Лонг о душе и о магии

От размышлений о магии и душе, к Темному Лорду, крестражам и дарам смерти. Присаживайтесь, угощайтесь Пуффендуйской выпечкой и читайте. Будет интересно.

Смерть мага - всегда трагедия?
Смерть мага - всегда трагедия?

Содержание

Что такое душа?

Существование души в мире волшебников сложно опровергнуть. Как минимум, свидетельством тому являются приведения и призраки, населяющие этот мир. Вам хорошо известны Серая Дама, Толстый Монах, Кровавый Барон и Почти Безголовый Ник.

Только в какой степени их существование можно назвать сознательным? Действительно ли они –души давно умерших людей? А может это всего лишь отпечаток в реальности, оставленный сильными предсмертными эмоциями и переживаниями? Могут ли они мыслить и расти над собой?

А где Барон?
А где Барон?

Определение понятию души дать непросто. Я такую ответственность на себя не возьму, но, все же, для удобства, напишу следующее:

Душа человека – это не только его личность, выраженная в поступках и намерениях, но еще и воплощение его эмоций, надежд и страхов в текущий момент времени. То, чем человек руководствуется в своих решениях. Все коснувшиеся его сердца переживания, испытанные им любовь и ненависть, дружба и предательство, корысть и добродетель, все это, слитое воедино – есть душа. Душа изменчива, как изменчивы чувства, но она хранит в себе весь пережитый человеком опыт.

Сам-то понял, что сказал?

Начну с того, что, помимо призраков, существует множество воплощений и отголосков человеческих душ. Мы видим их в картинах, предметах, книгах и артефактах. Объяснить их существование, на мой взгляд, не сложно. Достаточно вспомнить Мону Лизу. Причем здесь работа Леонардо Да Винчи? Дело в простом символизме.

Картина, даже если на ней изображен живой человек, все еще остается произведением автора, воплощением его видения. Глядя на картину, мы наблюдаем не реальную женщину, но лишь то, что увидел в ней Леонардо. А заметить он мог гораздо больше, чем она на самом деле из себя представляла.

Все-таки, признаюсь. Я вспомнил о Моне Лизе из-за нее:

Полная Дама - страж комнат Гриффиндор.
Полная Дама - страж комнат Гриффиндор.

Мы знаем, что Полная Дама охраняет вход в покои Гриффиндора. Она вполне может воспринимать информацию из окружающего мира, обмениваться ею с другими картинами, потреблять при этом спиртные напитки внутри своего нарисованного пространства и перемещаться в нем. Но есть ли у нее душа? Я думаю, нет.

В моем понимании, Полная Дама не более чем искусственный интеллект. Только рассчитывает её действия не кремниевый камушек, а вложенное создателем волшебство. Оттого и поведение у магической нейросети намного сложнее, чем у магловских подделок.

Вполне возможно, Полная Дама и была реальным человеком, сохранив часть поведенческих привычек, но картина, в своей сути, больше походит на какой-нибудь Амадеус из Врат Штейна, нежели на создание, наделенное живым рассудком. Другими словами – она плод чужого восприятия, отголосок, но не самостоятельная личность.

Лучшая вайфу прямо в кармане
Лучшая вайфу прямо в кармане

А теперь давайте вспомним, при каких обстоятельствах погибли вышеупомянутые призраки.

Кровавый Барон убил свою любимую, а потом покончил с собой. Совершил два тяжких греха сразу, не удивительно, что ему не удалось уйти в мир иной. Потрясение стало настолько сильным, что душа оказалась привязана к миру живых. Давайте наблюдать за его поведением.

Летит чихпыхать
Летит чихпыхать

О личности барона, к сожалению, данных не много. В фильмах он веселится со студентами и вполне такой привлекательный окровавленный дядька. А вот в книгах, наоборот, страшен и мрачен. Мы знаем, что он раскаялся, но покоя так и не обрел. Похоже ли это на личность? И да, и нет. Этот призрак никак не меняется и только лишь страдает на протяжении веков. Я же напомню, что одно из свойств души – это развитие.

А Серая Дама остается ровно такой, какой была при смерти? Можно поспорить с этим. Она ведь доверилась Тому Рэддлу, после чего долго противилась Гарри Поттеру. Это говорит о том, что призрак способен анализировать и запоминать результаты своих решений.

Разве не настоящая?
Разве не настоящая?

К такому же выводу подталкивает и существование клуба обезглавленных охотников, например. Целая группа приведений объединилась, чтобы иронизировать над своей смертью и играть в гольф своими же головами! Это ли не свидетельство того, что призраки и есть ни что иное, как душа? Они способны шутить, помогать живым и создавать союзы. Определенно, они нечто большее, нежели просто духовный отпечаток в реальности.

