Бандинг на фото: полное руководство по борьбе со ступенчатым градиентом
Каждый, кто обрабатывает фотографии, рано или поздно сталкивается с таким неприятным дефектом, как бандинг. Это те самые уродливые полосы и резкие ступеньки, которые внезапно появляются на плавных градиентах.
Признаюсь, когда я впервые столкнулась с этим, было очень обидно, и самое главное — я не знала, что делать. Но теперь, спустя годы практики, я понимаю, что это такое и как с этим бороться. Давайте научу и вас.
Чаще всего виновник этой проблемы — не ваша техника ретуши, а фундаментальная характеристика изображения — битность.
Что же такое битность и почему это важно?
Говоря просто, битность (или глубина цвета) — это объем цветовой информации, которую может хранить каждый пиксель изображения. Чем выше битность, тем больше оттенков он способен отобразить. В фотоиндустрии чаще всего встречаются 8 бит и 16 бит. Теперь немного о них:
- В 8-битном режиме каждый из трех цветовых каналов (красный, зеленый, синий) имеет 256 градаций яркости. Это стандарт для формата JPEG и для просмотра изображений в интернете. Проблема в том, что для серьезной обработки этого катастрофически мало. При коррекции цвета или яркости Photoshop вынужден рисовать градиенты грубыми ступеньками, что мы и видим как полосы.
 - В 16-битном режиме каждый канал оперирует уже более чем 65 000 градациями яркости. Это колоссальный запас данных о цвете, который позволяет проводить любые манипуляции, сохраняя градиенты идеально плавными. Именно поэтому профессионалы снимают в RAW, ведь этот формат хранит всю полноту информации, сопоставимую с 16 битами.
 
Практическое руководство: как победить бандинг
Решение проблемы простое. Если ваш исходник — JPEG (8 бит), это самый частый сценарий, ведущий к проблемам. Вашим первым шагом после открытия файла в Photoshop должен стать перевод изображения в 16 бит. Зайдите в меню «Изображение» > «Режим» и переключите на «16 бит/канал».
«Я перевел изображение в 16 бит, но эта подлая «лесенка» осталась! Что делать? Проект горит!»
Не переживайте, давайте бороться с этой проблемой. Вот два проверенных метода для достижения чистого результата.
Основа основ: Прежде чем применять любые техники, убедитесь, что ваше изображение находится в 16-битном режиме.
Метод 1: Умное размытие (Surface Blur) + Шум
Этот метод сначала физически сглаживает полосы, а затем маскирует остаточные дефекты, добавляя реалистичную текстуру.
Шаг 1: Подготовка слоя Создайте копию вашего слоя с изображением (Ctrl+J) и преобразуйте его в смарт-объект (правый клик по слою > «Преобразовать в смарт-объект»). Это позволит в любой момент изменить настройки фильтра.
Шаг 2: Применение Surface Blur Перейдите в меню «Фильтр» > «Размытие» > «Размытие по поверхности». Этот фильтр размывает области с низким контрастом (наш фон с полосами), но старается не затрагивать резкие края (силуэт модели).
- Радиус (Radius): Установите высокое значение (например, 40-50 пикселей).
 - Порог/Изогелия (Threshold): Это ключевой параметр. Уменьшайте его до тех пор, пока полосы не исчезнут, но контуры объекта еще не начали сильно размываться (часто работает значение в районе 12-18).
 
Шаг 3: Возвращение деталей с помощью маски После применения фильтра некоторые части объекта также могут размыться. Кликните по иконке слой-маски на слое со смарт-фильтром и черной кистью аккуратно закрасьте те области, где нужно вернуть исходную резкость.
Личный совет: Иногда проще в исходном слое с помощью инструмента «Выделение объекта» просто вырезать модель на отдельный слой и поместить его поверх уже исправленного фона. Если текстура позволяет, то можете делать так же, главное — следите за точностью маски.
Шаг 4: Добавление шума для идеального результата.
- Создайте новый слой (Ctrl+Shift+N). В диалоговом окне установите Режим на «Перекрытие» (Overlay) и поставьте галочку «Выполнить заливку нейтральным цветом».
 - Преобразуйте этот слой в смарт-объект и примените фильтр «Фильтр» > «Шум» > «Добавить шум».
 - Выберите «Монохромный» и увеличивайте значение (обычно 2-4%) ровно до того момента, пока последние следы бандинга не исчезнут.
 - Чтобы шум выглядел естественно, примените к этому же слою легкое «Размытие по Гауссу» с радиусом 0.5-0.8 пикселя.
 - Чтобы убрать шум с модели, скопируйте на этот слой маску из Шага 3 (зажмите Alt и перетащите маску на слой с шумом).
 
Метод 2: Частотное разложение
Бандинг — это проблема тона и цвета, а значит, он «живет» на низких частотах. Это делает частотное разложение идеальным инструментом для его устранения.
Как делать:
- Убедитесь, что вы работаете в 16-битном режиме.
 - Выполните частотное разложение, используя 16-битные настройки.
 - Выберите слой с низкими частотами (Low Frequency / Цвет и Тон).
 - Используйте Микс-кисть (Mixer Brush) для сглаживания: Аккуратно разглаживайте цветовые переходы прямо на слое Low.
 
- По желанию можно добавить поверх картинки легкий шум (как в Методе 1), чтобы окончательно сгладить эффект «лесенки».
 
А вы знали, что для разных изображений бывают разные частотки? Нет? Тогда переходите в Telegram-канал. Там я оставила видео и пост про это.