Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Выбор модели, обслуживание и практика.

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Вот и наступило время следующего выпуска! Предыдущие статьи "Заметки геймера-коллекционера" были посвящены играм. Третью часть цикла вы можете посмотреть тут, она посвящена прекрасной Bayonetta. Остальные выпуски найдутся по хештегу - #заметки_геймера.

На этот же раз, я хочу поговорить с вами о железе, а именно - про PSP. Казалось бы, что нового можно поведать про некогда безумно-популярный хендхелд, о котором и так написано огромное множество статей? Все очень просто! В интернете есть масса материалов и FAQ, которые рассказывают о прошивках, эмуляторах, уходе и починке, но есть одно "но". Очень много информации представлено в разрозненном виде, некоторые темы нужно откапывать, и по-настоящему практически-ультимативных материалов почти нет.

Как говорится, если чего-то не сделали другие - сделай это сам. Почему бы не попробовать? Я хочу сконцентрироваться на полезной информации, которая может пригодиться владельцу PSP или тому, кто только задумывается о ее приобретении. Зачем консоль может понадобиться сегодня и как быть, если вам захотелось обзавестись этой замечательной портативкой в личное пользование. Какой модели отдать предпочтение, и что стоит знать ее владельцу. Давайте разбираться.

Платформа: PlayStation Portable (PSP)

Формфактор: Портативная игровая консоль

Поколение: Седьмое

Год: 2004

Чем интересна сейчас: официальные игры, эмуляция консолей, homebrew

PlayStation Portable завоевала большую популярность на рынке портативных консолей, несмотря на явное господство Nintendo. Для этого Sony пошли достаточно банальным, но действенным путем. Если Nintendo была неким новатором на рынке (начиная от Nintendo Game & Watch и заканчивая DS линейкой, а теперь уже и Switch), то Sony решила выпустить портативную смесь своих популярнейших стационарных систем (PS1 и PS2), приправленную современными мультимедийными функциями, что оказалось очень действенным вариантом. К сожалению, им не удалось удержаться на этой части консольного рынка, и PS Vita не смогла повторить успех предшественницы.

Несмотря на почтенный возраст, PSP имеет определенную популярность и сейчас, предоставляя массу любопытнейших возможностей, о которых мы и поговорим в статье. Окунаться в историю консоли мы не будем, а сосредоточимся на практической части. Тем более, на DTF уже есть отличная статья о PSP, в которой и затрагивается тема ее истории.

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Впервые о PSP было объявлено на Е3 2003 года, а сама консоль была представлена публике на пресс-конференции Sony Е3 2004. Продаваться консоль, естественно, начала сперва на родине - в Японии. В 2005 же году она переступила границы и ушла за большую воду. Даже в России, приставка пользовалась немалой популярностью. Да, она была не самым дешевым "ништяком" для российского ребенка того времени, но все равно весьма часто попадалась на глаза то тут, то там. У нас консоли почти всегда "прошивались" после покупки, чтобы владельцу не было надобности покупать лицензионные UMD диски, ибо все равно сказывалась нехватка денег, да и ассортимент игр в РФ был не сказать что бы большой. Игровая линейка консоли была разнообразна и могла привлечь почти любого геймера, будь он любителем гоночных игр и платформеров или хадкорным фанатом всевозможных RPG. У меня самого, в то время этой консоли не было, но были два друга, которые обладали "шитыми" PSP. У одного, в итоге, я и выкупил консоль, которая теперь занимает почетное место в моей коллекции.

Собственно, почему было решено затронуть эту тему в цикле? Совсем недавно, мой очень хороший друг загорелся мыслью о покупке PlayStation Portable, и я вызвался помочь ему с выбором и покупкой. В итоге поисков, мы нашли несколько любопытных вариантов, и пару дней спустя, он стал счастливым обладателем PSP-3008 модели. После покупки мы с ним встретились, и я начал рассказывать все, что знаю об этой консоли.

Оказалось, что интересного можно рассказать очень много, а в устной речи я с легкостью растекаюсь мыслью по древу. Поэтому было решено собрать все знания, которые мне известны, чтобы сделать эдакий Ultimate-FAQ для людей, которые задумываются о покупке этой маленькой, но великой портативки. Само собой, некоторые мысли в тексте являются ИМХО и я не претендую на то, чтобы мое личное мнение было истиной в последней инстанции, когда дело касается субьективщины, а не фактики.

Какую модель стоит выбрать, как получить максимум комфорта от использования и какими приложениями стоит пользоваться. Повествование я буду вести в последовательном порядке. Допустим, у вас появилось желание, но вы не знаете с чего начать? Надеюсь, я смогу помочь.

Какой PSP стоит отдать предпочтение?

Парк моделей в линейке PlayStation Portable весьма обширный. Ревизий приставки вышло много, но запутаться среди них весьма трудно. Я не буду перечислять все-все различия, ибо некоторые для нас с вами не будут слишком важны. Давайте рассмотрим каждую модель по-отдельности, и сделаем определенные выводы.

PSP-1000 (Fat)

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Самая первая ревизия, вальяжно гулявшая на рынке с 2004 по 2007 год. Представляет из себя крепкого середняка на фоне остальных версий. Кому-то может понравиться более эргономичная форма корпуса, выраженная в утолщенных краях приставки, будто имитирующих "рожки" Dualshock. Кого-то привлечет большая увесистость и внушительность конструкции. Но, на данный момент, она пусть и не представляет нулевую ценность, все равно ощутимо проигрывает 2000 и 3000 моделям на мой личный взгляд. И вот почему.

Результат сравнения PSP-1000 с последовательницами можно охарактеризовать фразой, "I'm you, but better!", это и правда так. "Фатка" является первой PSP в линейке, и Sony не собирались ухудшать формулу в последующих ревизиях. Такая тенденция сохранялась вплоть до появления PSP-Street.

В плане функционала, PSP-Fat отличается от остальных ревизий наличием ИК-порта, который позволял использовать консоль в качестве пульта дистанционного управления электронной техникой. Остальные особенности для современного юзера станут скорее недостатками, чем простыми особенностями. Самым большим минусом тысячной модели я могу назвать то, что у PSP-Fat оперативной памяти 32 мегабайта, что в два раза меньше, чем у последующих ревизий. В следующих моделях это было сделано для того, чтобы снять нагрузку с UMD привода консоли, что в теории продлевало срок его службы. В плане производительности, в играх это не делает "фатку" слабее в сравнении с последующими моделями. Но в теории, это накладывает ограничения на использование сторонних программ, которые могут пользоваться увеличенным объемом ОЗУ. Например, при эмуляции игровых автоматов оперативной памяти может не хватить, ибо ROM-ы игр обычно загружаются в нее, и с некоторыми придется шаманить, чтобы их было возможно запустить на PSP-Fat.

Также стоит отметить весьма важный момент против покупки этой ревизии, который лично для меня является основным. Поскольку PSP - не стационарная консоль, которую поставил на полку и забыл, то она сильнее подвержена износу при эксплуатации. Это значит, что на вторичном рынке найти PSP этой ревизии в хорошем состоянии сложнее, чем 2000 или 3000 модели. На данный момент она представляет несколько сомнительную ценность в качестве основной консоли, и лично я взял бы "фатку" только как дополнительную PSP в коллекцию.

Итак, давайте подведем промежуточные итоги и перечислим основные особенности PSP-1000(Fat):

  • Почтенный возраст модели в сравнении с последующими ревизиями.
  • Наличие ИК-порта.
  • Экран среднего(не плохого!) качества в сравнении с другими PSP.
  • Больший вес (около 300 грамм).
  • Самый громоздкий корпус, но более удобный для хвата руками.
  • Оперативной памяти - 32мб.
  • Потенциально более изношенный привод из-за меньшего объема ОЗУ.
  • Динамики расположены в нижней части корпуса и имеют вероятность быть закрытыми руками во время игры.
  • Память расширяется картами памяти формата Memory Stick Duo и Memory Stick PRO Duo.

PSP-2000 (Slim&Lite)

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Эта ревизия стала качественной работой над незначительными ошибками предшественницы и привнесла в приставку ощутимое количество плюсов.

Приставка стала тоньше, легче (189 против 280 грамм!), а динамики перекочевали в верхнюю часть лицевой панели, поэтому теперь игрок не будет закрывать динамики пальцами. У нее удвоилась оперативная память (64мб вместо 32мб) и появилась возможность подключения к телевизору, посредством компонентного кабеля. Хоть многие и упоминают возможность подключения к телевизору как супер-функцию, на деле же консоль выводит изображение лишь в небольшом прямоугольнике посреди экрана. Картинка получается вырвиглазно-пикселястная, и пользы от этой функции абсолютно нет. Да, есть возможность пошаманить с компонентным кабелем и получить хорошую картинку при эмуляции игр с PS1. Но как по мне, это бессмысленное извращение. Благо, экранчик у PSP-2000 стал более яркий и насыщенный.

Также, 64 мб оперативной памяти облегчили работу всевозможным homebrew приложениям, что позитивно сказывается на их работоспособности. Некоторые именитые энтузиасты, занимающиеся созданием homebrew-приложений, намеренно не заморачиваются с адаптированием под PSP-Fat. Что до замечания о "разгрузке привода", то практические подтверждения этой теории мне не известны, поэтому нас интересуют именно преимущество в работе со сторонними программами.

