенд. Все сразу представляют любителя рома с повязкой на глазу, деревянной ногой и попугаем на плече, который вечно охотится за сокровищами. В реальности пираты, а тем более просто моряки, конечно, отличались от этих мифов. Но песни «Короля и Шута» берут именно образы из приключенческих книг и легенд.

«Остров сокровищ»

В «Бунте на корабле» команда, слишком долго пробывшая в плавании, начинает злиться на своего капитана. Их можно понять: еда почти закончилась, остаётся только пить алкоголь на пустой желудок и драться за объедки.

Тогда моряки поднимают бунт и врываются в каюту, откуда капитан уже долго не выходит. Оказывается, он давно умер, а все слова, которые слышали матросы, произносил его попугай.

История о капитане, умершем прямо за столом, напоминает легенду о корабле «Октавиус». Правда там дела обстояли несколько иначе: он застрял во льдах, после чего вся команда замёрзла. Обнаружившие его моряки нашли всех людей умершими, но не разложившимися. Один из них сидел прямо за судовым журналом. Согласно записям оказалось, что судно дрейфовало с замёрзшим экипажем более 10 лет.

«Восход полной луны», Джордж Грие

И это подводит к другим историям о кораблях-призраках. Например, в песне «Хороший пират — мёртвый пират» команда флибустьеров захватила в Карибском море проклятый фрегат. После этого все моряки превращаются в нежить. Их не могут убить в сражениях, и даже после попадания пушечного ядра пираты восстанавливаются, пусть и медленно.

Это уже, конечно, отсылка ко многочисленным легендам о «Летучем голландце» и прочих кораблях с проклятыми командами. Ну или можно вспомнить «Чёрную жемчужину» из «Пиратов Карибского моря».

«Пираты Карибского моря»

А вот другие морские волки в песнях «Короля и Шута» вполне смертны. Как, например, герой песни «Пират». В ней наглый старик, перепивший рома, встречается с офицерами, один из которых имеет на него зуб. Оказывается, пират когда-то убил в схватке на море его отца. Хотя если вслушаться в его слова, старик явно привирает (или вообще выдумывает).

Ведь он рассказывает, что отрубил врагу руку и голову, а потом тот убежал и прыгнул в пасть акулы. Без головы. Всё это отлично демонстрирует характер и браваду героя. В финале такому поведению дают объяснение. Как в старой шутке: «В вашем спирте не обнаружено крови».

Ну а ещё одна композиция группы, посвящённая морякам, позже дала название коллективу, образовавшемуся на обломках «Короля и Шута». Песня «Северный флот» посвящена Варягам, которые плывут в Рим за добычей.

Причём вполне вероятно, что речь идёт не о нападении на город. Примерно с XI века в Византии регулярно появлялась Варяжская стража — наёмники-скандинавы, которые защищали страну от арабов и норманнов.

Песни:

Разбойники

Представители этой профессии (или призвания) тоже частые гости в песнях коллектива. Причём сюжеты демонстрируют всё разнообразие образов и ситуаций, в которые попадают герои.

«Приключения Робин Гуда», 1938 год

В «Лесных разбойниках» главный герой описывает себя как благородного борца за справедливость, явно ссылаясь на принципы Робин Гуда. По словам протагониста, его хотели несправедливо осудить, но он сбежал в лес, собрал там банду, и теперь грабит богатых и отдаёт деньги бедным. Правда, со всеми преследователями он обращается максимально сурово — просто убивает.

Но если взять песню «Два друга и разбойники», то там главарь лесной шайки выглядит максимально жестоким даже без особых на то причин. Он заставляет одного из случайно встреченных путников убить своего друга, а потом закапывает их обоих. По воспоминаниям музыкантов, у этой песни был ещё третий мистический куплет. В нём у похороненных жертв жизнь перетекала из одного в другого через глаза.

Фанаты совместили песню «Лесные Разбойники» с видеорядом из World of Warcraft

А вот в песне «Двое против всех» сами преступники попадают в похожую ситуацию. Влюблённые напарники (что очень напоминает Бонни и Клайда) оказываются в могиле. Причём девушка уже мертва, а вот мужчина лежит и ожидает своей смерти.

И, конечно, немалая часть историй посвящена просто хулиганству и потасовкам разбойников. В «Разборках из-за баб» компания с именами в стиле комедий Гайдая — Клаус, Немой, Косой, Балбес, Громила — делит награбленное и начинает драться. В «Мести Гарри» ещё веселее. Товарищи заглавного персонажа поймали его на скотоложестве. Тот от обиды решил их всех отравить, но они напоследок повыбивали ему все зубы.

Песни:

Ревнивый муж

С этим персонажем связана одна из главных песен коллектива. Причём «Ели мясо мужики» в чём-то можно считать затравкой к будущему мюзиклу TODD, который создаст коллектив.

