The Callisto Protocol: ни слова про сурвайвал хоррор

«The Callisto Protocol» — тот самый экшончик от третьего лица, который должен был переизобрести жанр сурвайвал хорроров. Или на крайняк вдохнуть в него жизнь. Ни для кого не секрет, что ни того, ни другого, к сожалению многих, не произошло. Но так ли справедлива критика, что обрушилась на новую игру Глена Скофилда? Предлагаю Вам альтернативный взгляд на «The Callisto Protocol» человека, который, несмотря на все минусы проекта, нашел за что его можно полюбить.

Когда кто-то сказал мне, что Калисто говно
Когда кто-то сказал мне, что Калисто говно

Для начала немного вводной, эт важно. Первый «Мертвый Пробел» я прошел пару лет назад — больно ссыкотно было играть в нее раньше. Соответственно весь хайп пролетел мимо меня. Вторую и третью проходил уже на релизе, но к ним великий и ужасный Глен Скофилд руку не прикладывал, поэтому не считается. Короче, к чему я? Пока большинство превозносило Глена Скофилда, лично мне было на него ровно. Эта одна из причин, по которой я отнесся с некоторым безразличием к новости о разработке «The Callisto Protocol». Вот если бы Крис, мать его, Авеллон был бы там…

Отсюда же вытекает следующее: я ничего не ждал, а если нет ожиданий — нет разочарований. Позже из обзоров конечно узнал, что Гленушка вместе с командой вовсю расхваливали свое новое детище. Типа, оно настолько страшное, что им самим некомфортно играть/работать (дословно не помню, нужное подчеркнуть). Ну и трейлеры внушали определенные надежды. Так потихоньку росла планка, до которой «The Callisto Protocol» нужно было допрыгнуть, чтобы не разочаровать игроков. Спойлер — не допрыгнула.

Что же пошло не так? Для начала — непомерные амбиции для маленькой «инди-студии». «Striking Distance» именно ею и являлась из-за небольшого числа сотрудников, которых явно недостаточно для задуманного размаха. Гленка же в свое время (аж в 2020 году, что ли) бодро заявил, что его новая игра — «квад-эй» или «АААА-тайтл». Зря он дал маху, конечно, интернет-то все помнит, но стоит отдать ему должное. Он первый, кто сдержал обещание и выпустил «квад-эй» игру, пока одни застряли в производственном аду («Beyond Good & Evil 2», «Skull & Bones»), а другие находятся в разработке (то ли ремейк, то ли перезапуск «Perfect Dark», там черт ногу сломит). «Forza Motorsport 5» не в счет, это дешевый понт от «Microsoft». В общем, в «Striking Distance» кранчили по полной, чтобы оправдать существование четвертой буквы «А». Ничему их история не учит, эх…

Главная же причина немного в другом. Помните выше я говорил про планку? Не сказать, что игроки задрали ее слишком высоко. Они просто-напросто хотели старого классического сурвайвал хоррора нулевых и начала десятых. Вот только в стенах студии занимались совсем не этим. Пока маркетологи и разработчики, сами того не подозревая, рисовали нам еще одного первого «Мертвого Пробела», Скофилд с командой трудились над экшеном от третьего лица в антураже научно-фантастического ужаса.

«Старый классический хоррор»
«Старый классический хоррор»

Неожиданно, но «The Callisto Protocol» чуть ли не чистокровный голливудский боевичок, приправленный сай-фай сурвайвал хоррором. Об этом красноречивее всего говорит смещение акцента с дальнего боя на ближний и сама боевая система. Подобное «нововведение» сильно меняет формулу саспенса, отходя от канонов жанра.

Чтобы понять, как именно, возьмем для примера тот же «Мертвый Пробел». Там напряжение создавалось ощущением своей физической слабости перед некроморфами. Иначе говоря, подпустил тварь — тобi пiз… На этой простой мысли строился весь саспенс. Вот ты держишь противника на дистанции, чувствуешь себя невъеб*нным космо-инженером, а потом — бац! — к тебе подкрались сзади и ты уже визжишь как сучка. И, паникуя, пытаешься всеми силами отбиться. При помощи дистанции разработчики управляли твоим кирпичным заводом. То же самое можно заметить в оригинальных «Resident Evil», вплоть до четверки, и «The Evil Within».

