Кумовство 2.4 – как нетворкинг и личный бренд в диджитале влияют на ЗП

Просите и дастся вам. Ищите и обрящете.

DISCLAIMER: Данный максимально взрослый материал подготовлен с целью распространения здравого смысла. Не надейтесь на срыв покровов – вы получите лишь то, что все и так видят, но почему-то стесняются сказать.

На связи Тихон Вечерский, маркетолог из агентства Awake.

Представьте: пляж, небо, легкий бриз…Вы со второй половинкой или самостоятельно приходите участвовать в танцевальном конкурсе. Правила просты:

  • Танцуете постоянно, есть небольшие перерывы на дела.
  • Перестали танцевать – выбываете без оплаты.
  • Проявили больше всех упрямства и дошли до конца? Получаете средний по региону оклад.
  • Выбыть можно в любой момент без последствий, насильно никто не держит.

Представили? Именно такими были реальные танцевальные марафоны в США первой половины 20-го века. Люди приходили, чтобы выиграть – а в итоге умирали из-за своей упертости. Они настойчиво танцевали до талого – и даже брились, ели и испражнялись во время танца. Безудержного, бессмысленного танца, который обещал им приз в размере 1-2 тысяч долларов. Неплохой оклад за пару часов потанцулек? Согласен – да только эти пляски смерти длились месяцами. По условиям, раз в час выделялось 15 минут на любые дела – хоть спи, хоть падай. А все остальное время, будь любезен – танцуй. Ну или вылетай – пожалуйста, никто не держит!

Так можно было. Если партнер выдержит, конечно…
Так можно было. Если партнер выдержит, конечно…

Только вот почему-то многие продолжали танцевать, даже когда их тела уже не выдерживали нагрузок, даже когда от психики ничего не оставалось – и буквально умирали под улюлюканье толпы.

Согласитесь, что-то напоминает? Именно так выглядит современный диджитал-рынок.

Потому что рынок перегрет – и это проблема

В 2023 уже мало кто хочет идти работать в душный офис. Сразу оговорюсь: естественно, я не беру в счет:

  • студентов – они ВСЕГДА будут идти хер пойми куда (в ритейл, общепит), прежде чем найдут себя;
  • учителей, врачей и прочих людей призвания – ну руки от Бога у человека, классно плитку кладет – естественно он будет работать в офлайне.
  • людей в возрасте – многим даже нравится сидеть на кассе, или выдавать билетики в троллейбусах – социализации больше, а еще это проще, чем осваиваться в этих наших интернетах.

А остальные… Если раньше мы мечтали работать космонавтами, пиратами и принцессами, то сегодня хотим быть программистами и женами программистов. Депутатов в счет не беру, это из разряда мечтать о Соколе Тысячелетия и собственной Звезде Смерти – другой уровень реальности.

Сегодня идти в диджитал – это очень простой путь заработать много денег на удаленке за минимум усилий. Да, поработать придется – но не нужно будет каждый день тратить от двух часов на дорогу, терпеть пропахший потом офис и скидываться непонятно кому на тортик ко дню рождения.

Так себе представляет диджитал непосвященный человек. И у вас, конечно, вопрос:

Кумовство 2.4 – как нетворкинг и личный бренд в диджитале влияют на ЗП

А проблема, на самом деле, очень понятная. Дальше внимательно следим за руками:

  1. Люди массово мигрируют в диджитал, словно это новый Орегон (не путать с Новым Уренгоем).
  2. Специалистов становится больше, чем вакансий – конкуренция растет.
  3. При прочих равных бизнес всегда мечтает нанять более опытного кадра.
  4. Из-за большого количества новичков поиски «того самого» затягиваются.
  5. Несчастные джуны лишаются работы – и возможности заработать опыт и деньги.
  6. Количество джунов растет по экспоненте, а мидлов и сеньоров – нет.
  7. Своей дешевой массой джуны не дают рынку двигать рост оплат.

Вывод: проблема в джунах.

Если вы так подумали – охладите траханье, вы не правы. Проблема в том, что все хотят получить условия получше – как сами исполнители, так и бизнес.

И это ведь очень честные условия, не так ли? Каждый имеет право на лучшую жизнь. Поэтому бизнес переберет исполнителей и найдет лучшего, а исполнитель… Так, сейчас-сейчас: а исполнитель… А что ему остается?

Говорят, что чем больше ты будешь страдать, тем более крутым и востребованным станешь
Говорят, что чем больше ты будешь страдать, тем более крутым и востребованным станешь

Кумовство – единственный выход помимо окна

Для начала стоит сбросить розовые очки и перестать нестись не пойми куда с высунутым языком, в надежде на угощение. Осмотреться по сторонам. И увидеть, что весь рынок – это такая Игра Престолов. Где все давно поделено и попилено. И нет, я не сторонник теорий заговора – сейчас поймете, куда клоню.

