Fear Factory — Механизированные рыцари ордена Индустриального метала

Fear Factory — Механизированные рыцари ордена Индустриального метала

Видеоэссе

Перезалив статьи и видео по техническим причинам.

Текст эссе

Знаете, существует такая категория групп, в которых, казалось бы, нет ничего особенного, и ты заставляешь себя по первой слушать их через силу, но со временем, с каждым новым прослушиванием ты проникаешься их творчеством всё сильнее и сильнее. Входишь во вкус, так сказать. В моём топ-листе любимейших рок и метал исполнителей имеется два подобных примера – группа Chimaira, и такая занимательная индастриал-грув-метал формация как Fear Factory. И речь свою я на этот раз поведу отнюдь не про первых, но про вторых.

Я ещё давно задумал эту работу, посвящённую Фактории Страха, как одной из моих любимых банд в метал тусовке 90-х. Мне долгое время не удавалось определить наиболее благожелательный формат для рассмотрения подобной музыкальной машины, потому я решил остановится на чём-то между рецензией на отдельные альбомы и обзором дискографии. Получилась некая рекомендательная дискография, с элементами биографических вставок. Про некоторые альбомы я буду говорить много и с пристрастием, про другие обойдусь двумя словами, дабы не изводится на критику. Мне, честно говоря, не сильно хочется пересказывать общедоступные сведенья о группе из Википедии и открытых источников, у вас мои дорогие слушатели есть ручки, сами найдёте всё в этих ваших интернетах. Я же хотел бы больше сконцентрироваться на своём субъективном восприятии музыки группы и их вкладе в метал сцену, в общем и целом. Потому не вижу поводов медлить и решительно призываю начать наш разговор.

Fear Factory — Механизированные рыцари ордена Индустриального метала

Образовались Fear Factory ещё в последнем году 80-х. Но как это часто бывает с музыкантами из 90-х, между основанием группы и их первым по-настоящему значительным альбомом, который в сознании массового слушателя становится первым релизом, разверзается огромная временная пропасть в несколько лет, в течении которых коллектив записывает демо, пробные альбомы, определяется со звучанием, направлением и так далее. То же глэм-метал прошлое Pantera хороший тому пример. Fear Factory, что очевидно, не сразу же пришли к тому звуку, который у них считается каноничным. Костяком группы на начальном этапе был дуэт гитариста и ударника Дино Казареса и Райомонда Хэрреры. Затем к группе присовокупился вокалист, по имени Бёртон Си Бэлл, ставший в последствии голосом Фактории, а пока лишь нечеловеческим рёвом. Группа изначально подавала себя как андерграундные наследники экстремальной сцены Великобритании, только из Америки. Это в очередной раз показывает, что история, в частности метал музыки, циклична. Подобно тому, как в начале 60-х музыкальная индустрия США переживала «Британское вторжение», точно так же в конце 80-х Туманный Альбион, собрав под крылом независимого звукозаписывающего лэйбла Earache Records, плеяду экстремальных мастодонтов тяжёлой сцены, вроде Carcass, Bolt Thrower, Napalm Death и Godflesh, экспортировал своё звучание на континент, открытый Колумбом, что в дальнейшем дало значительные всходы уже на американском направлении.

Первым альбомом компашки Казареса, Хэрреры и Си Бэлла стал диск 1991 года «Concrete». Да, вы не ослышались, я решил начать не с каноничных альбомов группы 92 и 95 годов, а с самой первой, по мнению многих, демки коллектива. Я, в душе не чаю, с чего этот полноценный, отличнейший deathgrind альбом зовут демозаписью. Качество звука, мастеринг, микширование, эффекты, да даже обложка диска указывают, на то, что это полноправная, серьёзная, студийная работа. Fear Factory на Concrete мешали в своей музыке наработки групп Earache, а конкретно – краткость и агрессивность deathgrind-ового «Harmony Corruption» Napalmов с отрешённостью, холодностью и жёсткостью «Streetcleaner» 89 от Godflesh. Эти влияния британской экстремальной сцены станут для группы определяющими, на данном этапе.

