Просоциальные игры: что это такое и как с их помощью помогают людям

Игра Stanley Parable​ Скриншот​
Игра Stanley Parable​ Скриншот​

Обычно в контексте влияния игр на поведение человека исследуется наносимый ими вред. На самом деле все куда интереснее и сложнее. Во-первых, потому что негативный эффект от игр, считающихся «жестокими», не совсем очевиден. Во-вторых, потому что есть огромное количество игр, создатели которых преследуют самые благие цели: обучить, просветить, изменить отношение к той или иной проблеме с плюса на минус. Такие игры называют «просоциальными». О них и поговорим.

Просоциальные игры — это не скучные обучалки для школьников (хотя таких тоже хватает). К просоциальным относят и легендарную Stanley Parable, и What Remains Of Edith Finch, и Detroit: Become Human.

Главная цель просоциальных игр — не развлечение, а вовлечение. Как правило, подобные игры призваны рассказать о какой-то проблеме, привлечь внимание игрока к ней, предложить ему каким-то образом поучаствовать. Эти цели могут быть как вполне ясно проговариваемыми — например, в игре Climate Challenge вы занимаетесь сокращениями вредных выборосов на территории Европы и узнаете больше о деятельности защитников окружающей среды — так и не совсем очевидными.

Скажем, Detroit: Become Human — это, конечно, в первую очередь, новая визуальная история от Дэвида Кейджа, но также это и разговор о границах свободы, об ущемлении прав определенных групп населения и о цене революции. What Remains Of Edith Finch — это увлекательная история про тайну семьи (оставим за скобками скомканную концовку, в целом, игра бесподобна), но также и разговор о ментальных расстройствах. Наконец, Stanley Parable – это игра, в которой ставится под сомнение суть игр и сторителлинга в них, в которой исследуется, можно ли не идти на поводу у машины, избежать правил.

Просоциальные игры — это, как правило, проекты с маленьким бюджетом и ограниченными возможностями. Поэтому главный упор делается либо на одну интересную идею, либо на уникальный сторителлинг. Например, хоррор Blindside не имеет графического интерфейса, ориентироваться в этой игре про слепоту приходится исключительно по звукам.

В просоциальных играх затрагиваются самые разные темы. Например, в сингапурской игре Elude исследуются проблемы ментальных растройств и депрессии. А, например, VR-квест Another Dream рассказывает одновременно о проблемах беженцев и ЛГБТ-людей.

Но все эти вещи невозможны без доказанной эффективности. Ей посвящена тьма исследований в области просоциальных игр. Базовое исследование, с которого стоит начать изучение темы — работа канадских и корейских ученых «Derious games: video games for good?», вышедшая в 2015 году. Из интересных исследований влияния просоциальных игр можно выделить работу ученых из Юго-Западного Университета Цзяотун (КНР). В рамках работы с группой студентов, которым давали поиграть сперва в просоциальную, а потом в нейтральную (нет насилия, но нет ярко выраженной социальной проблематики) игру, и в результате выяснили, что использование просоциальных игр снижает агрессивность у человека.

Три неочевидных просоциальных игры, в которые стоит поиграть прямо сейчас

A Blind Legend: как и упоминавшаяся выше Blindside, игра, в которой нет графического интерфейса. Вы — слепой рыцарь в Средние века. Чтобы пройти игру, надо ориентироваться по звукам.

Code Fred: Survival Mode. Ваш герой потерялся в лесу, его могут съесть волки. Все, что у него есть — его организм (серьезно!), который должен помогать ему копить силы и выживать. Кажется, самая увлекательная игра о строении тела для любого возраста.

Deep Blue Dump: игра про загрязнение океана и черепашку, которая отправилась в путешествие по океану. Ваша задача — сделать так, чтобы черепашка не натолкнулась на мусор.

1515
1 комментарий

Code Fred напомнила мне Homo Machina.
https://youtu.be/uKFuErFyfs4

Ответить