«Рэп больше не кал»: воссоединение 2H Company – самой умной группы русского хип-хопа

Петербургская группа 2H Company возвращается после 12-летнего перерыва. По этому случаю переслушиваем их альбомы и размышляем об их влиянии на российскую музыку.

«Рэп больше не кал»: воссоединение 2H Company – самой умной группы русского хип-хопа

«Я жил спокойно, был поклонником жестких видеоманга, рубился в Sony PlayStation под незатейливые мелодии ву-танга», — тараторит голос под рассыпающиеся глитчевые биты. На слух год записи определить невозможно: 2011-й? 2021-й? 2031-й? Однако это 2005-й, и это первые звуки дебютного альбома группы 2H Company.

2H Company — «Семь жизней Part 1»

Эта группа была дуэтом дуэтов: за музыку отвечали Илья Барамия и Александр Зайцев, вдвоём составлявшие электронный дуэт «Ёлочные Игрушки», за тексты и вокал — два Михаила из группы «Провинция»: Ильин и Феничев.

Последний был основным автором текстов и идеологом проекта: именно его скоростная читка стала торговой маркой 2H Company, именно из-под его пера выходили длинные, непредсказуемые, предельно насыщенные событиями тексты, в которых сходились воедино Филип Дик и Владимир Сорокин. Кстати, названием одного из их треков, «Сорокин-трип», в итоге озаглавили и документальный фильм о самом писателе.

«Психохирурги» — это сборник историй, не связанных друг с другом, но разворачивающихся в одном мире — несколько свихнувшемся, но вполне реалистичном.

Это мир, где спецслужбисты втираются в растаманские тусовки, где вместо себя на свидание с опостылевшей пассией можно отправить киборга, где за одну ночь у всего человечества могут появиться странные наросты на висках, где киноманы едут в Голливуд убивать любимую актрису за то, что она снимается в фильме с Томом Хэнксом (этот сюжет Феничев, кстати, вычитал у Хулио Кортасара в рассказе «Мы так любим Гленду»).

С первого прослушивания в эти сюжеты въехать почти невозможно. С третьего в голове примерно выстраивается логика повествования. С пятого начинаешь подмечать мелкие детали. С десятого история может открыться совершенно по-новому.

2H Company в программе «Открытый Проект: Пробы» (2005)

В 2005-м всё это было не похоже ни на что. В особенности — на весь прочий русский рэп. Конечно, тогда уже была группа «Каста» с неоспоримым литературным талантом, были поэтические прозрения Грюндика из «Рабов лампы», был ранний Дельфин, только-только выстрелил «Кровосток». Но всё это лишь единичные случаи, а в целом отечественный хип-хоп воспринимался как музыка недобрых улиц, как нечто маргинальное и гоповское. И тут вдруг – интеллектуально подкованные тексты и прогрессивная электроника, откровения астронавта под мелко нашинкованный IDM.

Кстати, своё отношение к прочему российскому хип-хопу группа выразила ёмко и лаконично в одной из песен:

Чётко и ясно сказал водиле: «Настроение — Portishead»
А этот гад явно назло врубил этот никчёмный русский рэп

2H Company, «Меланхолия»

«Психохирурги» звучали не как дебютный альбом многообещающей группы, а как кульминация творческого пути, как opus magnum. Многие артисты сломались бы, но 2H Company сумели превзойти сами себя: непостижимым образом их вторая пластинка оказалась ещё круче.

На альбоме «Искусство ухода за АК-47» группа обновила звучание: место холодных цифровых искажений «Психохирургов» заняли теплые синтезаторные волны и мягкие качающие биты, музыка осознанно упростилась, в ней появился воздух.

В этой новой среде феничевские тексты задышали вольготнее. Песни стали длиннее, в них стало ещё больше Филипа Дика и Владимира Сорокина, а ещё — Уильяма Гибсона, Роберта Пирсинга, Нила Геймана… Как и Басты Раймса, Тома Йорка и Петра Ильича.

2H Company — «Филип Дик»

Ну а в первой песне альбома 2H Company продолжили выяснять свои непростые отношения с российским рэпом. К слову, песня называется «Рэп больше не кал», но по ходу действия выясняется, что всё-таки кал.

Интересно, что в этом же треке в качестве третьего МС появляется ещё никому особо не известный Кирилл Иванов: скоро у него взлетит проект «Самое большое простое число», а пока он тараторит искромётный феничевский текст на битах «Ёлочных игрушек».

2H Company — «Рэп Больше Не Кал»

Нельзя сказать, что «Психохирурги» и «Искусство…» произвели эффект разорвавшейся бомбы или «перевернули игру», но для многих слушателей эти альбомы стали точкой входа в жанр. Есть мнение, что в них следует искать начало «русского абстрактного хип-хопа», но сейчас кажется, что 2H Company начали в русской музыке нечто гораздо большее.

Это была чуть ли не первая отечественная группа, в которой не чувствовалось преемственности ни с русским рэпом, ни с русским роком; группа, которая не пыталась звучать по-западному. Вместо всего этого 2H искали новую идентичность, стремились озвучить мысли и настроения нового поколения.