В книжке «Восхождение Сенлина» вершиной человеческого технического и архитектурного таланта является Вавилонская Башня. Такая огромная, что там на первом этаже стена толщиной 250 метров. И каждый этаж – это такой отдельный город-государство:

• Первый этаж – для самых нищих и маргинальных слоев населения. Чтобы вы понимали, там популярный вид заработка – крутить педали на огромном колесе, а наградой становится льющееся в определенный момент пиво.

• Второй этаж – огромный театр. Не на этаже, а весь этаж – на входе вам сразу назначают роль, и если вы хотите выйти с этажа – придется отыграть спектакль.

• Третий этаж – Купальни: десятки гостиниц и всяких СПА, аквапарков и т. д.

• Четвертый этаж – портовый, производственный, и там же обитают богачи.

Ну и так далее, их там штук 30 или даже больше. И каждый следующий этаж круче предыдущего, но на каждом этаже свои правила. А пробиваться выше – все сложнее и сложнее. Для понимания: уже на третий этаж попадают либо удачливые, либо богатые.

И в жизни это работает примерно так же. Вы начинаете на самом дне, в мясобойне. А чтобы пройти дальше, нужно очень много выстрадать – пожертвовать психикой, годами жизни. Стать настоящим профи. Однако и это не гарантирует, что получится пробиться вперед.

Кумовство 2.4 – как нетворкинг и личный бренд в диджитале влияют на ЗП

Но есть и другой путь – его принято называть «удачей».

– Ой, мне так повезло с новой работой!

– Да ты что! И как ты ее получил?

– Да начальнику помог машину разгрузить, а он и предложил поработать над новым проектом. Понравился ему мой ответственный подход.

– Ага,ну понятно…

В 95 % случаев удача так и работает. Повезло ли человеку оказаться в нужном месте и в нужное время? Возможно. Но самое главное – он смог зарекомендовать себя перед нужными людьми. Например, перед своими родителями. И они отписали ему заводик (жаль, это не спасает от СИЗО). Или перед друзьями детства – и они помогли с хорошей должностью.

Это называется «кумовство» – и в нашей стране от него принято воротить нос. Но вот какое дело. Давайте еще раз вспомним, что все мы находимся в Игре Престолов. Или на Башне с поделенными этажами, если угодно. Где, очевидно, все давно захвачено. Этаж с ЗП 50к – захвачен, там свои правила. Этаж с ЗП 100к – захвачен, там уже другие правила. И так дальше – везде всегда будут конкуренты – другие специалисты, которые тоже хотят кушать. И их больше, чем компаний, которые это «кушать» готовы начислять на карту.

Порой проще вовсе сменить сферу, чем пытаться пробиться
Порой проще вовсе сменить сферу, чем пытаться пробиться

Вот и получается, что в таких суровых условиях одному 100 % сложнее, чем в компании единомышленников, друзей и вообще людей, которых знаешь, ценишь, которым доверяешь. Так называемых «близких». И при прочих равных, разумеется, выбор сделают в пользу своих – даже если они чуть слабее, как специалисты. За профессионализм ценят тех, кто, как профи, очень сильно выделяется среди остальных. Бывают такие выдающиеся специалисты. Но все остальные – они в ряду примерно равных себе. И оценивают их уже по другим критериям. Уточню: тебя – тебя оценивают по другим критериям.

У исполнителя есть множество характеристик, которые влияют на принятие решения. Одна из этих характеристик — то, насколько информация о нем достоверна, насколько можно быть уверенным в том, что все остальные характеристики – именно такие. Если у исполнителя А характеристика «профессионализм» – 7/10, а у исполнителя Б — 6/10, но у него значительно выше характеристика «достоверность инфы», то я лучше выберу того, в информации о ком я могу быть в большей степени уверен. Исполнитель Б – точно на 6/10, потому что я давно его знаю. А исполнитель А может оказаться на деле 4/10, а не 7/10. Поэтому при таких незначительных различиях в качестве, иногда лучше сделать выбор в пользу более известного.

Константин Рудов, главный редактор Awake Journal

Возникает вполне справедливый вопрос: «Неужели, если я крутой спец – этого не достаточно? Разве это справедливо?»

Ответчиком вызываю умудренного годами старца:

Это не значит, что если ты свой в доску, то специалистом не нужно становиться. Наоборот – у тебя есть возможность прокачиваться и расти. Тебе с ней помогли и подтянули наверх. И пока остальные будут биться на мясобойне – ты станешь крепким звеном своей команды. И поможешь ей пробиться повыше.

