Топ-5 самых интересных дел Эркюля Пуаро
Немыслимо сложное расследование, тарантиновский шик и лицо убийцы.
По случаю 76–летия Дэвида Суше, лучшего исполнителя роли Эркюля Пуаро, хочется вспомнить самые сложные и интересные дела «маленького бельгийца». В статье речь пойдёт о романах, но каждый из них неоднократно экранизирован, в том числе с участием несравненного британского актёра.
В топе не упоминаются «Убийство в восточном экспрессе», «Смерть на Ниле», «Убийство на поле для гольфа» и другие наиболее знаковые произведения.
«Трагедия в трёх актах»
Я долго думала, включать в эту подборку «Свидание со смертью» или всё же более известную «Трагедию». Остановилась на ней, так как само дело тут сложнее и изящнее. Здесь запоминается всё.
Нас встречает полный набор хорошего дела Пуаро – никаких явных улик, никаких мотивов, ограниченный круг подозреваемых, кажущаяся бессмысленность произошедшего. Если вы любите искать убийцу самостоятельно и затем сверяться с развязкой, эта история точно для вас.
Как водится, вам дают все инструменты, все ружья, но объяснить их будет очень сложно. Возможно, вы даже заподозрите убийцу раньше, чем поймёте смысл его поступков. А всё потому, что эта история запоминается именно своей жуткой простотой, какой-то детской жестокостью произошедшего. Кого бы вы не подозревали, механику и мотивы преступления разгадать в этом деле практически невозможно.
«Карты на столе»
Говорят, «Карты на столе» – любимая история самой Агаты Кристи. Если бы Квентин Тарантино выбирал, по какому роману ему снять фильм, он бы точно выбрал именно этот.
Посудите сами – четыре человека в комнате играют в бридж. Пятый сидит в углу у камина. У четверых игроков за плечами слегка мутное прошлое – каждый из них был связан с сомнительной смертью. В каждом случае ничего не было доказано, никто из них не был обвинён – даже сам факт убийства не устанавливали. Но пятый человек у камина уверен, что все до единого просто вышли сухими из воды. По его мнению, они лучшие из лучших – убийцы, которые не пойманы.
В конце вечера в сердце пятого воткнули золотой кинжал. Это произошло прямо во время партии в бридж – игры быстрой и азартной, требующей ещё и вести расчёты в процессе. Поэтому никто ничего не заметил – никто не знает, когда именно совершили убийство. Вставали со своего места все – вечер был долгий, все курили, пили виски с содовой, подходили поболтать с пятым. Кто вообще решится убить человека в одной комнате с тремя незнакомыми людьми? На этот вопрос и будет искать ответ Эркюля Пуаро. Из улик – оставшиеся от каждого из игроков записи партии в бридж.
Дама Агата Кристи сама была опытным игроком и ей, очевидно, доставило истинное удовольствие выписать характеры подозреваемых через их манеру игры. Здесь в главной роли не сам бридж, а вообще игра и игровой азарт – какой игрок решится на настолько рискованный шаг? При каких дополнительных условиях?
«Миссис Макгинти с жизнью рассталась»
Не самый известный роман, который легко пропустить, отчасти из-за названия. Эта история может показаться проходной и слишком типичной для Агаты Кристи.
Завязка тут действительно очень простая – есть мужчина, которого уже осудили и приговорили к смертной казни за убийство своей арендодательницы. В основном потому, что больше обвинять просто некого – у старушки ни родных, ни денег, ни тёмного прошлого. И только многоопытный инспектор никак не может увидеть в нём убийцу – хотя сам подсудимый остаётся довольно неприятным человеком. Тут, естественно, на сцену выходит Эркюль Пуаро.
И всё вроде бы слишком знакомо – тут тебе и полное отсутствие мотивов, и маленькая деревушка, и ограниченный круг соседей со своими взаимоотношениями. Но, гарантирую, вы получите истинное удовольствие от прочтения, и вот почему.
