Мы поехали на неделю в Псков с ребёнком, чтобы доказать, что путешествия с детьми возможны, но не рекомендованы

Можно ли на неделю в Псков с ребёнком? Как могу расскажу об интересных местах и нашем опыте. Если вообще не интересуют "мимими ляляля" и вы лучше с говном сожрёте, переходите сразу к выводу.

Мы (автор, Вова, 29, жена, Катя, 33, дочка, Кира, 1) сами из Питера, но ехали с дачи на границе Новгородской и Ленинградской областей. В дороге провели в общей сложности около семи часов. Пришлось сделать небольшой крюк в сторону Питера, то есть в обратном от Пскова направлении. По причине плохой дороги в сторону Новгорода. Я уже страдал о дороге ранее.
Выехали к 11. Сначала добрались до Тосно ~50 километров, далее в сторону Киевского шоссе. Дорога была местами так сяк, поэтому только к 12:40 мы прибыли в Вырицу, что ещё в ~40 км от Тосно.

Кира как раз просунулась совсем недавно, мы решили дать ребёночку размяться да покормиться. Если интересно, как выглядит центр Вырицы, фото прикладываю.

После Вырицы дорога то ничего, то страх и ужас, нужно проехать через Выру, чтобы выехать на шоссе. Смешно, что есть Вырица и Выра. Это как котик и кот, Вася и Васенька.

Киевское шоссе в районе Выры прекрасно: по обе стороны дороги высоченные сосны стеной и прямая дорога. Монументальная красота.

Читать названия населённых пунктов в пути - одна из основных забав: Заплюсье, Замежье, Заречье, Заполье, Цапелька, Старая Серёдка, Малые Льзи, Лудони (тут можно получить грин кард в старом облезшем автофургоне) и, конечно же, Большая Ящера.

Перед Мшинской (~40 км до Луги) мы попали в лютую пробку. Причина - затяжной ремонт дороги. В общей сложности потеряли час.

В таких ситуациях легко опередить, кто из водителей человек, а кто козёл. Козлы (и козлицы) едут по обочине или по встречной, пока люди стоят в пробке и ждут.

К 19:35 мы уже были на пороге нашего отпускного жилья, но только к 20 смогли спокойно сесть отдохнуть и доесть хачапури.Думаю, это была самая долгая доставка хачапури в истории Вырицы.

Где найти жильё в Пскове?

Мы сняли квартиру на неделю.

Раньше искали жильё на Airbnb, теперь он не работает в России, Booking тоже не работает. Когда были в Волхове и Лодейном Поле, искали жильё на Авито, но там попадались не самые приятные места. Сейчас нашли квартиру на суточно.ру.

Контраст по сравнению с Авито: в квартире делают уборку, полы чистые, на стенах приличные обои, кровать застелена, диван не просится на свалку. Есть даже пара растений и балкон.

Район где-то на окраине, в 5 км от центра, но это не проблема, всегда можно прогуляться.

Но и по сравнению с Airbnb контраст тоже заметен. Ремонт просит внимания: раковина течёт, двери немного кривые - цепляют пол, ящички на кухне такие же, окно открывается с трудом. Райончик при этом довольно новый, рядом ещё есть дома в процессе строительства.

Зато есть странная патриотичная картина над кроватью. Вообще город на удивление патриотичен - много баннеров "zа Родину, zа Сталина, zа Донбасс". В Питере тоже замечал, но тут прямо много.

Первый полноценный день в Пскове.

Утром долго ленились, вышли из дома только после 14. Пошли пешком 5 км до центра. Надо было ехать на автобусе, очень долго идти, ребёнок захотел спать.

Город довольно большой. Но он большой только пока идёшь с пригорода к центру: видишь вывески, ободранный тротуар, восстановленный депутатом пандус и другие интересные вещи.

В центре город маленький. По карте от кремля до кафе думаешь, что придётся прям шагать, поворачивать, извиваться, а на деле просто нужно завернуть за угол дома два раза. Всё.

Кремль хорош. Большой относительно новгородского, но внутри как-то одиноко. Стоят древние развалины, стоит храм, трапезная и лавка. Конечно, надо брать экскурсию или хотя бы почитать текст на табличках, но с ребёнком некогда.

