Самая страшная стратегия в соревновательных покемонах

Её боялся даже Пикачу.

Покемоны — это классическая ролевая игра, с системой прокачки родом прямиком из девяностых. Разумеется, из-за этого ей также присущи и все основные проблемы жанра.

Например, если уровень покемона вашего врага сильно превосходит оный у союзного, шансов на победу в таком бою будет, скажу прямо, немного. Но самое главное, что они не равны нулю!

В этой статье я поведаю о самой сильной среди самых слабых стратегий, которые когда-либо возникали в головах серьёзных игроков в соревновательных покемонов. Ну и немного о том, какое влияние она оказала на основы мышления людей в уже достаточно серьёзной кибер-дисциплине.

F.E.A.R.

Нет, никакой связи с хоррор-шутерами из середины нулевых, к сожалению, здесь не будет.

F.E.A.R. — это повсеместно принятый в покемон-сообществе термин, выделяющий целый класс стратегий, способных нарушить, казалось бы, естественный баланс. В общем и целом они позволяют слабым и немощным покемонам, которых вы можете встретить в самом начале игры, побеждать самих богов во плоти без особых усилий и в честном бою.

Изначально термин F.E.A.R. означал Fucking Evil Annoying Rodent — Чертовски Злобный Раздражающий Грызун. Чуть позже была придумана более политкорректная расшифровка Focus Sash+Endeavor+Quick Attack+Rattata. Сокращение получилось менее складным, но зато оно сразу поясняло общую суть стратегии и её первооснователя — Раттату (она же тот самый «Грызун» из оригинальной трактовки).

А кто такая Раттата и причём тут она вообще?

Раттата (кродеться)
Раттата (кродеться)

Ответ на вопрос в подзаголовке прост — это самый непримечательный покемон. Тот покемон, которого вы не захотите приручать даже в своё первое прохождение. Тот покемон, про существование которого вы скорее всего забудете после завершения игры. Тот покемон, который не выделяется ничем даже на фоне тех, кто ничем не выделяется на фоне других. Одним словом, идеальный кандидат на то, чтобы внести его в анналы истории, хотя бы и за то, насколько он никому не интересен.

Небольшой экскурс в историю

Появившись в оригинальных Pokémon Red/Green ещё в 1996 году, Раттата продолжала оставаться в тени прочих карманных монстров вплоть аж до 2007 года, когда весь мир уже во всю играл в четвёртое поколение покемонов на своих Nintendo DS.

Упоминаю эту консоль в данной статье я только потому, что именно с Nintendo DS в покемонах появились онлайн бои, что очень сильно подстегнуло соревновательный дух фанатов серии того времени. Бои в покемонах перестали казаться малозначительным гиммиком для редких игроков и стали по-настоящему массовым увлечением.

Разумеется, одновременно с этим стали появляться и форумы, где игроки делились интересными находками, стратегиями, искали себе друзей и соперников, проводили небольшие турниры, за победу в которых полагалось только право похвастаться перед знакомыми. Классическая история для зарождающейся киберспортивной дисциплины того времени.

На одном из подобных форумов появился человек, который побеждал абсолютно всех кто бросал ему вызов — Untouchable. Или, по-русски, «Недостижимый». В довольно короткие сроки он стал одним из самых известных игроков на форуме, что, разумеется, сказалось на его поведении — вёл он себя вызывающе, часто грубил другим и всячески пользовался своей непобедимостью.

Как известно, короли не правят вечно, и довольно скоро объявился Герой, готовый спасти форум от всесильного зла — этим героем стал игрок с ником Marriland.

Сам бой между ними в целом был достаточно необычен, но нам из него интересен только один момент, впоследствии ставший легендарным:

Бой Раттаты Marriland и Эмполеона Untouchable

Раттата первого уровня без какой-либо сторонней помощи уничтожила Эмполеона сотого. Тот самый, никому не интересный покемон, от которого никто ничего не ждал, и, видимо, который был добавлен в команду по ошибке или шутки ради.

