Тысячеликий герой

Тысячеликий герой

Многие, кто читал или хотя бы интересовался различными мифами, легендами и историями народов мира, не могли не замечать некоторое сходство между ними. Даже при рассмотрении историй одного этноса, например, древнегреческого, можно уловить единый мотив путешествия героя (Ясон, Тесей) из родного дома в чужие земли, где ему предстоит преодолеть ряд трудностей, сразить чудовище и заполучить награду, с которой он вернётся обратно. Однако по-настоящему поразительным является наличие схожих мотивов повествования у народов со всего земного шара, у цивилизаций, который никогда друг с другом не контактировали и были изолированы от внешнего мира. В этой книге антрополог Джозеф Кэмпбелл создаёт общий портрет мифологического героя и о описывает путь, который этот герой проходит.

Книга переполнена цитатами из мифов и легенд народов всего мира. Сказания племён эскимосов, индейцев, аборигенов Австралии, Африки и Тихоокеанских островов, священные писания индуизма, христианства и синтоизма, ирландский эпос, скандинавские эдды и много чего ещё открыты для знакомства в этом труде. С книгой стоит ознакомится хотя бы для того, чтобы представлять какой обширный культурный пласт создало человечество, помимо древнегреческих и скандинавских мифов. Безусловно 300 страниц это не всеобъемлющий труд, но неплохое начало для обывателя в данной тематике.

Кэмпбелл выстраивает следующую модель мифа, в соответствии с которой строится большинство истории со всего мира. Герой, покинув свой родной дом, хитростью или колдовством заманивается, переносится или по собственной воле отправляется на поиски приключений. Там он встречает стража, охраняющего проход в другой мир. Герой может одолеть его или расположить к себе, пройдя границу живым, либо может быть убит (чаще всего метафорически, например, проглочен чудищем). Преодолев порог, герой странствует в мире незнакомых ему сил, с которыми он ощущает общность, хоть одни из них ему угрожают (устраивают испытания), но другие и помогают. Когда путешествие приводит героя к абсолютному упадку, ему предстоит решающее сражение, в котором он завоёвывает награду. Его победа может быть символически представлена как брачный союз с матерью-богиней, признание отцом-создателем, или обожествление героя. Если же потусторонние силы оказываются враждебны, то миф повествует о похищении драгоценного дара героем. Финальной стадией служит возвращение героя. Если трансцендентные силы благословили героя, то он отправляется в путь под их защитой, в противном случае он пускается в бегство, преследуемый ими, однако у порога, ведущего обратно эти силы должны остаться позади. Герой возвращается домой, принося дар, который возрождает мир.

Я не стану утверждать, что все теории, излагаемые автором, верны. Даже в рамках его примеров порой сомневаешься в их аргументирующей силе, к тому же он не приводит никаких контрпримеров, существование которых можно было бы ожидать чисто случайно. Но несомненно некий общий сюжет ему ухватить удалось и его можно заметить не только в древних сказаниях, но и в современном искусстве. Некоторые заимствуют этот сюжет специально, как Джордж Лукас в Звёздных войнах, о чём он откровенно говорит, а многие приходят к нему самостоятельно. Вопрос только почему? Из книги Кэмпбелла напрашивается только такой ответ как «коллективное бессознательное». В книге он не раз ссылается на работы Юнга и Фрейда, а также приводит примеры сновидений, в которых ищет мифологическую подоплёку. Порой её можно проследить, но в большинстве случаев, на мой взгляд это сильно притянуто за уши и является самой слабой частью книги. Поэтому я бы хотел сам порассуждать, почему же многие мифы самых разных и отдалённых друг от друга народов имеют схожие мотивы.

История, вероятно, является самым простым и в то же время действенным способом донести информацию до другого человека, передать ему некоторый опыт, обучить его. А миф является историей особенного типа, историей призванной помочь человеку найти самого себя. Именно поэтому в мифе всегда есть центральный герой, который отправляется в путешествие в неизведанное, в потустороннее. Этот герой, хоть в той или иной степени обожествлён, но всё имеет же имеет человечность, которая связывает его со слушателем. А путешествие является необходимой частью сюжета, поскольку только так человек может познать себя, изменится под действием новых стимулов и непредсказуемой обстановки. Никто не рассказывает историй про людей, законсервированных в банке, ведь это путь в никуда. Обретая дар, герой обретает себя, он меняется и должен вернутся назад, чтобы явить всем эти изменения и послужить примером. С этой точки зрения сходство мифов разных народов определяется сходством их носителей, в чём уже нет ничего удивительного и сверхъестественного.

Если подводить краткий итог, я могу твёрдо рекомендовать данный труд к прочтению. Он поднимет темы, на которые нельзя не задуматься лично. А что ещё нужно от хорошей книги?

1111
10 комментариев

Вместо Кэмпбелла посоветовал бы ознакомиться с "Путешествием писателя" Кристофера Воглера или коротенькой "Морфологией сказки" Владимира Проппа, на которую, кстати, Кэмпбелл ссылается в своей работе.

Первый вариант современнее (см. актуальнее), второй - "усвояемее", чем "герой".

2
Ответить

Спасибо за рекомендации, про Проппа слышал, он в планах к прочтению

1
Ответить

Плюс за Воглера

Ответить

Помнится как сильно подвела эта книга однго известного рэпера, когда он из-за цитирования и отсылок к ней проиграл батл 🤡
Не буду читать

2
Ответить

Но ведь ебаться он не разучился.

Ответить

спасибо мирону за лучшую антирекламу этого кала

1
Ответить

я читал другую книжку этого автора, не помню название, но мне показалось, что автор дурачок, а уж когда он довел оксимирона до цугундера, вообще все с ним стало ясно

Ответить