Сюжет известен: конюх собирает гостей, угощает их пивом и мясом, а потом сообщает, что приготовил еду из собственной жены, изменявшей ему с присутствующими.

Один из первых клипов группы

Истории известны случаи, когда преступники угощали человеческим мясом не подозревавших об этом людей. Правда, чаще они и сами оказывались каннибалами. Один из самых недавних и жутких примеров — маньяк Владимир Николаев.

А вот герой «Хозяина таверны» поступил честнее. Он предупреждает гостей, что не стоит приставать к его красавице-жене. Просит не один раз, объясняя, что это не входит в услуги его заведения. Но те не слушают, в результате чего хозяину приходится взяться за оружие.

Сюжет песни «Ответ — лютая месть» и вовсе больше напоминает криминальную хронику. Здесь муж, узнав об измене жены с соседом, убивает её любовника в подвале, обставив всё как несчастный случай. А саму супругу герой сжигает прямо в постели. Правда, они не оставляют его в покое и регулярно являются в виде призраков.

Песни:

Спящий человек

Сюжеты о людях, которые не могут вернуться из царства сна, регулярно мелькают в мифах и легендах. Вероятно, это отражение ситуаций, когда человек погружался летаргический сон или кому, а медицина ещё не могла объяснить такое состояние.

«Коматозники», 1990 год

В песне «Он не знает, что такое жить» показывают лишь ситуацию со стороны. Некий Вячеслав засыпает в гамаке. Он явно пережил какую-то травму — ранена щека. Можно подумать, что у героя сотрясение. После чего Вячеслав засыпает глубоким сном навсегда.

А вот композиция «В доме суета» уже объясняет, что происходит с самим подобным персонажем. Он оказывается в некоем подземелье, где его запирает тюремщик. Страж объясняет, что парень слишком долго спал, потеряв связь с реальностью, и теперь останется здесь навсегда. А тем временем в реальном мире сестра пытается разбудить брата.

В очередной раз слушатели встречаются с похожим сюжетом в композиции «Король вечного сна». Эту песню написал Михаил Горшенёв по воспоминаниям о жизни на Дальнем Востоке. В доме было очень холодно, и только заснув он мог перестать думать об этом.

Так появился герой Матвей, который замерзает и попадает в царство Морфея — бога сна. На самом же деле герой лежит в коме.

Морфей в комиксах «Песочный человек» Нила Геймана

Разумеется, без упоминания Морфея эти сюжеты невозможны. Этот персонаж пришёл из греческой мифологии. На самом деле там было множество покровителей сна, их называли Ониры. Морфей же отвечал за добрые и пророческие сновидения. Но со временем с ним стали ассоциировать вообще весь этот процесс.

Песни:

Тролли

Горные духи в мифах обычно показаны злобными и настроенными агрессивно по отношению к людям. Они могут быть огромного роста и обращаются в камень при свете солнца. Но в песнях «Короля и Шута» всё иначе.

Тролль во «Властелине колец»

В «Весёлых троллях» их описывают как весёлых добряков, которые приходят в город развлекать людей. Хотя с приходом ночи всё меняется. Они могут напасть и даже убить. Хотя это касается только жадных людей, которые днём не пришли на праздник, решив сберечь своё богатство. Вот такое принудительное веселье.

А в песне «Собрание», где появляются разные сверхъестественные существа, напоминают, что тролли ещё и любят пиво. Что неудивительно.

Песни:

Чёрт

Не обошёл коллектив и одного из самых популярных персонажей русского фольклора. Черти в легендах и мифах появляются в совершенно разных видах. С одной стороны, эти злодеи близки к христианству и нередко выступают то ли аналогом дьявола, то ли его приспешниками. С другой — в сказках они часто выглядят комично и много хулиганят, пытаясь обмануть людей. Из-за чего сами нередко попадают впросак.

«Ночь перед Рождеством»

В шутливых байках с альбома «Страшные сказки» черти только и делают, что получают тычки: один из них пытается выторговать душу солдата, отслужив за него год. Но злодея каждый день порют, поскольку он не может носить ремни крест-накрест. Поэтому через год чёрт просто убегает, забыв об оплате. А в сказке «Чёрт и мужик» он и вовсе получает дубиной по затылку просто за то, что повадился вылезать на берег.

А вот в песнях коллектива эти герои успевают навредить посерьёзнее. Персонажа композиции «В гостях у соседа» чёрт одурманил, заставив подумать, что тот сидит в доме и его угощают выпивкой и едой. На самом же деле чёрт завёл несчастного в чащу, напоил болотной водой и накормил поганками.