Concrete (1991)
Concrete (1991)

При этом, не совсем порой понятно кто на кого повлиял, ибо, посмотрев на следующие релизы Napalm Death, особенно альбом «Diatribes», можно заметить невооружённым взглядом американизированную пригрувованость звучания и некоторую индустриальную атмосферу. Атмосферу, атмосферу… А по этой части, у пластинки тоже всё на высшем уровне. Прослушивая её перед глазами, открываются виды заброшенных заводов, покинутых фабрик и апокалиптических пейзажей, выжженной индустрией пустыни человеческой стремительно саморазгружающейся цивилизации. Тексты песен преисполнены болью и страданиями, криминогенными арабесками и грязью промышленных секторов таких городов как Детройт, Даллас и Чикаго. И это всё, чёрт побери, ребята месили ещё в 91 году. Напомните-ка какие в этот год были самые популярные метал и рок релизы. Что? Не слышу! «Nevermind» Nirvana, может «Black Album» Metallica, или же «No More Tears» Осборна? Как-то все эти наименования слишком мягки для моего слуха. Остаётся лишь неотвеченным вопрос – так каким образом столь крутая пластинка осталась без внимания в год своей записи. Ответ прост, для этого надо посмотреть кто продюсер данного альбома. Росс Робинсон! Тот самый крёстный отец ню-метала. Так получилось, что после записи альбома группа осталась недовольна заключённым контрактом, в результате чего начались судебные тяжбы и разбирательства, за право считаться опекуном сего детища. Робинсон неожиданно их выиграл, получив права на альбом. Потом он использовал Concrete для демонстрации своего продюсерского таланта, что позволило в свою очередь ему добраться к своим культовым протеже – Korn, Limp Bizkit и Sepultura. Concrete был релизнут спустя уйму времени в 2002 году, потому не считается дебютным. В это же время, Fear Factory оставили за собой права на песни, что позволило им перезаписать отдельные композиции на следующем своём релизе.

«Soul of a New Machine» (1992)
«Soul of a New Machine» (1992)

Уже в следующем году, 1992, Fear Factory выпускает «Soul of a New Machine», ставший общепринятым дебютником. По сравнению с Concrete, группа поубавила в агрессии, хотя темы композиций перестали быть так уж расплывчаты. Тут у нас и проституция в «Leechmaster», и эксперименты над животными в «Crash Test», и антивоенная лирика в «Crisis» и экзистенциальные метания в моей любимой «Martyr». Дино лукавя заявлял, что мол альбом концептуальный и посвящён созданию гибрида человека и машины, однако с таким разбросом тем и наличием треков с прошлого релиза, в то, что это заранее продуманная единая концепция с трудом верится. Звучание группы ушло от deathgrind-а, и сблизилось с обычным дэтом, при чём, вставок с мелодичным вокалом, в дельнейшем прославившим группу, стало в разы больше. Единственное что – вокал Бёртона на живых выступлениях показал себя не с лучшей стороны. На записи-то всё мощно и красиво, особенно гроул, а вот чистый – ну как, он постоянно на концертах не попадает в ноты, запинается и вообще звучит плоско. Вторая проблема – это вторичность после просушивания Concrete. Половина материала уже фигурировала на забракованном дебютнике Робинсона, потому при наличии оригинала, «Soul of a New Machine» теряют в весе. К тому же, мне лично больше нравится grind-овое звучание треков. В остальном же, это неплохая пластинка, которую я могу порекомендовать к прослушиванию, но не более. Ничего сверхъестественного, тем не менее, это только разогрев перед выходом на новый уровень, вместе со следующим релизом, оттеснившим имя Fear Factory в метал пантеона на века.

Fear Factory — Механизированные рыцари ордена Индустриального метала

Я до сих пор не могу решить для себя какой же диск Fear Factory мне нравится больше. Кто мой фаворит – «Demanufacture» или же «Obsolete»? Обе эти записи просто невероятны в своей мощи, но всё по порядку. «Demanufacture» увидел свет в 1995 году и просто взорвал головы тогдашним слушателям. Это тот самый зенит славы группы, их рассвет, когда она была везде и всюду – в кино, в видеоиграх, на ТВ и на модных метал фестивалях первой величины. «Demanufacture» – это тот случай, когда группа собралась со всеми своими силами и выдала диск, являющийся и по сей день классикой индастриала и грува в метале. Пластинка, которая вывела мало кому известную дэт-метал формацию из тесных андерграундных концертных клубов, в засранных подвалах неблагополучных районов Лос-Анджелеса, и поставила Fear Factory в один ряд с героями грува того времени – Pantera и Sepultura. К тому времени, когда группа приступила к записи «Demanufacture» троица из гитариста, вокалиста и барабанщика обзавелась четвёртой, такой важной, деталью в этом индустриальном механизме, бельгийским басистом – Кристианом Волберсом, который освободил руки Дино Казареса от игры на басу во время студийных сессий и добавил группе той механической агрессии, ставшей отличительной чертой Fear Factory.