Возвращаясь к вопросу – а что делать спецу? Варианта всего 2:

  • Долго и мучительно страдать, согреваясь лишь белым пальто. В надежде, что когда-нибудь твои заслуги оценят. Но вот именно заслуги – а не тебя самого. Если же, не дай Бог, тебе «просто так» дадут оклад повыше, или предложение получше – придется отказаться и страдать с утроенной силой. Сквозь скрежет зубовный, сохранив моралите. Ведь однажды на Ютубе любимые блогеры, которые получили место в кадре не через открытый кастинг, а по дружбе с владельцем канала, сказали тебе, что кумовство – это страшное зло.
  • Обеспечить себе удачу, кумовство и место под солнцем. Быть своим в доску, исполнительным, компанейским и честным. Искренне принять главное правило: помогай себе, помогая другим.

Команда всегда сильнее одиночки. И бОльшую часть рынка себе отхватывают именно команды. Таким образом можно либо оттолкнуться вверх, влившись в уже существующий сильный коллектив. Либо объединиться с равными себе коллегами и пробиваться вместе.

Как бы то ни было, я не верю ни в какой «самостоятельный путь». Карьера – это то, как человек встроен в общность с другими людьми. Насколько он им полезен и интересен. Разумеется, продвижение в ней преимущественно будет происходить в результате «набора очков» в глазах других людей. Карьеру двигает репутация, а не, например, эффективность сама по себе

Константин Рудов, главный редактор Awake Journal
Когда решил продемонстрировать шефу самостоятельность
Когда решил продемонстрировать шефу самостоятельность

Выбор сложный, неоднозначный. Скрепя сердце, я все же выбираю второй вариант – точно так же, как это делают все, кто достигает успеха и выбивается в люди. Осталось разобраться – а как обеспечить себе это самое кумовство?

Нетворкинг

Очевидное: чтобы обрасти полезными знакомствами, нужно знакомиться. Всем уже как сто лет знакомо понятие «нетворкинг» – «плетение сети». Сети связей, которые будут пригождаться всегда и везде.

Сеньор плохого не посоветует
Сеньор плохого не посоветует

Для тех, кто все еще в танке. Именно ради нетворкинга люди:

  • ходят в детский сад и школу – чтобы, как это называется, «социализироваться»: научиться находить общий язык с другими представителями человечества;
  • получают высшее образование – или вы думали, что в 21 веке все еще нужно присутствовать в душных кабинетах ради доступных в интернете знаний? Нет, туда ходят только ради того, чтобы за 5 лет обрасти плотными связями и компрометирующим опытом с будущими коллегами;
  • собираются на конференции – забудьте, никому не интересны повторяющиеся из года в год доклады и кейсы: все хотят обнюхаться и найти ТЕХ САМЫХ АДЕКВАТНЫХ чуваков, с кем можно будет партнериться.

Нетворкинг, как общепринятое явление, подтверждает: кумовство не просто есть – оно активно развивается у вас на глазах, пока вы продолжаете стыдливо щуриться.

Нетворкинг – это очень крутой инструмент, буквально полгода назад в том числе благодаря этому мы нашли отличного РОПа в свою команду. Но тут важно понимать, на одном нетворкинге далеко не уедешь, связи не отменяют необходимость в профессиональном выполнении своей работы)

Валерия Прибыльская, исполнительный директор Obscura Production
Кумовство 2.4 – как нетворкинг и личный бренд в диджитале влияют на ЗП

Итак, что делать, если в саду и школе вы ничему не научились, высшее образование не получили, а на конференции ездить нет денег? Скриним:

  • Прокачиваем софт-скиллы – здесь очень сложно: вот как душному забитому человеку в белом пальто подсказать верную дорогу к развитым софт-скиллам? Есть варианты?

    Я все же попробую – для начала прочтите эту статью про повышение эмоционального интеллекта (EQ) сотрудников из нашего журнала Awake. Мы пишем для сеньоров-маркетологов, опытных руководителей – и чаще темы технического плана. Но вам повезло, есть и такой материал!

    В чем смысл: предлагаю вам посмотреть на себя глазами руководителя. Вы сами себе и руководитель, и сотрудник – и определенно понимаете, что уровень EQ надо поднимать. Потому что без него вы так и будете бегать по миру, поджав хвостик и зажмурив глазки.

    Читаете эту базу, начинаете работу над собой. И обязательно держите четкую цель: стать человеком, которому помогут с работой, даже если его лапки вдруг превратятся в клешни. Вы обязаны обрести опору как в себе, так и в окружении. А для этого нужно перестать быть мерзким душнилой 24/7.

    Я вот перестал, теперь душню с перерывами – и это реально помогает!

    А еще в списке важных скиллов: чувство юмора, критическое мышление, честность, эмпатия, вежливость, сплетничество, ответственность – никогда не знаешь, что из этого пригодится в нужный момент.
Объединиться вокруг бессмысленных принципов – гениально!
Объединиться вокруг бессмысленных принципов – гениально!

Кстати, очень хорошо софт-скиллы прокачивает армия. Вот именно то самое главное – что если ты накосячишь, то пострадают все. А значит надо держать в голове – мои действия влияют на других, а действия других влияют на меня. Мы в одной лодке.


