Образы гримдарка: художественная литература по вселенной Warhammer 40000

Беглый обзор темы и отдельные рекомендации. Те или иные произведения названы больше для примера, чем с целью составления исчерпывающей подборки.

Хотели бы вы почитать что-нибудь из книг по вселенной настольной игры Warhammer 40000?

Если вам вообще интересны детально разработанные вымышленные миры, то, возможно, вам стоит приглядеться к этому сеттингу. А если нет — в сеттинге Warhammer 40000 всё равно можно будет найти что-нибудь такое, что отзовётся в вашей душе.

Warhammer 40000 — эклектичная коллекция постмодернистских отсылок к весьма разнообразным явлением массовой и элитарной культуры. В ней штампы высокого фэнтези сочетаются с клише классической фантастики. Античные мифы, библейская традиция и супергеройские комиксы смешиваются в едином плавильном тигеле. В стилистике «Вахи» можно уловить оттенки киберпанка и лавкрафтианского хоррора, политической сатиры и классической военной прозы. Сеттинг, созданный фирмой Games Workshop, заимствует из истории такие разные элементы, как готическая архитектура средневековой Европы и траншейная грязь эпохи мировых войн.

Что же объединяет всю эту феерию синкрети?. .

Концепт-арт Warhammer 40,000: Inquisitor - Martyr<br /> Neocore Games. Источник: 40k.gallery<br />
Концепт-арт Warhammer 40,000: Inquisitor - Martyr
Neocore Games. Источник: 40k.gallery

Гримдарк

«Во мрачной тьме далекого будущего есть только война» («In the grim darkness of the far future there is only war»). Этим словам из книги правил Warhammer 40,000 обязано своим появлением название целого жанра.

По откровенно неудачному определению из Википедии, гримдарк — это субжанр спекулятивной литературы, тон, стиль или сеттинг которого отличаются особенной дистопийностью, безнравственностью, изобилием насилия.

Ричард Скотт Бэккер, возможно лучший гримдарковый автор за пределами франшизы Warhammer 40,000, заметил, что гримдарк идёт вразрез с характерными для современности ностальгическим умонастроением, склонностью к идеализации и тягой к сентиментальности, враждебен ценностям успокоения и утешения.

Этот ярлык приклеивают к весьма разнообразным явлениям в космической фантастике и тёмном фэнтези, но для истинного «ваховского» гримдарка характерны:

  • мрачная атмосфера деградации, тлёна, неизбежности ужасного, эсхатологический настрой;
  • моральный конфликт не между чёрным и белым, даже не между оттенками серого, а скорее между оттенками чёрного;

  • зачастую брутально-стоическая этика, что находит выражение в изречениях вроде «Лишь в смерти приходит конец долгу»;

  • много пафоса и превозмогания.

Где в большей, где в меньшей степени именно гримдарковая атмосфера является тем цементным раствором, что скрепляет вместе весьма разнообразные произведения по вселенной Warhammer 40000.

Первое знакомство

На ранней (а для кого-то, возможно, единственной) стадии знакомства со вселенной для постепенного привыкания к ней уместно отдать предпочтение произведениям, по стилю и атмосфере не совсем похожим на каноничную Ваху и близким к более «обычным» книгам.

В этом качестве хорошо подходят, к примеру:

  • циклы Дэна Абнетта об инквизиторах Эйзенхорне и Рейвеноре — сеттинг описан в тонах, больше присущих стандартной фантастике, чем WH40K, с умеренной дозой гримдарка;
  • романы Сэнди Митчелла о комиссаре Каине — героические похождения с примесью сатиры, «Флешмен в космосе»;
  • дилогия Гая Хейли о танкистах — военная проза с элементами твёрдой научной фантастики…
Обложка романа Гая Хейли «Гибельный клинок» из цикла о 7-й Парагонской роте сверхтяжёлых танков<br /> Художник Адам Туби (Adam Tooby). Источник: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwh40k.lexicanum.com%2Fwiki%2FFile%3ABaneblade-cover.jpg&postId=225680" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lexicanum</a><br />
Обложка романа Гая Хейли «Гибельный клинок» из цикла о 7-й Парагонской роте сверхтяжёлых танков
Художник Адам Туби (Adam Tooby). Источник: Lexicanum

Общая классификация

Большую часть литературы по сеттингу Warhammer 40000 можно условно разделить на два направления.