Все нововведения и улучшения, кроме возможности подключения(ибо кому оно сейчас надо), делают приставку гораздо привлекательнее для коллекционеров? и наделили ее особым флером "классичности", порой встречающимся среди сведущих. Очень хороший вариант для геймера, желающего попробовать все функции, которые может предоставить "прошитая" PlayStation Portable. Лично я являюсь обладателем PSP-2008 и обожаю эту приставку :)

Давайте подведем промежуточные итоги и перечислим основные особенности PSP-2000(Slim&Lite):

  • Хороший экран с достойными углами обзора.
  • Небольшой вес.
  • Динамики находятся в верхней части лицевой панели и не перекрываются пальцами при игре.
  • Распространенность на вторичном рынке.
  • Оперативной памяти 64мб, что позитивно сказывается на работе со сторонними программами.
  • Память расширяется картами памяти формата Memory Stick Duo и Memory Stick PRO Duo.

PSP-3000 (Bright)

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Трехтысячная модель стала неким завершающим штрихом, после которого Sony начали делать странные телодвижения на портативном рынке.

В ней появился более качественный экран, предоставляющий широкие возможности цветопередачи посредством опции "Color Space", которая позволяет включать режим цветности Wide. При активном режиме, экран начинает показывать максимально возможную глубину цвета. К сожалению, эта функция обернулась особенностью - экран начинает работать в чресстрочной развертке, в отличии от прогрессивной, которая использовалась в PSP предыдущих ревизий. Чресстрочный способ якобы дает "разгрузку" дисплею при показе более насыщенного изображения и позволяет выводить его на старые телевизоры. При таком способе развертки, каждый кадр разбивается на два полукадра (или поля), составленные из строк, выбранных через одну. В первом поле развёртываются и воспроизводятся нечётные строки, во втором — чётные, располагающиеся в промежутках между строками первого поля.

Гифка взята из статьи о "Прогрессивной развертке" с Википедии

Чресстрочный способ развертки делает изображение в некоторых играх менее приятным глазу из-за того, что у изображения появляется эффект гребёнки — у объектов, движущихся по-горизонтали, возникают ореолы по бокам. До конца не понятно, но вроде бы сама Sony на претензии геймеров заявляла, что чресстрочная развертка не баг, а особенность строения дисплея.

Некоторые же высказывали предположения, что на самом деле у PSP-3000 нет никакой чресстрочной развертки, а есть особенность в расположении субпикселей в дисплее, что и давало эффект. Исходя из этой теории, баг появляется из-за разной скорости включения/выключения субпиксебей разных цветов.

Изображение взято с форума о PSP-3000 на 4pda
Изображение взято с форума о PSP-3000 на 4pda

На самом деле, эту функцию можно выключить в настройках PSP, так что у вас в любом случае есть выбор. При деактивации режима Wide, вы получите качество изображения, сопоставимое с PSP-2000. Хотя кто знает, может чресстрочный способ развертки не будет резать вам глаза. Везде говорится о том, что этот эффект каждым человеком воспринимается по-разному. Лично мне, экран PSP-3000 не кажется каким-то особенным.

Также, в этой ревизии появился встроенный микрофон, но эта функция малоинтересна на данный момент. Как правило, микрофон использовался для аудиозвонков через приложение Skype.

Если отличить PSP-Fat от остальных ревизий весьма просто, то внешние отличия в 2000 и 3000 модели не такие явные. Следует запомнить несколько визуальных различий, которые помогут вам безошибочно определить, какая ревизия перед вами:

  • У PSP-2000(Slim) кнопки "HOME", "SELECT" и "START", находящиеся под экраном, представлены в форме полукруга, у PSP-3000(Bright) они - овальные.
Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)
  • У 3000 модели изменено расположение знаков компании на лицевой панели, если не считать основной логотип приставки (PSP). Осталась только надпись (SONY), и она переместилась влево. У PSP-2000 этот логотип находится справа от дисплея, а слева находится классический логотип PlayStation.
Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)
  • У PSP-3000 серебристое кольцо на крышке UMD привода тонкое, у PSP-2000 - толстое.
Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Давайте перечислим основные особенности PSP-3000(Bright):

  • Новый дисплей, позволяющий включить функцию Wide, которая расширяет цветовой диапазон, делая картинку контрастнее и ярче. Также, включение этой функции меняет режим развертки экрана с прогрессивного на чресстрочный, что может некоторым не понравится из-за эффекта "гребенки".
  • Появился микрофон.

PSP Go (N1000)

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Внешне любопытный агрегат, на деле являющийся несколько сомнительным претендентом на звание "основная PSP для использования". Лично я купил эту ревизию лишь для того, чтобы она заняла место на полке и для баловства с эмуляторами, поскольку у нее на борту есть 16гб памяти.

Визуально консоль выглядит очень красиво. Она компактная и аккуратная, у нее все маленькое такое, прям ути-пути! Это значит, что для людей с большими руками, данная ревизия противопоказана, будет очень неудобно. В остальном, PSP Go собрала в себе пачку актуальных на момент выхода фич, некоторые в каком-то смысле являются ее ахиллесовой пятой.

При разработке PSP Go, был полностью изменен корпус консоли, получив формфактор слайдера. Удачность решения можно подвергнуть сомнению, ибо моноблок всегда будет более надежен ввиду того, что в нем отсутствуют подвижные механические части, которые могут выйти из строя. У меня это опасение проявляется особенно остро, потому что в свое время мой последний кнопочный телефон Sony Ericsson Zylo (W20i) устраивал мне постоянные свистопляски с изнашивающимися шлейфами, которые постоянно приходили в негодность. Эти мучения навсегда отбили у меня желание пользоваться устройствами с подвижными элементами в корпусе, если есть выбор между моноблоком и слайдером/раскладушкой.

На практике, консоль ощущается добротно собранной, но все-равно присутствует некое ощущение хлипкости. В разложенном состоянии экран немного люфтит, не критично, но все-таки упомянуть об этом стоит. Механизм слайдера работает очень плавно, но выделяется высокой плотностью на закрытие/раскрытие, в результате чего экран быстро и резко занимает крайние положения. Это меня настораживает и я не хочу рисковать, поэтому всегда придерживаю экран рукой, дабы он каждый раз не "спотыкался" о крайние положения на большой скорости.

Из PSP-Go исчез UMD-привод, но игры можно загружать в память консоли при помощи компьютера. Встроенной памяти стало 16гб, плюс осталась возможность использовать карту памяти. Формат карты памяти изменился с Memory Stick Pro Duo на Memory Stick Micro (M2), он использовался в старых телефонах Sony Ericsson.

Если на карты памяти формата Memory Stick Pro Duo можно купить переходник, позволяющий установить в PSP-1000,2000,3000 карту памяти формата Micro SD, то переходников с M2 на Micro SD я не находил. Если вам очень уж хочется установить в PSP Go карту памяти, придется поискать, ибо купить их сейчас не просто.

И если через переходник с Pro Duo на Micro SD вроде-бы можно установить память вплоть до 64гб и более, то М2 карты памяти имеют максимальный объем в 16гб. Хотя, у консоли и так есть 16 гб своей памяти, этого хватит на многое.

Казалось бы, для наших задач решение заменить UMD-привод на дополнительную память - плюс, ибо нормальные игры на дисках сейчас найти проблематично, и большинство манипуляций с консолью мы будем производить при помощи памяти. Проблема заключается в том, что эта ревизия консоли была продана совсем небольшим количеством экземпляров и как-правило, цены на нее кусаются. Например, во время покупки своей PSP Go, в моем городе я видел лишь одно предложение за 6000 рублей. Мне же посчастливилось купить ее на Барахолке сайта GBX.ru за 3000 рублей в комплекте с чехлом и зарядкой+шнуром для подключения к ПК.

Новый корпус и погоня за компактностью дали PSP-Go дисплей меньшей диагонали по сравнению с предшественницами (3,8 дюйма против 4,3). На экране в 4,3 дюйма порой было сложно разобрать текст, думаю вы догадываетесь, что будет на экране меньшего размера, пусть и без изменения разрешения. Мелкий шрифт порой норовит превратиться в месево. Да, не во всех играх это наблюдается, но все же минус. Не совсем понятно, отличается ли экран PSP-N1000 от экрана в PSP-3000, но в ней также есть возможность включить функцию большей яркости и насыщенности изображения. Пока что я не наблюдал эффект "гребенки", который характерен для экранов трехтысячной ревизии.

PSP-Go является единственной PSP с поддержкой Bluetooth, что позволяет подключить к приставке DualShock 3 и Sixaxis контроллеры для управления в эмулируемых играх с PS1. Мелочь, а приятно.
Самым главным преимуществом PSP-N1000 перед остальными PSP является наличие резиновых "ножек" на задней панели. Из-за них, лежащая на столе консоль, не скользит и не царапает заднюю панель. Это, на мой взгляд, самое крутое нововведение!

Давайте перечислим основные особенности PSP Go:

  • Полностью изменен корпус: моноблок стал слайдером.
  • Отсутствие UMD-привода.
  • Уменьшенный экран (3.8 дюйма).
  • Поддержка Bluetooth, что позволяет подключить к консоли DualShock или Sixaxis контроллер для управления в играх с PS1.
  • Наличие встроенной памяти в 16гб (Пользователю доступно 12-14 гигабайт).
  • Поддержка более редкого формата карт памяти Memory Stick Micro (M2).
  • Встроенный аккумулятор на 1000мАч.