Один из тех моментов, когда ты действительно визжишь как сучка
Один из тех моментов, когда ты действительно визжишь как сучка

Вслед изменилась боевая система. В «Мертвом Пробеле» докрутили экшен-составляющую «RE4», сделав героя и врагов намного подвижнее. Из-за этого пришлось наделить болванчиков не просто зачатками интеллекта, а его слабеньким подобием, чтобы игра не скатывалась в «Call of Duty» про монстров. Продвинутый ИИ придал боям сильной динамики. Она же стала ключевым элементом саспенса. Теперь нужно было мыслить тактически, вовремя реагировать и быстро принимать решения. Зазевался — получи по еб*лу. Словил тупняк — получи по еб*лу. Взял пистолет, когда нужно было дробовик — получи по… Ну вы поняли. И подобный стиль игры заставлял сильно нервничать и потеть даже без скримеров.

В «The Callisto Protocol» нагнетают напряжение через превосходящее количество врагов. Один на один ты без труда сломаешь еб*ло любого биофага, а вот против двух или трех… Вот тут-то и раскрывается в полной мере боевая система. Уклонения перестают быть ультимативными, огнестрел больше не пылится в кобуре, а силовая перчатка юзается до полной разрядки батареи. Тот же дробовик позволяет отбросить наседающих противников от себя, а «телекинезом» притянуть кого-то одного, чтобы спокойно размозжить ему черепушку. На крайняк можно швырнуть его в пропасть или пустить на фарш, закинув в любой рабочий механизм.

То есть, эффект саспенса снова возникает из-за физической слабости. В этот раз, правда, тебе сначала дают ощутить свою силу, чтобы потом показать всю несправедливость этого мира. Один на один бывает только в кино, в реальной жизни пизд*ть тебя будут толпой. Не находите иронию? Ее тут и нет.

Когда он сказал, что придет один
Когда он сказал, что придет один

Главная фича «The Callisto Protocol» — ее голливудские вайбы. Весь экшен крутится вокруг трех слов: красиво, эффектно, зрелищно. Это подчеркивается годным саунд-дизайном в стиле «Mortal Kombat»: все отрывается и ломается со смачным звуком, от реалистичности которого порой некомфортно. Тут даже свои «фаталити» имеются. Сценарий такой же — по-голливудски простой, с кучей киношных клише (тайные организации, секретные эксперименты, мотивы плохишей) и неказистой историей. Глядя на него, становится очевидно, что тащить игру на себе должен был геймплей. Из всего тут только арка главного героя сделана по лекалам сценарного искусства. К концу игры к нему проникаешься какой-никакой симпатией.

Голливудский вайбы, к сожалению, рушат вполне прикольную боевую систему в угоду зрелищности. Стычки с толпами противниками должны создавать напряжение, нагнетать атмосферу, заставлять потеть, ох*евать от происходящего. Но чаще всего биофаги тупят, нападая поодиночке. Они редко сразу наседают на тебя, прямо как в каком-нибудь голливудском боевичке. Обычно один атакует, отходит, потом второй атакует, отходит и так повторяется много-много раз. Слишком предсказуемое поведение.

Все это нужно только для одного — сохранить зрелищность боевки. В игре нет нормальных приемов для зонинга и работы по области, а дробовика недостаточно, чтобы контролировать агрессивную толпу. Таким образом разработчики пытаются сохранить баланс. Нет ничего красивого, эффектного и прикольного в том, что тебя запинывают толпой. Одно дело, если на руки дают все инструменты сдерживания биофагов и ты зафакапил, сам дурак, как говорится, но если их нет, а врагов толпы… Разработчики, вы явно ох*ели!

Биофаги-роботы всегда ходят парочками и иногда эт прям душит
Биофаги-роботы всегда ходят парочками и иногда эт прям душит

По большей части критика «The Callisto Protocol» справедлива. В ней слишком много игровых условностей, недокрученных моментов и странных геймдизайнерских решений. К примеру, сильнее всего глаз зацепился за «тихие» убийства слепых мразот, которые якобы обладают отличным слухом. Ползаешь возле них на коленках, дабы не нарушить покой, подкрадываешься к одному сзади и... он помирает с таким воплем, что в первый раз было реально страшно. Думал, сейчас сбежится вся стая сюда и мне кранты. Ан, нет, эт нормально, сородичам похер на смерть своего.