Demanufacture (1995)
Demanufacture (1995)

Изначально запись альбома проходила в студии Chicago Trax. Казарес с самого начала задумал там записываться, ведя группу чётким индустриальным курсом, и руководствуясь тем, что в этой студии ранее записывались отцы американского индастриала Ministry. Однако, когда группа приступила к работе, оказалось, что студийное оборудование, в частности компьютеры, дружно дышат на ладан, а вокруг самой студии постоянно ошивались торчки и наркодилеры, приторговывавшие своим дерьмом. Дино и Бэлла, эти пренеприятнейшие обстоятельства не устроили, потому они отправились в студию в Нью-Йорке, где на то время, вмести с ними, записывалось ещё 2 группы – Faith No More и Bon Jovi. Во время студийных сессий, периодически возникали конфликты, на почве деления общего звукового пространства. Слащавым авторам, затасканного как полковая девка, поп-хита «It’s my life» не нравилось, что своими громкими репетициями ребята из Фактории пробивались звуком сквозь стены студии в их запись. Поистине музыка, что двигает несущие стены. На стадии постпродакшна всю эту записанную красотищу ещё сверху залили электроникой и семплами. На выходе мы получили один из лучших релизов тогдашнего года, да и как по мне в тяж. метале вообще. Стилистика музыки ещё сильнее смягчилась. Не понимаю, где там некоторые рецензенты в Demanufacture заприметили смесь death metal-а и индастриала. От эстетики дэта остались на этой записи разве что рожки да ножки, в виде общей агрессивности на таких треках как Flashpoint или Self Bias Resistor. Костяк звучания, и я на этом настою, это грув-метал со значительным индустриальным напылением. И это проявляется во всём. Для начала, хотя бы в стиле игры на гитаре Дино, который принципиально не включает дикого соло-мастера и по стопам следует за ритмом и звуковым полотном барабанов Хэрреры. Сей стиль игры на электрогитаре, с большим уклоном в валющую с ног мощь и общий кач, стал стандартом для всех альтернатив, индастриал и ню-метал исполнителей 90-х будь то Machine Head либо же Strapping Young Lad. Упор на чёткую механическую ритм секцию с резкими затуханиями и синкопированным звуком басс бочек. Ну и, конечно же, этот красивейший вокал Бёртона Си Бэлла. Fear Factory и раньше комбинировали в своей музыке чистый и экстремальный вокал, но именно этот альбом хорошенько так задвинул эту штуку в массы, сделав каноном для будущего тяж. метала от Slipknot до хотя бы Mastodon. Получился такой эффект хорошего/плохого копа. При этом и сам экстримал изменился. Это больше не смертельный гроул, а ревущий выплеск чистой энергии в микрофон, под стать hardcore punk исполнителям, бьющий прямо в лоб. Стержневой темой альбома на этот раз стал конфликт человека и общества, вылившийся в противостояние искусственного интеллекта, машин, захвативших власть в государстве и замкнувшегося в себе, страдающего, корчащегося в страхе перед жизнью и съедаемого самим собой заживо индивидуума нонконформиста, одинокого, уязвимого, но пока не сдавшегося под давлением коллективного разума. По сути драма стара как мир, но она работает. Антиутопический, тоталитарный, холодный, дегуманизирующий тон этой музыки подчёркивает технофобскую лирическую линию коллектива. Человечество всегда боялось новых технологий, но в лирике Fear Factory мы не видим другую форму жизни, мы видим некий продукт человеческого рационального разума, дьявольского конформизма, борьбу с обществом, не принимающим и не признающим тебя. Представляя себе восстание машин, мы не видим стройные ряды грозно шагающих микроволновок и холодильников, мы видим роботов похожих как две капли воды на нас. Не секрет, что Си Бэлл при написании текстов вдохновлялся кинофантастикой тех лет: «Терминатором», «Чужими», «Бегущим по лезвию». Главный посыл в том, что пускай один человек и слаб, немощен и одинок, он отчуждён, но он всё ещё остаётся человеком с эмоциями и чувствами, в то время как окружающее общество поддалось соблазну утилитарности, комфорта, холодной механики и систематизации, стиранию своей личности и тотальному оболваниванию. Так, например, в главном сингле и хите альбома «Replica» поётся от лица человека, причиной зачатия которого стало изнасилование и страдающего инвалидностью, после всех своих мук не способного испытывать ничего кроме всепоглощающей ненависти. А мой любимый, самый динамичный и крыше сносящий трек «New Breed» рассказывает о том, как общество решает судьбу человека за него и отбирает у суверенного индивида фундаментальное право на свободу выбора.