Про Пивза, который еще и вполне осязаем, я и говорить ничего не буду.

Итак, мы определились с тем, что душа существует, а также пробежались по ее возможным воплощениям. В мире волшебства мы можем иметь дело, как с теми сущностями, которые наделены признаками души лишь частично, являясь плодом трудов или переживаний своих создателей. А так же и с настоящими духами, которые есть ни что иное, как душа в ее собственном обличии.

Что теперь? Выведем связь между душой и магией.

Душа и магия

Красавица Тонкс. Арт на <a href="https://pin.it/5SjDtNC" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">пинтересте</a>
Красавица Тонкс. Арт на пинтересте

Палочка выбирает волшебника. Шляпа распределяет учеников по факультетам. Но по какому принципу?

Смею предположить, что основным мерилом является человеческая душа.

Касательно шляпы. Главными ориентирами для нее служат стремления человека, а не его черты характера. Шляпа считывает их и руководствуется ими при выборе. Гарри Поттер не хотел попасть в Слизерин, потому что боялся сходства с Темным Лордом. Значит ли это, что все ученики Слизерина автоматически записаны в злодеи? Отнюдь.

Слизерин – идеальный факультет для тех, кто хочет многого достичь. На нем человек добьется не только знаний, но и уважаемого статуса, возможности управлять другими людьми. Шляпа лишь учла пожелание Гарри, увидев его преданность, и Темный Лорд здесь не причем.

Когтевранцы же стремятся к познаниям и признанию, но не стремятся управлять. Для меня, в этом и кроется их основное отличие от зеленых.

В Гриффиндор набирают волшебников, верных слуг, тех, кто желает поступать так, как велит ему сердце, покровитель или предназначение.

В Пуффендуй попадают те, кто не ищет для себя чего-то конкретного или не знает, чего он хочет. Словом, все остальные.

Факультеты
Факультеты

Стоит сказать, что это моя собственная интерпретация. Возможно, я недостаточно хорошо понимаю канон.

Так почему же из под крыла Гриффиндора может выйти Питер Петтигрю? Очень просто. Он жаждал служить и всегда находил себе покровителя. Переметнувшись к Волан-Де-Морту он лишь выбрал хозяина сильнее прежнего, поддавшись трусости, не более того.

Питер был слугой по своей сути, поэтому и попал в Гриффиндор. Тоже самое касается и остальных факультетов, которые выпускали темных волшебников. Кто-то поддавался алчности в своем стремлении к славе, кто-то был корыстен до власти, а кого-то съедала изнутри зависть к чужим успехам. Оттого их стремления искажались, приобретали новый облик в глубине извращенной души.

Только ученики Пуффендуя никогда не вставали на темный путь. Может быть, кто-то из них был труслив, кто-то жаден, а кто глубоко страдал. Но всех их объединяет лишь то, что они ничего не желают, им и так хорошо. Им достаточно делать то, что должно, и они никогда не требуют от жизни большего. Пуффендуйцы смотрят в глаза своим недостаткам, принимают их. Страх не равен трусости, как жадность не является корыстью.

Истинные альтруисты, словом.

Истинный Пуффендуец, но из другой вселенной
Истинный Пуффендуец, но из другой вселенной

Сама по себе Распределительная Шляпа была создана магами-основателями факультетов. Они смогли вложить в нее лишь пожелания о стремлениях своих учеников, но не способность заглянуть глубоко в их душу.

Единственное свойство Шляпы, приближающее ее к тому, — это её появление с мечом перед истинным Гриффиндорцем. Таким образом, Шляпа все же может реагировать на порыв души, схожий с тем, который мог бы испытывать Годрик Гриффиндор.

Кстати, именно ему она и принадлежала изначально. Может быть, Шляпа анализирует не все аспекты человеческой души, но, несомненно, руководствуется в выборе определенной ее частью, выраженной в стремлениях.

Наденешь ее, а она как раз
Наденешь ее, а она как раз

Обратимся, наконец, к палочкам. Что они есть такое?

Волшебная палочка – это инструмент волшебника, своего рода проводник между внешним миром и силой, сокрытой внутри человека. Она упрощает управление магической энергией, но не является для того необходимостью.

Это должно быть просто

Здесь наблюдается совершенно обратный, в сравнении со Шляпой, эффект. Палочка и хозяин совместимы на уровне чувств. Именно чувства являются отправной точкой для творения заклинания.

