Умывая руки. Конкурс святых котов: Кристофер Мур «Грязная работа»

Прекрасная книга о том, что иногда человек должен собрать все свое мужество в кулак и просто сидеть тихо.

Умывая руки. Конкурс святых котов: Кристофер Мур «Грязная работа»

Однажды давным-давно я, как и многие страждущие хорошего юмора и интересного мира в книгах, открыла для себя Пратчетта. Увы, то были не сами книги, но статьи по Плоскому Миру, которые указали направление. Это было прекрасным приключением: какие-то острова-книги мне понравились, и на них я регулярно возвращаюсь, какие-то оставили скорее равнодушной, а некоторые вызвали то самое чувство, когда книга настолько хороша, что ее не хочется перечитывать. И, как с музыкой и фильмами, всегда хочется еще, нового, немного другого, чтоб не то же самое, но такое же — о чудеса человеческих пристрастий!

Мой единственный на тот ориентир — журнал Мир Фантастики — посоветовал мне двух авторов: Нила Геймана и Кристофера Мура. Речь пойдет исключительно о последнем и его книге «Грязная работа», которая оказалась парадоксально занимательнее и атмосфернее истории про целый потусторонний мир в «Никогде»! Знакомство с автором началось не с нее, но именно это произведение заслуживает рекомендации и похвалы по моему мнению прежде «Самого глупого ангела» или чего-либо еще, а единственным ее недостатком является то, что книга — первая, но не единственная в цикле.

И, прежде чем вы, читатели, перейдете дальше: эта книга в первую очередь о смерти и немного — о Смерти. В ней под слоем юмора всех мастей скрывается не тонкая ирония о жизни и принятии ее конечности, а большие трагедии разных людей, их неготовность смириться и их боль от потерь, которую ничто не утолит в полной мере. И да, Кристофер Мур любит нецензурную лексику и откровенные темы, являясь одним из немногих авторов, у кого это выходит задорно и естественно.

Главный герой Чарли Ашер — молодой отец, который, выйдя за любимым диском своей жены, вернулся к ее остывающему телу — и странно выглядящему незнакомцу в ее палате. На камерах наблюдения никого не зафиксировано, следы убийства отсутствовали, пропал даже диск — остались лишь маленькая новорожденная девочка и ее мертвая мать. В тот момент Чарли стал Торговцем Смерти, о чем ему еще предстояло узнать. Работа буквально заразная и неприятная, но жутко прибыльная и отлично сочетается с его антикварной лавкой. Всего-то изымай души умирающих, прикипающие к какой-то ценной их хозяину вещи.
Изымай по указанию безразличной строки текста в книге — даже если это собственная мать или кто-то, кто назло магическому мороку, видит Чарли и понимает, зачем он пришел.

Поздравляем, вы избраны для работы Смертью. Это грязная работа, но кто-то должен ее делать.

Критофер Мур

Но все это Чарли поймет не сразу, ведь сначала ему покажется, что он окончательно свихнулся, затем — что лишь своим присутствием он уже убивает людей, и я замечу: будет почти прав. Чарли Ашера ждет очень много открытий и даже одно спасение мира... Но об этом я вам советую прочесть самостоятельно.

Мир, созданный Муром до прекрасного похож на реальный и одновременно более яркий и странный. Через разных Торговцев Смерти следишь за тем, как каждый из них приспособил свое существование к тому виду деятельности, на которое их обрекла ленивая большая Смерть, решившая делегировать свои обязанности. Кто-то доволен, что его торговый бизнес — во всех смыслах — пошел в гору, кто-то почти ничего не знает, лишь догадываясь о правилах, а кто-то знает слишком много. Например, что правила не для всех одинаковые...
Через истории второстепенных героев видишь, как чужие друг другу люди могут понимать всю чужую, но такую знакомую боль — и ничего не могут сделать, чтобы помочь.

Пожалуй, тут я не смогу избежать конкретики. На мой взгляд, во всей «Грязной работе» есть сцена-алмаз, обнаруживающаяся внезапно и нисколько не соответствующая сюжетному апогею.
Одним из первых дел мистера Ашера из «Ашеровского старья» становится визит в невероятно богатый особняк для оценки подержанной одежды в качестве потенциального покупателя. Хозяин дома — пожилой мужчина, только что овдовевший, и именно этот контраст удается Муру особенно хорошо. Каждый раз, когда раздавленный горем старичок теряет самоконтроль, герой рассказа его понимает — и по-своему не понимает.

Эмили была всей моей жизнью. (...) [Я] ложился с ней спать и видел о ней сны. Она была моей страстью, моей женой, моим лучшим другом, любовью всей моей жизни. И вдруг однажды ее не стало, и вся жизнь моя сразу отменилась. Как вам такое возможно понять?

Но Чарли понимал.

Кристофер Мур

Это совершенно пустяковая по продолжительности сцена, в деталях абсурдная, очень неожиданно сбивает темп описанной повседневной, почти скучной, хоть в чем-то не менее абсурдной жизни Ашера. До самого финала ей нет равных.

Через отличные друг от друга принципы и верования сначала осознаешь, сколь неодинаково может выглядеть идея «спасения» или «добра», и как противоположны будут методы их достижения. Все это — без разглагольствования о высоких вещах назидательно или излишне серьезно.

В конце концов, сложно быть серьезным, когда душа шикарного вида девицы находится в ее грудных имплантах, ты стоишь на ее похоронах, а рядом два копа, которые вчера задержали тебя у ее квартиры за нападение, и думаешь, стоит ли приходить ночью и разрывать могилу.

3.3K3.3K показов
274274 открытия
5 комментариев

@святые коты как и сказано в правилах, тегаю!

Ответить

Так интересно описано, теперь хочу её прочитать) Спасибо за наводку!

Ответить

Пожалуйста!
Я была приятно удивлена этой книгой, надеюсь, и вам она понравится.)

Ответить

Ах ты..

Ответить