«Мне плевать на Атию» – обзор Forspoken

«Мне плевать на Атию» – обзор Forspoken

11 июня 2020 года Square Enix представила миру первый тизер неизвестного тогда Project Athia – приключения в фантастическом мире о девушке, с легкостью преодолевающей все неровности местного ландшафта и легким движением руки раскидывающей врагов магическими приемами.

А всего за месяц до этого события, 13 мая 2020 года, в сети появилось видео, демонстрирующее возможности нового Unreal Engine 5, в центре повествования которого зрители также увидели юную девушку, исследующую таинственные руины и взмывающую ввысь при помощи магии.

И если на момент публикации первого тизера проекта Square Enix многие проводили параллели между двумя показанными видео, то с течением времени и появлением все большей информации о Project Athia (в особенности демоверсии игры) , уверенность в качественной демонстрации нового движка на консоли следующего поколения угасала.

Наконец, 24 января 2023 года на свет вышла Forspoken – в том виде, в котором издатель в лице Square Enix и разработчик в лице Luminous Productions были готовы представить ее широкой публике. О ней и поговорим.

В тексте возможны незначительные спойлеры к сюжету игры.

«Мне плевать на Атию» – обзор Forspoken

Сюжет

История Forspoken сконцентрирована на Фрей – 21-летней жительнице Нью-Йорка, которая при загадочных обстоятельствах в день своего рождения попадает на мистический континент Атия, практически полностью разрушенный последствиями недавней войны и поглощенный смертельным туманом. Из последних сил Фрей добирается до Ципáля – единственного обитаемого города на континенте, в котором от убийственной завесы укрываются последние жители этого мира.

По неизвестной причине на Фрей злосчастный туман не действует – а значит именно ей придется принять на себя роль спасительницы Атии от могущественных тант – матриархов и, в прошлом, владычиц этих земель.

Прав, собственной персоной – закованная в кандалы танта правосудия
Прав, собственной персоной – закованная в кандалы танта правосудия

Уже на этом этапе сюжетная часть проекта Sqare Enix бросает вызов ожиданиям игрока – ведь Фрей, как персонаж, совершенно не волнуют проблемы того мира, в котором она оказалась. И она вполне открыто это демонстрирует – каждый второстепенный персонаж, вступающий с главной героиней в диалог, непременно столкнется с грубым обращением, презрением или прямым оскорблением от жительницы Нью-Йорка.

Более того – лицо безразличия и высокомерия сопровождает Фрей на протяжении всего сюжета, вплоть до битвы с финальным боссом игры. При этом напускная грубость здесь с каждым разом выглядит все нелепее – в процессе прохождения игры жители Ципаля все лучше и лучше относятся к чужачке из другого мира, начинают благодарить за ту помощь, которую она оказывает городу. Однако Фрей остается непреклонной – местный паренек, предлагающий экскурсию по городу, слышит много нелестного в свой адрес в процессе прогулки, а власть имущие в лице Совета до конца игры так и останутся чуть ли не злейшими врагами героини.

То чувство, когда тебе предлагают миссию на сопровождение.
То чувство, когда тебе предлагают миссию на сопровождение.

Проводником девушки и связующим звеном между Фрей, Атией и игроком становится наруч, с которым героиня и попадает на магический континент – вечно всем недовольный голос с британским акцентом постоянно высказывает свое мнение о происходящем вне зависимости от того, интересует ли Фрей его мнение или нет. Вместе с тем, наруч становится «гидом» для игрока в мире игры – пока Фрей отмахивается от исторических лекций и занимается возвращением в Нью-Йорк, для игрока незамолкающее украшение станет главным «лороведом», который и о событиях местных расскажет, и даст совет о том, как лучше поступить в сражении.

Джонатан Кейк, подаривший браслету свой голос, между тем, сделал своего персонажа, пожалуй, самым запоминающимся из всех представленных в Forspoken
Джонатан Кейк, подаривший браслету свой голос, между тем, сделал своего персонажа, пожалуй, самым запоминающимся из всех представленных в Forspoken

Сюжетная часть игры рассчитана на 8-10 часов максимум и вряд ли подарит игроку какие-либо неожиданности или приятные сюрпризы – Фрея в тщетных попытках по-быстрому вернуться домой посетит всех местных матриархов и вежливо попросит (нет) перестать творить бесчинства и ущемлять загнанное в угол население. Серьезных сюжетных поворотов тоже можно не ждать – в игре их всего два, при этом первый легко угадывается еще до первого запуска игры. Злодеи здесь «суперзлые», а местные дружественные NPC будут давить из вас слезу всеми возможными методами – на глубокую проработку персонажей здесь также рассчитывать не приходится.

Отдельного внимания в контексте сюжетного повествования играют диалоги и постановка в Forspoken. От большинства разговоров веет откровенной глупостью – так, будто их писал маленький ребенок, а уровень режиссуры такой, что вы вряд ли найдете хотя бы пару сцен из диалогов, где персонажи не стоят на месте, упершись взглядом друг в друга.