Подобное поведение свойственно чертям из народных сказаний. Даже просто перебежав дорогу, они могут сбить человека с пути и отправить его в лес вместо гостей. Но часто людям удаётся разгадать их замыслы. Тогда чёрта можно отогнать, используя один из многочисленных заговоров.

«Ночь перед Рождеством»

Хотя некоторые люди сами водятся с чертями. Можно вспомнить Солоху из «Ночи перед Рождеством» Гоголя. Подобный слуга зла появляется и в песне «Волосокрад». Там рассказывают о трактирщике, который заводит разговоры с людьми, отвлекая их. А тем временем чёрт вцепляется им в волосы. С каждым вырванным волоском человек стареет на год.

Идея, что возраст человека заключён в его шевелюре, напоминает видоизменённую легенду о Самсоне из Ветхого завета. Тот носил длинные волосы, заплетённые в семь кос. Именно от них он получал свою огромную силу. И когда коварная филистимлянка Далила остригла Самсона, он потерял своё могущество.

Песни:

Шут

Ну и, конечно же, главный персонаж, с которым ассоциируется и сам имидж коллектива. Это вполне логично, ведь рок-музыкантов, а тем более панков можно отчасти считать наследниками шутов и скоморохов: они вроде бы развлекают своим творчеством, но при этом часто говорят то, на что не решаются другие.

Поэтому забавные персонажи появляются у группы в разных, но всегда узнаваемых образах: это может быть шут, скоморох, клоун или даже карточный джокер.

В ранних песнях рассказывают, что у героя есть невероятная способность: он заставляет людей смеяться до упаду (а то и до смерти), и в это время творит всё, что захочется. В «Проказнике скоморохе» герой похищает невесту со свадьбы, а в композиции «Король и Шут» и вовсе захватывает власть.

Карточный Джокер выходит в мир людей, чтобы обыграть самого сильного противника. В театре клоун развлекает народ в то время, как его тень пожирает их души.

Рисунок Андрея Князева

Хотя иногда их способности идут на благо. В песне «Ром» шут вместе с аббатом умудряется усмирить толпу посетителей трактира, в котором на Новый год закончился ром. Задача явно непростая.

На самом же деле шут всегда очень проницателен и зачастую высмеивает людей более высокого ранга. «Бал лицемеров» отлично это демонстрирует. Люди надевают маски и льстят друг другу. Хотя даже шут видит, насколько жалко они выглядят.

Апофеозом этой идеи можно считать «Гимн шута». В ней рассказчик прямо поясняет, что ему пришлось «стать дураком». Хотя и это не спасает от недовольства многих, и приходится пускать в ход кулаки.

Однако даже умирая старый шут, проживший до ста лет, советует своему внуку смеяться в самых сложных ситуациях. Ведь и правда:

Каким бы умным ни казался человек
Каким бы славным ни давал он жизнь идеям,
Но все же в полном одиночестве вовек
Он был и будет шалуном и прохиндеем!

Песни:

Мир песен «Короля и Шута» интересен и разнообразен. Наверняка к этому списку можно добавить ещё множество персонажей, мелькавших в отдельных композициях. Именно это вы и можете сделать в комментариях. А пока просто послушайте песни, упомянутые в тексте.

{ "author_name": "Алексей Хромов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0442\u043e\u043f\u044b","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u043a\u043e\u0440\u043e\u043b\u044c\u0438\u0448\u0443\u0442","long","dtfxspotify"], "comments": 359, "likes": 875, "favorites": 792, "is_advertisement": false, "subsite_label": "music", "id": 677706, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Wed, 07 Apr 2021 13:05:13 +0300", "is_special": false }
Рассказываем о музыке
Неотъемлемой части индустрии развлечений
0
359 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
25

Благодарность за текст о лучшем музыкальном коллективе из России

Ответить
1 комментарий

Английский рак

6

Крутой группе крутой текст!

Ответить
225

Ждём бестиарий сектора газа с сельским туалетом, вурдалаком и дембелями. 

Ответить

Близкий хот-дог

Дмитрий
51

тогда они будут под первым номером 

Ответить
7

Откуда вы знаете это? стоп. вы што, не школьники?

Ответить
7

ойой, палимся, срочно надо...так, как же там... могргерштерн, ок, бумер, чилить, исекаи крута, го в фортнайт, кринжова

Ответить
3

бумер

осторожнее, молодой человек

Ответить
3

Орнул, пожалуй хватит интернетов на сегодня...

Ответить
0

Старые,драные, потные вонючие носки

Ответить
8

Заранее лайк )

Ответить
3

Ведь меняяяяя укууууусииил ваааампииир

Ответить
3

Как раз через месяц пасха

Ответить
139

Говорят, по песням Короля и Шута сделали игру "Ведьмак"

Ответить

Виновный рубин

Soft
47

Не совсем так. На основе песен книги написали, игры уже потом.