Так что, смотрите сами, как вам больше нравится: стать нормальным человеком на гражданке или отслужить в армии. Говорят, сейчас даже тем, кто старше 27-и лет, предоставляют такую возможность – еще и денег много платят. Лично я проверять не хочу, но вы задумайтесь. Армия или статья?

  • Знакомимся – чтобы понять, вы уже стали человеком или пока нет, нужно регулярно проходить чекап. А именно – брать и знакомиться с людьми. Не ради чего-то, а ради самого знакомства.

    Едете в троллейбусе, а рядом сидит человек в наушниках и слушает музыку – вы это видите, потому что, естественно, постоянно пялитесь в чужие экраны. Аккуратно, легонько подзовите его, жестами попросите снять наушники, затем улыбнитесь и спросите, что за музыку он слушает. Спросите про жанр, классная ли. На что похожа. Спросите, стоит ли вам такое послушать. И похвалите человека, а затем поблагодарите.

    Знаю, вам кажется это безумием: «О Боже, как же так! Пристать к незнакомому человеку и отвлечь его от важного слушания музыки!» – но именно в этом и есть смысл. Понимаю, что некоторые уже предались панике от фантазий о том, как их подобным образом прерывают – но на практике вам бы это скорее понравилось, чем нет. Разумеется, при условии, что отвлекающий – адекватный, доброжелательный человек. А вы ведь именно такие, правда?

    Пошутите в очереди, расспросите кассира о новинках сезона и его вкусах, поболтайте с родителями на детской площадке (желательно при этом иметь детей) – и увидите, что вокруг миллионы возможностей для знакомств. Где-то мимолетных на одно-два предложения, на одну улыбку. А где-то на долгосрочное партнерство.

    Самое главное здесь заметить эти два момента. Первый – если захотите, вы можете быть приятным человеком, с которым людям интересно, с которым они хотят побольше взаимодействовать. Второй – именно так вас выбирают всегда, особенно на работе – именно так вы ее всегда получали и будете получать, так двигали и будете двигать карьеру вверх.

    Например, ко мне приехал мастер и установил телевизор. Ну мастер и мастер, подумаешь? Однако я взял его телефон, и в будущем буду обращаться именно к нему (он и сантехникой и всем на свете занимается). Он какой-то экстраординарный мастер, который умеет телепортироваться и пускать роботов-дронов из рук? Нет, все банально – мы немного пообщались, и он оказался приятным парнем. Понимаете, это чувствуется – я понимаю, что могу в будущем положиться на этого мастера. Кстати, он еще и опоздал, но классный коннект перекрывает такие мелочи, если они не критичны в моменте.

    Люди постоянно выбирают спецов именно так: харизматичный тренер по фитнесу, веселый врач, сплетница-маникюрщица – и так далее. Ну что, в городе нет других врачей? Нет, потому что другие – это просто врачи, но только уролог Павел Петрович «ну такой затейник, ну юморист…».
Где-то в параллельной вселенной
Где-то в параллельной вселенной
  • Собираем контакты – когда вы поняли, что уже готовы к человеческим контактам, люди с вами общаются, а возможно даже удается нет-нет, да и ввернуть шутейку, на которую даже последует улыбка, а то и смех – пора собирать контакты.

    Один короткий контакт с человеком ничего вам не даст, кроме небольшой прибавки к уверенности и раскрепощению. Поэтому контакты нужно удлинять и учащать.

    Например, вы начали с приставаний к людям в общественном транспорте. Сколько оно длится, секунд 15-30? Маловато. Однако с опытом вы начнете полноценно общаться с людьми – и вот тогда, после, пусть и небольшого, но продуктивного диалога, следует обменяться контактами.

    Прям жирным выделил, чтобы у вас в мозгу тоже жирным это отпечаталось – контакт с человеком необходимо конвертировать в контакт в телефонной книжке или соцсетях!

    Зачем это делать? Во-первых, потому что вам очень хочется потом еще пообщаться с этим человеком. Во-вторых, потому что у него профессия классная, полезная – он мог бы вам помочь. Или у него проблема такая, с которой вы могли бы ему помочь.

    Ага, вот видите, логично же? Логично. Именно так и работает то самое дьявольское кумовство: вам понравился человек, он может быть вам полезен, а вы ему – всё!
Жестокость правды режет громче стали
Жестокость правды режет громче стали
  • Закрепляем контакты – тут все просто: чтобы хрупкая единичная связь с человеком обрела силу и окрепла – нужно чаще с ним общаться и видеться, проводить совместно время.

    Поверьте, если вы хоть раз сходите со своим стоматологом в бар, на каток или куда он там ходит – ваши зубы навсегда станут качественно лучше.

    Потому что так, уж повелось, к «своим» отношение лучше, чем к «чужим». А своим нужно стать – а для этого необходимо общаться, видеться, наживать совместный опыт.