Именно Раттата закончила поединок и сделала она это самым брутальным образом. По сути на видео выше запечатлено современное переосмысление библейской истории о Давиде и Голиафе.

Что же произошло?

Давайте разбираться по порядку:

1. Эмполеон атаковал Раттату. В нормальных условиях он бы её, конечно же, прикончил, но наша Раттата имела с собой Focus Sash, что не позволяет убить покемона с одного удара. Поэтому Грызун остаётся ровно с единицей здоровья.

2. Следующей уже атакует Раттата, применяя Endeavor. Эта атака оставляет врагу столько же здоровья, сколько есть у нас. Следовательно, Эмполеон остаётся с одной единицей здоровья.

Конец первого хода.

3. Так как уровень Раттаты сильно ниже, чем у Эмполеона, на втором ходу она должна будет атаковать после него. Разумеется, вторую атаку Эмполеона Раттата уже не сможет пережить, ибо Focus Sash был потрачен на прошлом ходу.

Благо что Раттата знает Quick Attack, которая позволяет ей атаковать вне зависимости от скорости покемонов на поле, то есть с повышенным приоритетом.

4. По правилам покемонов, атака не может нанести меньше одной единицы урона — Эмполеон умирает, после чего бой заканчивается.

Теперь, когда вся суть этой битвы объяснена, становится очевидно, что у Эмполеона изначально не было абсолютно никаких шансов победить. В 2007 году запись боя вызвала настоящий фурор и долгое время после этого являлась наиболее просматриваемым видео по покемонам на Ютубе.

Стоит отметить, что Marriland не придумал эту стратегию — он увидел её упоминание на форуме GameFAQs, после чего решил использовать её чтобы удивить своего соперника (оригинальный автор стратегии, впоследствии названной F.E.A.R., неизвестен) . Но именно благодаря Marriland многие интересующиеся покемонами люди стали обращать своё внимание на онлайн бои, а те, кто уже и так интересовался ими, начали гораздо больше времени уделять тренировке своих покемонов и выбору стратегии боя, так что недооценивать вклад Мэррилэнда в историю определённо не стоит.

Является ли Раттата сильнейшим покемоном?

Вкратце — нет. Основная проблема F.E.A.R. стратегии заключается в том, что ваш враг обязан сделать определённые действия, чтобы она в принципе сработала. Он должен атаковать вас на первом ходу, чтобы снизить ваше здоровье до единицы, он не должен пытаться восстановить своё здоровье (иначе Quick Attack попросту не добьёт его) , он не должен иметь своей Quick Attack или её альтернативы и так далее.

Ну и самая простая контрстратегия — если ваш оппонент имеет покемона призрачного типа, то вы не сможете применить на него ни Endeavor, ни Quick Attack, ибо призраки имеют полный иммунитет к ним.

В этом плане популярность Раттаты сыграла с ней плохую шутку — если человек видел Раттату, он уже был подготовлен к тому, что конкретно она будет делать и как с ней бороться. Благо что Раттата не являлась единственным покемоном, способным реализовывать эту стратегию. Только в Pokémon Diamond/Pearl, где произошёл бой Мэррилэнда и Антачабла, насчитывалось аж 15 покемонов, способных на F.E.A.R. К великому сожалению, все они всё равно имели какие-либо слабости и реально сильных игроков было практически невозможно подловить такими простыми и дешёвыми уловками.

Поэтому, когда вначале я указал, что F.E.A.R. является сильнейшей из слабейших стратегий, я намекал не только на очевидную слабость низкоуровневых покемонов, но и на то, насколько слаба эта стратегия сама по себе против действительно разбирающихся оппонентов.