Fear Factory — New Breed — Bloodstock 2016

В общем, тексты песен в большей степени вдохновлены социальными, экзистенциальными и психологическими проблемами, нежели научной фантастикой. На это как бы подталкивала и общая атмосфера того времени в Лос-Анджелесе, где группа репетировала свой материал. Землетрясения, конфликты на расовой и национальной почве, бандитизм, наркоторговля, погромы и массовые бунты – жизнь в L.A. начала 90-х была отнюдь не сахар, что кстати отображено в песне H-K (Hunter-Killer). И, разумеется, выдав на-гора такой материал Fear Factory закономерно пробили себе кратчайший путь к успеху. Хоть в год выхода альбом получил хорошие, и всё же не восторженные, отзывы от критиков и простых слушателей, но сейчас, спустя года, мы видим какую определяющую роль для современной метал музыки сыграла пластинка 95 года. За релизом последовали затяжные гастроли и туры. Отдельные песни с этого альбома стали саундтреком для гоночных видеоигр Carmageddon, Demolition Racer: No Exit, Test Drive 6, GT2: Music At The Speed Of Sound и популярных тогда фильмов в жанре молодёжных ужастиков, вроде экранизации «Mortal Combat», «Кэрри 2» и «Фауст: Князь Тьмы. Любовь проклятого». Блин, почему у таких дерьмовых фильмов всегда такие крутые саундтреки?

Драка Джонни Кейджа и Скорпиона под FF

Ну и ремиксами группа разжилась, что позволило играть их песни в модных ночных техно-индастриал клубах. А ещё, забыл, команда пожаловала на первый Ozzfest прогремевший в 96 году, вместе с такими формациями как Pantera, Sepultura, Slayer, Biohazard и Coal Chamber, что само по себе доказывает рост статусности Fear Factory в среде прочих. Вердикт – слушать в приказном порядке. Этот альбом, самый короткий путь чтобы протащится по Фактории Страха.

Obsolete (1998)
Obsolete (1998)

