От «Хранителей» до «Хомячков». Альбом Keeper of the Seven Keys, как главная веха в истории Helloween

История создания главного пауэр-металлического альбома и крушения больших надежд

От «Хранителей» до «Хомячков».  Альбом Keeper of the Seven Keys, как главная веха в истории Helloween

В 1985 году в мировые рок-чарты ворвался альбом Walls of Jericho новой немецкой группы – Helloween. Альбом был продан тиражом более 110 000 копий, что было ничуть не хуже, чем у двух других главных немецких звёзд тех лет – Accept и Scorpions. Музыкально для Германии это было что-то новое: не классический прямолинейный хэви от Accept и не форматный мелодик-хард от Scorpions, а яростный пауэр-метал «американской» школы в духе Metal Church и NWOBHM в стиле ранних Iron Maiden.

От «Хранителей» до «Хомячков».  Альбом Keeper of the Seven Keys, как главная веха в истории Helloween

…Была, правда, одна проблема. Поющий гитарист группы Кай Хансен совершенно не умел петь. По его словам, он тогда даже и понятия не имел, как это делать правильно и по каким техникам. Всё, что он делал – пел «от души», а на выходе были сплошь «крики и завывания». Дело усугублялось болями в горле. И вскоре он решился искать для группы свободного вокалиста.

Поиск певца стал для группы сложной задачей. Изначально на место «освобождённого» вокалиста рассматривали Ральфа Шиперса из Tyran 'Pace , но он отказался. Ориентиром при поиске для группы послужил дебютный EP Queensryche - «Queen of the Reich», после прослушивания которого группа решила найти кого-нибудь с вокалом в духе Джеффа Тейта.

Этим «кем-то» стал молодой Михаэль Киске, певший в малоизвестной гамбургской группе Ill-Prophecy. Который был большим фанатом Тейта и Элвиса Пресли в придачу. Совпадение?

От «Хранителей» до «Хомячков».  Альбом Keeper of the Seven Keys, как главная веха в истории Helloween

Приглашение в состав будущих монстров немецкой метал-сцены Киске…тоже внезапно отклонил. Причина – прослушав «сыромятный» Walls of Jericho с кошачьими воплями Кая Хансена, Киске сказал, что такую музыку он терпеть не может и в группу к ним не пойдёт.

Некоторые песни из «Walls Of Jericho» мне теперь нравятся. Но в те дни это была не моя музыка. Я помню, как Маркус (Гросскопф) пришёл ко мне и дал мне послушать кассету с «Walls Of Jericho» . И он сказал: «Певец, который у нас сейчас (Хансен), не хочет больше петь. Он хочет сосредоточиться на гитаре, поэтому мы хотим, чтобы ты послушал и, присоединился к группе. Альбом я послушал, и это явно была «не моя чашка чая». Это была какая-то одна большая песня, очень быстрая.

Михаэль Киске

Внезапно на переговоры с Киске отрядился гитарист Михаэль Вейкат. Проявив себя талантливым переговорщиком, он убедил Киске, что то, что он слышал на дебютнике, они играть больше не намерены, и курс будет взят на более профессиональную и мелодичную музыку. И Киске решился.

Он мне сказал: «Да, я знаю, что «Walls Of Jericho» очень грубый, резкий, почти что панковский и всё такое. Но мы хотим пойти дальше, развиваться музыкально, и для этого нам нужен кто-то вроде тебя. Почему бы тебе не попробовать?

Михаэль Киске

25 ноября 1986 года в обновлённом составе группа приступила к работе над новым альбомом, засев в ганноверской Horus Sound Studio. Рулить процессом по созданию будущего шедевра стали Томми Ньютон, гитарист немецкой группы Victory, для которого работа с немцами стала, по сути, первым большим проектом в продюсировании, и Томми Хансен, уже наработавший себе опыт в работе с датчанами Pretty Maids. Именно им в заслугу стоит поставить филигранную работу по полировке звука группы. Кай Хансен даже называл работу над «Хранителем» первым настоящим профессиональным опытом группы.