Развитие стратегии

В следующем поколении покемонов, после добавления в игру Focus Sash, создатели игры решили усилить старую способность Sturdy — до Pokémon White/Black способность практически ничего не делала, но в новой части Sturdy стала работать как бесконечный Focus Sash — владельца способности невозможно убить с одного удара, если его здоровье было полным.

Недолго думая, игроки нашли нового, более эффективного F.E.A.R. покемона — Эрона.

Какая же он милашка, разве он может в одиночку уничтожить всю команду врага? :з
Какая же он милашка, разве он может в одиночку уничтожить всю команду врага? :з

Эрон, по совместительству счастливый обладатель Sturdy и Endeavor, достаточно быстро стал одним из самых популярных покемонов. В отличии от Раттаты, он мог почти бесконечно восстанавливать себе здоровье и убивать нескольких покемонов врага, не боясь смерти…

…разумеется, он всё равно не являлся хоть сколько-нибудь стабильным покемоном и почти никакой угрозы для серьёзных игроков всё так же не представлял. Чего можно сказать и обо всех остальных покемонах, которые когда-либо пытались играть через F.E.A.R.

Эта стратегия всегда была слаба, даже в год своего обнаружения, и по большей части опиралась на то, что враги не будут ожидать от вас чего-то подобного.

На Ютубе до сих пор иногда выкладываются ролики, где тренеры используют F.E.A.R. против ничего не подозревающих оппонентов, но в наше время это делается скорее забавы ради и как дань уважения той самой Раттате. Получается, на самом деле, весь этот текст про F.E.A.R. не имеет никакого смысла, ведь люди как играли только самыми сильными покемонами, так и продолжили?

А зачем вообще играть слабыми покемонами?

Знаете… люди иногда слишком сильно увлекаются соревнованиями. Они забывают, что игры в первую очередь должны приносить и удовольствие от самого процесса, а не только радость от победы.

В такой игре, как покемоны, где всё запрограммированно в виде формул и зависит от конкретных чисел, довольно легко начать думать, что эти числа показывают объективную силу. У какого-то покемона больше характеристик? Значит он сильнее. Какая-то атака наносит на 40 урона больше? Стало быть стоит использовать только её.

Это одна из слабостей человеческого мозга, человек видит цифры и он всегда верит им. В гонке за идеальной командой люди порою забывают, что в мире существует уже более тысячи покемонов, и продолжают использовать только десять-двадцать сильнейших из них:

Топ-8 Виргинского Регионального Чемпионата, 2016 год. Кружками выделены только почти полностью идентичные покемоны и связки
Топ-8 Виргинского Регионального Чемпионата, 2016 год. Кружками выделены только почти полностью идентичные покемоны и связки

В 2016 году, если бы вы выпивали рюмку каждый раз, когда одного Мега-Кангасхана (на рисунке отмечен красным кружочком) выставляли против другого на первом ходу, вы бы не дожили до четверть-финала любого, даже самого маленького, турнира. Но на самом деле, даже несмотря на очевидно сильных покемонов и связку Граудона+Зернеаса (на картинке выделены зелёным кружочком), все команды из топ-8 Виргинского Регионального Чемпионата значительно отличались друг от друга по стилю игры, общим целям и стратегиям.

Команда, занявшая первое место, например, хоть ничем не отличалась по составу от команды, занявшей второе, была заведомо составлена более пассивной и готовой выдерживать сильные атаки. Команда со второго места была напротив, более агрессивной, и потому не справилась в финале. До 2007 года на многих любительских турнирах не меняли даже атаки от покемона к покемону.

Итак, возвращаемся к 2007 году. В сообществе начался настоящий бум — люди перестали судить о покемонах исключительно по цифрам, начали смотреть гораздо глубже в суть своих цифровых питомцев, стали больше времени уделять тем из них, кого когда-то считали слабыми.