Прежде всего, это произведения, в которых вселенная представлена, главным образом, с точки зрения человечества, как правило, в лице представителей двух основных фракций настольной игры — людей, лояльных Империуму Человечества, и отступников на службе Хаоса.

В свою очередь, в этой категории явственно выделяются два основных течения.

Первое можно считать концентрированной Вахой.

«Постчеловек в бесчеловечной вселенной» — так я бы обозначил эту тематику: произведения, написанные с постчеловеческой точки зрения. В них главными действующими лицами выступают космические десантники, примархи и Император Человечества, то есть существа, физически и метафизически превзошедшие ограничения человеческой природы, лишенные таких атрибутов простых смертных, как чувство страха и интерес к продолжению рода. В этих книгах вы встретите много пафоса и превозмогания, ибо Ваха суть пафос и превозмогание.

В качестве образцов жанра назовём «Хельсрич» Аарона Дембски-Боудена и «Гибель единства» Гая Хейли.

Обложка романа Джона Френча «Рабы тьмы» из серии книг о Ереси Хоруса<br /> Художник Нил Робертс (Neil Roberts). Источник: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.warhammer-community.com%2F2018%2F04%2F25%2Fbrand-new-cover-art-revealed-apr25%2F&postId=225680" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Warhammer Community</a><br />
Обложка романа Джона Френча «Рабы тьмы» из серии книг о Ереси Хоруса
Художник Нил Робертс (Neil Roberts). Источник: Warhammer Community

«Маленький человек в бесчеловечной вселенной» — так можно назвать второе течение. Преимущественно героями в них выступают более или менее обычные люди. В книгах этого рода вы можете ожидать чуть больше психологизма и описания общества, но главное — много пафоса и превозмогания. Ибо Ваха…

Для примера упомянем эпопею Дэна Абнетта о «Призраках Гаунта», его же триплет трилогий об Инквизиции (троекнижия об Эйзенхорне, Рейвеноре, Биквин), цикл «Темный клубок» Петера Фехервари, серию произведений Мэттью Фаррера о Шире Кальпурнии.

Обложка романа Дэна Абнетта «Пария» из цикла "Биквин"<br /> Художник Лоренцо Мастроянни (Lorenzo Mastroianni). Источник: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2FPo52ko&postId=225680" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Artstation</a>
Обложка романа Дэна Абнетта «Пария» из цикла "Биквин"
Художник Лоренцо Мастроянни (Lorenzo Mastroianni). Источник: Artstation

На практике, разумеется, в одном и том же произведении элементы обоих подходов зачастую смешаны в тех или иных пропорциях, но обычно читатель легко может понять, в сторону какого из этих полюсов смещена ось повествования, по обложке, аннотации и первым страницам.

В стороне тихо стоят разнообразные произведения о ксеносах, в том числе:

  • об Эльдар — трилогия «Пути эльда» Гэва Торпа, его же циклы об иннари и Лордах-Фениксах и трилогия «Пути тёмных эльдар» Энди Чамберса, «Эльдарское пророчество» Кассема Гото и др.;

  • об орках — «Зверская хитрость» Майка Брукса, пусть это роман не только о зеленокожих, в некоторой мере — цикл «Пришествие Зверя» и др.;
  • о Т’ау — «Воин огня» Саймона Спуриэра, сборник «Шас`о», «Высшее зло» Петера Фехервари, «Голос опыта» Джима Стернса и др.

В отдельную категорию выделим произведения, в которых главные роли отведены демонам и богам Хаоса — целых романов им не уделяют, но есть посвящённые им рассказы и сюжетные линии в книгах (например, «Око Ужаса» Баррингтона Бейли).

Каждая из фракций настольной игры делится на подфракции, те, в свою очередь, тоже могут разветвляться, и т. д.

Какое тысячелетие на дворе?