PSP Street (E1000)

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Худшая из версий PlayStation Portable в формате моноблока. Да, я категоричен, но на это есть свои причины. Эта модель стала последней в линейке легендарной PSP и стала самой "обрезанной", в угоду экономии. В народе ее даже наделили нелицеприятным прозвищем - "Кастратка". Сама Sony позиционировала эту модель, как бюджетную версию PSP-3000, поэтому консоль получила ворох упрощений, начиная от корпуса, заканчивая аппаратной частью.

Корпус получил матовый пластик, что плюс, ибо он стал более устойчивым к загрязнениям и царапинам, но нижнюю панель кнопок под экраном заменили мембранной панелью. Некоторые, у кого были сотовые телефоны с такими кнопками, встречались с тем, что мембрана лопалась и царапалась. При регулярном использовании она проминалась и деформировалась, зачем Sony заменили механические кнопки на это недоразумение, вопрос открытый. Да, скорее всего это удешевило конструкцию, но тут они явно перегнули. Также, из нижней панели были убраны аппаратные кнопки регулировки яркости и отключения звука.

По части аудиовозможностей, PSP Street получила сильное упрощение. Стереодинамики были заменены на монодинамик, что привело к ухудшению звука, он стал гораздо тише.

Абсолютно топорным образом была переделана крышка отсека UMD дисков. Теперь она занимает большую часть задней панели, из-за чего аккумулятор потерял в объеме (всего 925 мАч). Более того, он перестал быть съемным без танцев с бубном. Если учесть, что аккумулятор в PSP одна из самых уязвимых частей, которую может понадобится заменить со временем, то это не очень хорошо.

Да, вы можете вспомнить, что в PSP Go аккумулятор тоже встроенный, но там это хотя бы сделали в угоду большей компактности компановки комплектующих, дабы сделать консоль меньше. Более того, предыдущие модели PSP можно было модифицировать, устанавливая аккумуляторы повышенной ёмкости. Достаточно было лишь купить крышку, которая могла закрыть более крупный аккумулятор. В PSP-E1000 такую модификацию провернуть гораздо сложнее.

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Самым большим аппаратным проколом PSP-E1000 является дисплей. Казалось бы, он стал даже контрастнее и ярче в сравнении с предыдущими моделями, но это все перечеркивают отвратительные углы наклона по вертикали. При незначительном наклоне консоли, картинка скатывается в негатив. Складывается ощущение, что в руках находится не устройство от бренда, съевшего собаку на производстве качественной электроники, а какой-то Noname клон.

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Помимо всего прочего, Street версия лишилась Wi-Fi, но эта функция на данный момент не очень актуальна, поэтому заострять особое внимание на ней нет смысла.

Давайте перечислим особенности PSP-E1000(Street):

  • Матовый пластик корпуса более устойчив ко внешним воздействиям.
  • Экран с плохими вертикальными углами обзора.
  • Отсутствие Wi-Fi.
  • Аккумулятор встроенный.
  • Стереодинамики были заменены на монодинамик.
  • Переработанная крышка отсека UMD-привода.
  • Аппаратные кнопки под экраном были заменены на мембрану, пропали кнопки регулировки яркости и отключения звука.

Выводы

Исходя из вышесказанного, напрашивается следующее заключение. В случае покупки первой PSP, я отдал бы предпочтение PSP-2000(Slim) и PSP-3000(Bright), и вот почему:

  • Эти версии моложе в сравнении с PSP-1000(Fat).
  • Имеют 64мб оперативной памяти, что дает преимущество при баловстве с эмуляторами, в сравнении с PSP-1000(Fat) .
  • PSP Go отпугивает особенностями строения корпуса. Слайдер всегда будет менее надежен, чем моноблок, да и отсутствие UMD привода - минус. Также, цена на эту консоль как правило адекватностью не отличается.
  • Street версия являет собой урезанный вариант, по части конструкции корпуса и аппаратным упрощениям. Также можно полагать, что качество комплектующих, из которых собиралась эта ревизия, может отличаться меньшей надежностью по сравнению с предшественницами. (Как в случае с PS3 Super Slim, они сильнее подвержены поломкам в сравнении с PS3 Slim и PS3 Phat).
  • Модели 2000 и 3000 часто встречаются на местных площадках по привлекательным ценам, как правило прошитые, в хорошем состоянии и комплектации.
  • На них прекрасно работает большинство Homebrew приложений, ибо по части аппаратной начинки они предлагают максимальные характеристики из всего модельного ряда, не страдая проблемами с эргономикой.
  • Если по каким-либо причинам вам не понравился экран PSP-3000, можно купить PSP-2000, где экран работает в прогрессивной развертке.
  • На PSP-2000 и PSP-3000 аккумуляторы съемные. Это позволяет заменить их на батареи большего объема и позволяет быстро перезагрузить зависшую консоль. (Это может произойти из-за эмуляторов или homebrew-приложений, все-таки их делают не официально)
Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Где искать?

Площадок, где можно найти подобный ретро-стафф, существует много, но я остановлюсь на самых крупных и удобных для жителя РФ, на мой субъективный взгляд:

Авито

Это, на данный момент - главный кладезь PSP в России. На этом сайте регулярно появляются самые разные предложения и их всегда много. Даже в моем маленьком Воронеже, количество предложений редко падает ниже пары десятков. Так что выбор есть, и глаза порой даже разбегаются. Сперва я бы советовал пойти именно на Авито, ибо есть большая вероятность найти что-то стоящее в своем городе. Это упростит дальнейшие действия, ибо вам не придется маяться с оплатой и отправкой консоли в ваш город, а это, поверьте - очень здорово.

  • PSP-1000 (Fat) встречается умеренно. За консоль в хорошем состоянии с полным набором необходимых аксессуаров (карта памяти, блок питания, рабочий аккумулятор) можно отдать цену эквивалентную 2000 и 3000 модели, но я бы поторговался.
  • Цена за PSP-2000 (Slim) или PSP-3000 (Bright) модели, на мой взгляд, считается адекватной в пределе 2000-3500 за "голую" консоль с блоком питания, исправным аккумулятором и картой памяти.
  • PSP Go - редкая на вторичке, ибо их было продано очень маленькое количество, ввиду низкой популярности. Я встречал ее редко, цена колебалась в районе 3000-7000 рублей.
  • PSP Street продается в большом количестве, но некоторые продавцы неадекватно задирают цену до 5000 рублей и выше. Красная цена 1500-2500 за "голую" консоль с блоком питания, исправным аккумулятором и картой памяти.

Если PSP продается с коробкой или пачкой лицензионных игр, то отдать сумму до 5000 рублей весьма адекватно. Но это должен быть экземпляр очень хорошей сохранности не только самой консоли, но и всего, что к ней прилагается. Сумму выше 6000 рублей за обычные издания PSP выставляют либо глупые люди, либо барыги, надеющиеся на дурачка. Таким уделять внимание не стоит.

Барахолка на GBX.ru

В основном, на GBX встречаются PSP-1000,2000,3000. Версии Street и Go гораздо менее распространены.

Цены на GBX более усредненные, что-ли. Если вам не горит, или вы хотите купить вторую PSP в свою коллекцию, то обратить внимание на барахолку этого сайта определенно стоит. Да, предложений там во много раз меньше, но шанс найти полнокомплектную консоль в отличном состоянии выше, нежели на Авито.

Цены колеблются в районе 1500-2500 за "голую" консоль, полнокомплект можно урвать за 3000-5000 рублей, причем это будет прошитая консоль в очень хорошем состоянии. Продавцы на сайте порядочные, а вычислить редиску не составит труда, так что пользоваться можно смело.

На что стоит обратить внимание при покупке?

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Как правило, у консоли не сохраняется родная коробка, но это не многих волнует. Так что самое главное, на что нужно обратить внимание - чтобы в комплектации к консоли числился блок питания и карта памяти, ибо кусочничать и искать основные аксессуары на стороне - бестолковое занятие. Если эти моменты в норме, стоит перейти к более внимательной проверке:

Прошита ли PSP?

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Советую покупать уже прошитую консоль, чтобы не возиться с прошивкой в будущем. Как правило, продавцы указывают, прошита консоль или нет. Если же такая информация не указана, не постесняйтесь связаться с продавцом и узнать точно.

Будет хорошо, если вы также сможете узнать, какая прошивка установлена на PSP:

  1. В главном меню консоли выбираете пункт "Настройки".
  2. Листаете список по вертикали до пункта "Настройки системы".
  3. Выбираете в появившемся списке пункт "Сведения о системе".
  4. Гуглите информацию по названию прошивки, дабы узнать что она из себя представляет.

Обычно, прошивка, начинающаяся на цифру (6.) является универсальной и ее не обязательно обновлять. Такая прошивка поддерживает подавляющее большинство эмуляторов, игр и homebrew приложений.

Есть ли в комплекте шнур для подключения PSP к компьютеру?