В этом же направлении, но ещё более успешно, двинулся вышеупомянутый Кирилл Иванов, немного позже взошли звезды Арсения Морозова и Феликса Бондарева, пошла «новая русская волна», со всеми её плюсами и минусами. Дали ли именно Феничев и компания начало всей этой движухе? Вполне возможно. По крайней мере, первоначальное намерение было именно таким.

Как-то я сидел в пабе в Кембридже и слушал новый альбом группы Moloko. Я подумал — как было бы здорово, приехав в Россию, зайти в бар и услышать там новый альбом русской группы; чтобы это было так же круто. Мы себя определяем как русский проект: помним, кто мы, зачем и откуда. Если мы можем быть интересными для других в мире, то только тем, чем от них отличаемся.

Александр Зайцев, из интервью для сайта Snegiri.ru

После «Искусства…» творческий союз Феничева и «Игрушек» исчерпал себя. Третий альбом проекта так и не вышел, хотя в сети можно найти демо-версии песен — и надо признать, что звучат они уже не очень убедительно. Зайцев и Барамия плотно занялись проектом «СБПЧ», но сейчас в группе нет ни первого, ни второго: в последние годы Александр даёт уроки по продакшену, а Илья отвечает за музыкальную составляющую в крайне успешном проекте «АИГЕЛ».

АИГЕЛ — «Пыяла», «Вечерний Ургант», 2 февраля 2021

Михаил Феничев же продолжил свои литературные эксперименты в рамках проекта «Есть Есть Есть». Дебютный альбом группы «Дорогой мой человек» спустя 10 лет после выхода по-прежнему производит впечатление — возможно, это самая масштабная и продуманная работа автора.

Хотя к музыке всё же есть вопросы. Феничевские головоломные речитативы звучат поверх теплокровного инди с гитарой, драм-машиной и трубой, а это сочетание работает не всегда. Хотя за одну только песню «Осень» можно простить многое.

«Есть Есть Есть» — «Осень»

«Есть Есть Есть» громко стартовали, но потом как-то затерялись. Последней весточкой от проекта был альбом «Сказки для Кейто», но вышел он не в самое удачное время, в 2016-м: недавно отгремел «ноябрьский переворот игры» имени Оксимирона, Скриптонита и ATL, русский рэп стал стремительно развиваться, осваивать новые для себя темы и звуки; заявляли о себе новые артисты — Хаски, ЛСП и так далее, и на этом фоне замороченные аритмичные телеги Феничева были как-то некстати.

Золотой век нового русского рэпа оказался короток, жанр быстро выдохся и выродился: сейчас в нём властвуют шоумен Моргенштерн и молодняк вроде OG Buda и Soda Luv, которые делают весёлые, но не отягощённые особым смыслом песенки. Так что сейчас для возвращения 2H Company самое время, к тому же ни их тексты, ни музыка за прошедшие 12 лет нисколько не устарели. Кстати, называться проект теперь будет иначе — 3H Company.

Главная идея нашего реюниона — вернуться в прошлое и попытаться переосмыслить два классических альбома 2H Company. Посмотрим, что из этого получится и насколько переработанные версии песен будут интересны новому слушателю.

Илья Барамия, из комментария Afisha Daily

Реюнионы культовых групп — общепринятая практика в западной музыке, однако в России подобных случаев с ходу и не вспомнишь (юбилейные концерты «Наутилуса» — не в счёт). Кто знает, может быть, вслед за 2H Company заново соберутся и другие группы того поколения — к примеру, NRKTK или даже «Птицу Емъ». Хотя последние, конечно, сильно вряд ли.

В любом случае возвращение Феничева на сцену — хороший знак: несмотря на то, что ландшафт отечественной музыки сильно изменился, место для отличного автора в нём осталось.

86
67 комментариев

Спокойно, рэп всё ещё кал.😌

65
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Комментарий недоступен

34
Ответить

Короче, 2007ой год, мне 17, я хрестоматийный говнарь, но потихоньку начинаю интересоваться другой музыкой. Активно читаю русский Rolling Stone в поисках всякого. Ненавижу русский реп (ну кроме дельфина, конечно, ага). И однажды вижу в rs рецензию на дзен с (до сих пор помню) заголовком "монополия кухаркиных детей на русский реп закончилась". Читаю и не верю, что так бывает. Иду искать диск по всем магазинам города. Нахожу. Включаю. И не понимаю примерно нихуя. При том что там буклет с текстами есть.
Через несколько недель до меня наконец-то доходит. 
Но ещё много лет я находил там шутки и отсылки, которые не мог понять в 17.
Собственно, как минимум, благодаря этому альбому я узнал про дзен и искусство ухода за мотоциклом, который уже лет 10 - моя любимая книга. 
А диск до сих пор на полочке. Один из буквально пятнадцати, которые я перевожу из квартиры в квартиру. 

26
Ответить

А ещё мне с каждым годом всё больше кажется, что Феничев в 10-ом году ухватил Пелевина за яйца, и "дорогой мой человек" в абсурдно-ироничной форме предсказал всё, что случилось с нами дальше.
От трека "лето" мне часто становится холодно. 

6
Ответить

Рэп больше не кал

29
Ответить

О вкусах спорить не буду, но не зря же про рэп в прайд-месяц заговорили, кста

18
Ответить