Альбом на вечер: «Петар» — дебютный альбом бывшего вокалиста «Пасош»

Русский рэп здорового человека от музыканта, которого не удалось «отменить».

Альбом на вечер: «Петар» — дебютный альбом бывшего вокалиста «Пасош»

Имя Петара Мартича знакомо любому человеку, мало-мальски разбирающемуся в отечественной независимой сцене. Оба его проекта — «прыгай киска» и «Пасош» — за свои недолгие годы жизни стали достаточно успешны и известны. Но если «прыгай киска» был проектом несерьёзным и популярность снискал в первую очередь благодаря своей абсурдности, то с «Пасош» всё было иначе — за пару альбомов группа выросла из довольно нишевого лоуфайного инди-панка в один из самых ярких независимых альтернативных коллективов последних лет.

Тем не менее, распались «Пасош» на своём пике и абсолютно бесславно. В марте 2021-го на Wonderzine вышло интервью с бывшей девушкой Петара, певицей Анной Зосимовой, в котором она обвиняла Петара в абьюзе, насилии и токсичных отношениях. Этот скандал в итоге привёл к серьёзным последствиям — «Пасош» раскололись практически моментально, основанный группой независимый лейбл «Домашняя работа» распался следом.

На тот момент казалось, что это первая крупная победа «культуры отмены» в отечественной среде. Казалось, что Мартичу отныне закрыты все дороги в медийном поле, и что это конец.

Альбом на вечер: «Петар» — дебютный альбом бывшего вокалиста «Пасош»

Тем не менее, Петар не сдался и спустя некоторое время запустил свой новый проект — на этот раз полностью сольный. Он вышел в июне без лишнего промо, тизеров и пресс-релизов под названием «23». Тогда же Петар предстал в совершенно новом музыкальном амплуа: он снова вернулся к хип-хопу, но, в отличие от времён проекта «прыгай киска», лирика стала куда более осмысленной, сменилась тематика. Инструментально же звук стал более джаз-рэповым и лоуфайным.

Это был тот же Петар, но на этот раз под совершенно другим углом.

Следом за «23» вышел неальбомный сингл «На балконе», а затем после ещё нескольких синглов вышел уже полноценный дебютный альбом Петара «Петар», о котором сейчас и пойдёт речь.

Меня зовут Петар, я даже не рэпер

Альбом на вечер: «Петар» — дебютный альбом бывшего вокалиста «Пасош»

Первое, главное и основное, чем хочется обозначить этот альбом — несмотря на выход в 2021-ом году, он звучит максимально староформатно и не похоже на всё русскоязычное, что выходило в жанре за последнее время.

И дело тут не только в уже упомянутой лоуфайно-джазхоповой основе битов. Это проявляется в том числе и в лирике, и в исполнении самого Петара. Если бы можно было привести русскоязычные ориентиры того, на что похожа манера его исполнения, то на ум бы пришли ранние работы Кирпичей или Дельфина. Или, скажем, замедленные раза эдак в полтора-два NRKTK.

Кажущиеся простейшими с точки зрения структуры и построения рифмы и строки весьма цепки и отнюдь не глупы — это то, чего на отечественной сцене очень сильно не хватало в последние годы. Текст сопровождается лоуфаем с элементами джаза — звук на альбоме остаётся без своих винтажных обвесов и срывается в довольно обычный бит крайне редко, и эта линия на альбоме в целом остаётся ведущей от начала и до самого конца.

В сущности, весь альбом — это одно представление длиной в 42 минуты о том, что из себя представляет Петар Мартич. Как минимум, за знакомство непосредственно с его личностью ответственны первые три трека — «Меня зовут Петар», «Обычный человек» и «Википедия». Первый трек — это краткая сводка того, кто он в принципе есть. Второй — о привычках и повадках. А вот третий — это полноценная небольшая история его жизни, от рождения и до данного момента.

Знакомство продолжается одой Энтеросгелю, любимому лекарству Петара.

В интервью журналу ИМИ он утверждал, что это мог бы быть и рекламный трек, но не получилось выйти с производителем на контакт. Поэтому это просто пёстрая песня, посвящённая любимому адсорбенту-спасителю желудка.

Один из главных боевиков альбома — трек «Порко Россо», посвящённый жадности, слепому стремлению к богатству и расхожему мнению о том, что к этому самому богатству можно прийти через рэп. Это если и не самый лучший, то как минимум самый выделяющийся на фоне остального материала трек, после которого альбом на некоторое время снова возвращается в более размеренное русло.

Следом же качели настроения альбома выныривают в обратную сторону вместе с рефлексивным «В ресурсе» — возможно, самым атмосферным треком со всего альбома, заканчивающимся цитатой Дона Джонстона из «Сломанных цветов» в исполнении Билла Мюррея:

Прошлое прошло — я это знаю. А будущее пока не наступило, каким бы оно ни было. Значит остается только то, что сейчас — настоящее. Вот и всё.

К тому же, это единственный трек со всего альбома, удостоившийся какого-никакого, но клипа.

Спустя два трека качели настроения на альбоме вновь летят в противоположную сторону — этому способствует трек «Слепни», и название его довольно прямолинейно: это действительно гимн нелюбви к крылатым кусающимся гадам.

Вся эта двухминутка ненависти сопровождается максимально олдскульным битом и синтами прямиком из хип-хопа Западного побережья 90-ых.

После этого качели окончательно останавливаются на меланхоличной стороне, и на этих тонах проходит остаток альбома. «Петар» заканчивается треком «Плохой день» — и, в принципе, как и все названия треков на данном альбоме, он максимально прямолинеен: это действительно простая песня о не самых лучших наших днях, и о состоянии, знакомом каждому из нас.

Инструменталы, лирика, темы, исполнение — по отдельности всё в этом альбоме просто, как два пальца. Но вместе все эти пункты невероятно органично переплетаются друг с другом, образуя один из самых живых, ярких и нестандартных хип-хоп альбомов года.

Это самый «бытовой» альбом за последнее время — он не о «флексе цацками», не о драматичных душевных терзаниях и не о чём-то абстрактном. Это альбом о самых обычных вещах, исполненный самым обычным человеком, пережившим медийный шторм и частично переродившимся благодаря нему.

И именно сумма всех этих маленьких деталей делает данный альбом восхитительным.

3131
37 комментариев

Ребят, давайте исправим это недоразумение с отменой - русский рэп всё-таки заслуживает, чтобы его отменили.

41

Комментарий недоступен

5

Вы что, гомофоб?

3

Комментарий недоступен

2

Комментарий недоступен

1

Дтф как обычно пробивает дно, промоутируя такого мудака

25

Мудака или не мудака , надо разбираться ,а так все выглядит как бывшая телка просто пытается мстить, если физ насилие то снимаешь побои и идешь в ментовку , а не пиздишь какому то журналу что когда то там , что то там было

10