Самурай, пахнущий чиллом: как Nujabes принес Lo-Fi-хип-хоп в аниме

Nujabes © Соцсети Nujabes
Nujabes © Соцсети Nujabes

Сейчас аниме и хип-хоп существуют в тесной связке: рэперы часто вдохновляются эстетикой японской мультипликации при создании музыки, клипов и своих образов, а режиссеры аниме включают отсылки к хип-хоп-культуре в свои творения, приглашают артистов для создания саундтреков. Однако 20 лет назад подобное было трудно представить: рэперов куда больше интересовали реалии США, а появление хип-хопа в японской мультипликации могло оттолкнуть внушительную часть зрителей. Именно тогда на свет появилось знаковое аниме «Самурай Чамплу» (2004), заглавную тему к которому и немалую часть музыки создал японский продюсер Nujabes — крестный отец Lo-Fi-хип-хопа. В день рождения музыканта разбираемся, как он стал одной из ключевых фигур чиллхопа и повлиял на формирование культурной связки аниме и хип-хопа.

Кто такой Nujabes

Начнем с того, что Nujabes — не первый псевдоним в жизни японца Джуна Ямады. До старта своей карьеры будущий продюсер писал статьи о музыке для журналов под именем Seba Jun. Как можно заметить, далеко ходить за новым псевдонимом артист не стал: он просто написал задом наперед уже имеющийся.

Джун с детства питал страсть к музыке, пробовал диджеить. В 1995 году, когда ему был всего 21 год, он открыл магазин пластинок GUINNESS RECORDS. Через несколько лет собирания винила, в 1998 году, Ямада наконец пришел к написанию музыки и в дальнейшем стал известен как Nujabes.

Продюсер питал страсть к джазовым мотивам, мягкости соула и ритмам хип-хопа, потому в своем творчестве он решил соединить эти три компонента. В Японии его музыка стала популярной как джазовый хип-хоп.

Shing02 © Соцсети Shing02
Shing02 © Соцсети Shing02

Становление карьеры Нуджабеса совпало со временем активного развития интернета, чем продюсер воспользовался. Он активно общался с иностранными музыкантами, рэперами, однако свой первый успешный коллаб сделал все же с соотечественником Shing02, пусть и живущим в другой стране. В результате этого сотрудничества родился сингл Luv (sic) (2001), ставший одним из главных хитов в карьере Nujabes. В итоге он разросся до размеров альбома Luv (sic) Hexalogy, увидевшего свет только в 2015 году, спустя пять лет после трагической гибели музыканта, разбившегося в ДТП.

За годы своей, к сожалению, недолгой творческой деятельности Нуджабес успел запустить лейбл Hydeout Productions и выпустить два полноформатника Metaphorical Music (2003) и Modal Soul (2005). Еще две пластинки, Spiritual State (2011) и уже упомянутая Luv (sic) Hexalogy (2015), вышли посмертно.

В этих работах можно заметить и отследить, как развивалось и крепло стремление Нуджабеса создавать расслабленную хип-хоп-музыку вразрез с популярными тогда гремящими в клубах битами. Музыку, которую можно было бы включить дома на фоне для создания уютной атмосферы или концентрации на других делах. Эта же идея спустя много лет сделает невероятно популярным YouTube-канал Lofi Girl, под треки с которого миллионы людей по всему миру будут учиться, заниматься домашними делами или просто расслабляться.

Однако до 2017 года и круглосуточных трансляций Lo-Fi-хип-хопа с аниме-девочкой на заставке еще далеко, и Нуджабес воплощает свои стремления как может. Не только в своих полноформатниках, но и в саундтреке к аниме «Самурай Чамплу» (2004). Эта музыка стала знаковой не только с точки зрения закрепления характерных черт и звучания чиллхопа, но и как важный мостик, соединяющий японскую анимацию с хип-хоп-культурой. Что же такого особенного в этом саундтреке и аниме, к которому он был написан?

Хип-хоп эпохи Эдо

Режиссер «Самурая Чамплу» Синъитиро Ватанабэ, известный также другим своим культовым творением, сериалом «Ковбой Бибоп» (1997−1998), решил создать собственную эпоху Эдо. Он взял исторические декорации, самураев, чайные дома и добавил к ним брейк-данс, бейсбол, граффити и, конечно же, музыку.

Опенинг Battlecry (2004), созданный Нуджабесом в сотрудничестве с его давним коллегой Shing02, звучит совсем нетипично для вступительных аниме-титров. Во-первых, рэп вместо куда более привычных в те времена j-pop или j-rock-композиций. Во-вторых, Battlecry скорее похож на фоновую музыку, чем на яркую заглавную тему: шуршание винила и шумы в треке заглушают голос и фортепиано, а характерные для хип-хопа размеренные ударные скорее приглашают расслабиться, чем приготовиться к ярким сюжетным поворотам. При этом за счет своей, казалось бы, неуместности композиция получилась запоминающейся и яркой.

По ходу повествования, в котором троица контрастных героев путешествует в поисках самурая, пахнущего подсолнухами, можно услышать целый мелодический калейдоскоп. Джазовые мотивы соседствуют с японской традиционной музыкой и битбоксом, а рэп и скретчи — с космическими звуками терменвокса. Звучит необычно даже для аниме, в котором, кажется, возможно все.

Кадр из аниме «Самурай Чамплу» (2004) © Barnum Studio
Кадр из аниме «Самурай Чамплу» (2004) © Barnum Studio

Важно уточнить, что Нуджабес, конечно, создал множество запоминающихся композиций для «Самурая Чамплу», однако трудился он не один. Вместе с ним к записи приложили руку такие музыканты, как Синдзи Цучида из хип-хоп-группы Shakkazombie, американский рэпер Fat Jon, продюсерский дуэт Force of Nature, рэпер Shing02, битбоксер Afra, kazami и певица MINMI.

К слову, именно голос MINMI звучит в эндинге в обрамлении джазовых ударных и тягучего гитарного звука, созданного Нуджабесом. Так в одной композиции сплелись привычные для японского слушателя мелодика и язык с вполне себе американским звуком.

Спустя 20 лет с момента выхода «Самурай Чамплу» остается особенным в своем анахронизме и сплетении культур аниме. Саундтрек же и заложенные в него Нуджабесом основы Lo-Fi-хип-хопа нашли отклик в сердцах и творчестве множества музыкантов по всему миру.

В честь покойного музыканта нью-йоркская компания Digi Crates Records выпустила серию трибьют-альбомов, исполненных различными артистами. Дань уважения Нуджабесу также отдали австралийский продюсер Ta-ku в альбоме 25 Nights for Nujabes (2013) и польский хип-хоп-артист Zeus в треке Kwiaty dla J (2018). О влиянии артиста говорили американские рэперы SahBabii, Logic, его имя звучало в треках Джейдена Смита и Joey Badass.

Говоря же о музыке, то у одного из главных продолжателей идей Нуджабеса, Lofi Girl, более 13 миллионов подписчиков на YouTube. Это ли не показатель того, что дело артиста живет, пусть уже и, к сожалению, без него?

2.4K2.4K показов
115115 открытий
3 комментария

Самурай, пахнущий чиллом

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

я просто хочу годное аниме, а не на тупой работе сидеть

Ответить