Следующий полноформатник «Obsolete» от Fear Factory вышел спустя 3 года, то бишь в 1998. В моей голове этот диск до сих пор ведёт борьбу с предыдущим за первенство по крутости в дискографии Fear Factory. С одной стороны, Obsolete достойный продолжатель идей Демануфактаризации, те же рубящие рифы, те же заводные барабаны, то же смешение двух вокалов. Но всё это на качественно новом уровне, господа. С другой же стороны, Obsolete запомнился мне как самый экспериментальный и сложный альбом группы. Во-первых, это наконец по-настоящему концептуальная работа, коей как по мне Demanufacture до конца являться не может. В отличие от остальных альбомов Fear Factory «Obsolete» имеет полноценную сюжетную линию с действием, событиями и персонажами, которых хватило бы на целый научно-фантастический фильм или видеоигру. Во вкладыше альбома даже был буклет со сценарием всей истории. Я не буду всё в точности пересказывать, но общие сведенья по песням я опишу. Вступительный трек «Shock» представляет нам антиутопический мир будущего, где машины теперь по-настоящему захватили власть и установили свой тиранический порядок. Мы видим футуристическое будущее, в котором нет места человеку из плоти и крови. Миром управляет тоталитарная полицейская организация Securitron, описанная в одноимённой песне «Securitron (Police State 2000)». Она денно и нощно следит за каждым гражданином, на страже всеобъемлющего правопорядка. Таким образом, технократическое правительство создало действительно настолько же стерильное общество, насколько и несвободное. Сложная дилемма свободы и безопасности. Главный же герой – Edgecrusher, являющийся лидером революционной ячейки, занимающейся подрывной деятельностью, вступает в неравный бой с этим технократическим режимом, кидая вызов засилью искусственного интеллекта. В кульминации он клянётся продолжить свою борьбу с машинами, на что его вдохновляет история Иисуса Христа, которую он узнал в разрушенной церкви, где до этого скрывался (песня «Resurrection»). Да, напомню, Дино мексиканец и католик. Но в конце, в результате острых перипетий сюжета группировка Edgecrusher-а разбита, а он сам оказывается захвачен Securitron-ом и помещён в исправительное учреждение, откуда мы слышим его последние слова в меланхоличной «Timelessness». Edgecrusher проиграл, машины победили, а ему так и не удалось спасти человечество. Не самое оптимистичное предсказание на будущее, согласитесь, но всё же, что группа вкладывала в это своё высказывание? Да, по идее, простую мысль над которой до сих пор корпят умом футурологи. Если мы с помощью машин и техники окружаем человека комфортом, создаём для человечества лучшие условия для жизни, от чего оно лишается базовых бытовых навыков, и машины вполне сами по себе могут заменить человека во всём, то есть они совершенны, то зачем нам, а точнее им, эти ноющие и страдающие кожаные мешки с мясом, раз искусственный интеллект, роботы, механика гораздо прогрессивнее и продуктивнее? Возможно всё предназначение человека в глобальном смысле лишь в том, чтобы создать искусственную жизни и вымереть, как устаревшая модель – Obsolete по-английски. Видите, а говорите только снобистский Prog умеет в сложные концепции и задумки для альбомов. И это, казалось бы, тупоголовая качай башка в стиле industrial groove metal, на поверку оказавшаяся сильным и, что важно, цельным, может конечно не с драматургической, но смысловой точки зрения, произведением. При всём при этом, хоть альбом и был в решительной степени вдохновлён классикой жанра антиутопий – «О дивный новый мир» и «1984», но в отличие от тех же Mastodon с их «Leviathan» или Iron Maiden «Seventh son of a seventh son», «Obsolete» есть что не на есть самобытное и самостоятельное оригинальное сочинение. Верно, на альбоме есть пара проходных треков, как например «Smasher/devourer». Но за счёт концепции, скрепляющей музыкальные фрагменты в единое произведение, опус слушается на одном дыхании.

Во-вторых, альбом стал гораздо разнообразнее в музыкальном плане. Помимо электроники, которой только прибавилось, добавились ещё модные тогда клавишные и диджейский скретчинг, что усилило футуристическую атмосферу пластинки. Приплюсуйте сюда струнный оркестр, добавляющий эпичности в финальных треках. А моя любимая песня с диска, посвящённая протагонисту – «Edgecrusher», была сочинена в манере альтернатив метала тех лет, смешав в себе техно, хип-хоп и перебивки с перебором на контрабасе. До чего же этот трек, что говорится, вёбывает дамы и господа! Мне также очень нравится, как группа развила музыкальную идею такого трека с «Demanufacture» как «New Breed» в композиции «Freedom or Fire», песне протесте против власти машин. Этот безумный, неудержимый барабанный темп перекачивал на Obsolete, будучи ещё больше насыщен электроникой, тем часом, как текст песни повествует про эффектный акт самосожжения, точно на той знаменитой фотографии с обложки дебютника Rage Against The Machine. Ну и как вишенка на тортике, в студию к ребятам забежал батя всего этого вашего нью-вейва и синти-попа 80-х Гэри Ньюман, что вылилось в озвучку главного компьютера в заглавном треке «Obsolete» и коммерческий, но не лишённый своего обаяния и милоты, кавер-сингл «Cars». В общем, вы, наверное, сами уже поняли, насколько я фанатею по этому альбому и как готов рассыпаться в нескончаемых эпитетах и лестных отзывах об этом опусе. Слушать! Только так.

