Японская фабрика звёзд: айдол-культура, которая захватывает мир

Все мы знаем об увлечении людей медийными личностями: харизматичные актёры, талантливые певцы, скандальные блогеры. Этих людей объединяет одно название — звёзды. Однако с ними сосуществуют айдолы, для которых поддержка фанатов — главная опора карьеры.

Айдолов от звёзд отличает ряд особенностей. Во-первых, многопрофильность: айдолы — артисты, которых обучают вокалу, рэпу, танцам, моделингу и актёрскому мастерству. Во-вторых, это обязанность поддерживать идеальный образ человека, который отдаёт себя фанатам и придерживается «правильной» точки зрения в политических и социальных вопросах. В-третьих, заключение контрактов с агентствами, организующих их работу. В контракте прописаны правила, которые артист обязуется соблюдать. В-четвёртых, отсутствие личной жизни. Это негласное правило индустрии — запрет на отношения.

Участница группы AKB48 с фанатом на мероприятии, где поклонники могут сделать фото с артистками
Участница группы AKB48 с фанатом на мероприятии, где поклонники могут сделать фото с артистками

Причина существования айдолов — прибыль, приносимая компаниям. Продают всё: альбомы, билеты на концерты, фотобуки, время артиста. Приходя на хэндшейк-ивент, фанаты платят за возможность дотронуться до кумира. Поклонники готовы регулярно покупать альбомы и посещать концерты. Из-за этого некоторые думают, что имеют право контролировать жизнь чужого человека и воздействовать на артиста. В этом прослеживается логика, ведь от прибыли, которую айдол приносит агентству, напрямую зависит его карьера. Взглянув на ситуацию с гуманной и не такой меркантильной точки зрения, мы видим, что фанаты иногда относятся к кумирам как к товару, который приобрели и используют так, как захочется.

Маю Томита, фанат которой нанёс ей более 20 ножевых ранений. Фото до инцидента
Маю Томита, фанат которой нанёс ей более 20 ножевых ранений. Фото до инцидента

Стать трейни, то есть заключить контракт с агентством и начать подготовку к дебюту, не так уж сложно. Никто не требует от людей профессионализма в пении, танцевальных или актёрских навыках. Всему научат, всё расскажут, всё покажут. Не брезгуют и пластической хирургией, так что двери в индустрию открыты и тем, кто не вписывается в стандарты красоты.

Однако удержаться на плаву намного труднее. Любовь публики завоёвывают сильный вокал, быстрый рэп, завораживающие танцы и харизма. Конкуренция на рынке жестокая. Например, по телевизору и в интернете транслируют шоу, по итогам которых участники, набравшие большее количество голосов зрителей, в финале формируют группу и дебютируют. Конечно, в состав группы входят далеко не все участники шоу. Но для достижения успеха победа в подобных программах не обязательна. Для некоторых участников главное — попасть на шоу, ведь так их замечают агентства и предлагают заключить контракт. Несмотря на низкий порог входа, агентства не берут под своё крыло всех, кто этого хочет.

Томохиса Ямасита, начавший карьеру айдола в 11 лет в огромной влиятельной компании Johnny & Associates
Томохиса Ямасита, начавший карьеру айдола в 11 лет в огромной влиятельной компании Johnny & Associates

Несмотря на то, как сложно быть айдолом, люди всё равно хотят примерить на себя эту роль. Айдолы — это те, на кого хочется быть похожим. Хочется такой же славы, таких же навыков пения, танцев, актёрской игры, любви поклонников. Ради этого люди готовы пойти на те жертвы, которые мы уже упоминали: запрет на отношения, диеты, изнурительные тренировки, частые концерты, выступления, участие в телешоу, пластические операции, тотальный контроль действий. Исполнитель даже может не любить концепт исполняемых песен, свой невинный или очень сексуальный образ, которому приходится соответствовать. Только вот выбора нет, ведь в действительности айдол является обычным штатным сотрудником, заключившим контракт с агентством. Он обязан выполнять требования компании, иначе его ждёт наказание или расторжение контракта.

Morning Musume, группа, существующая с 1997 года.
Morning Musume, группа, существующая с 1997 года.

Для одних айдолы становятся поддержкой и мотивацией, для других — страшной одержимостью. Фансервис — составляющая успеха артистов. Чтобы быть любимым публикой недостаточно хорошо петь или танцевать. Нужно говорить, петь, делать, носить только то, что хотят поклонники. В индустрии нет места излишней честности или самовыражению.

AKB48, одна из самых прибыльных групп страны
AKB48, одна из самых прибыльных групп страны

Современные артисты получают основную прибыль посредством цифровых продаж музыки, а айдолы в Японии — посредством физических, так как в этой индустрии принято выпускать физические версии альбомов с начинкой: CD-дисками, фотобуками, карточками с изображениями артистов, стикерами. Но японцы также продают и цифровые товары, например, право на участие в фанклубе артиста. В этом случае мы говорим о подписке в приложении с эксклюзивным контентом, который не доступен на других платформах.

По данным IFPI, японский музыкальный рынок занимает второе место по объёмам в мире уже в течение 11 лет, уступая все эти годы только США. Прибыль составляет миллиарды долларов в год, что не удивляет, ведь японская экономика входит в число лидеров. В стране ценят успех в её пределах выше, чем в мире. Айдолы сосредотачиваются на поддержании идеального образа для японской публики. Поэтому артисты не подвергаются иностранному влиянию, сохраняют самобытность. Несмотря на это, они популярны и за пределами страны. На это также влияет популяризация японской культуры через аниме, которое смотрят по всему миру.

99
2 комментария

Комментарий недоступен

Комментарий недоступен