Ответить
9

орнул во всю глотку

Ответить
–31

Скорее сняли сериал от Нетфликс, ибо качество сопоставимое....

Ответить

Непосредственный ключ

Евгений
0

А что не так с качеством творчества группы?

Ответить
–3

Вокал говно, музыка невзрачная.

Ответить

Непосредственный

Евгений
1

И у тебя, конечно же, есть аргументы, а не просто "ящитаю"?

Ответить
1

Музыка веселая, бодрая, истории простые, смешные вокал и бэк-вокал на неплохом уровне, никакого занудства особого, скрытых смыслов нет, концерты энергичные, мерч -очччень своеобразный,на любителя,но что есчть то есть,а стиль есть. Фанаты-из самых разных типов людей и субкультур,обычно были легкие на комуникации, не снобы.корочвчукввчччччччччччччччччвы бля ччч запала ,пивом клаву залил в 2006,спасибо за веселую юность.

Ответить
–3

Ну не "ящитаю", а я это говно пытался слушать. Вокал говно. И никак иначе. Музыка тоже невзрачная, незапоминающаяся. Единственное что запомнил: ели мясо мужики, пивом запивали. Найс группа)

Ответить
1

Кстати одна из самых неудачных песен у КиШ - Ели мясо, а так ты конечно олень, прекрасный ВИА.

Ответить
0

Вот мне кажется, что фанаты КиШ - настоящая нечисть. Я бы сравнил их с вампирами. Боятся солнца - все бледные, рахитичные, беззубые. Боятся воды - ходят все грязные и вонючие (ну точно нечисть). Ну и сосут.

Ответить
0

Фанатизм - смертный грех, я себя не причисляю к ним. Определение у тебя прям очень детализированное, фантазия отличная, думаю у тебя получилось писать текста. Попробуй, вдруг втянешься. Последнее это уже твоя сублимация дружок!

Ответить
0

Да ладно тебе.

Ответить
3

кстати, было бы прикольно, если бы сделали ведьмачий заказ по песне "Та, что смотрит из пруда". 

Ответить
2

У меня повторные прохождения первого Ведьмака были под КиШ.

Ответить
1

Как минимум, дизайнер квестов вдохновлялся

Ответить
0

вот кстати в первом ведьмаке крепко чувствовалась атмосфера похожая, когда от призрачных собак убегать нужно было. Всё по простецки, немного сказочно, но в тоже время жутко как в песнях получилось.
Хотелось бы ещё чего-нибудь подобного в играх или фильмах

в ведьмаке 3 подобного уже вообще не чувствовалось

Ответить
38

Эх, помню, 15 лет назад, учась в школе, доказывал отцу, что киш великая группа. А он смеялся. Уже 3 года спустя я смеялся вместе с ним, а в последнее время смотрю на народную любовь и, кажется, 15 лет назад я был прав.
Но я не согласен с пятнадцатилетним собой) 

Ответить
87

Если и не великая, то, однозначно, культовая. 

Ответить
–8

Не буду с этим спорить (потому что это очевидно - достаточно зайти в топ прослушиваемого в любом доступном в России стриминге). Но понять, почему из всего разнообразия русскоязычного рока 90-ых так любят именно киш... Нет, на самом деле, я могу это объяснить, но это меня немного печалит. По той же причине, почему я любил их в 2005-ом. Потому что их тексты максимально прямолинейны и исключительно повествовательны.
Но мне кажется, это крайне скучно и пресно. 

Ответить
75

А какие есть еще группы с колоритом КиШа и фольклорными, близкими нашему человеку текстами?
Разве что Мельница, но это немного другое.
У всех песни про телок, любоффь, наркоту, политику и вот все это говно. 
Даже у любимого всеми Сектора Газа.

А КиШ как сказку слушаешь.

Ответить
2

Есть у меня одна из самых любимых современных русскоязычных групп, которые рассказывают страшные сказки. Порез на собаке. И ключевое отличие от киша (помимо того, что это крайне хорошо написано, зарифмовано и спето) заключается в том, что там есть пространство для интерпретации. А это крайне необходимо поэзии. Даже если эта поэзия - всего лишь часть трека (я просто не сторонник текстоцентричности в музыке).
На пробу у пореза 3 трека:
1. День нераскрываемых жвал
2. Дичает апрель
3. Скрипят телеги

А. Да. Сектор газа - это кошмар. 