Трапезная разочаровала. Продают квас, который можно купить в местном магните. Продают селёдку под шубой, мороженое, чизкейки и прочее, что мало отношения имеет к храму.

Дома по пути

На берегу у кремля большими буквами надпись "Россия начинается здесь" и галерея рисунков людей с нарушениями развития. Рисунки необычные, но хорошие, добрые.

Посидели в ПоЖАРке (именно так), поели еды. Место без удивления.Зато пиво местное интересное. Пивоварня 903. Лагер, американ стронг (Талабский Эль) - это не их конёк, но мартовское и Балтийский портер хороши (особенно последний).

А вот так выглядит настоящая пожарка - псковская пожарная часть

Домой доехали на автобусе, а там уже и вечер наступил.

К слову об автобусах. Есть традиционные для больших городов современные автобусы ЛиАЗ. Они прям новые и их прям много. Есть привычные ПАЗики, есть отечественные автобусы чуть постарше, есть МАЗы, есть иномарки из прошлого десятилетия, например, MAN или Mercedes. А есть совсем старые иномарки, например вот этот вот автобус Volvo. Хз, сколько ему лет, по виду он очень старый, но всё ещё бегает.

Второй полноценный день в Пскове. Это был отличный день.

Мы решили поехать купаться, потому что почти во все остальные дни прогноз погоды обещает дождь. Для купания выбрали Лесицкое озеро. Нашли по запросу "пляж".

Сначала хотели искупаться в Псковском озере или даже Чудском, но на первом сложно найти пляж, а второе слишком далеко.Лесицкое озеро почему-то не отрисовано ни на одной карте, видно только со спутника.

Поехали на сон Киры. Уснула она через минут 15, через полчаса мы приехали, а ей ещё бы поспать. Было решено посидеть в машине ещё какое-то время. Но просто так сидеть скучно, я пошёл разведать ситуацию на озере. Когда вылезал, Кира проснулась.

Первые впечатления: туалетные кабинки и две огромные кучи мусора, и только потом пляж. Здесь и прицеп-кухня, где можно заказать еду, оплатив безналом, и аренда сапов (досок для плавания), лодок, катамаранов, и мангалы, и домики, и даже сцена.

Пляж очень приятный - травка и песочек, есть два длинных мостка, с которых можно нырять в воду. Вода приятная, не хотелось вылезать.Мы все трое прекрасно искупались, съели по местному бургеру и решили поехать в Изборск, но в итоге развернулись и поехали в Псков.

Кира уснула. По пути заметили одинокую женщину, она шла по обочине. Остановились и подбросили её до города. Мы не взяли с неё денег, а она в благодарность отсыпала нам лисичек.

Приехав в город, мы решили дать Кире выспаться, перекинули её в коляску и пошли гулять по району. Зашли в секонд хенд, где я купил прекрасные шорты и пару не менее хороших футболок. Катя нарекла шорты трусами и разрешила носить их только дома или на даче.

Потом мы нажарили картошки с лисичками и страшно устали. Кира бегала вокруг и верещала. В маленьких детях очень много энергии.

Те самые шорты и одна из футболок

Псковские наблюдения

Почему-то на улицах почти нет бездомных животных. В паре мест есть одинокие кошечки и собачки, но они не пасутся у каждого подъезда. Даже у каждого дома не пасутся.

Также здесь (почти) нет привычных серых ворон. Вместо серых ворон здесь полностью чёрные! Они значительно крупнее, выглядят стильно и интересно. Только орут так же глупо.

А ещё здесь очень много галок. Вот прям вторая по численности птица после голубей. Если не первая.

Голуби как голуби, но прикормленные голуби - террористы. Есть одно место, где живёт большая стая голубей. С виду обычные ребята, но стоит подойти, они наезжают и требуют еды. Я стою просто так, а они прямо на меня сверху садятся, я только руку протянул.

Ещё раз про жильё

День начался с того, что я помыл ванну и наточил ножи. Ванна вся была в каком-то налёте, а ножи очень тупые. Нашёл губочку и случайно наждачку, а искал средство для посуды, которое не нашёл.

Средство для стирки пришлось покупать самим. Растительное масло для картошки с грибами докупили.