Сильные покемоны. Слабые покемоны. Это всего лишь эгоистичное оценочное восприятие людей. Настоящие мастера стремятся победить теми, кто им по-настоящему нравится.
Сильные покемоны. Слабые покемоны. Это всего лишь эгоистичное оценочное восприятие людей. Настоящие мастера стремятся победить теми, кто им по-настоящему нравится.

Далеко не все покемоны стали использоваться в боях на постоянной основе, но это уже и не важно. Самое главное, что одна скромная Раттата когда-то смогла победить задиристого и эгоистичного Эмполеона, чем перевернула восприятие множества игроков, и вселила в них дух исследований на годы вперёд в достаточно математически строгой стратегической игре.

Спустя семь лет после появления первого ролика с реализацией F.E.A.R., корейский киберспортсмен Сэ Джун Парк выиграет крупнейший официальный турнир по покемонам. Он победит, взяв с собой во все бои финала Пачирису. Покемон, которого по-настоящему никто не ждал увидеть в принципе на турнире, тем более в финале, ведь суммарных характеристик у Пачирису было в два раза меньше, чем у любого из её соперников на турнире.

К концу турнира за Сэ Джуна будет болеть весь зал и радоваться каждому его успеху. Этот человек возвёл в абсолют идею о том, что надо уметь побеждать теми покемонами, кто тебе нравится, даже если они слабы.

Пачирису впитывала сильнейшие атаки того турнира, как будто это совершенно нормально
Пачирису впитывала сильнейшие атаки того турнира, как будто это совершенно нормально

Победил бы Сэ Джун с любым другим покемоном? Возможно, ведь он был безумно сильным игроком с уникальным видением игры.

Но он решил дополнить свою команду именно Пачирису. Не только потому, что этот покемон ему искренне нравился, но и потому, что она заполнял весьма конкретную нишу, которую в тот момент могла заполнить только она.

Возможно о победе Сэ Джуна я напишу в будущем отдельную статью, но самое важное в этой истории для статьи то, что человек не побоялся рискнуть. Он взял в матчи на первенство не надёжного по чистой силе покемона, но того, кого считал сильным своим разумом и сердцем. И Пачирису не подвела его.

Не произойди история с F.E.A.R., кто знает, возможно настолько же рискованных игроков было бы меньше, или не было бы вовсе.

Ну и в качестве финального аккорда: Геймфрики знают про F.E.A.R! В Pokémon Sword/Shield в Хаммерлоке, можно бросить вызов тренеру Брайану. В бою он будет использовать Коттони второго уровня с Focus Sash, Endeavor и Quick Attack.

Создатели покемонов очень редко делают намёки на вещи, происходящие в рамках фанатского сообщества, так что подобная отсылка это самое настоящее событие! Если будете играть в мечещит, обязательно загляните к старине Брайану и проверьте своих покемонов на устойчивость к F.E.A.R.

Хия! Изучай синергию своих покемонов, их атак и предметов, и направляй своё внимание в верном направлении!
Хия! Изучай синергию своих покемонов, их атак и предметов, и направляй своё внимание в верном направлении!
6.9K6.9K показов
1.3K1.3K открытий
55 репостов
26 комментариев

Офигеть. Очень интересно было почитать. Хочу ещё статей по покемонам.

Ответить

Ваще без проблем, но только сильно после релиза тирсов, я не в силах конкурировать с зельдой по вниманию читателей...

Ответить

Лонг по покемонам, неожиданно

Ответить

Это лжещитпост - внешне в подсайте выглядит как обычный мем, но когда пользователь заходит внутрь, его поджидает подстава

Ответить

Вот еще один интересный факт про покемонов.

Ответить

Зачем я это прочитал, если я вообще не играю в покемонов..? Однако, лонг мне понравился.

Ответить

Зачем я это прочитал, если я вообще не играю в покемонов..?Собсна в том и смысл статьи: рассказать всем, кто никогда не играл в покемонов про разные приколы, ибо иначе они никогда бы сами про это не узнали. А истории всё-таки интересные!

Ответить