Написанием песен занялись Хансен и Вейкат. Поучаствовал и новичок-вокалист – песня A Little Time, ставшая одним из украшений альбома, его рук дело.

Фишка первой части «Хранителя» – она в особой химии. Вейкат уговорил Михи присоединиться к группе, потом мы провели несколько пробных репетиций. Киске убедило видение будущего группы от Вейката, да и мы все тоже договорились, что хотим развиваться в более сложном направлении, чем это было на Walls Of Jericho

Кай Хансен

Часть первая.

Мелодизм. Мягкость. Напор. Сочетание таких трёх, казалось бы, совершенно несовместимых компонентов, ярко характеризует первую часть «Хранителя». Ну и, конечно же, более коммерческий – в хорошем смысле этого слова, не во вред материалу – звук. Ньютон и Хансен (который Том) были вдохновлены недавно вышедшим альбомом Def Leppard «Hysteria» и при сведении ориентировались именно на него.

Интересно, что Томми Ньютон больше уделил время первой части, где был в основном материал Хансена, с которым быстро нашёл общий язык (после ухода Кая из группы Ньютон будет продюсировать альбомы Gamma Ray). Томми Хансен же (судя по фамилии, должно было быть наоборот) сработался с Вейкатом, и, соответственно, уделил больше времени второй части, куда вошли в основном вейкатовские вещи. Вообще, есть мнение, что второй «Хранитель» куда более «мягкий», чем первый, хансеновский, близкий по структуре песен к дебюту. Однако сам я этого мнения не разделяю. Единственное – именно для «Хранителя» Вейкат написал инструментальную тему Les Hambourgeois Walkways, вдохновившись Гэри Муром, которую Кай Хансен категорически отказался включать в альбом, как «нехэлловиновскую». Так что это, возможно, стало дополнительным поводом для дальнейших конфликтов в группе на почве дальнейшего музыкального развития.

Позже чертовски замечательный инструментал выйдет на бонусном переиздании первого постхансеновского альбома Pink Bubbles Go Ape.

Les Hambourgeois Walkways

Материала сочинили много и планировали выпустить всё сразу, в качестве двойного LP. Однако звукозаписывающий лейбл Noise Records решили поступить иначе. Вейкат рассказывал, что Noise не пошла навстречу группе, просившей увеличить срок для окончания записи, и решил выпустить два альбома в двух частях. Хуже, мол, не будет. А то и лучше – и прибыли нам больше, и славы вам тоже будет вдоволь. Однако впоследствии именно вмешательство главы Noise Карла-Ульриха Вальтербаха в творческий процесс (это он лично настоял на выпуске двух альбомов вместо одного), Кай Хансен назовёт одной из причин кризиса в группе.

Первая часть – Keeper of the Seven Keys 1 – вышла в 1987 году. Оформление альбома было концептуальным. На обложке первой части изображён Хранитель с семью ключами.

От «Хранителей» до «Хомячков».  Альбом Keeper of the Seven Keys, как главная веха в истории Helloween

Именно к его рукам на обложке второго диска тянется рука, судя по всему, кого-то дьявольски нехорошего, стремящегося завладеть «ключами от мира».

От «Хранителей» до «Хомячков».  Альбом Keeper of the Seven Keys, как главная веха в истории Helloween

Но этим весь традиционный «пауэр-металлический» пафос и ограничивался – внутри конвертов были весёлые рисунки тыкв в человеческом обличье за авторством бельгийского карикатуриста Фредерика Маулерта.

От «Хранителей» до «Хомячков».  Альбом Keeper of the Seven Keys, как главная веха в истории Helloween

Запись омрачилась тем, что Вейкат на момент работы над альбомом заболел, в результате чего группа вновь временно стала квартетом: на ритм-гитаре для первой части «Хранителя» играл Кай Хансен. Вейкат же записал гитарные партии только для написанной им баллады – знаменитой A Tale That Wasn't Right. Что до болезни, то это были последствия от употребления лёгких наркотиков.