Вселенная Warhammer 40000 не столь статична, как может показаться по мемам.

Хронология сеттинга доведена до начала 42-го тысячелетия. Содержание и направленность книг немало зависят от того, какую эпоху они описывают.

«Классический» Warhammer 40000, так сказать собственно «сорокатысячник», Warhammer 40000 par excellence, можно датировать периодом примерно с конца 30-х тысячелетий и вплоть до открытия Великого разлома в 999.M41. Действие подавляющего большинства произведений по вселенной происходит в это время. Книги эти, как правило, не особенно сильно связаны между собой сюжетно и в основном описывают «локальные» (по меркам вселенной) истории. В этот период положение основных фракций в целом стабильно, метасюжет в основном топчется на месте, но ход событий ускоряется под занавес эпохи.

Эпоха Тёмного Империума, иначе Эра Индомитус, «текущий таймлайн» — охватывает события начиная с открытия Великого разлома в 999.M41 и заканчивая… пока непонятно, чем именно. С одной стороны, это ещё более тяжёлые и опасные времена, чем прежде, с другой — человечество получило новую надежду, даже наметились отдельные ростки прогресса. Games Workshop начинает закручивать единый сквозной сюжет для новой эпохи (циклы «Рассвет огня», «Тёмный Империум» и др.). Книги по Эре Индомитус уделяют основное внимание деяниям регента Империума и космодесантников-примарисов, но постепенно их тематика становится всё более разнообразной.

Ересь Гора (в русскоязычных краях более известна под не совсем правильным названием «Ересь Хоруса») — переломный момент для всей истории вселенной. Конфликт галактического или даже вселенского значения, названный Ересью Гора, длился около 9 терранских лет (005.M31 — 014.M31). С ним тесно связаны и события предыдущих десятилетий и столетий («доересевая» эпоха). Книги в рамках межавторского цикла по Ереси Хоруса объединены сквозными сюжетными линиями и сосредоточены главным образом на фигурах примархов и старших офицеров легионов Космодесанта.

Несколько условно к эпохе Ереси можно отнести и период Очищения — фактически это последний этап гражданской войны в Империуме, зачистка галактики лоялистами после смерти Гора и окончания Осады Терры (первые десятилетия и века после завершения собственно Ереси).

События в интервале от Ереси до «классической» эпохи слабо отражены в литературе (серия «Пришествие Зверя», цикл Аарона Дембски-Боудена о Чёрном Легионе и различные отдельные произведения).

Схема цикла «Ересь Хоруса». Не правда ли, всё ясно с первого взгляда?<br /> Источник: «Библиарум» (<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flibrarium.news%2Fhorus-heresy-chronological-reading-order%2F&postId=225680" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">librarium.news</a>)<br />
Схема цикла «Ересь Хоруса». Не правда ли, всё ясно с первого взгляда?
Источник: «Библиарум» (librarium.news)

В жанровых фильтрах

В принципе, в рамках почти любого сеттинга возможны творения во множестве жанров. Конечно, вселенная накладывает на них свой отпечаток.

В каноне Warhammer 40000 вы можете встретить почти всё что угодно в диапазоне от неонуарного детективного триллера и готического хоррора до военной сатиры и подростковых приключенческих комиксов. Немного поговорим о субжанрах. Какие из них встречаются в обширном корпусе текстов по Вахе?

«Болтерпорно» — специфический вид боевой фантастики/технофэнтези, обобщённное название для боевиков о космодесантниках. Традиционно с бойцами Адептус Астартес ассоциируются болтеры — огнестрельное оружие, использующее активно-реактивные разрывные снаряды/патроны, именуемые «болтами».