Черная магия, не иначе!
Черная магия, не иначе!

– Пап, а я стану генералом, как ты?

– Станешь, сынок, станешь.

– А маршалом?

– А у маршала свои дети есть.

Классический пример кумовства из советских анекдотов – и даже он разбивается об нетворкинг. Потому что люди привыкли размышлять так же: вот есть генерал, он взялся из ниоткуда сразу генералом – и маршалом ему не стать. Но цимес в том, что всегда есть и генералы, и маршалы. И если генеральский сын будет дружить с сыном маршала, то и сам, очень вероятно, со временем станет маршалом – а маршал пойдет, например, в министры. Или как там у них все устроено – в общем вы поняли, друг друга подтянут повыше.

Такова сила нетворкинга. И не надо закатывать глазки и вопить «Ой, дружить еще специально! А вдруг он как человек – говно!». Как говаривал ваш дед: жить захочешь – и не так раскорячишься. И это в случае с маршалом – а в вашем случае все сильно проще. Просто находите приятных людей и не стыдитесь взвешивать: чем они будут полезны вам, а вы им. А чтобы найти именно приятных – общайтесь с разными.

Однако вам наверняка интересно – а чо там по вариантам, может есть что-то более доступное… скажем так… прямо с дивана? Чтоб никуда не ходить…

Личный бренд – он же диджитал-нетворкинг

Если вы подумали в сторону дейтинга – Тиндера, ВК Знакомств – то не особо-то и ошиблись. Ведь что есть самая емкая иллюстрация понятия «личный бренд», если не анкета в дейтинге!

Чтобы с вами хотели знакомиться с специализированных приложениях, необходимо:

  • иметь приятную и опрятную внешность;
  • адекватное, а еще лучше интересное позиционирование.

Так незнакомцы смогут быстро обрисовать, что вы из себя представляете.

Когда видишь свой личный бренд абсолютно четко
Когда видишь свой личный бренд абсолютно четко

По тем же принципам работает личный бренд – вы что-то делаете в интернете публично, а незнакомцы постоянно оценивают, насколько вы их интересуете. Если интересуете слабо – вас скипают, забывают. Если сильно – за вами начинают следить, изучать, в ваш бренд эмоционально вовлекаются. Например, хейтят в комментариях и пишут «Твоя статья – говно!».

Часто люди, занятые развитием личного бренда, не понимают, зачем это делают. В основном, понятно, ради славы и денег. Однако в конечном итоге они хотят быть кому-то интересными – чтобы среди них нашлись те, кому они будут полезны. Чтобы подняться на ступеньку выше в той самой Лестнице Хаоса.

Вся карьера строится на личном бренде, хочет того человек или нет. Личный бренд – это другое название более простого понятия – репутации. Так вот карьера – это следствие качества репутации и того, как много людей об этой репутации в курсе. А все маркетинговые меры, направленные на построение личного бренда и его развитие – это просто работа с репутацией. Так что да, личный бренд однозначно влияет на карьеру, и я это вижу как по себе, так и по всем, кого могу наблюдать в рабочем контексте.

Константин Рудов, главный редактор Awake Journal

Если держать это в голове, то с развитием личного бренда проблем не будет. Понадобится всего лишь ответить на 3 простых вопроса:

  • Кто я? – позиционирование. Вы можете быть человеком или енотом, мужчиной или женщиной, пенсионером или ребенком, лодырем или трудоголиком, экспертом или махинатором, смешным или серьезным – решите сами: кто вы и каким вас должны видеть люди.
  • Чем интересен? – уникальное торговое предложение. То, за чем идут только к вам. Например, у вас уникальная экспертиза – в других Телеграм-каналах о таком не пишут, только у вас. Или пишут, но не так – у вас уникальный стиль. Или они пишут, а вы кружки записываете. Или экспертиза у вас такая же, а вот личная жизнь куда более бурная, и вы не стесняетесь ее показывать. А уж скопировать вашу жизнь точно никто не сможет. Так чем вы интересны? Подумайте, спросите друзей.
  • Чем и кому я хочу помочь? – аудитория. И не просто «готов», а именно «хочу». Какую аудиторию вы хотите собрать вокруг себя и зачем? Например, вы дизайнер – хотите собрать вокруг себя бизнес и продавать свои услуги дизайнера? Или хотите аудиторию новичков, чтобы учить и продавать им свой опыт дизайнера? Выбирайте, вариантов масса.

Подробности уже собраны в этом гайде о продвижении личного бренда и опубликованы в журнале Awake – переходите и читайте, мать вашу, не заставляйте меня перепечатывать все это сюда!

Напомню, что личный бренд мы развиваем, чтобы в итоге получить те самые полезные контакты, связи и все необходимое для карьерного роста. Если смотреть с этой точки зрения, то становится очевидно, что сегодня даже у уборщицы или дворника обязательно должна быть своя уютная тележка, где они делятся лайфаками и узорами из листьев.