«Мне плевать на Атию» – обзор Forspoken

Как пример откровенно халтурного подхода к игре – на скриншоте выше представлены три квестодателя, которые появляются на своих местах одновременно. Тут стоит сразу обратиться к недавнему заявлению студии Luminos Productions о том, что в игре не будет квестов «принеси-подай». Давайте посудим сами:

  • Мальчик слева попросит вас починить скамейки, разрушенные недавним бедствием. Для этого Фрей необходимо отправиться на удаленный участок карты в небольшое поселение, после чего зачистить его от врагов для того, что бы впоследствии спокойно обыскать тамошние скамейки на предмет необходимых материалов.
  • Бабушка в центре попросит героиню навести красоту в городе – для этого потребуется всего лишь добраться до другого удаленного участка карты мира и собрать там… цветы.
  • И, наконец, молодой человек справа попросит героиню… найти корм для его кошки, который располагается буквально за углом. Ну, а о чем же еще попросить спасительницу мира, правда?
Качество второстепенных квестов в общем... вот такое.
Качество второстепенных квестов в общем... вот такое.

Геймплей и окружение

Все маркетинговые материалы игры, появлявшиеся в сети упорно указывали на так называемый «магический паркур» как основную механику передвижения и главную «фишку» игры. И здесь довольно трудно поспорить – перемещение Фрей на землях Атии поначалу действительно выглядит захватывающе. Игра позволяет с большой скоростью преодолевать препятствия, а с продвижением по сюжету – эффектно скользить по воде и цепляться за природные неровности. В первые часы игры магические выкрутасы будут ограничиваться показателем выносливости героини, но с усилением магических способностей эта проблема сходит на нет.

«Мне плевать на Атию» – обзор Forspoken

И все бы замечательно, но здесь дает о себе знать основная проблема игры, которая обуславливает большинство неприятных моментов в Forspoken. И эта проблема кроется в движке игры, а именно Luminos Engine, на котором в свое время была сделана Final Fantasy XV. Добавив сюда возможное нежелание разработчиков каким-либо образом наполнять Атию разнообразным контентом, мир игры ощущается максимально мертвым – за пределами Ципаля вы практически не встретите дружественных существ, закрытых пространств или вертикального геймплея. Все, что вам предстоит делать – отбиваться от небольших или больших толп врагов, исследуя местные руины, а также перемещаться между этими руинами по горизонтальной плоскости с небольшими препятствиями, попутно вскрывая бесконечные сундуки (без шуток, их тысячи).

В Forspoken даже есть данжи – подземелья, выполненные в виде прямолинейных коридоров, с большой комнатой в самом конце, где Фрей будет ожидать босс, и небольшими комнатами по пути, в которых смиренно ожидают отряды врагов.

Рогатые и крылатые котики-фамильяры отчасти сглаживают впечатление от происходящего на экране.
Рогатые и крылатые котики-фамильяры отчасти сглаживают впечатление от происходящего на экране.

При этом, если в первые час-два игры местная система передвижения может и понравиться игроку, то по прошествии этого времени неизбежно всплывут неудобные вопросы.

Так, например, совершенно непонятно, для чего мир игры сделан НАСТОЛЬКО большим. Вся карта мира разделена на 4 региона, каждый из которых представлен огромным пространством для исследования. Однако наполнение каждого из районов даже скудным не назовешь – вся территория является огромным полем, по которому героиня скачет от одного небольшого поселения с врагами до другого, на ходу отвлекаясь на активности вроде сторожевой башни, с которой можно разглядеть и пометить новое поселение, или монументов, при помощи которых можно незначительно увеличить свои характеристики. А скоростной бег становится не более чем способом чуть быстрее добраться от одного скучного мероприятия до другого.

Кроме того, сами локации выглядят максимально невыразительно – иначе как «красное поле», «синее поле», «зеленое поле» их и не назовешь. Вдобавок ко всему, каждый из регионов почти моментально превращается в «котел», окруженный высокими скалами, не позволяющими Фрей перемещаться между локациями. Приходится или возвращаться в самое начало района или использовать систему быстрого перемещения.

Работа студии с Luminos Engine привела к еще одной неприятной ситуации – в диалогах практически отсутствуют анимации, в связи с чем практически каждый разговор в игре сопровождается несколькими уходами в затемнение, после чего собеседники меняют свое местоположение.

Да, второстепенный квест, в котором вас попросят покормить несколько овец, трижды сопровождается вышеуказанным сообщением на весь экран. Как овца кушает, вы, увы, не увидите.
Да, второстепенный квест, в котором вас попросят покормить несколько овец, трижды сопровождается вышеуказанным сообщением на весь экран. Как овца кушает, вы, увы, не увидите.

Боевая система и развитие

На фоне множества различных недостатков игры, боевая система в Forspoken выглядит будто вырезанной из другого, куда более проработанного проекта.