Ответить
12

Птицу емъ и 4 позиции Бруно были не менее пиздатыми. Птицу Емъ - это вообще лучшее, в чем эти люди участвовали. Хотя, у пореза имеются Михаиловы глаза, фееричнейший китч и хармсовщина

Ответить
6

4 позиции Бруно - это флагман, и все самое сильное там. Но к нему надо прийти. Порез и птица - хорошие точки входа, потому что они крутятся вокруг текстов. Поэтому обычно я советую их.
Но вообще 4пб и группы-сателлиты откопали в завалах постсоветского массового бессознательного некий хтонический ужас, и очень тонко его препарируют. Когда-то мне попался альбом "очень вкусный человек" сразу после его релиза. Тогда ещё не было ни намёка на то, что кто-то в этой группе будет что-то писать или петь, но мурашки подъездно-бомбоубежищного детства 90-ых пробирали (и до сих пор пробирают) уже там. 

Ответить
3

Первое, что я услышал у 4пб была песня "Торор, зарытый в листву", тогда проняло. В целом, используют эту эстетику и спектр эмоций многие андеграундные отечественные банды, часто они не похожи жанрово, но всегда схожи в ощущениях. Например Оцепеневшие, Вирь, Измор, Капитан ненавидит море, Ножевые незабудки, Поздно, Людоед, Чернь, ИЛ. Очень разные чуваки, очень разные жанровые рамки. Но такие близкие ощущения хтони, разложения, которое ты еще не осознал

Ответить
0

Я создал заметку в телефоне, спасибо) 

Ответить
–1

Насколько я до сих пор люблю первый альбом Виря - настолько же мне непонятна и неинтересна вся их дальнейшая дискография, сколько не пытался слушать.
Оцепеневшие и Капитан ненавидит море круты, плюсану.

Ответить
1

совместная деятельность виря и оцепеневших ебет. За ножом просто в мозжечок бьет

Ответить
0

Если говорить о хтоническому ужасе, то к списку бы еще добавил Театр яда, Кооператив ништяк 90-00х годов.
Да и в околореп среде целые россыпи таких исполнителей вроде Овсянкина, Murda Killa. Но там уже надо избирательнее смотреть, потому что это все мешается со штампами жанра.

Ответить
1

кооперативништяк очень неровные, есть вещи задорные, типа всех этих "тихо рыкнет под забором твой сосед по кличке Борман", есть странные зигафолковые вещи. Я бы сюда Crawling chaos включил. Гнёт, Svartmörke, Туга, Заводь, четсписокслишкомдлинныйвыходит, ты понял

Ответить
5

Птицу емъ и Порез это очень круто, но они все-таки слишком андеграунд для того, чтобы стать популярной музыкой.
У первых слишком много слоев иронии, там же сплошные "два яйца над лучшим другом". А Порез очень страшная группа, у них есть действительно пробирающие тексты, Кишу с его мультяшными гоблинами далеко.

Не понимаю, что может печалить в том, что КиШ одна из самых популярных групп 90х, ведь у них действительно очень неплохой сторителлинг, которого в массовой русскоязычной музыке вообще нет.

Ответить
1

Пробирающее у КиШа тоже было. Та же история о мёртвой женщине очень атмосферно передаёт нарастаюшую тревогу и панику человека, который ничего поделать не может и ночь буд-то вечна. 

Ответить
1

Особенно когда представляешь себя на месте рассказчика. Только что переслушал — аж до мурашек пробрало)

Ответить
3

Какой-то очень слабый вокал у этого Пореза на Собаке. 

Ответить
2

Решил проверить. Ожидал сказки и того самого хтонического ужаса. Но ничего подобного от этой музыки и текстов не получил. И даже близкого к этому. Скорее ощущение, что ты пациент псих больницы и очень плотно напичкан местными таблетосами. А это нечто другое. Не это я искал. 

Ответить

Ночной корабль

Егор
2

есть, КняZ называется. Андрей Князев был в большинстве случаев автором текстов КиШ. У него реально сказки получаются. Ушел Князев и кончился КиШ, а потом и совсем. Князев для КиШ'а это как Кипелов для "Арии". Несмотря на то, что маскотом КиШ'а являлся Горшок.

Ответить
7

Так, погоди. Если Князь ушел, а Горшок умер, то кто же там тогда гастролирует?

Ответить
7

Ну как таковой группы КиШ уже нет. После смерти Горшка группа переименовалась в Северный флот и выступает со своими песнями, поет там гитарист Ренегат.
Князь к слову запретил им использовать песни КиШ, и правильно сделал имхо.

Ответить
1

ну большинство песен написал князь

Ответить
–1

Я в курсе.

Ответить
2

"Остался Князь, помер Горшок
И повоюет за субкультуру очередной чушок"

Ответить
1

А там оно преобразилось в «Северный флот», поёт теперь Ренегат.

Ответить

Ночной корабль

sloa
0

кто?