Нет, квартира хорошая, но есть маленькие упущения, за которые обидно. Раковина на кухне течёт, ванну пришлось мыть, ножи тупые.

А хозяйка беспокоилась, что нам не хватит туалетной бумаги. Сраные приоритеты. Или странные.

Смотровал на коленке видео о прогулке на озеро. Не шедевр, но, надеюсь, передаёт атмосферу.
Если интересно, как пробраться к Лесицкому озеру и общая атмосфера места, у меня в телеграме есть небольшое видео

Тур по псковским пивоварням

В Пскове есть две пивоварни. Сначала отправились на пивоварню купца Лапина. Шли больше часа, прошли мимо поля, ж/д путей и глубокой промзоны.
Пивоварня ничего, уютная, но пиво очень так себе. Я взял на пробу бутылочку "Чудского Янтарного", Катя взяла квас. Квас норм, у пива прекрасный цвет. Только вкус пива на любителя. Это не то качество и вкус, которые хотелось бы видеть.

Пока мы шарились по промзоне, Кира проголодалась и начала огорчаться. Её любимые пюрешки - больше не любимая еда. Новая любимая еда - то, что едят мама с папой. Что бы это ни было. Вокруг не было приличных кафе, ближайшее было в 3 километрах. Горестные рыдания Киры мы бы не выдержали.

Решили вызвать такси. Приехал мужик с 50-летним стажем вождения! Это я только родился, когда он уже водил 20 лет... Охренеть! Кое-как упихали нас троих и коляску в Логан и поехали... в Трактир пивоварни 903.

Поели, расплатились, собрались обратно к квартире. Мы поселились на окраине, поэтому нужен был автобус и желательно не пазик. Минут 15 до остановки плюс ещё 15 ожидания и мы едем обратно. Только вот Кира устала, ей пора спать, она огорчённо похныкивает. Тётки в автобусе незлобиво называют её маленькой истеричкой, мол у одной дома такая же есть, только старше. Как бы не со зла, но как бы обидно. Кира очень спокойный ребёнок, а сейчас она просто устала. Но поди объясни.

Остаток дня мы провели пассивно валяясь на кровати

Прочитал в интернете статью про поездку в Псков одним днём. Автор упоминает большое количество памятников. Тут либо мы кривые, либо все памятники спрятаны. Не видели ни памятника княгине Ольге, ни других. По всей видимости памятники располагаются не на основных улицах.

Дороги в Пскове лучше чем в Новгороде, их много где ремонтируют. Одна беда - тротуары тоже ремонтируют. Переход в 100 метрах от остановки, тротуар в ремонте, добирайся, как хочешь (по обочине дороги). Тротуара может не быть и потому что просто так.

Изборск

Наконец отправились в Изборск. Говорят, время, проведённое в Изборске не идёт в зачёт прожитых лет. Изборск ещё более стар чем Псков или Новгород. Всего на несколько лет, правда.

Посетить Изборск определённо стоит. От Пскова до Изборска мы ехали на машине полчаса. На автобусе ехали бы полтора. Дорога неприлично прямая и довольно ровная.

Знакомство с Изборском мы начали с местного кафе, потому что Кира была голодна. Ага, приехали пожрать.

У Киры в меню были детские сосиски, взятые из дома, да лёгкий как облачко омлет, приготовленный мамой. Катя взяла салат с брынзой, а я одну уху из белой и красной рыбы. А ещё мы взяли местной выпечки - такие прекрасные пирожки, но цена 95 рублей за штуку, но такие вкусные. Цены тут вообще чуть выше, чем в Пскове. Короче, все остались сыты, отправились гулять.

Пришли к Изборской крепости. Это как будто бы не очень целая крепость 14 века полностью из известняка. Вход платный - 100 рублей со взрослого, детям до 16 бесплатно. Посещение полностью стоит своих денег. Здесь такие виды стен, всё такое нереально зелёное и уютное, внутри крепости настолько спокойно и приятно, что не хочется уходить.

Мы походили по крепости, зашли в пару башен, я спустился в длинный тёмный лаз, поднялся на стену крепости. Четыре часа пролетели быстро, Кира уже устала и ей снова пора спать. Но мы ещё не всё посмотрели.

