На этой неделе мир традиционно чествует профессию клоуна

что, сами понимаете, имеет к нам самое непосредственное отношение. Первым клоуном в современном смысле считается британец Джозеф Гримальди (1778 - 1837), который заодно придумал как явление клоунский грим. В годы, когда Бастер блистал в водевиле, главным клоуном Америки был Фрэнк Андерсон, известный как "Сливерс" ("Щепка") Окли (свое прозвище симпатичный молодой человек получил за худобу и высокий рост). Окли родился в Швеции в 1871 году и переехал в Штаты еще юношей. С середины 1890х он начал выступать в больших цирках под тентом и через несколько лет достиг невероятной популярности, так что получал космические по тем временам $1000 в неделю.

На этой неделе мир традиционно чествует профессию клоуна

"Щепка" был настоящим кумиром Бастера в детстве - в интервью Герберту Файнштейну в 1960-м Китон называл его в числе трех самых любимых клоунов. Еще Бастер рассказывал, что в детстве однажды тайком пролез под тент "Щепки" в его гримерную, в результате чего получил затрещину, конфет и подружился с Окли лично. Авторский клоунский грим Бастера, который он использовал еще подростком на сцене водевиля, а потом перенес в некоторые из фильмов ("Любовное гнездышко", "Наше Гостеприимство", "Легко и свободно"), явно отсылал к сценическому образу Окли. Но самый обширный оммаж пришелся на последнюю относительно авторскую работу Китона - "Кинооператора". Главным номером "Щепки", с которым он и добился своей безумной популярности, было сольное представление в пантомиме, во время которого Окли в гордом одиночестве играл в бейсбол за всю команду (первое фото как в образе из этого номера), с такой невероятной точностью и убедительностью, что зал буквально умирал со смеху. В 1927 году Бастер частично воспроизвел этот номер в "Кинооператоре", вставив в фильм сольную пантомиму бейсбольного матча аж на 3 минуты.

К сожалению, "Щепку", как и многих, посвятивших жизнь тому, чтобы сделать жизнь других веселее, ждал мрачный конец, сам по себе достойный написания трагедии по мотивам. В 1916 году Фрэнк обвинил девушку, которая у него работала, в краже драгоценностей его жены (к тому времени он уже несколько лет был вдовцом, оставшимся с маленькой дочерью на руках). Девушку арестовали, после чего Окли осознал, что влюблен, и был безутешен, что сам отдал ее в руки правосудия. Когда стало ясно, что попытки освободить ее ни к чему не приводят, он пошел и сделал девушке предложение прямо в тюрьме, но та ему отказала. Какое-то время "Щепка" продолжал выступать (все еще с огромным успехом), после чего отважился повторить свое предложение. Девушка, видя его состояние, не решилась ему отказать в лицо и сообщила, что подумает; однако, когда он вернулся в Нью-Йорк, через знакомого передала ему, что не имеет желания выходить за него ни сейчас, ни в будущем. Тогда Фрэнк плотно заткнул все окна в своем доме и отравился газом, покинув этот мир в возрасте 45 лет.

Грим "Щепки" Окли
Грим "Щепки" Окли
Бастер в гриме клоуна
Бастер в гриме клоуна
33 показа
7474 открытия
4 комментария

Раньше клоуничали и симповали/харасили женщин профессионалы, а теперь каждый второй Васян с интернетом.

Ответить

С праздником, Дмитрий

Ответить

Интересно, проводились ли какие-нибудь исследования как воспринимают клоунов дети? Как с детства не понимал зачем эти страшилы нужны так и не понимаю. Ну хоть с хоррорами их можно ассоциировать теперь.

Ответить

Интересный вопрос, попробую на него ответить немного размашисто. Есть дети, которых клоуны забавляют, а есть те, кто откровенно их боятся, это факт. Есть смешные, а есть и не особо, но в большинстве своем это очень умелые ребята и в акробатике, и в жонглировании, и прочее. По крайней мере, насколько нам известно, в давние времена считалось, что так более заметны эмоции, какие клоун выражает. Они выступали обычно на больших аренах и так делалось, чтобы их было видно издалека. Почему, например, и в немых фильмах часто использовался заметный грим, чтобы лучше было видно лицо актера на нитратной пленке, хотя эмоции гримом не выражали (ну кроме может быть максимально стилизованного немецкого киноэкспрессионизма - Кабинет Доктора Калигари). Каждый клоун выражал свой собственный конкретный типаж, т.е. тот, кто всегда печальный - не будет играть веселого и наоборот. Очень древняя традиция, как в Древней Греции с театральными масками комедий и трагедий. А вот почему они выглядят часто пугающими (но не все) это конечно непонятно, вообще все эти линии в гриме клоунов несут какой-то свой особый символизм и они все очень разные, некоторые много элементов наносили, некоторые делали его очень простым и минималистичным. У Китона собственный водевильный клоунский грим проявляется в его собственных фильмах крайне редко и довольно ненавязчиво, например тогда, когда его персонаж запачкался, он не просто испачкался углем, свалившись в шахту, а измазал лицо весьма конкретно и стилизованно (фото - фильм "Соседи" (1920). В обычное же время на экране ничего, в общем-то, и не напоминает в его гриме о том, что он комедийный персонаж. Персонажи Бродяга Чарли Чаплина и других комедиантов немой эпохи выглядят куда более классическими клоунами, маскируя себя под огромными фальшивыми усами, бровями, крася глаза густым темным гримом и прочее.

Ответить