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Обратите внимание, будет ли у вас Mini-Usb шнур, чтобы вы могли подключать PSP к компьютеру. Как-правило, его редко отдают в комплекте, но если у вас есть PS3, то проблем нет. Шнур для зарядки DualShock 3 прекрасно подходит. Если же шнура нет, найти его легко. Стоить он будет в районе 200 рублей.

Идет ли в комплекте оригинальная карта памяти?

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Стоит проверить, какая карта памяти стоит в PSP. Оригинальная карта памяти Memory Stick Pro Duo отличается от подделок поддержкой функции Magic Gate.

Консоль с оригинальной картой памяти отличается лучшей стабильностью работы. "Паленые" карты иногда досаждают вылетами игр и прочими проблемами. Так что, стоит перестраховаться.

Проверить карту памяти можно следующим способом:

  1. В главном меню консоли выбираете пункт "Фото", "Видео" или "Игра".
  2. Листаете список по вертикали до пункта "Memory Stick".
  3. Нажимаете кнопку (крест). Выбираете в появившемся списке пункт "Сведения"
  4. Если карта внутри девайса оригинальная, то вы увидите сообщение " MagicGate™ Поддерживается". Если же карта памяти окажется не оригинальной, то вы увидите сообщение "MagicGate™ Неизвестный формат".
Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Какой объем у карты памяти, идущей в комплекте?

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Лучшим случаем будет, если вам попадется консоль с оригинальной картой памяти максимального объема. Это избавит вас от постоянного поиска свободного места и предоставит больший маневр для экспериментов. Вы сможете одновременно установить большее количество игр, эмуляторов и Homebrew программ.

Стоит знать, какого объема могут быть карты памяти, подходящие для PSP:

  • Memory Stick PRO - 128/256/512 МБ, 1 ГБ
  • Memory Stick PRO Duo - 1/2/4/8/16 ГБ
  • Memory Stick PRO Duo Mark 2 - 1/2/4/8/16/32 ГБ
  • Memory Stick PRO-HG - 4/8/16 ГБ
  • Memory Stick PRO-HG Duo - 4/8/16/32 ГБ
  • Memory Stick Micro (M2) - 64/128/256/512 МБ, 1/2/4/8/16 ГБ

Как правило, PSP продают с картами памяти на 2 или 4 гигабайта. В принципе этого тоже хватит, просто придется подключать консоль к компьютеру чаще. В моей PSP-2008 стоит оригинальная карта памяти на 2гб, и ее мне вполне хватает. Самое "тяжелое", что вы сможете установить на PSP - образы оригинальных игр. Они весят не более полутора гигабайт, так что вы сможете запустить на вашей консоли что угодно с карточкой от 2гб

Также, на просторах интернетов можно найти адаптеры на MicroSD карты для Memory Stick Pro Duo, порой даже сразу на две карточки. Эти девайсы, позволяют увеличить память PSP-1000,2000,3000,Е1000 аж до 256 гигабайт и более, но я с этими штуками дела не имел. В интернете поговаривают о том, что работоспособность у них не самая лучшая. Я где-то читал, что теоретически PSP поддерживает до одного терабайта памяти, но лично не знаю энтузиастов, попробовавших впихнуть в консоль такие объемы. Подозреваю, что работать такая связка будет очень плохо, лучше все-таки не ставить более 64 гигабайт.

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Идет ли в комплекте чехол?

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Если у продаваемой PSP в комплекте есть чехол, то на этот лот стоит обратить особое внимание. Такая консоль может быть в очень хорошем состоянии. PlayStation Portable, которые постоянно использовались без чехла, могут быть с "залысинами" на корпусе. Глянцевое покрытие не выдерживает контакт с руками на протяжение долгих лет, поэтому в месте хвата руками иногда можно наблюдать потертости. На работоспособность консоли это не влияет, но эстетически смотрится не очень хорошо.

Чехлы бывают двух типов: накладные и переносные. Накладной чехол надевается на PSP и его можно вообще не снимать, если он позволяет вставлять/извлекать UMD диски. Переносной чехол не такой выгодный, ибо с PSP все равно взаимодействуют руками, хоть и во времена простоя она лежит в чехле.

Все ли в порядке с дисплеем?

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Стоит обратить внимание, чтобы экран консоли был полностью исправен. Если разбитый или продавленный дисплей распознать предельно просто, то признаки повреждения шлейфа могут быть не так очевидны. Обычно это проявляется в горизонтальных или вертикальных полосах одного цвета, которые не исчезают ни при каких изменениях картинки на экране.

Для этого "погуляйте" по меню, запустите игру, если будет такая возможность. Пяти минут вполне хватит. Как правило, полосы на экране появляются либо сразу, либо через пару минут после запуска консоли.

В любом случае, я бы не советовал покупать консоль с неисправным экраном. Взять можно, знатно поторговавшись, при отсутствии других предложений, но это вряд-ли случится. Хотя да, заказать и шлейф и дисплей по прежнему можно, но гораздо проще купить исправную PSP, ибо данная процедура весьма затратна и вообще не факт, удастся ли вам купить качественную замену.

Плавно ли работает интерфейс консоли?

Стоит заметить, что при включении консоли, вы можете увидеть лаги в меню или рябь, пробегающую по экрану. Это может быть не аппаратной поломкой, а следствием разгона процессора консоли при помощи "кастомной" прошивки.

Иногда эту функцию используют, чтобы повысить производительность эмуляторов, но я ей до сих пор никогда не пользовался, так что не смогу сказать точно, в каких именно программах это дает эффект. Вроде бы это поднимает средний FPS в некоторых играх и ускоряет загрузки.

Проверить, включен ли разгон консоли, можно:

  1. При нажатии кнопки "Select" в основном меню PSP, появляется меню пиратской прошивки, где и можно найти эту функцию.
  2. Находим пункт, в котором говорится о разгоне ЦП. Ищем логически, ибо в разных прошивках пункты меню могут называться по разному. На моей PSP этот пункт называется "Частота ЦП в меню" и "Частота ЦП в игре" .
  3. Выставляем дефолтные значения этих параметров. Иногда настройки "Стандарт" или "Default" нет, а показываются числовые значения, тогда выставляйте 222 мГц.
Так выглядит "Меню прошивки" на моей PSP-2008
Так выглядит "Меню прошивки" на моей PSP-2008

Исправны ли гнездо для зарядки и блок питания?

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Разъем питания у PSP весьма устойчивый к износу, но проверить его не будет лишним. Встречайтесь с продавцом в месте, где у вас будет возможность подключить консоль к сети. Включите консоль и проверьте, идет ли зарядка аккумулятора. В случае с моноблочными ревизиями, зарядка не должна прекращаться при вращении штекера в гнезде зарядки. Если это происходит, то либо в консоли, либо в заряднике есть неисправность.

Исправны ли кнопки?

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Всегда просите продавца, чтобы он поставил на консоль программу Key[s]Tester, если PSP прошита, а прошита она скорее всего будет.

Данная программа позволяет проверить все кнопки консоли и аналоговый стик:

  1. Подключаем PSP к компьютеру.
  2. Перемещаем папку с программой в папку (PSP\GAME\*)
  3. Нажимаем на PSP кнопку "Круг", отключаясь от компьютера.
  4. Далее в меню консоли заходим в пункт "Игра"
  5. Выбираем в вертикальном списке пункт "Карта памяти"
  6. Находим и запускаем программу на PSP,. Появится интерфейс с текстовыми обозначениями всех кнопок консоли.
  7. Сперва, обращаем внимание на квадрат с точкой внутри. Этот квадрат обозначает аналоговый стик, а точка внутри - текущее положение стика. Если точка сильно отклонена от центра или ее положение произвольным образом меняется, хотя вы не трогаете стик - значит аналоговый стик скорее всего неисправен. Можно аккуратно покрутить его по часовой и против часовой стрелки и отпустить. Исправный аналоговый стик возвращается в центральное положение! Если ситуация не изменилась - придется исправлять неисправность. Первым делом, можно попробовать разобрать PSP и смазать стик (Об этом мы поговорим далее). Если этот способ не сработает, придется заказывать новый стик. Сейчас их можно найти в интернете по цене до 400 рублей. Можете попытаться сбить цену, предъявив доводы, что стик неисправен.
  8. Прожимаем остальные кнопки на консоли и следим за реакцией на экране. Обозначение кнопки должно "подсвечиваться" только тогда, когда вы нажимаете на кнопку. Если подсветка остается, когда вы отпускаете кнопку, значит кнопка залипает. Я бы не советовал покупать консоль, у которой залипают кнопки. Неисправность может проявляться в чем угодно, вплоть до неисправности материнской платы. Не стоит рисковать.
  9. Проверив консоль, выходим из программы, зажав шифты и нажав "START".
На фото можно видеть, как подсвечивается обозначение кнопки "Крест", когда я ее нажимаю.
На фото можно видеть, как подсвечивается обозначение кнопки "Крест", когда я ее нажимаю.

Все ли в порядке с UMD-приводом?

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Будет здорово, если вам удастся проверить привод консоли, но я редко слышал, чтобы приводы у PSP выходили из строя. Скорее стоит проверить механику, открывается ли крышка, нет ли внутри привода явных следов постороннего вмешательства. Перед походом на встречу, можете ознакомиться с внешним видом исправного привода PSP в интернете, чтобы иметь возможность выявить привод курильщика.

Работают ли динамики?