Пришлось бежать за коляской в машину, тащить коляску в крепость, перекладывать спящую Киру в коляску с рук и тихонько идти дальше.Дальше по программе были Словенские ключи - это чистейшие подземные источники, которым не менее 1000 лет. Дорога до них мягко говоря пересечённая. Мы очень медленно и предельно аккуратно шли по холмам, камням и траве со спящим в коляске ребёнком.

Добравшись до подхода, мы поняли, что у нас нет бутылки для воды. К счастью, ушлые продавцы тут торгуют пустыми: 25 за бутылку 1 литр, 50 за бутылку 5 литров.

Когда мы по очереди спустились вниз к ключам, мы по очереди восхитились увиденным. Это во всех смыслах божественное место. Фото выше, но в реальности это гораздо круче.

У меня в телеграме есть и видео, сюда не стал загружать.

Затем мы пошли через поле к Труворову городищу. Это остатки ещё более древней крепости, внутри которой располагается современное кладбище.

Трувор - это брат Рюрика. По некоторым источникам Рюрик отправился княжить в Новгород, а два его братишки - Синеус и Трувор в Белоозеро и Изборск соответственно.

Но братишки такие:

- Бро, я буду скучать!

- Бро, я тоже буду скучать!

- Бро, давайте далеко не разбегаться!

- Давайте!Так и договорились.

Пассивный день

Изначально планировали поехать в Опочку, чтобы там найти могилу катиного пра прадеда, но буквально утром перед поездкой Катя сказала, что съездим в другой раз, а сегодня сделаем максимально приятный день для ребёнка.
И правда. Мы почти каждый день тащили бедную Киру куда-то, то на пивоварни, то в Изборск, то просто по городу. Она всё-таки маленький ребёночек.

Картина на стене у детского парка

Решили отправиться на её бодрствование в центр, в какой-то детский парк. Ехать примерно 30 минут спокойно, на автобусе.

В автобусе мы встретили молодую пару с ребёнком чуть младше Киры. Молодая пара была настолько молодая, что на вид им едва было 18. Мама такая обычная школьница, а папа такой обычный гопник, весь в партаках. Но выглядели они довольно счастливо все втроём. Очень хочется пожелать им счастливой и долгой жизни вместе, приятные ребята.В детском парке видели памятник скобарю, голубей рядом с ним и много лошадей.

Интересное здание рядом с библиотекой Каверина

Зашли в кафе "Моя Италия". У нас было не так много времени, заказали еду навынос и пошли в сувенирный магазин рядом. Магазин Avec Plaisir оказался крутым местом. Во-первых, здесь при входе можно заварить себе пакетик иван чая, а во-вторых здесь невероятное количество сувенирной продукции.

Зависли минут на 20. Тем временем Кира вдруг начала проявлять признаки усталости и громко рыдать. Кое-как собрались, расплатились и побежали думать о насущном.

Ехать в автобусе 30 минут с рыдающей Кирой так себе удовольствие для нас и для пассажиров. Из других альтернатив - уложить её спать сейчас, а потом переложить в коляску. Так и поступили, пока я сбегал за заказом в "Мою Италию".

Кусок библиотеки Каверина и памятник двум капитанам

По возвращении попытались переложить ребёнка, но она вдруг устроила страшную истерику. Немного утешили, она не уснула, но хотя бы мы смогли дойти до остановки. Сели на автобус и поехали к дому.

Вечером пошли в местный ТРЦ, зашли в Фамилию - это сеть секонд хендов, которые не секонд хенды. Купили шмота. Шорты, наречённые Катей трусами разошлись по шву, потому я взял ещё пару. Купил какие-то синие и зелёные - частичку солнечной Калифорнии - насыщенно зелёные шорты калифорнийского университета UCLA. Стоили неприлично дорого, но ведь UCLA. Вообще цены на шорты меня пугают не первый год. Дешевле купить штаны и сделать из них шорты. Уложились с походом в ТРЦ и обратно за час.

Я наконец понял, где находится настоящий Псков. Не чисто туристический, не пригородный и не промзона.

Упоротые аттракционы в детском парке

Как раз где-то в районе детского парка он и располагается. Это где-то восточнее кремля. Только вот мы не успели по нему прогуляться как следует.