Fear Factory — Механизированные рыцари ордена Индустриального метала

А потом настала тёмная эра для метала. Ну как для метла, для ортодоксальных трушников, которые не в коем виде не приемлют этой вашей «маза-факи», может быть и тёмная, а для людей, открытых ушами к экспериментам – да ничё так, норм музон. Что характерно в конце 90-х, начале 00-х наблюдалась интереснейшая тенденция, когда в прошлом грув метал, а то и трэш, и дэт метал исполнители кидались в следование трендам и записывали ню-метал альбомы. Особенно этому всему были подвержены коллективы подписанные на Roadrunner records, подаривший нам, да, по сути, всю популярную альтернативную метал музыку середины, конца 90-х и начала 00-х. Порой выходило неплохо, а от случая к случаю – ужасно. Как пример хорошего подхода, когда группа вроде бы и играет нюху, но остаётся собой: первые альбомы Макса Кавалеры и его группы Soulfly или третий и четвёртый альбомы Static-X «Shadow Zone» и «Start a War». Плохой подход к переходу из своего прежнего жанра – группа Machine Head с их попыткой в конце тысячелетия и начале нового с ноги войти в мир мейнстримного метала MTV, взяв себе за продюсера Робинсона и закосив под крутых таких молодецких чуваков, качающих сцену и отвечающих за базар, в стиле Limp Bizkit. И «Digimortal» Fear Factory, 2001, в такой ситуации находится где-то так посередине.

Digimortal (2001)
Digimortal (2001)

На первый взгляд Дино и Бёртон сильно приложились к созданию отдельных компонентов, в будущем, ню-метала. Но слушая эту пластинку чувствуется еле-уловимая фальш, вот прям как на картинке с Дедом Гарольдом, улыбающимся сквозь боль, понимаете. На этот раз коллектив решил ещё сильнее облегчить звучание, заделать больше мелодичной электроники и такого оптимистичного, радостного заряда от музыки. Улыбайтесь не надо напрягаться, говорит вам Бёртон Си Бэлл, перед этим напившийся Джек Дениелса и собиравшийся уходить из Fear Factory, по причине деспотичного контроля со стороны нашего любимого пухляша Дино Казареса. Впрочем, Бэлл таки получил то, чего он так желал, играть более лёгкую музыку.

Fear Factory — Linchpin [official VIDEO]

Да и тема этого, снова-таки не совсем уж концептуального альбома, гораздо радужнее нежели у прошлых двух. Люди и машины наконец приходят к взаимовыгодному консенсусу и понимают, что одни без других существовать не могут, посему происходит синтез человеческого и искусственного разума, в лучших традициях научной фантастики и гегелевской диалектики. После стольких страданий и боли пережитых на прошлых альбомах, человечество находит свой Happy end! в мирном сосуществовании и гибридизации. Но это все равно не помогает как по мне альбому выкарабкаться на уровень предыдущего. Слишком уж несовместима получилась смесь модного ню-метала и моторного звучания Фактории. Среди главных хитов альбома хочется выделить «Damaged» с крутыми синтезаторными пассажами, «Linchpin» – трек, в котором басс забирает у электрогитары лидирующую роль в миксе, ну и, как я его мог пропустить, один из лучших медляков в альтернативном метала когда-либо слышаный мной – Invisible Wounds (Dark Bodies), очень сильная композиция, берущая за душу как своим текстом, так и настроением. Она даже была взята для саундтрека первого Обители Зла, самого нормального фильма из всей серии на моей памяти. Для того, чтобы ещё больше показать, что смотрите мы в тренде, Бёртон стал чаще читать речитативом и даже пригласил какого-то там рэпера на «Back The Fuck Up». Вышло мягко скажем неуместно. Забавно, то, что всю эту ситуацию спасают лишь бонусы, которых на диске целых 4 песни. Вот там, настоящий Fear Factory, это я понимаю. А так, как это заведено, если сиквел хорош, то третья часть будет почти 100% всратой. «Digimortal» не такой уж и ужасный альбом, он определённо заслуживает вашего внимания, но из моей, скажем так, золотой четвёрки альбомов FF, Digital Mortality получает оправданно последнее место.