Обратите внимание, исправны ли динамики. Обычно звук есть в главном меню, но можно попросить установить на PSP какую-нибудь игру, чтобы удостовериться полностью. Полностью рабочие динамики на PSP весьма громкие, хрипы отсутствуют, никаких искажений быть не должно.

Прошивка PSP

Взлом PSP это очень обширная тема, которая на данный момент актуальна как никогда. Во времена, когда PSP + интернет или игра на UMD дисках - весьма затруднительное занятие, запуск всякого-такого с карты памяти расширяет функционал консоли на 100%. Что дает прошивка этой консоли? Вы сможете играть с образов игр, скачанных из интернета, запускать homebrew приложения по типу портов и разномастных эмуляторов и играть в игры с PS1!

Пиратские игры для PSP

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Прошитая приставка позволяет запускать ISO образы игр для PSP, установленные на карту памяти. Как-правило, объем игр составляет в районе 700-1500мб, но бывают и исключения в меньшую или в большую сторону.

Это нужно учитывать при покупке консоли. Выходит, что карта памяти менее двух гигабайт будет не самым лучшим выбором. На мой личный взгляд, минимально-оптимальным объемом карты является 4гб, этого хватает и на пару-тройку эмуляторов и пару игр для PSP или PS1, что уже хорошо.

Эмуляция старых игровых систем

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Этот пункт прекрасен во всех смыслах. Прошитая PSP становится комбайном для запуска 8-16 битных игр и игр с игровых автоматов по типу CGS(Capcom Game System). Да, сейчас в магазинах есть ворох разных девайсин, которые предоставляют такую возможность. Есть консоли на андроид, которые могут эмулировать даже Nintendo 64 и Sega Dreamcast, но PSP очень уверенно стоит среди прочих, предоставляя эргономику, качество и отличную эмуляцию PS1 игр.

Homebrew игры

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Это является, в каком-то смысле, разделом для баловников, но упомянуть его однозначно стоит. Умельцы делают сборки самых разных игр под PSP, часть из которых можно пройти полностью! Хотите поиграть в Heretic? Без проблем! Может вам, в который раз, хочется пройти DOOM? Да не вопрос! Более подробно мы рассмотрим этот пункт далее.

Эмуляция PlayStation 1

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

На мой взгляд, эта функция является самой классной! После конвертации игры на PS1, вы получаете образ, который прекрасно запускается на PSP, подобно родным ISO образам. Далее в статье я приведу инструкцию, как дружить PS1 игры и PSP, но скажу сразу - в этом абсолютно нет ничего сложного. Лично я, в основном, использую свою PSP для эмуляции PS1 и прошел на ней внушительное количество игр разных жанров.

Да, есть один нюанс, у консоли всего два триггера и один аналоговый стик. Этот нюанс можно нивелировать правильной настройкой управления в эмуляторе, тогда проблем будет минимум.

Также, к PSP Go, можно подключить Dualshock3 по Bluetooth. С его помощью, вы можете управлять играми с PS1 без вообще каких-либо ограничений.

Виды прошивок

На данный момент, видов прошивок существует великое множество, ибо на каждую модель ставились свои собственные сборки. В основном, они различаются видами: слетайка и неслетайка. Первая сбрасывается при выключении или перезагрузке консоли, и ее приходится запускать через recovery файл, который находился на карте памяти. Вторая же, устанавливалась на консоль таким образом, что запускалась на приставке в любом случае.

Если раньше приходилось читать массу мануалов, чтобы не превратить свою PSP в кирпичик, то с января 2019 года ситуация существенно упростилась. В сеть попала прошивка 6.60-6.61 PROMOD, которая подходит на все модели PSP. Да, она также не освобождает от риска, ибо мы все-таки по прежнему вторгаемся в налаженную систему, которая не подразумевает вмешательство юзера в любом случае. Так что, данный способ стоит применять либо из-за абсолютного неимения хороших прошитых консолей на вторичке, либо из-за жгучего любопытства. В любом случае, вы делаете все на свой страх и риск! Если ваша консоль уже прошита и работает без каких-либо нареканий, советую ничего не трогать. "Что работает, не трожь!", как говорится :)

В любом случае, прикладываю ссылки на статьи, где вы можете ознакомиться с подробной инструкцией по установке прошивки на свою PSP, туц или туц.

Также, в случае каких либо проблем, которые не получается решить собственными силами, советую обращаться на форумы 4PDA и GBX. Там вам с большущей вероятностью помогут, ибо старожил много и знают они почти все!

Какой функционал предоставляет модифицированная PSP в 2019 году?

Этот пункт хочу описать подробнее, ибо информации подобного толка в сети не встречал. Давайте разберем основные "фишки", которые можно провернуть с консолью на примере моих PSP-2008 Slim (Прошивка PRO-B 6.60) и PSP Go-N1008 (Прошивка PROMOD-C2p 6.61). Если вам посчастливится заполучить такие модели, то моя практика с большой вероятностью будет применима и к вам. Большинство описанного софта можно найти на православном сайте Emu-land, не забудьте добавить в закладки. Если вы решили иметь дело с PSP, он вам еще не раз понадобится.

Эмуляторы

Начнем с консолей, которые находятся у всех на слуху, а продолжим менее известными. Некоторые системы, как например - Atari 800, я рассматривать не буду, ибо для меня игры с подобных платформ представляют мало интереса, так что не обессудьте.

Есть вероятность, что на вашей PSP какой-либо эмулятор может отказаться работать, либо просто не запускаясь, или даже вешая приставку намертво. В данном случае, пробуем другие версии эмулятора и надеемся найти рабочий.

В любом случае, не ленитесь читать текстовые инструкции, которые идут с некоторыми эмуляторами. Так например, в архиве может быть дополнительная папка, которую нужно копировать в определенное место, если у вас на руках определенная версия PSP.

Поскольку на страницах эмуляторов с профильных форумов есть исчерпывающая инструкция по установке/настройке эмулятора и установке Rom-файлов, я не буду повторять эту информацию здесь. На всякий случай сохраняйте страницу на компьютер, чтобы всегда иметь доступ к информации, даже если сайт закроется или будет заблокирован.

Эмуляторы устанавливаются на карту памяти приставки в папку: F:\PSP\GAME, а вот с запуском игр на некоторых системах есть особенности. Их я постараюсь описать в статье.

Заранее хочу заметить, что я буду прикладывать ссылки на скачивание самих эмуляторов. Ссылок на скачивание игр давать не буду, дабы у DTF потом не было проблем. Просто скажу так, на Emu-land можно найти Rom-файлы на внушительное количество систем. Также я буду прикладывать короткие видеозаписи, на которых вы сможете увидеть демонстрацию работоспособности отдельных эмуляторов. Это не показывает полную картинку, ибо это все равно остается эмуляцией, и скорее всего можно найти такие игры, с запуском которых возникнут проблемы.

Sega Mega Drive/Genesis

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Эта, без сомнений, культовая приставка прекрасно эмулируется на PSP. В плане управления, кнопок хватает, так что ограничений во время игры будет минимум.

Самым лучшим, на данный момент, является эмулятор PicoDrive.

За несколько лет использования, никаких проблем с ним не возникало. Так что, если вы хотите играть на PSP в игры с любимой Sega MD, то однозначно стоит попробовать!

Что особенно прикольно, эмулятор прекрасно пережевывает сборники игр. Лично для меня, это ощутимый плюс. Игры на Sega Mega Drive стоит начать искать на EmuLand, там есть большая часть самых популярных игр на эту систему. Также, можно поискать большие сборки Rom-ов на торрент-трекерах, благо все игры на MD не превысят и десяти гигабайт.

Contra - пример работоспособности

Sega Master System

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Консоль, предшествующая Sega MD и не так известная на фоне своей последовательницы. Из множества эмуляторов, которые я пробовал, на моей прошивке без проблем работает эмулятор MasterBoy (я пользуюсь MasterBoy v2.0.5, с emu-land).

Эмуляцию SMS стоит попробовать, хотя бы из-за знакомства с первой частью Phantasy Star, которая являлась эксклюзивом платформы. Даже сейчас игра выглядит очень любопытно из-за попытки сделать секции от первого лица в псевдотрехмерных уровнях!

Sonic the Hedgehog - пример работоспособности

Famicom/NES

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Консоль, известная в России в первую очередь из-за разнообразных клонов, типа Денди. На мой взгляд, даже сейчас пройти первую часть Mario очень даже интересно, ибо она по-прежнему не на шутку завлекает. Помимо этого, эмулятором стоит воспользоваться чтобы поиграть в Super Mario Bros 3 и познакомиться с началом серий MegaMan, Metroid Prime, The Ledend of Zelda или с великой и ужасной EarthBound!

Я пользуюсь популярным эмулятором NesterJ. Эмулятор работает стабильно сразу "из коробки". Другие малоизвестные эмуляторы у меня отказываются функционировать.

TMNT - пример работоспособности

SNES/Super Famicom

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Ну, тут и говорить нечего. Невероятно крутая консоль своего времени. Один из мастодонтов, которая непримиримо бодается за первенство с Sega MD до сих пор. Холивары на эту тему будут случаться еще очень и очень долго.