Ответить
4

Ну с князем немного другое, у него тексты в попсу ударились. Да, там есть нотки короля и шута в большинстве песен, но очень много "про любофф", что в основном и делает текст попсовей

Ответить

Ночной корабль

Левый
5

Есть такое, но сказки его остались в его стиле: Адель, Портной и т. д.
Мне кажется, что уход Князева все же повлиял на Горшка в дальнейшем и КиШ потерял свой шарм. Хотя я ходил на их концерты еще когда Нефедова была. Ух она шпарила на скрипке. После альбома "Жаль не ружья" я перестал их слушать, только раскрученные песни. А вот старые песни даже на приличной свадьбе орали выгнав лабуха к хуям :)

Ответить
2

Если я не ошибаюсь, тексты писал Князь, а музыку Горшок. Поэтому в тандеме у них было круто. А по отдельности не фонтан. Взять сольные альбомы одного и другого, у Князя лирика интересная, но музыкальное сопровождение не оч. А у Горшка наоборот, музыка драйвовая, а тексты не интересные.

Ответить
0

только в сольнике Горшок не свои тексты пел

Ответить
0

То, что был сольный альбом в поддержку музыканта я помню, но вроде ещё что-то было. Но могу ошибаться, давно очень слушал

Ответить
4

Есть, Спектакль Джо например. Рекомендую, отличная группа.

Ответить
2

МНЕЕ ПО НАСЛЕДСТВУУУУ.....

Ответить
2

ДОСТАЛСЯ СТАРЕНЬКИЙ ПОРТРЕТ...

Ответить
2

НЕТ ЕМУ МЕСТА, И ТОЛКУ ОТ НЕГО МНЕ НЕТ...

Ответить
3

СТАРИК ПЕЧАЛЬНЫЙ... НА НЕМ ПО ГРУДЬ ИЗОБРАЖЕН...
мы так всю песню можем повторить))

Ответить
3

НУ ЧТО Ж, ДО ЗАВТРА ПУСКАЙ ПОБУДЕТ В ДОМЕ ОН!

На этом и закончим, думаю, как раз интро спели :)

Ответить
0

согласен)

Ответить
3

Nagart в аналогичной стилистике исполняют. Песен пока не много, но начало вполне достойное. Для ознакомления треки "Палач" и "Золото мертвых". 

Ответить
2

В свое время нашел вот этот видос:

А какие есть еще группы с колоритом КиШа и фольклорными, близкими нашему >человеку текстами?

самый топ тут по соответствию атмосфере КиШ — Спектакль Джо, о котором тут уже писали, но и другие коллективы вполне себе!

Мельница — да, другая атмосфера, при всем уважении, она более художественно-ассоциативно-абстрактая что ли, а у КиШа все просто, понятно и качает :)

Ответить
0

Музыка, тексты, голос под Горшка - всё один-в-один. Мать родная не отличит. Чувак, ты открыл бездны ада. Я жил себе спокойно и не знал, что столько клонов КиШа существует на свете.

Ответить
1

Тролль Гнет Ель?

Ответить
1

ИЛ, Сруб, ну так, например

Ответить
0

Самое близкое, что встречал это группа Ангел-Хранитель.

Ответить
0

калинов мост,иван купала, гарик сукачев  с ямщиком и прорухой судьбой

Ответить
35

1) Тексты Короля и шута не привязаны к эпохе.2) Тексты хорошо воспринимаются подростками - основным потребителем музыки. 3) У них была своя фишечка в образах, а это всегда в плюс. Многие группы того времени не запаривались с внешностью. 4) У них свой, узнаваемый саунд. 5) У них минимум заимствований в музыке - до "Северного флота" их не уличили в плагиате или копировании.  6) У них много хитовых песен на каждый альбом. Хотя в те времена у считалось нормой иметь 1-2 хита на альбом. 7) На замену Кишу никто подобного масштаба в эту нишу не пришел.  8) В совокупности всего этого они просто стали классикой. Это чисто молодежная группа,  которая прочно занимает свою нишу.

Ответить
1

А вот тут интересно. Думаете основная аудитория киша сейчас - это все такие же школьники, как и 15 лет назад? Я просто как-то об этом не думал) Как-то кажется, что это всё те же мои ровесники, которых за 15 лет не отпустило. Что отчасти подтверждается комментами здесь. 
Почему мне нравилось в 15 лет, я понимаю - вы правильно всё перечислили. Первичный интерес был вызван эпатажем, а дальше цепляли истории (в 15 было очень трудно воспринимать всё абстрактное и, скажем прямо, более-менее поэтическое). 
Но потом ровно так же эпатажем меня зацепил Мэнсон, и понеслось. 

