BTCC: национальное достояние туманного Альбиона

В мире существует целая россыпь туринговых чемпионатов, но британский всегда выделялся среди них. Рассказываю, почему стоит начать его смотреть.

Состав участников сезона 2021
Состав участников сезона 2021

Ни для кого не секрет, что Великобритания — это «‎Мекка»‎ автоспорта. Семь из десяти команд Формулы 1 располагаются на территории Соединённого Королевства, а количество знаменитых брендов и чемпионов в различных категориях просто зашкаливает. И было бы странно, если бы при такой обстановке в стране не было уникального национального чемпионата.

Постановочное фото перед началом сезона 2017 года
Постановочное фото перед началом сезона 2017 года

Британский туринг — один из старейших чемпионатов мира. Его основали в 1958 году и он сразу же обрёл огромную популярность у себя на родине.

За более чем пятьдесят лет через чемпионат прошла уйма автоспортивных регламентов, но суть всегда оставалась одна — соревноваться должны «серийные» машины, которые ты мог увидеть на дорогах, а возможно и сам бы владел подобной.

Сражение Рэя Бэллма на BMW 318is и Патрика Уотса на Mazda 323F, 1992 год
Сражение Рэя Бэллма на BMW 318is и Патрика Уотса на Mazda 323F, 1992 год

Формат тут типичный для подобных гонок — квалификация и три заезда по 15-25 кругов. Никаких пит-стопов и один гонщик на одну машину.

Такой подход дарит зрителям короткую, адреналиновую гонку в которой пилотам некогда отсиживаться и чего-то выжидать. На такое точно стоит взглянуть и вот почему.

Это сильнейший туринговый чемпионат

Да, странно слышать такое про национальный чемпионат при наличии мирового первенства, но позвольте мне объяснить.

Подиум в Оултон Парке (слева направо): Дэн Кэмиш - двухкратный победитель Формулы Форд, Колин Тёркингтон - четырёхкратный чемпион BTCC и человек из-за которого WTCC пришлось переписать свои правила, Эндрю Джордан - чемпион BTCC 2013 года
Подиум в Оултон Парке (слева направо): Дэн Кэмиш - двухкратный победитель Формулы Форд, Колин Тёркингтон - четырёхкратный чемпион BTCC и человек из-за которого WTCC пришлось переписать свои правила, Эндрю Джордан - чемпион BTCC 2013 года

Во-первых — это состав пилотов. Он очень силён. В каждом сезоне за чемпионство стабильно борются по 4-5 гонщиков, а основной костяк топ пилотов в мировом кубке — это бывшие участники BTCC.

Стиль езды здесь очень агрессивный - кто-то даже посчитает его грубым и грязным. Но такова специфика гонок на узких трассах Британии и короткого формата, вынуждающих пилота действовать здесь и сейчас. Благо, прочность туринговых машин позволяет выдержать все эти тычки и «облокачивания».

Три вряд: Бобби Томпсон (VW Passat #19), Мэтт Нил (Honda Civic #25), Сенна Проктор (Subaru Levorg #18)
Три вряд: Бобби Томпсон (VW Passat #19), Мэтт Нил (Honda Civic #25), Сенна Проктор (Subaru Levorg #18)

Во-вторых, здесь отсутствует традиционное цирковое представление от FIA: жалобы команд на неправильный баланс, странные правила, склоки и споры на пустом месте. В отличии от WTCR, в Британском туринге есть только система гандикапа, которая грамотно и прозрачно распределяется между конкретными гонщиками. А какая-либо балансировка машин отсутствует вообще. Хочешь побеждать — нужно трудиться, а не выпрашивать себе послабления.

В-третьих, тут есть на что посмотреть: BMW, Toyota, Honda и другие марки. Огромное разнообразие техники, которая ещё и стабильно быстрее своего основного конкурента из WTCR. Производители автомобилей по достоинству оценивают BTCC и нередко выступают заводскими коллективами. По-видимому, формула «побеждай в воскресенье — продавай в понедельник» ещё актуальна для какой-то части автоспорта.

Старт гонки на Снеттертоне, 2019 год
Старт гонки на Снеттертоне, 2019 год

Это огромная история

За полувековую историю Британский туринг обзавёлся таким количеством интересных историй и сражений, что их глупо игнорировать.

Чего только стоит эпоха супертуринга, когда ставки были настолько высоки, что некоторые машины подготавливали команды Формулы 1, а среди пилотов можно было встретить легендарного Габриеле Тарквини, «мистера Ле-Мана» Тома Кристенсенса и даже чемпиона Формулы 1 1992 года — Найджела Мэнселла.