Нашу команду, которая сейчас разрабатывает нам новый сайт, я нашла именно благодаря подписке на владелицу агентства. Через её блог я оценила уровень экспертности и поняла что нам с её командой по пути.

Валерия Прибыльская, исполнительный директор Obscura Production

Но есть нюансы…

Нюанс 1. Когда вы нетворкаете классически – вы можете быть для каждого разной версией себя. Для руководителя вы такой покладистый исполнительный Сережа – за это он вас и ценит. А для друга – едкий саркастичный Серега, и он ценит вас уже за это.

Так вот, когда вы нетворкаете через личный бренд – вам придется создать или выставить на показ уже имеющуюся версию себя, какую-то одну, наиболее выигрышную. Вы не сможете с одним быть сплетником, а с другим сдержанным молчуном – придется выбрать, каким вас увидят, запомнят и примут.

Дальше еще страшнее…
Дальше еще страшнее…

Нюанс 2. Будет странно, если в жизни вы с удовольствием собираетесь на местные муниципальные мероприятия, обливаете голову пивом и заставляете всех вокруг слэмиться – а в блоге пишете про социальную ответственность и трезвый образ жизни. Ну не будет картинка биться, как ее не заставляй.

Нюанс 3. Личный бренд – это не только про ведение своих соцсетей. Это в принципе ваша публичная активность. Например, вы можете быть активным комментатором у другого личного бренда – и часть его аудитории начнут узнавать вас и даже предлагать разные интересные варианты (помимо предложений по поводу вашей хлеборезки).

Это реально работает, подтверждаю на собственном примере. На старте карьеры я активно оставлял экспертные комментарии под постами известной SMM-щицы Анастасии Юговой – и это сработало, ко мне обратились за ведением соцсетей.

Тут показательно, что таких экспертов всегда и везде много. Но выбирают вас именно «за красивые глазки» – остроумие, подачу, настойчивость.

Плачьте – вам сегодня можно!
Плачьте – вам сегодня можно!

Сквозь весь мой путь можно увидеть нить повлиявших на мою карьеру связей. На первую работу в диджитале меня рекомендовал мой друг, с которым мы играли в MtG. На следующее место меня рекомендовали уже как опытного и эффективного сотрудника, но, тем не менее, рекомендация имела значение в принятии итогового решения. А сейчас я, как руководитель, достаточно часто нахожу людей именно через связи и знакомства – это позволяет найти очень ценные кадры с нужным опытом и навыками без многочисленных пустых собеседований. Особенно в рамках небольшого подмосковного города.

Валерия Прибыльская, исполнительный директор Obscura Production

Окей, а где в итоге продвигаться-то?

Я бы рассматривал Телеграм и Тенчат. Это современные и в основном текстовые площадки – удачно подходят для размещения вашей экспертизы и заведения знакомств. В Телеграме нет алгоритмов – он вас точно не закопает. А Тенчат наоборот продвинет – у него SEO-алгоритм, который анализирует текст ваших постов. Круто?

Материалы журнала Awake написаны сеньорами для сеньоров – с их помощью вы быстро бустанете свой личный бренд. А значит начнете собирать людское внимание. А значит выбирать будут именно вас, а не ваших конкурентов – и удерживать зубами белое пальто больше не будет никаких сил. И вам придется смириться с горькой долей богатого и нужного человека.

И вроде уже все, пора заканчивать… Но один вопрос все-таки не дает покоя. А почему вообще приходится рассматривать кумовство, как основополагающий принцип карьерного роста, именно в таком интонировании? Почему именно «смириться, терпеть, белое пальто»?

Основная причина тотальной бомбежки

Здесь самое время и место сказать спасибо экспертам за их комментарии к этому материалу – только так я смог окончательно понять, почему, говоря о кумовстве, люди разделяются на два лагеря: разрывающихся и зашивающихся.

Все дело в устоявшемся мнении, стереотипе:

Если человеку дали работу только потому, что он чей-то друг, знакомый или родственник – то никакого таланта, стремления к результату и ответственности за ним нет. Он обязательно будет лажать и никогда не станет лучше вас.

Специально выделил громко и жирно цитатой, чтоб вы точно не пропустили. Как манна небесная, правда? Конечно же, это хоть и устоявшийся, но бред.

Каждый раз, когда вы первым выходите из созвона…
Каждый раз, когда вы первым выходите из созвона…

Откуда же берутся такие мысли? Почему эксперты считают нужным уточнить, что блат не отменяет необходимость профессионально работать?

Все идет из детства! А если серьезно, то я вижу в этом классический пример работы защитного механизма психики. В христианской культуре он называется «зависть» и даже является смертным грехом. Такая вот подстава от Бога, да?