Ответить
19

ну это у тебя 15 лет назад - у меня это лет 20 назад. Но ты не понимаешь) Мы слушали всякое - была и философия и красивые тексты и мат и все подряд. Подростки слушали все группы 90-х. А сейчас слушают Оксимирона. Но музыка это как жанры кино. Есть экшены, есть комедии, есть философия и т.тд. И Киш был и остается "байками из склепа" с налетом фентези. Эта музыка не заставляла много думать и заниматься поисками смыслов. Она создавала атмосферу приключения, заставляла мечтать и воображать. И у каждого такой возраст длится разное время. И очевидно, что без молодых фанатов группа уже давно забылась бы. Ну и жанр баек из склепа он вечен - это ниша которая и через 50 лет будет существовать. И если не найдется группы, которая затмит КИША, то он будет в этой нише столько, сколько просуществует жанр

Ответить
8

А сейчас слушают Оксимирона

Это лет 8 назад) Теперь морген-прости-господи-штерна. 

Ответить
6

И тут все такие: хм, а Оксимирон то был не так уж и плох

Ответить
6

Так он и правда был неплох. Но растратил весь запал на залихвацкое рифмование посыланий на хуй. Что довольно грустно. Но современный подход "а давайте забьем хуй на тексты в репе" - ещё грустнее. 

Ответить
1

Да чувак банально списался. Со многими случается. Он годами шёл к цели, а потом выплеснул сразу всё накопленное (хватило на два альбома). Когда бороться стало не за что и не с кем, не о чем стало и писать. Всё всем доказал, всего достиг. Если взять того же Грязного Рамиреса, который тоже начинал с агрессивных тем, но смог пойти дальше, развивается, при том, что он в Оксфордах не учился, у него намного больше потенциал оказался. 

Ответить
1

Думаю сейчас основная аудитория киша это повзрослевшие дядьки которые 15-20 лет назад колбасились под них на концертах.

Но дело тут вовсе не в том что "не отпустило". Как раз отпустило и надолго, люди взрослеют все таки, панкиХОЙ, косухи и вот эти все дела остались в старших классах и курсе на первом. Но штука в том что спустя этих 15лет, накатило опять)
Я вот недавно прям стал заслушиваться ими с большим удовольствием. Не знаю уж, может это ностальгия ударила по тем юношеским приключениям или еще что, хз. Но прям очень доставляет спустя все эти года, может временное явление, но тем не менее)

Ответить
3

Молодежь их не переставала слушать, особенно регионы. Плюс, многие песни вышли в народ и их слушают, даже не фанаты. 

Ответить
2

Приехал домой в провинцию и почти сразу напоролся на какую-то школоту, которая горланила Киша у супермаркета под телефон.

Ответить
18

На мой взгляд тут два момента. 
Первый. Немного сказки в нашей тяжелой жизни не повредит))
Второй это их прогрессия. Они от альбома к альбому совершенствовались как музыканты. Мелодии становились сложнее, аранжировки разнообразнее, тексты чуть мнение прямолинейными(но всё так-же повествовательными, да). При всём при этом их всегда было приятно слушать. Они были живые и настоящие, не смотря на сказочность текстов и антуражей. И это позволяет мне любить как четырех аккордовый "камнем по голове" так и прекрасную, на мой взгляд опять же, "мадам Жоржет". 

Ответить
0

Если грубо посмотреть и переложить на жанр кино, то они пели в жанре Фентези - это один из самых популярных жанров.
Эльфы маги и ведьмаки не дадут соврать.

Ответить
9

Это как говорить, что книги Толкиена или Роулинг максимально прямолинейны и исключительно повествовательны. Менее культовыми они от этого не становятся

Ответить
2

Тут есть одно серьёзное отличие. Книги Толкина и Роулинг не пытаются запихнуть историю в 4-6 четверостиший.

Ответить
20

Но у КиШа получается. Каждая песня это мини история, иногда с неожиданным поворотом. Именно за это и люблю их песни, но тут уж каждому своё. 

Ответить
–7

И как вам неожиданный поворот на сотое прослушивание? 

Ответить
22

Все ещё кайфую от Лесника, мужиков, которые ели мясо, и прочих. Потому что никуда не девается задорная музыка и прикольный вокал. 

Ответить
3

Краткость - сестра таланта. 
Даже Толкин по своему краток. Менее умелый писатель бы, взявшись за историю масштабов "Властелина", наверняка бы нагородил от пяти до десяти томов. 

Ответить
9

максимально прямолинейны и исключительно повествовательны

Подход к созданию поэзии вида "без поллитры не разберешься",  многими любимый в русском роцке, это тоже только подход, тоже "скучный и пресный" если с другой стороны посудить.