На этой игровой системе выходило множество отличных игр, но говорят, что с эмуляцией SNES на PSP в некоторых тайтлах есть проблемы, мешающие нормально играть. Лично я не могу подтвердить это, ибо встречался только с просадками FPS и небольшими лагами. Варианты решения этих проблем есть в статье по ссылке.

На сколько я знаю, на PSP есть один вменяемый эмулятор SNES - Snes9xTYL.

Super Mario World - пример работоспособности

Neo-Geo

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Бентли времен четвертого поколения консолей! Приставка выделялась на фоне конкурентов огромной ценой как самого устройства, так и картриджей. Все потому, что эта приставка была произведена на свет для зажиточных крестьян, которые могли прикупить себе домой настоящий игровой автомат в компактном корпусе.

Очень интересная приставка, на ней есть внушительная подборка отличнейших игр, таких как Metal Slug, King of Fighters, Fatal Fury, Samurai Shodown и т.д.

Использую же я эмулятор MVSPSP, взятый с сайта pspinfo.ru.

А вот с играми не все так просто, для их запуска нам нужно сделать несколько подготовительных действий. Причем не факт, что они помогут, и игра вообще запустится. Но попробовать стоит, играть в первый Metal Slug очень весело, приставка без проблем тянет игры со звуком и музыкой.

Итак, для того чтобы запустить игру нам нужно сделать следующее:

  1. Скачиваем на компьютер программу romconvert_mvs, она понадобится нам, поскольку эмулятор может начать ругаться на отсутствие cache-файлов и не будет запускать желаемую игру просто так.
  2. Скачиваем игру с того-же Emu-land
  3. Сперва надо проверить, может быть игра заработает без cache-файлов, копируем zip-архив с игрой в G:\PSP\GAME\Neo Geo\roms, и пробуем запустить игру
  4. Запустилось - получаем удовольствие и играем, не запустилось - обращаемся к программе RomConvert_MVS
  5. Как вы уже могли догадаться, эта программа позволяет создать cache-файлы, которые нужно поместить в G:\PSP\GAME\Neo Geo\cache на карте памяти PSP. Программа не будет работать, если в ее пути будут папки с русским языком в названии, так что ее стоит поместить в корень диска (:C), например.
  6. После прогона архива с игрой, в папке с программой в папке cache появится папка с нужными нам файлами. (Прошу прощения за тавтологию)
  7. Копируем папку с кэшем по пути: G:\PSP\GAME\Neo Geo\cache, и пробуем снова запустить игру. Запустилось? Тогда играем!
  8. Если же не помог и этот способ, то остается либо смириться, либо гуглить другой Rom-файл желаемой игры или идти на профильные форумы за советом от старожилов.

Насколько общественности известно, эмулятор не имеет 100% совместимость, так что некоторые игры запустить не получится в любом случае. У меня есть подозрения. что это может касаться игр с большим объемом, но это лишь догадка которая на практике особо не подтверждалась. Больше скажу, я еще ни разу не встречался с играми, которые не запускались на эмуляторе, способ с созданием кэша мне всегда помогал.

Metal Slug - пример работоспособности

Neo-Geo CD

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

CD версия приставки, о которой говорилось выше, но работающая на компакт-дисках. Для нее выходило тоже немало отличных игр, и многие из них можно запустить на PSP. Для этого на PSP есть эмулятор NCDZPSP.

По части запуска игр, с этой консолью все очень уж запутанно, но не "невозможно". Полностью рабочей сборки эмулятора Neo-Geo CD я не смог найти, пришлось шаманить собственную сборку, исходя из информации на форумах. Загвоздкой является то, что с эмуляторами не прилагается bios консоли, по соображениям защиты интеллектуальной собственности. Его приходится искать самостоятельно, и не каждый работает как положено. Тут приходится действовать методом подбора.

Получается, сборка эмулятора состоит следующих шагов:

  1. Скачиваем эмулятор NCDZPSP
  2. Устанавливаем его в: F:\PSP\GAME и запускаем на PSP, чтобы эмулятор создал все нужные ему папки и конфиги
  3. Далее, в папку эмулятора копируем bios консоли Neo-Geo CD. Здесь вам придется поискать самостоятельно

Затем подготавливаем нужную игру для запуска на PSP:

  1. Распаковываем архив с игрой в отдельную папку. Там будет лежать ISO-файл с игрой и Mp3 файлы. В некоторых архивах, аудиофайлы находятся в формате Wav, а не в Mp3. Тогда нам нужно будет конвертировать эти аудиофайлы в Mp3 формат, подойдет программа FormatFactory
  2. Извлекаем ISO-файл (подойдет WinRar) и запаковываем в zip-архив
  3. Mp3 аудиофайлы складываем в папку (neocd.mp3). Обратите внимание, что название у них должно соответствовать шаблону (имя игры - track ##.mp3). Причем, на примере игры Art of Fighting, аудиофайлы нумеруются с 02 и так далее. Значит в случае с этой игрой, Mp3 должны быть пронумерованы как: Art of Fighting - Track 02, Art of Fighting - Track 03 и так далее.
  4. Собираем полученные файлы в папку с названием игры. В корень этой папки кладем zip-архив, полученный из Iso-файла и папку (mp3), в которой должны лежать наши Mp3 аудиофайлы.
  5. Эту папку кладем в: F:\PSP\GAME\NCDZ\roms
  6. Далее пробуем запустить игру на PSP. После запуска программы, вам должен показаться список папок с играми. Выбираем нужную папку и нажимаем кнопку "Круг". Нажимаем ее еще раз для подтверждения намерений и ждем запуск. Эмулятор может заругаться на отсутствие биоса и еще на какую-нибудь фигню. Проверьте, сделали вы все в точности, как я описал. Ибо этот способ у меня работает в большинстве случаев и я "собрал" его по крупицам из форумов. Если не сработает, либо пробуем найти другой архив с игрой, либо идем на PSPINFO, PSPX, Emu-land и GBX
Art of Fighting - пример производительности

Java

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Эмуляция Java-приложений - весьма любопытное занятие. Для этого на PSP существует эмулятор PSPKVM, который позволяет устанавливать на приставку игры и приложения в этом формате!

По приложенной ссылке, можно найти список совместимости java приложений, которые были проверены на этом эмуляторе, хотя я бы ему полностью не доверял и проверял свои java самостоятельно. Дело в том, что игр там упомянуто немного более сотни и я специально попробовал установить на своей PSP игры, которых в списке нет. Возьму для примера игру XIII-2, она прекрасно работает в режиме без звука.

Поскольку инструкции есть на форуме, напишу лишь несколько моих замечаний, которых там нет:

  • Устанавливайте игры в формате "Nokia (240*320)". Исходя из моего опыта, игры установленные через этот пресет, работают максимально корректно и бодро.
  • Игры в большинстве своем работают на полной скорости, но в основном с выключенным звуком. Хотя, это надо проверять на практике, некоторые игры, как например King Kong, работает со звуком на полной скорости.
  • Стоит учитывать, что некоторые игры весьма долго загружаются, это норма.

В любом случае, попробовать этот эмулятор определенно стоит, хоть он и не сравнится в качестве работы с эмуляторами консолей.

King Kong - пример производительности

Game Boy/Game Boy Color

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

С этими портативками от Nintendo знакомы многие, но вряд-ли они у многих были. У владельцев PSP есть возможность познакомиться с библиотекой первых двух моделей Gameboy при помощи эмулятора RIN!

Эмулятор позволяет запускать на PSP подавляющее большинство игр с Gameboy и Gameboy Color, так что грех не воспользоваться этой возможностью! Хотя бы ради ради прохождения прекрасной The Legend of Zelda: Link’s Awakening!

Speedy Gonzales (Game Boy) - пример производительности
Spider Man (Game Boy Color) - пример производительности

Game Boy Advance

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Последняя версия в линейке Gameboy от Nintendo. Очень интересная приставка, которая заслуживает внимания не меньше остальных перечисленных систем!

Поиграть в игры с GBA на PSP, поможет эмулятор UO gpSP Kai. Он позволяет играть в большинство игр с этой системы. На личном опыте заметил, что проблемы в основном возникают при запуске игр с 3D графикой.

Эмулятор прекрасно апскейлит картинку на полный экран PSP, играть очень комфортно!

Metroid Fusion - пример производительности
TG Rally - пример производительности

PC Engine/Turbo Grafx-16

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Любопытная, но малоизвестная в России 8/16 битная приставка. Будет особенно интересна любителям шмапов, на этой системе их выходило очень много!

Я пользуюсь эмулятором e[mulator] v0.82f, взятый с emu-land. Как показывает практика, из-за низкой популярности среди геймеров, у нас до сих пор нет лучшего эмулятора, который позволил бы играть в большинство игр с этой системы. Есть несколько проектов, которые работают через пень колоду, для того, чтобы найти рабочий эмулятор, мне пришлось перепробовать несколько версий.

Поскольку я не находил адекватных инструкций по установке эмулятора и Rom-файлов, оставлю здесь несколько замечаний, которые вам помогут:

  • Если вы скачаете тот же эмулятор, что у меня, то вы получите архив с разными файлами, среди которых есть даже исходный код, если я правильно понимаю. Нам понадобится папка PSP, ее и нужно скопировать в: F:\PSP\GAME
  • В папке с эмулятором создаем папку Roms, куда будем класть Rom-файлы.
  • После запуска эмулятора, вы увидите меню, в котором кнопкой "Круг", выбираем первый пункт "ROM SELECT", затем "ROMS", и выбираем нужный Rom-файл.