Хорошая новость в том, что слово «грех» в переводе значит «ошибка». А любую ошибку можно исправить – если понять механизм ее возникновения.

Когда мы видим, как человека берут на хорошую должность просто потому, что он чей-то сын – мы завидуем. Потому что мы хотели, чтобы взяли нас. И с другой стороны, раз нас не взяли – мы делаем вывод: значит мы хуже.

Поэтому, в качестве ответа на то, что кого-то выбрали за софт-скиллы, мы начинаем выпячивать свои хард-скиллы. И, естественно, не можем удержаться от того, чтобы не предупредить окружающих: ну вы там это, не забывайте, что косячить вообще-то нельзя.

В душе мы надеемся, что им тоже нельзя. Нам ведь нельзя…

Тихон Вечерский, маркетолог под личиной психолога

Примерно так я все это вижу и понимаю. Для объективности – держите комментарий реального психолога с профильным образованием:

За кулисами такой зависти (из-за) кумовства хорошенько просматриваются два занятных когнитивных искажения.

Во-первых, это вера в справедливый мир (belief in a just world). Впервые феномен заметил и описал Мелвин Лернер.

Суть в том, что многие из нас верят, что мир реально устроен справедливо. И каждый получает в нём то, что заслуживает. Хорошие и трудолюбивые всегда вознаграждаются, а плохие и ленивые наказываются.

Подливает масла в печку и культура. Вы знаете много фильмов, где злодей торжествует в концовке? Вот и я не знаю. А кто здесь герой? Конечно же мы.

Если посмотреть бесстрастно, то какой такой вселенский закон постановил, что директору нельзя взять замом своего сына, тещу или четвероюродного племянника? Такого закона нет, его не было и никогда не будет.

Во-вторых, не будем забывать про асимметрию наблюдателя-деятеля (actor-observer asymmetry). Это когда мы списываем своё повышение на упорнейший труд, а повышение того самого племянника директора на его родство с директором.

Но уверены ли мы на все 146%, что этот племянник плохой специалист? Мы уверены, что он ночами не штудирует книжки и курсы по менеджменту, чтобы стать настоящим корифеем в своём деле? Сомневаюсь, что у нас есть возможность 24/7 подглядывать за ним в замочную скважину.

Что со всем этим делать?

Я бы посоветовал три вещи:

1) Перестать требовать от вселенной справедливые решения. У нее нет ушей, навряд ли она услышит;

2) Донести свою позицию до директора комфортным способом. Не обязательно в стиле «Почему он, а не я!?», но как-то прояснить ситуацию, чтобы не строить догадок и домыслов (обидных для себя, разумеется).

3) Прийти к решению проблемы. Дурак начальник обставил себя такими же дураками из родни? Наверное, тогда лучше поискать другую компанию. Это рациональнее, чем сокрушаться годами и терпеть дискомфорт. Зачем?

Евгений Селезнев, психолог, автор канала Психолог с твоего района

Что с этим делать – я, как человек светлый и добрый, искренне не знаю. Если вы все еще не понимаете, как простить себя за зависть – успокойтесь, любой прочитавший этот абзац получает от меня прощение.

Все, вы свободны! Вы перестали завидовать коллегам, распечатали скриншоты этой статьи и развесили в рамочках по дому – как приятное напоминание о новом жизненном пути: дружбы, принятия и пользы себе через пользу другим.

Когда зависть мертва, можно говорить на языке фактов
Когда зависть мертва, можно говорить на языке фактов

Помимо индульгенции у меня есть и второй подарок – секретный способ заведения связей в диджитале: апогей кумовства, совмещающий в себе и нетворкинг, и личный бренд… Готовы?

Закрытые клубы – в космос через алкоголь и порно

Да, все так просто: пока мы все сидим и прикидываем конечности ко лбу в раздумьях «А норма ли, если меня возьмут на работу по дружбе? Ну принципе да… А если моего знакомого?» – умные люди не то что не стесняются продвигать друг друга, они даже специальные клубы для этого организуют!

Клуб, в котором мне довелось состоять, называется «Бухой порно инвестор» – сокращенно БПИ. Сейчас проиллюстрирую его начинку, просто чтобы вы понимали, в чем прикол таких клубов:

  • Клуб заточен на инвестиции. Это такая ключевая официальная тема, ради которой там собрались 80 % моих друзей ВК – а кроме них еще 900 человек. Тема выбрана идеально – она одновременно подходит всем, кто уже при деньгах, и подталкивает всех остальных эти деньги майнить.
  • Стая матерых специалистов. Реально стая, по-другому и не скажешь – жадные, в хорошем смысле злые и друг за друга горой. Инвестиции – лишь прикрытие.
  • Активности. Каждую пятницу в клубе алко-стримы. В чате настроен бот, который при запросе скидывает всякие непристойные гифки. А периодически все толпой собираются то на съезд миллионеров, то на шашлычки – по настроению. То есть обрастание связями идет на всех уровнях, причем без топорности – нативно, в удовольствие.