Мы помним, что у волшебных палочек есть своя воля, зачастую, отличная от воли хозяина. Таким образом, человек может даже не осознавать того, что он ощущает, но инструмент все знает за него.

Сильные маги могут воздействовать на мир без посредника. Такими способностями обладали многие.

Гарри надул тетю Мардж силой мысли
Гарри надул тетю Мардж силой мысли

Палочка лишь упрощает этот процесс, помогает материализовать те эмоции, которые рождают заклинание. Именно из этой особенности и можно проследить неразрывную связь души и магии. Только мы ведь так и не выяснили, что такое магия.

Что такое магия?

Патронус, как отражение человеческой души
Патронус, как отражение человеческой души

Ну что, вы уже готовы к новому определению? Вот оно.

Магия – это форма существования материи, отличная от той, которую маглы привыкли видеть. Магия – есть вещь в себе, как нечто независимое от остального мира, но способна наделять живые сущности собой, как и возможностью управлять материальным миром с помощью себя. Иными словами, магия – это особая форма созидания, которая, посредством мысли, обретает физическое воплощение.

Да что ты, черт побери, такое несешь?

Мы знаем, что магия доступна не всем людям. Способность колдовать определяется наличием особого гена, передающегося из поколения в поколение. Он может проявляться, а может остаться в подавленном состоянии.

Так, в семьях маглов может родиться волшебник, а в семье волшебников – сквиб. Оставим решение данного вопроса генетике, главное, что суть ясна. Есть особый ген.

Те же самые правила распространяются и на животных. Облик магических тварей, как правило, сам за себя говорит, а их способности к мышлению гораздо выше, чем у обыкновенной фауны. Даже растения, наделенные волшебством, способны действовать и мыслить.

Волшебный кусь
Волшебный кусь

Исходя из вышеизложенного, я сделал вывод, что магия есть только там, где есть жизнь. Может ли камень быть волшебным? Нет, до тех пор, пока чей-то разум не наделит его таким свойством, при этом неизменно оставив на нем отпечаток своей сущности.

Части волшебных животных сохраняют свои особенности даже после смерти и используются для производства палочек. Точно так же и волшебник, умерев, оставляет после себя след.

Таким образом, магия неразрывно связана с жизнью, а жизнь без души невозможна. Следовательно, и магия невозможна без души. Отсюда и призраки, и духи, и артефакты.

Художник вкладывает часть своей души в произведение, а магия его оживляет. Так же и любое заклинание, от простейшего, до запретного, является следствием душевного порыва.

Кстати, маглы тоже наделены душой. А значит магия живет и в них. Только вот способностью управлять ею природа их не наградила.

После смерти человека душа обретает воплощение, посредством волшебства, потому что душа бессмертна.

Или…

Авада Кедарва и причем здесь Волан-Де-Морт

Где-то он просчитался
Где-то он просчитался

Наконец, дошел до того, ради чего я все это затеял.

Почему в мире, где есть бесчисленное множество способов для убийства, запрещено умертвляющее заклинание? Мой ответ таков:

Авада Кедавра – Заклинание, уничтожающее душу. Совсем. Бесследно. Навсегда.

Как по мне, это многое объясняет

Это заклинание оставляет тело нетронутым, буквально способным на существование, но не живым. Оно никак не действует на организм, потому что направлено прямиком в душу. Авада Кедавра страшнее, чем смерть.

Есть только один способ защититься – крестраж.

Кстати, птица Феникс – единственное существо, способное пережить это заклинание. Что сказать, бессмертному существу – бессмертная душа. В каком-то смысле Феникс олицетворяет саму жизнь с ее бесконечным циклом перерождения.

Когда от младенца Гарри отразилось заклятие обратно в Темного Лорда, та часть души, которая оставалась в теле мага, перестала существовать. Остались лишь части, которые он заключил в артефакты. Почему же Авада Кедавра не убила Гарри? Материнская любовь и слабость Волан-Де-Морта.

Представим человеческую душу в виде костра. Он горит, каждый своим особенным огнем. Где-то огня мало, а где-то очень много. Но даже если из самого большого костра постепенно вынимать по веточке, от него останется только небольшой пучок пламени. Это и произошло с Томом Рэддлом.

Разделив душу на семь частей, он сам остался лишь с малой частью. А, как мы уже знаем, сила мага в его душе.

Лилли Поттер, пожертвовав своей душой, защитила своего ребенка, а величайший Темный Маг просто не смог ничего с этим сделать.

Так, с Волан-Де-Мортом понятно, но почему души родителей Поттера появляются после их уничтожения?

У меня есть ответ.