Альбом получился просто пушечным. В песнях появилось больше запоминающихся мелодий, отсылающих к классической музыке. В этом плане первопроходцами Helloween не были. Не были как лично – достаточно вспомнить соло на мотив «В пещере горного короля» Эдварда Грига в дебютнике (трек Gorgar), так и косвенно, на немецкой сцене вообще. В 1985 году на альбоме Metal Heart земляков из Accept Вольф Хоффманн выдал на заглавном треке “Славянский марш» Чайковского (вступление) и «К Элизе» Бетховена в качестве соло.

Accept - Metal Heart

После вступления Initiation альбом открывается крышесносной I'm Alive, на которой новый вокалист демонстрирует свои возможности. «Блоком» с ней идёт A Little Time – лишнее доказательство того, что Киске не просто поёт, а поёт «на расслабоне», не стремясь перекричать всё, что можно, и что нельзя, как этим грешат многие метал-вокалисты.

A Little Time

Что ещё? Конечно же A Tale That Wasn't Right

И великолепный Future World

Это – основной трек-лист. А есть ещё и бонусы.

На одном из переизданий альбома была выпущена перепевка песни Starlight – открывающей дебютной альбом песни, которая с вокалом Михаэля Киске предстала в ином свете. После её прослушивания хочется сказать лишь одно: Томасы (оба продюсера) и Михаэль – где вы были раньше?!

Starlight

В начале 1988 года вышли первые видеоклипы группы. Их тогдашний американский дистрибьютор, лейбл RCA , уговорил их записать видео для 13-минутного эпика Helloween, но клип получился 5-ти минутным, чтобы можно было показывать на MTV.

Halloween - официальный клип

На второй части тоже будет длинная песня – одноимённая с альбомом. Хансен рассказывал, что он всегда хотел написать «что-нибудь монументальное», слушая альбомы Rainbow и Iron Maiden.

Непорядок на Дне всех святых

Главной заслугой – для немецкой команды на то время это и впрямь так – стало турне по США вместе с Grim Reaper и Armored Saint. Затем последовали европейские гастроли – с трэшерами Overkill. И первые трения внутри коллектива появились как раз после гастролей. Кай Хансен попросил группу сделать небольшой перерыв, дабы отдохнуть от живых выступлений, однако популярность Helloween вышла на пик, и надо было ковать железо, пока горячо. В итоге группа поделилась на две фракции: папа-основатель Хансен, Гросскопф и Швихтенберг с одной стороны, а Вейкат и Киске с другой. Спорить начали и про то, в каком стиле группе стоит развиваться дальше. Киске и Вейкат были явно за расширение музыкальных границ, чего не хотел Хансен, всерьёз думающий об уходе. И именно этим обусловлено появление песни I Want Out целиком за авторством Кая на второй части «Хранителя». Это был его манифест в адрес всех и вся: менеджмента, одногруппников и просто любителей поучить жизни.

Хансен, злой на всех и вся, включая фонарные столбы за окном студии, уже был одной ногой вне Helloween. Однако с группой остался, дабы выпустить вторую часть «Хранителя» в золотом составе.

Часть вторая

В мае и июне 1988 года группа вернулась в Ганновер, в Horus Sound Studio, где записала вторую часть «Хранителя». Результат вновь был ошеломительным. Так большой фан Хэллов, рестлер Крис Джерико, числит этот альбом среди своих самых любимых. Песню Eagle Fly Free он называет первым кандидатом в сборник хэви-метала, который инопланетяне должны были бы послушать через многие тысячи лет. «Это воплощение классического звука Helloween», говорит Крис. Другие его любимые песни с альбома – I Want Out и одноимённый эпик Keeper Of The Seven Keys («Disease, disease, disease, my friend, for this whole world's in Devil's hand…”). Про последний Джерико говорит, что он, возможно, даже лучше мейденовского Rime Of The Ancient Mariner.

Dr. Stein. Текст этой песни лишний раз доказывает, что Helloween – вовсе не по части «драконов и мечей». Из песни про сумасшедшего доктора мы узнаём, что все современные политики и «селебы» есть ни кто иные, как…выходцы из лаборатории Виктора Франкенштейна.

Кстати, изображение самого «Штейна» на одноимённом сингле, очень, кстати, напоминающего внешне другого …штейна – Альберта ЭЙНштейна, тоже принадлежит Фредерику Маулерту.