  • Четыре различные магические "стихии", каждая из которых имеет до 15 заклинаний атаки и поддержки. При этом каждая стихия имеет собственные сценарии использования – одна стихия подойдет для битв на средней дистанции, другая – для ближнего боя, третья – для дальнобойных атак, а четвертая подарит эффективные АоЕ приемы.
  • Широкое древо улучшений с несколькими уровнями конкретного заклинания и возможностью пройти небольшой челлендж для его усиления.
  • Разнообразные перки и другие усиления, настраиваемые при помощи снаряжения (да, от кастомизации ноготочков тоже есть толк).

В итоге батальные сцены в Forspoken превращаются в парад частиц и спецэффектов – игра позволяет быстро комбинировать различные заклинания любой из стихий, тем самым превращая большинство стычек в увлекательное времяпрепровождение. Большинство врагов в Forspoken имеют устойчивости или уязвимости к одним или другим заклинаниям, о чем непременно подскажет браслет на руке Фрей – это позволит куда быстрее справиться с проблемой.

Однако своей красочностью и разнообразием боевая система Forspoken порадует вас только после первых 6-7 часов – тут, пожалуй, стоит отметить несбалансированность развития боевых навыков героини, поскольку магические стихии открываются игроку исключительно по сюжету, а развитие и прокачка уже имеющихся заклинаний напрямую зависит от исследования мира.

По всей Атии разбросаны маленькие колодцы маны – на манер Принца Персии 2008 года вам предстоит собрать их в огромном количестве, чтобы улучшить имеющиеся заклинания.
По всей Атии разбросаны маленькие колодцы маны – на манер Принца Персии 2008 года вам предстоит собрать их в огромном количестве, чтобы улучшить имеющиеся заклинания.

В первые же часы игроку придется довольствоваться только магией Фрей – а именно бросанием магических камней в противников с небольшого расстояния. Здесь игра вступает в противоречие сама с собой, одновременно подталкивая Фрей к собирательству и прохождению сторонних активностей для усиления магии конкретной стихии, и направляя ее по сюжету для того, что бы открывать новые возможности и сделать боевку не такой скучной.

К подобному противоречию можно также добавить и тот факт, что последняя стихия Фрей дается непосредственно перед финальной схваткой – не имея в запасе солидного запаса магических очков (ведь вы их постоянно тратите на улучшение других стихий), у игрока остается всего два выхода: вступить в финальный бой без оглядки на только что полученные способности или перед самой схваткой отправиться в паломничество по всему континенту в поисках очков улучшения, сбивая накал сюжетных страстей.

«Мне плевать на Атию» – обзор Forspoken

Итоги

После прохождения Forspoken остается чувство, что игру в какой-то момент начали создавать чуть ли не с нуля – сюжет, мир и диалоги в игре созданы будто впопыхах в стремлении успеть к релизу в текущем финансовом году. В игре есть определенные сильные стороны, такие как боевая система или даже лор-составляющая, но и они вплетены в игровой процесс не слишком удачно – бóльшая часть истории мира рассказывается на манер игр From Software, что проекту совершенно не подходит.

А названия противников в игре не запоминаются даже при желании
А названия противников в игре не запоминаются даже при желании

Я не стал писать про техническую часть игры – версию для ПК активно раскритиковали, а в версии для PS5 есть только один играбельный режим – а именно режим производительности. Что в режиме качества, что в режиме RTX игра выглядит довольно посредственно благодаря отсутствию нормального освещения, детализации текстур и, порой, отсутствия текстур как таковых. Однако режим производительности, по крайней мере, позволит пройти игру в 60 FPS с небольшими случайными падениями частоты кадров.

В итоге Forspoken оказалась далеко не той игрой, которую фанаты ждали, проводя параллели с ней и демо-версией UE5 в 2020 году – в нее откровенно неинтересно играть и она не сможет зацепить игрока ничем, кроме достойной боевой системы. Единственное, за что стоит откровенно поблагодарить Square Enix, так это за запуск демоверсии игры, в том числе для ПК – подобный шаг позволил приобрести игру только тем, кто этого действительно хотел и снизить общий негативный фон от проекта на релизе.

«Мне плевать на Атию» – обзор Forspoken
22K22K показов
5.9K5.9K открытий
22 репоста
56 комментариев

Лицо Гардиана, пока он писал обзор

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Там реально такое?

Ответить

Мои соболезнования, что тебе пришлось столько пережить ради нас...

Ответить

Писал в дискорде, напишу и здесь. Как у тебя хватило терпения на всё это? Ума не приложу, но за текст лайк!)

Ответить

Игру попросила купить девушка, заинтересовавшись трейлерами и кусками геймплея.
Первые пару часов проходили вместе, она расстроилась из-за плохого качества буквально всего и бросила игру)
Ну а я себе устроил упоротый челлендж

Ответить

Заслужил путёвку в санаторий на месяц

Ответить