Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 23-25

Иногда ты ешь медведя. А иногда медведь ест тебя
Иногда ты ешь медведя. А иногда медведь ест тебя

Урок 23. "Иногда ты ешь медведя. А иногда медведь ест тебя".

Чувак пожимает плечами. "Что это, какие-то восточные штучки?" - ворчит он. И конечно, это может быть так, хотя ковбой и возражает. Мы на Западе провели вторую часть катастрофического XX века, обращаясь за вдохновением на Восток, потому что казалось, что наш западный образ жизни нас подвел. И все же идея о том, что Запад - это достижение, а Восток - созерцание, является лишь удобной выдумкой для целевых маркетологов. Возможно, это правда, что западная религия и философия в целом породили больше беспокойства, чем их восточные аналоги, но импульс к моральной праздности и медитативному пассивизму был, по крайней мере, так же высоко почитаем и развит европейскими учеными, как и азиатскими. Если восточная "сторона" цивилизации и сделала что-то лучше, так это эффективно организовала эти импульсы в общую систему техник и официально утвердила их как "ответ на все". О, и еще, как в случае с индийскими йогами, иногда они даже делают татуировку на лбу.

Ты достигатор Лебовски?
Ты достигатор Лебовски?

Урок 24. Мне нравится твой стиль.

Хотя у Чувака в данный момент есть дела поважнее, чем заводить новые знакомства с странно одетыми незнакомцами, он относится к ним с должным радушием, настолько, что когда Незнакомец делает ему комплимент ("Мне нравится твой стиль, Чувак"), Чувак заметно приободряется и отвечает тем же. По правде говоря, Чувак любит всевозможные стили. Это нелегко, особенно когда в толерантной современной цивилизации существует так много "стилей", многие из которых противоречат нашему собственному.

Во многих религиях (например, в иудаизме, исламе, индуизме, скандинавском язычестве) существует принцип, согласно которому всегда следует обращать внимание на стиль незнакомцев, чтобы они не оказались замаскированными богами, заглянувшими к нам без предупреждения, чтобы проверить нашу моральную решимость. Конечно, это глупое и несколько схематичное представление о себе, но оно, вероятно, оказало глубокое влияние на человеческие отношения. Приветствие незнакомцев и умение понять их стиль, каким бы странным он ни казался, - это смазка, которая заставляет вращаться колеса цивилизации. К сожалению, сегодня эти "манеры" иногда кажутся причудливыми и смехотворно старомодными. Шок-жокеи на радио (shock jock - это сленговый термин, используемый для описания типа радиоведущего, который привлекает внимание, используя юмор, который значительная часть слушателей может счесть оскорбительным, - прим. перевод.), скандальная пресса, напряженный график жизни и коммерческий триумф массовой моды помогли привить склонность критиковать и предвзято оценивать людей, не давая им шанса показать себя во всей красе. А коленопреклонение делает из всех нас придурков.

Однако в старом религиозном суеверии есть доля правды. Мы должны относиться к незнакомцам с добротой и расположением, но не потому, что они боги, которые накажут нас, если мы этого не сделаем. Мы должны быть добры к ним, потому что они являются отражением нас самих - так же, как лицо Чувака в зеркале "Ты достигатор Лебовски?" является косвенным отражением миллионера. Но достижения могут слиться в унитаз (и часто так и происходит). Лишь наша доброта будет отражаться от нас вовне и дальше, сквозь поколения, сквозь песок времени. Человек для нашего времени и места - это тот, кто может уделить время любому человеку, независимо от того, насколько тяжелые времена у него лично. Каждый, кого мы встречаем, заслуживает священного отношения, потому что, за несколькими ничтожными исключениями, весь мир состоит из незнакомцев. В нем есть все эти священные ковбойские штучки.

Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 23-25

Урок 25. Это сложное дело. Множество входов и выходов. Множество "что-бы-было". Много путаницы в голове старого Чувака.

Вернувшись к Мод на чердак, Чувак окончательно теряет с ней спокойствие. Как и все остальные в фильме, кроме Чувака, она упрямо верит, что у нее уже все схвачено.

Нужно быть большим человеком, чтобы признать свою неправоту. Но еще большим человеком нужно быть, чтобы признать, что он вообще ни черта не понимает. Из всех претензий, предъявляемых к религии, худшей, безусловно, является ее откровенное и вопиющее высокомерие. Заявление о том, что мы "знаем", как появился мир, можно было бы легко диагностировать как острую манию величия, если бы это не было таким универсальным заболеванием. Кажется, что человек скорее даст неправильный ответ на невозможный вопрос, чем скажет: "Я не знаю, сэр". Я не прав? Тогда ладно.

Хотя большинство персонажей, с которыми он сталкивается в фильме, делают вид, что все знают, Чувак не страдает подобными иллюзиями всезнания. Что не так с миром? Что с ним правильно? Что действительно важно? Чувак не делает таких изощренных, возмутительных территориальных претензий на некую философскую высоту. В нескольких моментах фильма он с радостью признается в своем невежестве. В то время как Уолтер на сто процентов уверен, что Банни похитила себя сама, а Мод утверждает, что Банни наверняка виновна в афере, а Большой Лебовски притворяется, что уверен в том, что именно Чувак без вины виноват, Чувак - единственный, кто придерживается идеи, что все это может быть сложнее... а может быть и не таким уж... ну, вы понимаете?

Критики Чувака много говорят о том, как неумело тот работает частным сыщиком, как ему не удается собрать воедино связную мысль или теорию до самого конца фильма. Они упускают из виду, что последовательность - это противоположность креативности. Какой смысл быть последовательным до тех пор, пока части аргумента действительно не начнут сходиться? До тех пор Чувак с его джазовым (jazzy - очень яркий и красочный, - прим. перевод.), окольным способом выражения и расследования является именно тем типом холистический детектива (холизм - от др.-греч. "целый, цельный" -позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям; холизм противостоит редукционизму, он не сводит сложное к простому, целое несводимо к своим частям, - прим. перевод.), который подходит для этих сложных, запутанных времен - возможно, даже более подходящим, чем холистический детектив Дугласа Адамса Дирк Джентли, который заявил в особенно чуваческой манере: "Заглавные буквы всегда были лучшим способом решения проблем, на которые у вас не было хорошего ответа". Как и у Дирка Джентли, у Чувака не всегда есть ответы, но у него есть много нитей, которые ждут, чтобы их сплели. Это и разумно, и дальновидно.

Авторы: их архичувачества Оливер Бэнджамин и Дуэйн Ютси

Перевод: преподобный Деня Нейман (Денис Новиков)

1.3K1.3K показов
9898 открытий
11 репост
Начать дискуссию