Я так же, как и остальные, до сих пор не понимаю, почему решили скрывать подзагрузки столь тупейшим образом. Во второй половине игры это сведено к минимуму. А можно было сразу так? Ползания по вентиляциям — тоже тот еще кек. За всю игру (у меня прохождение заняло десять часов) только пару раз там что-то произошло. Круто, чо. Гленчик совсем не уважает ни меня, ни других игроков.

Однозначно есть проблемы с нарративом. «Striking Distance» натурально проеб*ла шанс раскрыть свою идею. Всего-то начать надо было не с экшена на три часа до первого хоррор-сегмента, а сразу с него. Внуши они еще в первых главах игроку чувство физической слабости и заставь его пугаться от каждого шороха, дальнейшее бы воспринималось совсем иначе. Оно бы пошло плавнее, легче и приятнее. Но это мои мечты и вообще отхождение от темы.

Вот я выше поругал Гленушку, а в недавно вышедшем DLC он исправился. Оставить без внимания «Final Transmission» нельзя. Данное дополнение отличный пример того, что мы потеряли в основной игре из-за надрачивания разработчиков на «квад-эй» графоний. Вентиляции наконец-то используются по назначению. То нас отвлекают от скучных ползаний болтовней, то творится всякая дичь. Я на старых щщах булки-то расслабил, поэтому, когда впервые перед глазами возник непонятный крутящийся механизм, движущийся навстречу, взял и нагло подползл к нему поближе в ожидании, что меня тупо байтят. А потом — раз! — и тушку героя резко перемалывает в труху. Представьте мое удивленное лицо. Больше я не расслаблялся. Но сюрприз вышел «приятный».

За секунду до полного п*здца
За секунду до полного п*здца

«Final Transmission» радует не только этим. Наконец-то поработали над динамикой, плотность событий возросла, экшен чередуется с хоррором. Появилось то самое чувство от хорошего голливудского боевика — легкое волнение вперемешку с напряжением. Я стал предвкушать. Стал ждать следующего хода от разработчиков. И они продолжали накидывать. Вот держи закольцованную локацию. Вот враги, которые как бы есть и как бы нет. Вот тебе мини-сегмент в духе «Call of Duty», когда стрелять приходится больше, чем махать кинетическим молотом. Ну кайф же, кайф!

Три часа концентрированного геймплея, два душных момента и грамотная работа над ошибками. В плане сюжета «Final Transmission» неоднозначен, как и вся игра, но он делает все происходящее внутри DLC целостнее. После концовки не возникает вопросов. Остается даже приятное послевкусие, несмотря на некоторую клишированность.

Вступительная сцена к худ фильму «Сп*здили»
Вступительная сцена к худ фильму «Сп*здили»

Для себя я разглядел в «Каллисто» добротный боевичок на пару вечерков с лицом Джошем Дюамель. Вполне достойная мордаха, как по мне. На своих плечах игру вывезла зрелищная боевка, главный герой, сай фай антураж и… шероховатость проекта. Все-таки здесь есть душа, пусть она и своеобразная, пусть ее малость покорежила корпоративная машина, но она есть, явственно ощущается. Ну и еще крошить еб*ла дубиной весело.

Так ли справедлива критика «The Callisto Protocol»? Да, она полностью справедлива, если ты ждал от нее второго «Мертвого Пробела», а если чего-то нового — только наполовину. К сожалению, репутация Глена Скофилда, как великого и ужасного, сыграла злую шутку с его «квад-эй» тайтлом. Как бы «The Callisto Protocol» не пыталась быть «The Callisto Protocol» в ней видели только «Dead Space». Грустная херня, друже.

1010
29 комментариев

Мне так норм понравился, прошел и основную игру и финальную трансмиссию, есть даже планы позже переиграть ещё разок😎

1
Ответить

Ну я тоже остался доволен, вполне нормальная игруля, не без косяков, но удовольствие получил

Ответить

Если фантазии хватило только на одно "смешное" прозвище игры - не надо повторять его пять раз, это ж бесит

1
Ответить

Некроморфом по ебалу за "пробел" )))

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

«тихие» убийства слепых мразотпо сути это условность просто чтоб облегчить игроку стелс. Но в целом да, со всем вроде согласен

Ответить