От «Хранителей» до «Хомячков».  Альбом Keeper of the Seven Keys, как главная веха в истории Helloween

Среди бонусов на второй части стоит отметить хансеновскую Save Us, резко контрастирующую с материалом Михаэля Вейката и действительно напоминающую по характеру песни с Walls of Jericho. Мощно звучат Savage и Livin Ain't No Crime, отличающаяся довольно «американизированным», по меркам Helloween, саундом.

Эти альбомы стали культовыми, потому что были особенными. Мы стали третьей группой после Scorpions и Accept, раздвинувшей горизонты немецкой рок-сцены и создавшей что-то, что стало по-настоящему уникальным и выделяющимся для той поры, по сравнению с тем, что было вокруг.

Кай Хансен

На раскрутку альбома повлиял выход клипа на песню I Want Out. Сам по себе клип весьма забавен и смешон. Однако неожиданно клип стрельнул в США, где закрепил популярность коллектива. Сами «Тыквы» получили приз от Headbangers Ball (культовой программы MTV про тяжмет) за лучшее видео. Клип также вошёл в официальный видеосборник лейбла Noise Presents: Doomsday News I.

Перед Helloween были открыты все дороги к славе. Однако золотой состав всё же приказал долго жить. Кай Хансен был недоволен буквально всем: напряжённым гастрольным графиком, также тем, что вторая часть «Хранителя» оказалась «чисто вейкатовской» (а именно Вейкат стал позиционировать себя в качестве второго центра влияния в группе в противовес Хансену). И в декабре 1988 года Хансен уходит из группы. Среди причин было и желание членов группы перейти под крыло EMI, предлагавшей группе более жирный контракт и большую свободу творчества без диктаторских вмешательств в процесс записи. Тогда как Хансен никуда уходить со старого лейбла не хотел.

Но – ушёл. Ушёл в ноябре 1988 года. Helloween оставили Noise Records и перешли на EMI. Кай Хансен же организовал Gamma Ray с вокалистом… Ральфом Шиперсом, в своё время отказавшимся от перехода в Helloween.

На мой взгляд, Кай проецировал проблемы, которые были у него в жизни, на окружающих. Когда он ушел, я даже не думал, что всё так повернётся. Он был частью группы, важной частью – но всей группой он не был. Но в любом случае, как только он ушел, то всё переменилось и стало походить на кошмар.

Михаэль Киске

Вскоре из группы ушёл и главный творец успеха переформатированного Helloween – Михаэль Киске. Да, с ним группа выпустила в 1991 году довольно таки интересный альбом Pink Bubbles Go Ape 1991 года, но после таких предшественников любой альбом будет в тени. Сам Киске говорит об отсутствии вдохновения и о бесцельности существования группы в целом. Песня с Pink Bubbles… под названием «Heavy Metal Hamsters» («Хэви-метал хомячки») по словам Киске просто идеальная квинтэссенция тогдашнего бытия группы.

Изматывающие споры по пустякам (например, Киске и Вейкат часами спорили о том, насколько полезен яичный желток, о необходимости вегетарианства), перетягивания одеяла по поводу новых музыкальных идей – всё это подкосило коллектив. Серьёзным ударом стала прогрессирующая шизофрения ударника Инго Швихтенберга – в 1995 году он покончит жизнь самоубийством, бросившись под поезд.

Видеотрибьют Инго

…Выход в 1993 году по всем фронтам экспериментального Chameleon окончательно положил конец «тому» составу. Новый альбом оттолкнул от группы старых фанатов. Отношения же Киске с Вейкатом, окончательно перешедшим из теневых лидеров в лидеры реальные (с диктаторскими полномочиями) тоже были разрушены.

Киске покинул Helloween в декабре 1993 года. Ходили слухи, что он собирается присоединиться к Iron Maiden, но они оказались ложными: как говорит он сам, фаны Maiden никогда бы не приняли немецкого фронтмена. Киске начал экспериментировать с хард-роком, стал играть более мягкую музыку. По его словам, он тогда не хотел иметь ничего общего с хэви-метал.