Найджел Мэнселл участвовал в трёх этапах сезона 1998
Найджел Мэнселл участвовал в трёх этапах сезона 1998

Отдельно можно вспомнить и невероятный триумф Audi A4 Quattro, которая разгромила соперников так, что организаторам в дальнейшем пришлось запретить использовать полный привод.

Фрэнк Била за рулём Audi A4 Quattro.
Фрэнк Била за рулём Audi A4 Quattro.

Или же потасовку между Мэттом Нилом и Джейсоном Плато после инцидента в квалификации.

Тот самый инцидент

Но не думайте, что это из разряда «раньше было лучше, а трава зеленее». С этим всё в порядке и сейчас. Просто такое историческое наследие придаёт глубины гонкам происходящим сейчас.

Это дух гаражистов

Из автоспорта уже практически исчезли гаражные энтузиасты, которые своими руками строили свой гоночный автомобиль и шли выступать в чемпионат.

Сборка Subaru Levorg в 2016 году
Сборка Subaru Levorg в 2016 году

Но в BTCC такое ещё осталось. Все участники сами строят свои машины, а не покупают где-то на стороне.

Да, здесь используется большое количество унифицированных узлов, а двигатель и вовсе можно арендовать за 30 тысяч фунтов, если нет возможности построить свой. Но такой подход позволяет неплохо экономить финансы участникам. И от желающих тут нет отбоя. В каждом сезоне набирается максимальное количество заявок.

Подготовка автомобиля. Из унифицированных узлов в BTCC: задний и передний подрамник, турбонадув, коробка передач, детали подвески, сплиттер и днище 
Подготовка автомобиля. Из унифицированных узлов в BTCC: задний и передний подрамник, турбонадув, коробка передач, детали подвески, сплиттер и днище 

Было бы наивно полагать, что британский туринг - дешёвый чемпионат, но и каких-то космических денег для такого уровня соревнований он не требует. В среднем, участие в одном сезоне обходится от 350 до 500 тысяч фунтов.

Также огромную часть первобытного духа гонок тут составляют и трассы. Узкие, кочковатые и не испорченные Германом Тильке.

Брэндс-Хэтч 
Брэндс-Хэтч 

Ну что, уговорил?

Если после прочитанного вас заинтересовал данный чемпионат, то не стоит долго думать: смотреть или не смотреть. Гонки здесь идут всего по 20-30 минут и не отнимут много свободного времени, но оно того стоит.

А для любителей гоночных игр Motorsport Games обещают выпустить в этом году своё творение по лицензии чемпионата.

BTCC: национальное достояние туманного Альбиона

На А21 Network можно найти записи гонок с русскоязычными комментариями и там же начать смотреть сезон 2022 года, который начнётся 23 апреля.

А чтобы ты не пропускал интересных статей и новостей, а «Автоспорт» развивался дальше, мы рекомендуем сделать одну простую вещь — подписаться на наши социальные сети:

2121 показ
1.2K1.2K открытий
11 репост
11 комментариев

Мне интересно, кто-нибудь посмотрел Super GT после того текста и сколько посмотрит BTCC. Отписывайтесь в комментариях, пишите о впечатлениях. Надеюсь не разочаровало!

Ответить

Всегда знал о BTCC, помню даже в Топ Гире очень давно впервые о ней услышал. Всегда знал, что там гонки классные, мне нравился чемпион серии Андрю Джордан, который иногда ещё и выступал в ралликроссе, даже раз или два заезжал на подиум в чемпионате мира. Но всё как-то руки не доходили посмотреть серию. Даже тяжело сказать почему, наверное частично из-за того, что не мог найти трансляции.
Но вот только что решил не тянуть и в обеденный перерыв посмотрел первую гонку 2021 сезона. Это было круто. Экшен был очень сильно концентрирован на протяжении всех 19 кругов, особо от гонки не отвлечёшься, потому что обязательно что-то пропустишь. Много классных обгонов и борьбы в целом. Так что до 23 апреля постараюсь посмотреть весь прошлогодний сезон. Смотрится намного лучше чем WTCR.

Ответить

Рад что смог заинтересовать! BTCC и правда очень бодрый чемпионат

Ответить

Тоже заинтересовал, пойду посмотрю.
А вот к игре от Motorsport Games отношусь скептически, так как новая игра по NASCAR у них вышла ужасно

Ответить

Отпишись потом, как тебе.

Да, сам очень скептично отношусь к их игре. Но вдруг...

Ответить

Ладно, заинтересовал. Гляну одну из старых гоночек, чтобы сложить впечатление.

Ответить

Пиши потом своё мнение, как тебе в итоге

Ответить