А что было дальше? История окончена, трилогия завершена. Пришло время распадаться. Бэлл уже не смог выдерживать Дино, в то время как Дино резко захотел заняться чем-то сторонним. У этих двоих и раньше были проекты на стороне. Например, наработки deathgrind-ого «Concrete» были воплощены в испаноговорящем проекте Казареса Brujeria, про него я говорил в своей статье посвящённой грайндкору. А Си Бэлл в 95, параллельно с Demanufacture, пел у легендарного Гизера Батлера из Black Sabbath, на его сольнике «Plastic Planet».

Первый состав G//Z/R
Первый состав G//Z/R

Два форварда отвалилось, остались только Хэррера и Волберс у разбитого корыта под названием Fear Factory. В то же время, на металлической сцене изменилась расстановка сил. Нюха канула в Лету, ну и чёрт с ней, больно быстро приедается зараза со своими односложными аккордами, а на наш прекрасный, девственно чистый от сторонних влияний земной раёк ортодоксальных трушников нахлынула новая варварская напасть – эти грязные, порочные, зататуированые сопляки с чёлками и греховной отныне приставкой -core в названии жанров. Всё правильно, пришёл Metalcore, гораздо более скучная штука нежели нюха, на мой взгляд. А за ним, что уже не так плохо, подтянулись к мейнстриму другие поджанры метала. Melodic Death престал быть локально-шведским явлением, а из своего уютного гробика поднялся, казалось бы мёртвый, Groove-ач. И вся эта мешанина из Melodic Death-а, Металкора и Грува стала называться по аналогии с явлением миру Новой Британской Волны – New Wave of American Heavy Metal. Это не жанр, но конкретный период с 2003 по 2008, когда MTV удачно заскочило на молодёжный хайп-трейн, в который входят такие грув-метал коллективы второй волны, как Lamb of God, DevilDriver, Chimaira и вернувшаяся после нюшного бодуна троица Machine Head, Soulfly и наши подопечные Fear Factory. Наблюдалась обратная тенденция к тому, как в прошлом грув-метал коллективы внезапно начали открещиваться от своего постыдного ню-метал периода, и с удвоенной силой стали пилить жескачь. Даже фронтмен чисто нюшной Coal Chamber Дез Фафара, перестал носить дредики, колготки, чулочки и нарастил себе мышцу и отпустил бороду, основав вышеназванных DevilDriver.

Archetype (2004)
Archetype (2004)

Fear Factory, раз такая пьянка пошла, не остались в стороне и записали свой, по мнению некоторых фанатов, сильнейший альбом «Archetype». Группа вернула в себя Бэлла и сбросила душный балласт в виде Казареса. В общем-то, отряд не заметил потери бойца. На замену за гитару взялся Волберс, потому – что гитара, что басс зазвучали на записи просто мега фактурно и напыщенно, почти выпячивая свой звук как в «Default Judgment». Звук барабанов же стал более кастрюльным и дробным, Хэррера словно строчит из пулемёта. Да и вокал Бёртона стал гораздо агрессивнее, что можно в целом сказать за всю музыку, постоянно готовый к стремительной и безжалостной атаке как на треке «Cyberwaste». Вместе с тем, чистяк у Бэлла тоже, как по мне, вырос в красоте, что подарило нам ещё два самых душераздирающих медляка группы «Human Shields» и «Bite The Hand That Bleeds». Второй, кстати, попал в саундтрек первой «Пилы», благодаря чему множество людей и узнало о группе. За клавишными вновь оказался Рис Фалбер, продюсер и инженер всех альбомов группы начиная с Demanufacture, негласный 5 участник коллектива. С лирической стороны, альбом не является концептуальным от слова совсем, но кому это нужно раз сам материал и песни кроят сердце только так. «Archetype» показал, что группе есть куда развиваться и прогрессировать. Механизм тотальной индустриализации не заржавел, он всё также готов к бою. Я долгое время не мог вникнуть в него, но потом осознал, что за Demanufacture и Obsolete следует именно, что Archetype, а не хилый Digimortal.