Я ничего не имею против Дериса (Энди, нынешнего вокалиста группы – прим. авт.), у него есть своя фишка, но на «Хранителях» многое решил именно голос Киске. Когда я услышал Unisonic (сольный проект Хансена и Киске – прим. авт.), то там был ряд треков, звучавших максимально близко к Helloween. Я включил альбом – и передо мной будто засияло Божественное солнце с хором.

Михаэль Вейкат

«Солнце» вновь засияло в 2017 году, когда Киске и Хансен вернулись в Helloween. Сперва – в качестве временного реюнион-тура. А потом остались насовсем.

Как рассказывал сам Михаэль, в 2014 году, выступая с Unisonic, Хансен сказал ему: «Если мы больше с тобой никогда ничего не сделаем под вывеской Helloween, то мы будем круглыми идиотами». Наконец, по словам Киске, он «устал злиться». И сожалеть остаётся об одном – сколько же времени было упущено…

Что ж, дилогия Keeper of the Seven Keys появилась на свет в идеальное время. Это была эпоха, когда рок и металл попадали в чарты и заполняли стадионы, Helloween выбрали идеальное время для выпуска идеального концептуального альбома. Эта дилогия выдержала испытание временем. И Крис Джерико, который даже название своего коронного финишера выбрал в честь дебютника Helloween, чертовски прав. «Это величайший альбом пауэр-метала из когда-либо созданных».

147147 показов
1.5K1.5K открытий
15 комментариев

Неожиданно и приятно было почитать про любимую группу. Спасибо)
Несмотря на распад, считаю, это пошло на пользу, ведь появились Gamma Ray со своими топ альбомами и фирменным стилем, и сам Helloween заиграл новыми красками с Дерисом и Граповым.
Интересно, что в альбоме Gamma Ray от 1995г Киске приходил на вокал гостем для песни Time to Break Free, получилось супер. А в нулевых  прописался в Avantasia, где отыгрывал ярчайшие партии

Ответить

Мое знакомство с тяжелой музыкой началось именно с Helloween,а точнее с альбома 1998 года Better Than Raw. Это был единственный вклад в воспитание со стороны моего отца, и единственное за что я ему благодарен. Я помню мне приходилось переворачивать обложку, что бы бабушка не увидела эту "похабщину". Потом естественно я офигел от Keeper of the Seven Keys, но это было чуть позже, когда я нашел у нас в городе магазин "Саунд" ,где продавался исключительно метал, и познакомился с дядей Толей продавцом и владельцем этого магаза. Искренне рад что этот магазин до сих пор на плаву и периодически захожу поздороваться с все тем же дядей Толей.

Ответить

Прекрасный коммент. Не могу не ответить похожим, тоже с уклоном в личное... Better - один из моих любимых альбомов. Как у Хэллов, так и вообще в метале. Альбом, как, впрочем, и сама группа, в моем восприятии плотно зацепилась за период безмятежной и насыщенной юности, и сейчас, когда слушаю, то автоматом уношусь в ностальгию по периоду 98-00 годов. Под Keeper'ов и Metal Jukebox у меня прошли 98-99 года (учеба в профтехлицее, куда поступил после 9 класса), а в 2000 под Dark Ride я сдал первую сессию в универе.

И весь этот  саундтрек сопровождал профтехлицей, заводскую практику большой компанией (2 захода на двух курсах на один и тот же завод, где можно было хорошо проводить время без серьезных обязательств), совместный алкоугар (эх, ну не без этого) и...знакомство, чуть было не переросшее в серьезные отношения с соответствующими перспективами. Но "чуть было" было уже потом и под другую музыку, и не случилось, в первую очередь по моей вине, за что мне отчасти стыдно перед хорошим человеком до сих пор. Но, значит, так было надо. 

Ответить

У меня в городе (Уфа) тоже есть магазин "Саунд", тоже тяжёлая музыка продаётся)

Ответить

В моём юношестве надпись Helloween в стилистике я рисовал просто везде где мог, настолько обожал эту группу. Спасибо за статью. Многого не знал.

Ответить