Почти все книги по Ереси Гора и относительное, если не абсолютное большинство произведений по другим эпохам в истории сеттинга более или менее подпадают под определение «болтерпорно». Назову лишь несколько из наиболее известных циклов: Грэма Макнила об Уриэле Вентрисе (Ультрадесант), Аарона Дембски-Боудена о Повелителях ночи, «Наследие Калибана» Гэва Торпа о Тёмных Ангелах, Уильяма Кинга о Рагнаре (Космические Волки)…

Обложка романа Гая Хейли «Тьма в крови» из цикла о Данте<br /> Художник Йохан Гренье (Johan Grenier). Источник: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.warhammer-community.com%2F2020%2F10%2F31%2Fwolves-angels-and-alien-hunters%2F&postId=225680" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Warhammer Community</a><br />
Обложка романа Гая Хейли «Тьма в крови» из цикла о Данте
Художник Йохан Гренье (Johan Grenier). Источник: Warhammer Community

Помните: далеко не все книги с космодесантниками в качестве основных действующих лиц — чистое болтерпорно. Многие из них шире по тематике и глубже по содержанию, чем простые космобоевички, к примеру, циклы Джоша Рейнольдса о Фабии Байле или Джона Френча об Аримане.

«Лазганпорно» — другая форма боевой фантастики, военная проза в условно дизельпанковом стиле, зачастую написанная в духе произведений о мировых войнах. Лазганы (лазерные винтовки) — основное оружие бойцов Имперской гвардии и Сил планетарной обороны.

Для этого субжанра показательны такие книги, как цикл Дэна Абнетта о «призраках Гаунта», «Пятнадцать часов Митчелла Сканлона, «Мертвецы идут» Стива Лайонса, «Кровь Кадии» Аарона Дембски-Боудена, «Урдеш» Мэттью Фаррера, серия Сэнди Митчелла о комиссаре Каине.

Обложка романа Сэнди Митчелла  «Выбирай своих врагов» из цикла о комиссаре Кайафасе Каине<br /> Художник Владимир Крисецкий. Источник: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.warhammer-community.com%2F2018%2F04%2F25%2Fbrand-new-cover-art-revealed-apr25%2F&postId=225680" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Warhammer Community</a><br />
Обложка романа Сэнди Митчелла  «Выбирай своих врагов» из цикла о комиссаре Кайафасе Каине
Художник Владимир Крисецкий. Источник: Warhammer Community

Если произведения об имперских гвардейцах основываются главным образом на прозе о мировых войнах, то книги о военно-космическом флоте пишутся во многом по шаблону «Хорнблауэр в космосе» и, как следствие, изобилуют параллелями с эпохой паруса, пусть и разбавленными отсылками к сражениям додредноутного времени и битвам мировых войн (цикл Гордона Ренни о Готической войне, «Император ожидает» Гэва Торпа, «Безжалостный» Ричарда Вильямса).

Продолжим нашу инвентарную перепись субжанров. Далее…

Детективные триллеры, такие как циклы об инквизиторах Дэна Абнетта (трилогии об Эйзенхорне, Рейвеноре, Биквин), Джона Френча (книги о Ковенанте), Криса Райта («Крипты Терры»), Сэнди Митчелла («Тёмная ересь») или, скажем, произведения в стилистике традиционного полицейского детективного триллера (цикл Мэттью Фаррера о Шире Кальпурнии, серия Warhammer Crime, «Голос опыта» Джима Стернса).

Обложка романа Криса Райта "Кровные узы" из серии Warhammer Crime. Не только гримдарк, но и нуар. <br /> Художник Амир Занд (Amir Zand). Источник: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2FbaLmLG&postId=225680" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Artstation</a>
Обложка романа Криса Райта "Кровные узы" из серии Warhammer Crime. Не только гримдарк, но и нуар.
Художник Амир Занд (Amir Zand). Источник: Artstation

Хоррор — цикл «Тёмный клубок» Петера Фехервари, серия Warhammer Horror и др.

Обложка романа Петера Фехервари «Грёза» из серии Warhammer Horror Художник Анато Финнстарк (Anato Finnstark). Источник: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2FPooQDo&postId=225680" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Artstation</a>
Обложка романа Петера Фехервари «Грёза» из серии Warhammer Horror Художник Анато Финнстарк (Anato Finnstark). Источник: Artstation

Политический триллер — цикл Криса Райта «Хранители Трона», «Обезглавливание» Гая Хейли и др.