Transgression (2005)
Transgression (2005)

Но музыканты не воспользовались возникшим шансом продолжить свою индустриальную молотильню, а решились на эксперимент, который и погубил группу. После «Transgression» FF почти что перестали для меня существовать. Это был объективный провал. Альбом вышел настолько вялый, скучный, слабый и незапоминающийся, что я его до сих пор целиком осилить не могу. Вероятнее всего, что-то мне подсказывает, отсутствие незаменимого продюсера дало метастазы. А ещё Бэлл заигрался с обработкой голоса и по большей части на альбоме пел чистым. Как результат – размазня со скучными рифами, скучным вокалом, скучными барабанами и пережатым звуком, слабо старающаяся имитировать интересные музыкальные ходы и решения. Диск настолько никакой, что его даже толком никто не поливал говном, а он сам как-то так мимо прошёл, незаметно скрывшись во тьме времён, как будто его и не было. Слушать не рекомендую.

Fear Factory — Механизированные рыцари ордена Индустриального метала

После выпуска провального Transgression, Фактория по выпуску зубодробительных альбомов остановилась на 5 лет. Уже в 2010 Дино и Бэлл померились и восстановили группу, оставив за бортом Хэрреру и Волберса. На открывшиеся вакансии взяли ветерана ударной установки Джина Хоглана, игравшего до этого в Death и Strapping Young Lad, и какого-то там сессионщика на басс. В таком составе они записали «Mechanize» (2010), затем выбросили барабанщика и стали использовать драм машину, для пущей скорости и точности. И уже вдвоём они записали «The Industrialist» (2012), худший альбом после Transgression, вернувший коллектив к дэтушным корням.

Fear Factory — Механизированные рыцари ордена Индустриального метала

Кому-то от этого стало лучше? Да нет. Просто пара Казарес/Бэлл очень сильно заигралась в заимствованиях из набиравшего тогда популярность джента, вроде той же Машуги, и модерновых групп. Диск «Genexus» 15 года стал пиком творческой импотенции дуэта. Ну куда уже дальше, спрашиваете вы? Но всё же проблеск надежды под конец был. Это последний, недавно релизнувшийся «Aggression Continuum».

Fear Factory — Механизированные рыцари ордена Индустриального метала

Бэлл и Дино вновь посрались, кто бы сомневался, и разбежались кто куда. Бэлл по своим делам, а Дино практически подпольно, как истинный мексиканский контрабандист, допиливать дэмки и огрызки, которые он и представил в одиночку на последнем альбоме. И не поверите, но вышло и не так уж и плохо. Я сам был приятно удивлён. Согласен, это уже не те FF которых я люблю слухом и моей несчастной шеей, слишком уж довлеет над группой тяжесть модерновых джент заимствований. Но за исключением вставок с изрядно мелодичным вокалом – пойдёт. Как такая себе маленькая эпитафия на надгробной плите, побуждающая переслушать классические релизы коллектива. С каждым новым альбомом группа добавляла, что-то новое в своё звучание, пока не застопорилась на 2010-ом. Каждый альбом из золотой четвёрки имеет свой звук: Demanufacture – Groove, Obsolete – Alt. Metal, Digimortal – Nu-Metal, Archetype – New Wave of American Heavy Metal. В итоге получился такой себе слепок музыкальных тенденций 90-х и начала 00-х на метал сцене. Среди прочего, последний альбом провалился в продажах, что ознаменовало финишную прямую для Fear Factory. Не мудрено, давно уже пора было выходить на пенсию. Покойся с миром Фактория Страха, спасибо за всё хорошее и новаторское, что принесла ты нам. А вам мои дорогие и любимые зрители предлагаю поставить лайк этому видео, пройти в комментарии, поделится своими измышлениями по теме и подписаться на наш молодой развивающийся канал. Всего хорошего. Good luck!

1818
3 комментария

в прошлом любимая группа) текст классный, ошибки поправить и будет еще лучше)

1
Ответить

Помню будучи мелким пиздюком, решил выделится нестандартным вкусом перед продавцом  после получасового рассматривания дисков и взял скопом FF, DevilDriver и Ill nino году так в 2004 на последние деньги.  ОЧень долго страдал от выбора, но в итоге стерпрелся заслушал =) Правда сейчас меня хватит только на Ill nino, размяк.

Ответить

Хорошая Статья.Но ,. для меня FF , тот который запускает мою жизнь , без скуления , типа это плоховато , это скучновато.Нет, у него всё по теме. И каждый находит в нём то что ему нужно. На данном этапе.Больше не скажу. ФФ с нами , был есть и будет жить.Серёжа Мегавольт

Ответить