Крестражи

Туда этот дневник
Туда этот дневник

Из опыта Темного Лорда мы знаем, что крестраж можно создать, расколов свою душу. А чтобы расколоть душу, надо кого-то убить. Или не только?

Страдал ли Том Реддл убивая? Нет. Значит страдания не есть причина раскола души. Но как он убивал? Смею предположить, что с помощью заклинания «Авада Кедавра».

То есть, уничтожив чужую душу, он терзал свою, совсем неосознанно, тем самым отрывая от нее осколок. Человеческие души связаны, и это – ключ к созданию крестража.

Что если я скажу вам, что создать крестраж может не только смерть?

Уносите этого пуффендуйца, он уже чихпыхнул

На протяжении жизни мы контактируем со множеством людей, и с каждым из них, так или иначе, мы связанны какими-то эмоциями. И чем больше эти эмоции, тем сильнее связь, а чем сильнее связь, тем весомее та часть души, что мы вкладываем в другого человека.

Осколки себя мы оставляем в своих друзьях, любимых, родных, сами того не осознавая. Это иной способ создания крестража, не извращенный убийством и недоступный таким людям, как Том Реддл.

Даже суть похожа, ведь силы души не безграничны. Полюбивший один раз, может и не найти сил полюбить снова. Любовь истощает душу, раскалывает ее, подобно смерти. Объектами таких крестражей становятся люди.

Именно Поэтому Гарри видел в зеркале своих родителей. Осколки их душ жили в нем и не были затронуты заклинанием. Все остальное, к сожалению, исчезло.

Еще один интересный факт про родителей Гарри в том, что их призраки вылетели из палочки ослабленного Темного Лорда, когда Поттер сражался с ним впервые. Значит палочка впитывает в себя частички души убитых, подобно тому, как запоминает заклинания.

Объединившись с частями, которые жили в Гарри, они смогли обрести воплощение, избежав, в итоге, полного забвения.

Итак, мы разобрались с душой, магией и Авадой Кедаврой. А что же такое смерть?

Смерть и ее Дары

Все линии замкнуты
Все линии замкнуты

Смерть, в своей сути, нейтральна. Она одинаково справедлива ко всем, являясь своего рода великим уравнителем. Вот только не все готовы смириться с таким положением вещей. Считая себя достойнее других, они противятся смерти и ищут способы её избежать.

Так, Пожиратели Смерти, во главе с Темным Лордом, на долгое время стали ее синонимом, исковеркав своими действиями изначальную суть этого явления.

В отличие от образа, навеянного Волан-Де-Мортом, смерть отнюдь не так мрачна. Она связана со скорбью, но совершенно точно не является в своей природе чем-то злым. Вспомним все тех же духов.

Почти Безголовый Ник, например, не набрался смелости сделать последний шаг, а потому остался запертым в облачении призрака.

И это же справедливо для всех остальных, каждого что-то удерживает, и каждый из них не в силах обрести покой. Они остались в мире живых, не стали частью цикла и платят за это своей уязвимостью.

Если вспомнить легенду о трех Дарах, то все становится еще яснее. Скорее всего, смерть в этой сказке метафора, нежели обладающий своей волей персонаж. Все братья хотели избежать ее, и каждый видел свой путь для этого.

В итоге, умерли все, но лишь один встретил конец достойно. Тот из братьев, который не боялся смерти.

Так кто же такие Пожиратели? Исходя из названия, можно предположить, что они считают себя чем-то большим. Тем, что в их понимании, и есть сама смерть. Убивая, они сеют в человеческие души страх, потому как, используя заклинание "Авада Кедарва", уничтожают душу, вырывая ее из цикла жизни.

И вновь на ум приходит птица Феникс. Она объединяет в себе смерть и рождение, выступая олицетворением всего сущего. То, что родилось - умрет, а что умерло - обязательно возродится.

Пожиратели смерти противятся такому положению вещей, но, как мы знаем, даже Авада Кедавра бессильна против Феникса.

Именно в принятии смерти и кроется ее главный дар. Упокоение души, единение с бесконечным циклом.

База

Том Реддл, расколов свою душу, решил, что способен избежать смерти, воспротивился этой концепции. Но именно эти действия, в итоге, и привели к его поражению.

Один из братьев Певерелл создал воскрешающий камень, вернул свою любимую обратно. Принесло ли это ему покой? Скорее наоборот. В конце концов, он принял смерть, заплатив, тем самым, своей душой за душу жены.

Птица Феникс
Птица Феникс

Бонус

Сириус Блэк, ступив в Арку смерти, сохранил свою душу?