В ряде произведений, посвящённых преимущественно техножрецам, особенно заметно влияние киберпанка (в частности, «Титаникус» Дэна Абнетта, цикл Грэма Макнилла о жрецах Марса).

В отдельных уголках Галактики могут твориться вещи, удивительные даже по меркам Вахи. Допустим, подсеттинг по настольной игре «Некромунда» можно охарактеризовать примерно так: пародийный вестерн с киберпанковыми элементами и постапокалиптическими мотивами. А произведения в рамках подсеттинга настольной игры «Чернокаменная крепость» подпадают под формулу «сталкеры в поисках хабара».

Напутствие читателю

Не знаю, есть ли на свете хоть один человек, который прочитал всю художественную литературу по вселенной Warhammer 40000. И не советую вам пытаться стать подобным героем. Произведений по сеттингу слишком много, а качество их крайне неровное. Подходите к выбору книг с умом.

Учитывайте не только рейтинги книг, репутацию авторов, великолепие обложки. Подумайте, что вас интересует: какая эпоха в истории сеттинга? какая фракция (фракция внутри фракции, фракция внутри фракции внутри фракции)? какой жанр (субжанр)?

И сделайте выбор. Надеюсь, вам понравится.

6464
32 комментария

Новички, будьте аккуратнее вкатываясь в ваху 

15
Ответить
4
Ответить

Таааак...в общем все конечно хорошо, но нет:

1) Просто начать именно с худ. лида для знакомства с вахой лучше не стоит. Надо знать хоть какие то основы и принципы вселенной. Так что начинать надо или с прочтения лорной части свода правил для настольной игры или хотя бы с пару часов видео на ютубе. А уже потом стучаться в литературу...

2) Советовать Рейвенора...что является продолжение Эйзенхорна, ну ты понял....

3) Через Каина нельзя знакомится с вахой...потому что очень сильно выделяется от других произведений (слишком легкое и юморное)

4) Темный клубок точно не стоит советовать новичкам, он их отпугнет...

5) "в русскоязычных краях более известна под не совсем правильным названием «Ересь Хоруса» " - слышь?!

6) Назвать цикл "Повелителей ночи" болтерпорно...а мы точно одну и ту же книгу читали?! Да и Ересь туда же приплел...

7) "Лазганы (лазерные винтовки) — основное оружие бойцов Имперской гвардии" - Астра Милитарум , попрошу!  =)

8) Опять же назвать "Лазганпорно" книгу "15 часов"....мы точно про одну и туже ваху говорим? Warhammer 40000, эта же вслеленная, да?

В общем, есть нотки разумного, но ты не прав....С Уважением!

11
Ответить

Так что начинать надо или с прочтения лорной части свода правил для настольной игры или хотя бы с пару часов видео на ютубе.Мне интересно, а книги по Вахе написаны в той же стилистике, что и в рулбуках? Просто рулбуки наполнены ЭПИЧЕСКИМИ эпитетами, а какой-то заложенный рассказ там нужно выдирать из тонны бесполезных описаний. После этого я вообще зарёкся читать что-то по Вахе. С видео контентом почти та же история, подсел смотреть цикл xDlate под покрас, но в итоге со временем стал понимать, что хорошо, если хотя бы четверть информации усвоилась :| 

Ответить

Только император и примархи постлюди. Астартес транслюди не путайте понятия.

2
Ответить

Попробуйте объяснить это Games Workshop. В кодексе космодесантников Астартес прямо названы "постчеловеческими воинами".
...the Emperor used the Primarchs’ genetic records to create the Space Marine Legions – vast hosts of post-human warriors with whom he would attempt to conquer the galaxy.И кстати: "транслюди" и "постлюди" - понятия отнюдь не взаимоисключающие.

1
Ответить

Книга про Лоргара мне очень зашла в своё время. Которая из Ереси Хоруса, рассказывающая больше о его личной гвардии и её мутации. Прям впечатлило.
Первой книгой по вселенной помню был замес между Тиранидами и Ультрамаринами. Впечатлился, но забросил потом вселенную. Года 2 назад вернулся и решил затопить серию Ереси.
Жаль очень мало аудиокниг по вселенной.

1
Ответить