Ну накидал автор абстрактных образов из копилки (можно про любофф или с отсылками на библию), сложил как попало, туману напустил, и хриплым голосом, под гитарку... Про что там? Да он сам не знает. 

Ответить
3

А вот тут мы приходим к самому сложному. Вечный вопрос обывателя относительно любых абстракций: чем мазня детсадовца отличается от современной мазни на выставке?
Только меня не спрашивайте. Есть вещи, которые работают вообще без объяснения. Потому что образы (будь они визуальные или вербальные) вполне могут работать минуя сознание. Причём как сознание зрителя, так и сознание перформера. Просто чьё-то авторское бессознательное резонирует с массовым, а чьё-то - нет. 

Ответить
3

Я же не о том что абстрактное искусство херня, и "мойплеменниклучшенарисует". Только о том что само наличие в произведении глубоких подтекстов и "пространства для размышлений" не делает его автоматически лучше того где все в общем-то просто и понятно. "Глубокий смысол" это только художественный прием. Если он работает на слушателя хуже чем "вотэтоповорот" в тестах КИШ на 125е прослушивание, то, ну, возможно у автора "сложного и неоднозначного произведения" лапки. 

Ну, простой пример - "Чужой" и "Чужой. Завет". Где "глубокий смысол", а где художественные приемы работают?

Ответить
–1

наличие в произведении глубоких подтекстов и "пространства для размышлений" не делает его автоматически лучше

Делает, когда речь о тексте такого размера. Тут мне пытались навязать сравнение текстов киша с книгами, а это не книги, не рассказы, это рифмованные анекдоты. 

Ответить
6

Ну, дык, ахуенно же, кода в три куплета и припев умудряются впихнуть полноценную, читаемую, связанную историю, с обозначенными персонажами, завязкой, основным действием, интригой и развязкой. Высокое мастерство. 

Ответить
6

КиШ осознанно или нет (полагают, что да) сумели удачно воспроизвести формулу т.н. "быличек" или "мифологических рассказов". Это, как правило, короткие истории, посвященные контакту человека с чем-то потусторонним, сверхъестественным или просто жутким и необычным. Многие тексты даже воспроизводят такой характерный элемент как необходимость "угадывать" о каком существе идёт речь в рассказе за счет собственных знаний о низшей мифологии. Причем этот же принцип они смогли перенести и на не-фантастические по содержанию тексты.

Ответить
0

Были банды, которые могли в прямолинейную, но не поверхностную "поэзию", они умели подать ее сочно, подать ее агрессивно, зло, с размахом. Кооперативништяк могли, Инструкция по выживанию могли, Капитан ненавидит море могут, Resolventa могут, Людоед могут, много кто может, еще больше тех, кто не может. Киш не могли. Вот не вышло, не получилось

Ответить
4

 не получилось

У всех бы так не получалось...

Ответить
0

У всех бы. Тогда бы мы имели лакмусовую бумажку, но имеем, к сожалению, культ ничего

Ответить
6

Я последний раз в дискуссию музыкальных снобов влезал году в 2005-м. Приятно сознавать, что с тех пор ровным счетом ничего не изменилось.

Ответить
0

одни из лучших дискуссий происходят на этой почве. Я, чаще всего, заваливаю собеседника тысячей названий андеграундных и очень сырых банд, с датами и всей хуйней,  сверу поливаю жанровыми припарками. И сижу потом с лицом ебать победителя, потому что знаю всю эту хуйню и даже слушаю ее. Хорошо слушать хуевую музыку

Ответить
0

Второй подход - заваливать названиями знаменитых банд и писать про вторичность, или про то что всё спиздили.

Ответить
0

так я тоже иной раз делаю. Но, в целом, я серьезно испытываю некоторое презрение к коммерческим бандам

Ответить
0

Я в итоге просто решил, что музыку лучше любить, чем думать о ней.

Ответить
0

я люблю не столько музыку, сколько Идею, стоящую за ней. Не так давно я тут выкладывал лонгрид под названием "Это вам не ебучий метал", там концовка говорит о моем отношении максимально прямо "Запомни одно — это тебе не ебучий метал, приятель, форма без содержания не стоит и куска собачего дерьма"

Ответить
0

"Идея, стоящая за ним" в художественном произведении просто это один из художественных приемов. Как например грим у музыкантов на сцене, или набор цветовых фильтров в фильме. Не больше, не меньше. 

Ответить
0

А вот от костюмированных музыкантов прямо воротит. Сразу какое-то отвратительное ощущение искусственности появляется. Я скорее поверю Майку Вильямсу в драных портках, который вышел на сцену забыв вынуть из вены иглу от баяна с хмурым, чем условным ребятушкам из слипкнота с их причесанным музлом и прилизанными комбезами

Ответить
0

Слипкнот скатился в попсу и никакого задора в нем не