Да. Хоть, происхождение Арки и не ясно, но нет причин полагать, что она имеет схожую с Авадой Кедаврой природу.

Беллатриса Лестрейндж в фильме использует против Сириуса Аваду Кедавру, но в книге это не так. На самом деле, он не смог удержаться на ногах, и шагнул в арку еще будучи живым.

Так же, в фильме мы видим, что он смотрит на Гарри с улыбкой. Его душа не была уничтожена, но принята смертью.

Мы знаем, что люди, которые познали смерть своих близких, способны видеть Фестралов. Точно так же и арка издает шепот, который слышат только эти люди.

Исходя из этого, можно сказать, что в смерти Блэка не было ничего неестественного.

Последний взгляд на Гарри
Последний взгляд на Гарри

А что с Дамблдором? Снегг ведь убил его Авадой.

У меня такое мнение. Северус не хотел убивать Дамблдора, но был связан с ним клятвой. Он лишь выполнил свой долг. В глубине души Снегг противился этому, а значит и заклинание не сработало в полную мощность. Дамблдор погиб, но душа его была сохранена, благодаря клятве, которую дал Северус.

В мире Гарри Поттера клятвы имеют огромное значение. Так, они несколько раз уберегали самого Гарри от смерти. Обещание, данное таким образом, становится мощным заклятием.

Другое атакующее заклинание Снегг не мог использовать, ведь рядом были Пожиратели, которые бы заподозрили неладное. Так что, здесь все честно, это была Авада Кедавра, которая не сработала.

При падении он выглядит еще вполне живым
При падении он выглядит еще вполне живым

Дементоры

Дементоры - еще одни существа, которые тесно связаны с человеческими душами. Порождения тьмы, которые питаются светлыми чувствами.

У этих созданий есть разум, и они определенно связаны с магией, являются ее темным аспектом, символизирующим падение во тьму.

Они забирают из человеческой души все светлые воспоминания. Человек, лишенный таких воспоминаний, беззащитен перед Дементорами вплоть до того, что они могут вытянуть его душу.

Помните, я говорил, о магии, как о физическом воплощении мыслей? Дементоры представляют из себя воплощения самых темных душевных терзаний, которые лишь пытаются заполнить пустоту внутри, забирая чужие души. Они тоже магические создания, но природа их столь темна, что стремится поглотить все, до чего может дотянуться.

Тело человека, душу которого забрал Дементор, остается жить, но лишь на физиологическом уровне. Он теряет личность, теряет способность чувствовать что-либо. Что происходит с душой, поглощенной таким способом, остается лишь догадываться. Однако, прежде чем Дементор сможет ее поглотить, душа должна источить все светлое, что в ней осталось. Только после она отправляется в глубины тьмы, из которых нет возврата.

Дементоров можно и обмануть, скрыв свои эмоции. Тогда они просто проигнорируют человека, так как зрением и другими способами восприятия они, по всей видимости, не обладают. А вот патронус не гарантирует защиты, если маг не сможет противиться растущему внутри страху.

Душа Сириуса Блэка
Душа Сириуса Блэка

Вот такая получилась статья. Надеюсь, вам было интересно почитать. А мне, в свою очередь, будет очень интересно узнать, что вы обо всем об этом думаете.

Проснулись и на завод
Проснулись и на завод
14K14K показов
1.9K1.9K открытий
44 репоста
17 комментариев

Мужик, поделись зельем, хочу так же знатно чихпыхнуть.

Ответить

Шикарная статья!!

Ответить

Спасибо!

Ответить

Ну про лучшую вайфу даже не база, а целый генштаб нахой
Мощный пост, чувствуется магия плотного чихпыха перед началом работы

Ответить

Судя по тому что написано в статье, Волан - лох , получается, а не великий волшебник) Мол, не вижу логики в том, чтобы себя ослабить.
Может он не знал конечно, но это не прибавляет ему очков в величии.

Ответить

Умер, кастанув смертельное заклинание в ребенка. Все остальное время провел в полуживом состоянии, питаясь кровью единорога и ядом Нагайны в обществе Питера Петтигрю. Воскреснув, не смог победить четверокурсника. Был обманут Снеггом и матерью Малфоя. Как по мне, да, жуткий неудачник)

Ответить

В эту концепцию не очень вписывается смерть Седрика в Кубке. Его явно хотели убить, но при этом он появляется в качестве души
Ну в Дарах, все персонажи сопровождающие героя в "конце" - убиты тоже с четкой целью пожирателей "убить", те же мама Гарри и отец.
А в остальном статья класс

Ответить