Хотелось бы посетить ещё несколько мест, но уже скоро уезжать, эх. Псков - приятный город.

Если хочешь достичь цели, не планируй.

В последний день просто решили поехать ещё раз на озеро, Кира осталась довольна и родители вместе с ней.

Погода выдалась ветренная и вода казалась холоднее, чем в прошлый раз, но мы всё равно искупались.

Провели не так много времени, как в тот раз, потому что начал накрапывать дождик.

Псковский колорит

Сырная лепёшка псковского хлебокомбината

В Пскове стоит попробовать сырные лепёшки местного производства - весьма вкусные и есть почти в каждом магазине.

Чудское от купца Лапина

Что касается пива, то не советую Пивоварню купца Лапина. Ни Псковское, ни Чудское не оказалось приятным. Его можно попробовать раз, но больше не стоит.

Балтийский портер 903

Пиво от пивоварни 903 неплохое, но не всё. Светлое, Талабский эль, Вишнёвый эль - это невкусное пиво. А вот мартовское и Балтийский портер - шикарное и очень вкусное. Ещё можно попробовать Weizen, если такое нравится. И их шикарный квас. Он гораздо вкуснее "Псковского кваса" от купца Лапина. Но на любителя: он кисловат и не очень сладкий. Нам понравился. Он хоть не остаётся налётом на зубах.

Вишнёвый эль 903 и вишнёвый эдельвейс - сложно сказать, что хуже, но одно я бы ещё раз не стал пробовать

В Пскове мы почти каждый день ходили в пекарню из соседнего дома. Называется Дочь Пекаря. Странное место. Для такого заведения у них слишком много сотрудников. В зависимости от компетентности попавшихся сотрудников, посещение может оставить приятные или не очень воспоминания.

Хочется вернуться ещё раз, посетить всё, что хотелось бы, ещё раз побывать в Изборске, на озере... Да, было бы здорово.

Так можно или нет с годовалым ребёнком в Псков?

Чуть не забыл.

Конечно, возможно. Путешествовать на машине в такой ситуации не очень удобно, но это оптимальный способ. Приходится брать с собой: коляску, стульчик, вещи и ещё тонну вещей, чтобы комфортно находится в другом городе. Ещё не стоит забывать про свои подушки, потому что мало где есть правильные подушки, а ещё про свои вещи. Приходится использовать логику и все навыки эргономики. Правда, машина в таком случае должна быть с вместительным багажником.

В пути удобства мало, особенно для мамы. Мама на заднем сидении развлекает ребёнка и отдыхает только, когда ребёнок спит. А водитель ничем помочь не может, он должен вести машину.

Посетить все достопримечательности можно даже не пытаться, задерживаться на одном месте, чтобы изучить что-то детально, тоже не получится.

Зато все будут умиляться "какие вы молодцы, с такой маленький путешествуете". Что отвечать - не понятно. Молодцы? Порой чувствуем вину за то, что мучаем ребёнка, таскаем туда-сюда. Она месяц дома не была. То дача, то отпуск. Она с домашними игрушками обнималась. Было ли нам с Кирой так же комфортно в отпуске, как было бы без неё? Нет, кончено. Но всё равно было весело.

Такие дела.

Пост получился длинным. Не буду удлинять его дорогой домой. Если интересно, приглашаю в телеграм. Это личный блог о разных вещах, пишу качественно и обдуманно. Мне просто нравится писать. Подписывайтесь, если интересно, проходите дальше, если нет.

55 показов
3.7K3.7K открытий
35 комментариев

Человек написал вполне читаемый лонг, но какие то неадекваты заминусили.

Я порой удивляюсь, как работает ДТФ.

На беглый взгляд кажется, что это килобайты унылой бытовухи и дегустации массмаркетного хрючева, — абсолютная противоположность тому, что большинство людей интересует в теме "Путешествия". Автор, желаю тебе путешествий поинтереснее, что ли. Не пости больше такое, пожалуйста.

Когда все такие модные стали? Мне даже интересно, чем же большинство людей занимаемся в путешествиях, если не бытовухой.

Комментарий недоступен

Пиздец.

Когда уже посты о поездке в ленту за продуктами