Ссылок не будет, если надо - сами найдете.

Да, эта тусовка не для всех. Там, как говорится, дымят и ругаются матом. Однако, это все же готовая компания: со своими правилами, с поддержкой, с кучей полезных контактов и проверенных людей.

Меня часто спрашивают, как я всего достигаю сам…
Меня часто спрашивают, как я всего достигаю сам…

Сразу говорю, это лишь пример, а не реклама - подобных клубов дофига. Лично мне все равно, выберите вы в качестве своего клуба БПИ, какой-то другой клуб или вообще не будете никуда вступать. Здесь важнее всего сам факт существования подобных клубов. Он подтверждает, что люди готовы платить за возможность быть частью комьюнити, люди хотят обрастать связями и не видят ничего плохого в кумовстве.

Реально, никто не видит, кроме вас.

Вместо вывода

Как я и обещал в самом начале – никакого срыва покровов не случилось. Однако кое-что важное мы все-таки выяснили.

Кумовство, которого все так стыдятся – оно:

  1. Распространено повсеместно – и является самой настоящей нормой. А боятся кумовства лишь те, с кем никто не хочет дружить. Ой, точно – и еще эгоисты, не знающие благодарности. Теперь точно всех уважил.
  2. Необходимо – ведь самостоятельно выживать не то что непросто – невозможно. Таких «самостоятельных» просто не существует, от слова совсем. Если знаете таких – напишите. Уверен, что при выяснении деталей любой пример разрушится сам об себя.
  3. Про софт-скиллы – вот так вот. Вы думали, что сыну маминой подруги дали пост директора «по блату». Да, это так. Но на самом деле блат – это всего лишь выбор в пользу софт-скиллов. Потому что их тупо сложнее прокачивать. И проще более софтовому дать место и возможность прокачать харды, чем ждать от харда развитие софтов.
  4. Приводит к росту зарплат – просто потому что позволяет продвигаться вперед по карьере, а не стоять в надежде, что когда-нибудь бездушная непредвзятая машина оценит ваши профессиональные таланты.

Короче. Как развиваться в диджитал-кумовстве – решать вам. Это в любом случае будет нетворкинг – оффлайн, через личный бренд или закрытые клубы – выбирайте, что милее. А еще лучше начните с малого, а затем перейдите к комплексу из сразу всех способов.

Уверен: если вы озаботитесь развитием своих софт-скиллов и начнете знакомиться – уже через год ваша карьера попрет в гору.

Прям раздражает, что нужно это проговаривать, но! Разумеется, расслабляться никогда нельзя – и харды тоже придется подтягивать.

Кумовство 2.4 – как нетворкинг и личный бренд в диджитале влияют на ЗП

Не расслабляйте булки – уже через неделю расскажу про 3 главных провала маркетинга в 2023 году.

Читайте журнал где удобнее – или не читайте:

Как теперь вы будете прокачивать связи?
Нетворкинг
Личный бренд
Закрытый клуб
Все сразу
Не буду, кумовство – зло!
4646
110 комментариев
11
Ответить

Именно)

1
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Абсолютно верно про кумовство как норму тут. Я заметил, что эта страна (как бы она не называлась в current timestamp: РФ, СССР, РИ) от двух сторон света в которых находится (запад/восток) и двух систем которые пытается имплементировать (капитализм/социализм) всегда берет худшее (в т.ч. кумовство, которое менее выражено на западе и сильно выражено на востоке (причем неважно, про арабов или азиатов мы говорим)) и из-за этого всегда в итоге приходит к одному концу (РФ пока не пришла, но думаю скоро придет). В данной ситуации надо либо встраиваться в систему (госслужба или монополисты с сильным госучастием - пока оно не утонуло - будут прибыля, правда рублевые, но количество должно компенсировать качество), либо играть против нее (только американская/европейская компания, никаких доходов и сбережений в рублях - кумовья из первого варианта обеспечат валюту по 6 -> 30 -> 60 -> 90 -> etc и красивую жизнь), а вот оставаться нейтральным - смерти подобно.

2
Ответить

Спасибо!

Да-да, ты прав! О том и речь на самом деле, что все этим грешат, но воротят - здесь я про публичное, как в этому принято относиться)

2
Ответить

Я так в свое время уехал из региона, где столкнулся со стеклянным потолком. Какой бы ты общительный ни был и как много бы не умел, всегда брали племяша сестры мужа, потому как свои. А ты такой надежный, с кучей навыков и общительный будешь пахать за себя и племяша.
На новом месте, где ни я ни меня никто не знал сразу же удвоил свой доход, через год - утроил. Ну а дальше как у всех.
Самое интересное, со мной с такого региона свалило куча народа с практически схожими историями о стеклянном потолке. Все добились своего перехода на этажи повыше.

6
Ответить