Этот эмулятор работает стабильно и запускает все игры, что я пытался ему скармливать.

Вообще, перед скачиванием и пробой этого эмулятора, я советую вам посмотреть видео об этой приставке за авторством Игролова:

Очень познавательно!
Daisenpuu - пример производительности

Nintendo 64

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Консоль, проигравшая борьбу легендарной Play Station 1. Многие знают эту консоль по тому, что Nintendo решила пойти против CD-тренда и снова выпустила приставку, работающую на картриджах. Из-за этого на N64 отсутствуют некоторые культовые игры пятого поколения. Разработчики только недавно получили безграничные объемы носителя для видеоигр в лице CD-дисков, здесь же им предлагали картриджи, вмещавшие в несколько раз меньше.

Но это не значит, что Nintendo 64 не стоит внимания! На ней выходило много прекрасных игр, в которые определенно стоит поиграть! Взять хотя бы эксклюзивы в лице Mario 64, Conker Bad Fur Day или игр во вселенной The Legend of Zelda!

Эмуляция этой консоли на PSP - далека от идеала. В режиме со звуком, почти все игры не играбельны. Некоторые без звука работают хорошо, некоторые безбожно лагают, а некоторые намертво вешают консоль. Ну что здесь поделать, видно игры для консоли от Nintendo 64 понимают, что их пытаются запустить на консоли конкурента и решают не сдаваться без боя :)

На PSP существует один эмулятор DaedalusX64 (я использую версию DaedalusX64R1909). Все инструкции есть по ссылке, и я отмечу лишь то, что когда консоль виснет намертво, пробуйте проверить, работает ли кнопка регулировки яркости экрана. Если она работает, то есть надежда, что игра "отлагает". Если не работает даже она, единственным решением будет вытащить из консоли аккумулятор. Да, это значит что на PSP Go или PSP-Street играть будет не удобно.

Super Smash Bros - пример производительности

Capcom Play System 1 и Capcom Play System 2

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Игровые автоматы от CAPCOM имеют несколько итераций: CPS1, CPS2 и CPS3. Из-за внушительного объема Rom-файлов на Capcom Game System 3, эмулятора этого игрового автомата на PSP нет.

Первые две итерации напротив, имеют эмуляторы и отлично запускают игры! В библиотеке этих игровых автоматов есть много очень красивых и интересных игр, в которые следует поиграть! Картинка в играх на этих системах чем-то похожа на Neo-Geo, а порой даже лучше!

Преобладают на этой системе файтинги, битемапы и шмапы. Поэтому, попробовать эмуляторы CPS1PSP и CPS2PSP однозначно советую!

The Punicher (Capcom Play System 1) - пример производительности
Marvel Super Heroes (Capcom Play System 2) - пример производительности

Homebrew

Эти приложения представляют собой игры и программы, которые создаются соображающими любителями, не имеющими официального разрешения на разработку программ для консоли. Похождения энтузиастов затрагивали много культовых игр (в основном, олдскульные шутеры), но все упирается в специфику создания Homebrew-приложений.

Я не соображаю в этом с практической части, но исходя из того, что я читал на форумах, портирование игр на PSP производится либо в случае открытых исходников игр (спасибо Джону Кармаку за открытый код Doom и Quake!), либо в случае попытки перенести игру на открытый движок. В последнем случае, работа над многими играми так и не была закончена (Half Life - тому пример). Но даже исходя из этого, на PSP вышло достаточно портов! Давайте рассмотрим самые любопытные из них:

Обычно такие программы устанавливаются на PSP по пути: F:\PSP\GAME

Хочу заметить, что управление в 3D-шутерах весьма удобное, мои факапы в записи обусловлены тем, что я пытался записать видео на коленке, а на часах было далеко за 0:00 :)

Heretic

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Великолепный шутер, созданный на движке Doom, переносящий игрока из коридоров UAC на Марсе в средневековый фентезийный сеттинг! Зомби, горгульи, арбалеты и магические посохи, всего этого в Heretic в избытке!

Игра прекрасно работает на PSP, но насколько мне известно была портирована только первая часть уровней. Но и без того, игра щедро поделится с сами несколькими часами приятного doom-like геймплея! Однозначно советую поиграть в эту игру любителям жанра олдскульных шутеров!

Скачать сие творение можно здесь.

Пример производительности

Duke Nukem 3D

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Культовый Duke Nukem был портирован на PSP, но на деле ценность этого порта сомнительная.

Да, игру можно пройти, управление можно настроить, работает она на хорошей скорости, можно делать сохранения. Но есть одно пренеприятнейшее "но". В этой игре нельзя выйти в меню через нажатие клавиши "Home", а при попытке выйти из игры через меню самой игры - консоль намертво виснет.

Получается, единственный вариант привести PSP в чувства - вытащить и вставить аккумулятор. Мне данный способ очень не нравится, поэтому я лучше пройду Duke Nukem 3D на какой-нибудь другой платформе. Но упомянуть об этом порте следовало, ибо игра хорошая и кого-то проблема с выключением не остановит. Благо, все остальное работает хорошо.

Скачать игру можно тут.

Пример производительности

Hexen 2

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Игра, являющаяся третьей игрой серии Heretic-Hexen и последней в трилогии о Змеиных всадниках. Уровнем графики похожа на Quake 2

Создана игра на модифицированном движке Quake Engine. Геймплейно представляет собой шутер от первого лица с упором на решение разнообразных головоломок.

Я ее так толком и не прошел, к сожалению, но по словам игравших, игра полностью проходима на PSP.

Скачать можно тут, работает только под PSP Slim!

Пример производительности

Shadow Warrior

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Еще один культовый шутер, но уже про дальневосточного наемного убийцу, созданный на модифицированном движке Duke Nukem 3D.

Бодрое рубилово, удачно сочетающее шутинг и ближний бой, очень советую поиграть, если вы еще этого не сделали!

В данном случае, нам нужно скачать по отдельности файлы, запускающие на PSP игру и саму игру.

Файлы для запуска можно тут.

Rip-версию Shadow Warrior скачиваем здесь.

Пример производительности

Quake

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Первый полностью трехмерный шутер, вышедший из под пера id Software.

Благодаря тому, что исходники движка были выложены в открытый доступ, у нас есть порт этой замечательной игры на PSP. Мы очень многим обязаны Джону Кармаку :)

Скачать игру можно тут.

Пример производительности

DOOM/DOOM II

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Если уж Doom запускали на устройствах, порой вообще не предназначенных для игр, то абсолютно не удивительно, что "Великий и ужасный" есть на PSP. И работает он отлично!

Поскольку Doom - игра без управления камерой, играть в него на нашей портативке очень удобно и просто!

На PSP портировали движок, который позволяет запускать на консоли WAD-файлы, что в теории позволяет играть не только в оригинальные части Doom, но и еще в необъятное количество фанатских сборок, что очень круто!

Скачать Homebrew-Doom на PSP можно тут.

Doom 2 можно сказать тут. ибо архив с Doom2 из первой ссылки - поврежден.

Rise of the Triad

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Шутер за авторством Тома Холла - одного из основателей id Software. Во времена работы над Doom, творческие векторы Тома и студии разошлись, и он ушел в студию Apogee, являвшуюся подразделением 3D Realms.

Игра впитала в себя характерные черты подхода геймдизайнера - любовь к аркадным играм. Это чувствуется в самых разных аспектах, начиная от постоянного платформинга, заканчивая разнообразными ловушками.

Скачать Rise of the Triad можно здесь.

Запуск игр с Playstation

Эту тему я оставил на десерт. Казалось бы, даже android устройства уже тысячу лет как научились эмулировать эту приставку, зачем нам для этого может понадобиться PSP? И правда, зачем? А вот затем, что эта консоль имеет аппаратные кнопки, имитирующие немного кастрированный dualshock, что позволяет играть в очень большое количество игр с PS1 на нормальных клавишах и на отличнейшей скорости, поскольку эмуляция игр с PS1 встроена в PSP не на уровне эмуляторов, а на уровне прошивки!

Единственное, игру для начала надо подготовить для запуска на PSP. Для этого нам понадобятся несколько программ для компьютера: PSX2PSP, WinRar и ПРОГА ДЛЯ КОНВЕРТИРОВАНИЯ АУДИО

Процесс конвертирования игры простой:

  1. Скачиваем программу PSX2PSP и перемещаем папку с ней в корень диска (:С)
  2. В появившемся меню выбираем "Classic mode"
  3. В разделе "ISO/PBP File" , открываете образ с игрой для PS1
  4. В разделе "Output PBP folder", указываете место сохранения конвертированного для PSP образа
  5. В разделе "Icon image", выберите изображение, которое будет отображаться в иконке игры в меню PSP.
  6. В разделе "Background image", выберите изображение, которое будет отображаться на фоне меню PSP, при выборе игры.
  7. Нажимаем кнопку "Convert" и ждем.
  8. В нижнем левом углу окна программы появится надпись "Done. Final compression xx". Это означает, что конвертация была успешно совершена.
  9. Полученную папку с файлом EBOOT.PBP, копируем в: F:\PSP\GAME и пробуем запустить игру. Если она не запускается, скорее всего проблема в образе с игрой. Ищем новый и повторяем процедуру.