Во-первых, это тот редкий случай, когда Пуаро сталкивается с трудностями. Почти половину книги он бродит в потёмках, не в силах даже начать складывать пазлы – потому что их просто нет. А тех, что есть, мало, катастрофически мало – даже для Эркюля Пуаро.
Первая соломинка, первая «странность» этого дела настолько мала и труднообъяснима, что даже бельгийцу поначалу ничего не даёт. В этот раз мы ведём расследование поэтапно, вместе с Пуаро – он мучительно ищет место для каждого паззла, постоянно натыкаясь на недостаток улик и информации.
Последняя деталь вам для затравки – в этой книге Пуаро случайно натыкается на орудие убийства! До этого он понятия не имеет, где искать и что именно.
Пуаро поёжился и направил свои стопы к дому. Да, хотелось бы знать наверняка. Найти бы орудие убийства...
И в эту секунду он увидел его и даже вздрогнул, потому что инстинкт подсказал ему – он не ошибается .
Потом он задавал себе вопрос – видел ли он этот предмет раньше, может, засёк его подсознательно? Ведь, надо полагать, он преспокойно стоял себе на этот самом месте со дня приезда Пуаро в Лонг–Медоуз.
«Пять поросят»
Эталонное дело Эркюля Пуаро, прямиком из палаты мер и весов. Тут есть всё, что он любит – никаких улик, никаких инструментов, только люди – пять человек, пять свидетелей. Хотя и свидетелями их уже можно назвать с натяжкой – ведь прошло больше 16-ти лет.
Да, в этот раз Пуаро расследует беспрецедентно «старое» дело – жена отравила своего мужа, была осуждена и скончалась в тюрьме. Их дочь, ныне молодая девушка, просит детектива поднять эту историю и расставить все точки над i. А так как и оправдывать уже некого, и воспоминания очевидцев за 16 лет знатно поблекли – никому, кроме Пуаро, это не под силу.
Как вы понимаете, после этих слов бельгийца уже не остановить. Это очень интересная история, которая также издавалась под названием «Убийство в ретроспективе» – на мой взгляд, оно чуть лучше ей подходит, так как смещает фокус именно на прошедшие события.
В этой книге один и тот же день рассказан пятью разными людьми, так, как они его запомнили – и что они запомнили. Один помнит настроения и поведение, другой – помявшуюся одежду и запах миндаля, третий – слишком жаркую погоду. Воспоминания – единственное, что как-то персонифицирует рассказчика, так как фокус неизменно остается на двух главных фигурах – жены и мужа, Каролины и Эмиаса Крейл.
Ничего лишнего – только маленькие изящные детали, которые надо сложить в цельную картину. Эфемерные и двусмысленные, как и полагается полустёртым воспоминания.
«Убийство Роджера Экройда»
Как бы мне не хотелось избежать самых известных и знаковых романов, без «Убийства Роджера Экройда» в этом топе не обойтись. Эта книга в своё время настолько возмутила читателей, что её лишили всех премий и объявили худшей. А потом остыли и дали в десять раз больше признания – ведь это признанный шедевр детективной литературы.
Завязка вновь классическая – убит богатый глава семьи, вокруг которого успела образоваться стайка малоимущих любящих родственников. Каждому из них была выгодна смерть Роджера Экройда, но вроде бы не настолько. Не настолько они лживые и меркантильные люди, а он не настолько прижимистый и авторитарный. По крайней мере, на первый взгляд.
От сцены «объяснения» Пуаро вы получите столько эмоций, столько срывпокровного удовольствия, с каким не сравнится даже «Убийство в восточном экспрессе» и «Десять негритят». Автор не скажет ни слова лжи, но в конце вы почувствуете себя таким обманутым, как никогда ранее. Если не ради этой детективной истории стирать себе память, чтобы прочесть её снова, то ради какой?