После запуска игры, вы можете выйти в меню эмуляции при нажатии кнопки "Home". В нем можно настроить управление и режим вывода изображения. Консоль может растягивать картинку на весь экран или выводить его в оригинальном соотношении сторон 3:4.

Test Drive 6, адаптированная этим способом. Работает абсолютно без нареканий.

Техническое обслуживание.

Сама по себе, PSP является надежным устройством, которое не норовит поломаться от постороннего чиха. Но, я все-таки хочу затронуть пару тем, с которыми вероятнее всего может столкнуться владелец PSP. Чтобы вы были готовы заранее.

Разболтанный аналоговый стик

Самая частая проблема, с которой сталкиваются владельцы PSP - разболтанный аналоговый стик. Она проявляется в самопроизвольном отклонении стика, которое начинает мешать играть. Более детально вы можете это проверить в программе Key[S]Tester, о которой упоминалось ранее.

Эта неполадка не является чем-то особенным и неисправимым, ибо есть несколько способов починить неполадку. Первый будет стоить вам лишь свободного времени и баночку силиконовой смазки при условии, что у вас уже есть нужные инструменты. Можно попробовать пересобрать стик, хорошенько смазав его силиконовой смазкой.

Я советую вам сперва проверить этот способ, чтобы точно понять причину ведения стика. Обычно механизм аналога забивается пылью, которая мешает внутренним элементам беспрепятственно двигаться. Также, неполадка может заключаться в растянутой пружинке, которая возвращает стик в исходное положение. В этом случае стоит попробовать найти подобную пружинку и заменить ее. Если ничего не поможет, то для вас будет актуальным второй способ - придется искать магазины в интернете и заказывать новый стик. В каждой ревизии PSP он разный!

Первый способ, потенциально подходит для любой ревизии PSP. Строение аналогового стика везде различается, но работают они по одному принципу. Да и инструкции по разборке каждого стика можно найти в интернете.

Для этого вам понадобится:

  1. Тонкая крестообразная отвертка (Будьте осторожны, винтики консоли достаточно мягкие, есть риск сорвать шлицы, если переусердствуете)
  2. Плосконосый пинцет (Я пользовался косметическим пинцетом)
  3. Стандартное лезвие для канцелярского ножа (Лично мне удобнее орудовать лезвием без самого ножа, но это ИМХО)
  4. Коробочка/крышечка для хранения винтиков (Многие часто об этом забывают, а потом ползают по полу в комнате в поисках, не надо так)
  5. Силиконовая смазка
  6. Салфетки белого цвета (Чтобы раскладывать на них извлеченные детали консоли, так они не будут скользить по столу и будут прекрасно видны на белой салфетке. Также, советую положить дисплей лицевой частью вниз, чтобы он не собирал на себе пыль)

Да, это не самая легкая задача, требующая акуратности и усидчивости. Но, как показала моя практика, особенно сложного в этом ничего нет:

  1. Находите в интернете инструкцию или видео по разборке PSP вашей ревизии.
  2. Извлекаете модуль аналогового стика.
  3. Разбираете его. Проверяете, не растянута ли пружинка. Если растянута, ищете пружинку для замены, либо смиряетесь и идете заказывать новый стик. Если с пружинкой и остальными элементами все в порядке, акуратно очищаете все элементы от пыли, которая там может быть, и собираете механизм, предварительно смазав подвижные элементы силиконовой смазкой.
  4. Устанавливаете модуль обратно и собираете PSP. Проверяете успешность работы в Key[S]Tester

Если проблема исчезла - радуемся, если осталась - заказываем новый аналог в интернете.

Я делал подобную операцию на своей PSP-2008 и после этой процедуры прошло уже больше года. Стик хорошо себя чувствует и никаким образом не намекает на то, что собирается давать коней. Если же стик окончательно и бесповоротно мертв, в интернете даже сейчас можно найти и заказать стик на замену. Обычно, цена на новый аналог колеблется в районе 500 рублей, без учета доставки. Не советую первым делом идти на Ebay и AliExpress, стики все еще можно найти в профильных магазинах запчастей для электроники.

Неисправный аккумулятор

Тут ситуация развивается примерно так. Либо аккумулятор не держит заряд (Обычно аккумулятор PSP должен обеспечивать примерно 5 часов работы в играх), и вам приходится пользоваться консолью только от розетки, либо аккумулятор вспучивается. В этом случае можно заказать аккумулятор, причем можно обратить внимание на батареи повышенной емкости. Они до сих пор продаются в профильных магазинах. Цена колеблется в районе 1000 рублей с учетом доставки.

Дополнение от Ивана Пискуна: Я еще посоветую следить за зарядом аккумулятора, периодически его подзаряжая. В некоторых случая высаживание в 0 может обернуться его кончиной. Мне так один аккумулятор восстановили отпаяв контроллер, подав напряжение прямо на банку и последующей припайкой контроллера на место. Так батарея ожила и стала нормально работать. Вторая не ожила.Странно, что автор ничего не упомянул про батарею. Считаю это самое уязвимое место у PSP. Если заряд в банке упадет ниже 2.5 вольт, то батарея не заведется. Она даже заряжаться не начнет и PSP ее видеть не будет. Мне реанимировали быстро подав заряд прямо на банку (просил человека занимающегося ремонтом различной электроники), вроде еще есть вариант со сбросом информации в самом контроллере, там надо контакты замыкать, предварительно отпаяв банку, чтобы ее не коротить. Но я не на 100% подскажу все тонкости.Но думаю проще будет с алиэкспресса заказать новый аккумулятор и следить за ним. Т.к. в разряженном в 0 аккумуляторе при длительном хранении происходит распад лития и аккумулятор деградирует.

Важное замечание! Правда, я с таким пока не сталкивался, но уделить внимание этому моменту однозначно стоит!

Где покупать запчасти для PSP?

К сожалению или к счастью, я пока так и не заказывал новые запчасти для своих консолей, поэтому не могу посоветовать однозначно-правильный магазин, где можно заказать корпуса, батареи и т.д.

Могу предложить обратить внимание на магазин Водолей, в нем я заказывал блок питания для Ps2Slim (и еще кое-что по мелочи), прислали отличный образец, который работает уже третий год без нареканий! Если вы не нашли нужные компоненты в каталоге, стоит обратиться на их почту и узнать, могут ли они продать вам определенный товар.

В противном случае, обязательно советую обратиться на профильные форумы на сайтах: 4PDA, GBX.ru и Emu-land. На этом сайте до сих пор остались старожилы, которые смогут помочь с любой неполадкой. Там же можно будет попросить помощь в поиске искомых запчастей.

Итоги

Надеюсь, я в полной мере смог показать и рассказать вам, почему PSP даже сейчас стоит внимания. Почему эта консоль была очень крутым устройством на момент актуальности и остается таковой, даже спустя более чем десять лет с момента выпуска.

PlayStation Portable по прежнему остается очень интересным устройством, несмотря на засилье самых разнообразных Android-консолей. Да, они предлагают более широкий выбор эмулируемых систем, могут относительно спокойно запускать игры с Nintendo 64 и Sega Dreamcast. Но цены на них как-правило выше, чем на PSP в хорошем состоянии и комплектации.

Она сочетает в себе отличное качество и очень удобный формфактор, который до сих пор копируется большинством Noname-производителей. Она может предложить широкий спектр игр, начиная с оригинальных для PSP и PS1, заканчивая внушительным количеством эмулируемых систем.

Если вы хотите получить оригинальное устройство, принадлежащее к истинному определению - игровая консоль, то PSP - однозначно стоит попробовать! PSP все еще распространена на вторичном рынке, и ее можно купить за очень адекватную цену. Консоль неприхотлива в обслуживании и будет служить верой и правдой аккуратному владельцу, за это ее все и обожают!

Фух, вот и все! Спустя целых три месяца, много часов печатания текста и десятков бессонных ночей статья закончена! Это было сложно, но безумно интересно! Следующей статьей будет "Блог", посвещенный моему игровому улову за последние пол года. Сам говорил ранее, что вряд-ли смогу покупать что-то в ближайшее время. Судьба распорядилась совсем по другому, и мне определенно есть что Вам показать :)

Заметки геймера-коллекционера (Часть 4, PlayStation Portable)

Если вы тоже являетесь счастливым владельцем PSP, делитесь фотографиями ваших консолей в комментариях!

1919 показов
52K52K открытий
83 комментария

Как все это прочесть...
Лонгрид из серии "у меня экран закончился".
Монументальный труд, браво.
Добавил в закладки)

Ответить

Тут с одной стороны лонгрид, а с другой мини-инструкция, чтобы несведущий человек смог сразу понять, какую PSP ему стоит купить, что он сможет на ней делать и тд.)

Ответить

а главное зачем,вода и очевидное...да и кому нужен PSP 2019 когда есть свич....

Ответить

Добавил в закладкиБеда всех лонгридов - их никто не читает, потому что когда ты видишь текст, равный по размеру первому тому Войны и Мира, то просто добавляешь в закладки и забываешь навсегда.

Идеальная статья - это три-четыре экрана, не больше.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Да, тема моддинга PSP тоже весьма обширная и интересная, может когда-нибудь к ней обращусь)

Ответить