С чего же началась фотография?

Я давно увлекаюсь фотографией и мне интересно было посмотреть, почитать, разобраться, а с чего всё же начал свой путь первый фотограф?

Жозеф Нисефор Ньепс в 1826 году создал первое в мире фотографию, которое не исчезает со временем. И это не тот снимок, что мы можем представить сейчас. Только благодаря упорству и терпению получилось воссоздать “Вид из окна в Ле Гра”

Клише, полученное Ньепсом в 1826 году в камере-обскура
Клише, полученное Ньепсом в 1826 году в камере-обскура

Да, это металлическая фотка. Видели когда-нибудь такое? На самом деле она называется гелиогравюра, чтобы это не значило. Были и другие попытки, до этой, но дошла до наших времен именно эта. С неё и принято считать остальные фотографии.

А теперь, узнав всю суть, можете расходиться ибо дальше пойдёт речь именно о человеке, что жил идеей заморозить время. До него были люди и после него тоже, но именно он смог первым.

Жозеф Нисефор Ньепс родился во Франции в городе Шалон-сюр-Сон 7 марта 1765 года, два года как закончилась семилетняя война, где Франция проиграла и к Англии перешли все колонии. Да, когда-то Франция дружила с Россией. Вот везение, Ньепс из аристократии и сын советника Людовика XV, что даёт некое кого превосходства перед другими с самого начала.

Жозеф Нисефор Ньепс
Жозеф Нисефор Ньепс

Правление Людовика закончилось в 1774 году, Ньепсу всего 9 лет, а в стране новый король. Что примечательно, Людовик просидел на троне 58 лет. Теперь же его место занимал Людовик XVI.

Людовик XVI
Людовик XVI

Ньепс в 15-ти летнем возрасте начал обучаться ораторскому мастерству, чтобы стать священнослужителем, но в 1792 году предпочитает отправиться в армию. Это тот самый момент, когда обычный уклад в мире меняется. Великая французская революция началась из-за недовольства третьего сословия. Казна опустела от войн, где Франция проигрывала.

В XVIII веке Франция оставалась абсолютной монархией. Сильная власть короля опиралась на старинные принципы. Всё общество было поделено на три сословия, первые два из которых (духовенство и дворянство) имели налоговый иммунитет. Третье сословие платило все налоги, но доступа к государственным должностям не имело. Экономические изменения привели к требованию буржуазии о либерализации экономики.

Ньепс и брат Клод, вступили в революционную армию, где под командованием Наполеона Бонапарта принимали активное участие в военных действия на Сардинии и Италии. Если об Италии я и слышал, то вот Сардиния давно, как не существует. А когда-то считалась такой же страной, как и остальные.

Наполеон Бонапарт
Наполеон Бонапарт

Ньепс был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья в 1795 году. Он занял пост государственного служащего в Ницце и женился на Агнесс Ромеро. Из-за недовольства граждан его работой пришлось возвращаться домой, где занялся семейным бизнесом. Выращиванием свеклы и производством сахара.

Вернувшись в 1799 году из военной египетской экспедиции, Наполеон производит государственный переворот став первым консулом. В последующие годы провёл ряд политических и административных реформ и постепенно достиг диктаторской власти. 18 мая 1804 года был провозглашён императором.

Клод увлечённый изобретательством, совместно с Ньепсом работали над двигателем внутреннего сгорания - пиреолофором. Работающего от ликоподия, что в порошкообразном состоянии легко воспламеняет при попадании на воздух. Братья смешивали ликоподий с угольной пылью и смолой и ставили двигатели в лодки.

От двигателя до лодки
От двигателя до лодки

В 1807 году патент на изобретение они получили из рук самого Наполеона Бонапарта. (В этом же году на свет появилась машина с двигателем Де Риваза.) Продлившийся 10 лет, где они не смогли показать эффективность. Однако, забегая вперёд, в 1824 году, присутствующий на комиссии по испытанию пиреолофора физик Карно изобрёл работающую версию. Клод переехал в Англию, пытаясь найти там поддержку своим трудам, но только растратил всё фамильное состояние и душевное здоровье.

Двигатель Де Риваза
Двигатель Де Риваза

В XVIII веке развивавшийся класс буржуазии, не имея возможности увековечить себя для близких и потомства с помощью кисти какого-либо известного живописца, начали искать для удовлетворения своих индивидуалистических потребностей новые технические решения. Предпосылкой возникновения фотографии явилась широкая популярность в то время камеры-обскуры, дававшей новые возможности художникам запечатлеть реальность. Но ученые по-прежнему не оставляли попыток зафиксировать полученное изображение.

Камера-обскура
Камера-обскура

Китайский философ Мо-цзы в 5 веке до нашей эры наблюдал интересный эффект. На стене затемнённой комнаты появилось перевёрнутое изображение. Весь пейзаж, что находился с наружи, преломлялся светом и попадал в маленькое отверстие.

Философ Мо-Цзы
Философ Мо-Цзы

В XI веке арабский учёный Ибн аль-Хайсам (Альхазен) из Басры пользовался специальными палатками для наблюдений за затмениями Солнца. Зная, как вредно смотреть на солнце невооружённым глазом, он делал маленькое отверстие в пологе палатки и рассматривал изображения солнца на противоположной стенке. Альхазен был первым, кто объяснил принцип действия камеры-обскуры, основываясь на принципе прямолинейности распространения света. При этом он сделал вывод, что общепринятая в те годы теория распространения света (согласно которой лучи света исходят из глаз и как бы «ощупывают» объект) не соответствует действительности.

Ибн аль-Хайсам
Ибн аль-Хайсам

Появились так называемые тёмные комнаты, постройки из дерева. На стену крепится холст и человек повторяет всё то, что отображено на стене. По сути копирую пейзаж. Может для того времени это и удобно строить громадные деревянные комнаты на полях, но в 18 веке конструкцию уменьшили.

От большой камеры-обскура к малой
От большой камеры-обскура к малой

Так как это природное явление, учёные на протяжение двух тысяч лет изучали различные феномены. Благодаря камере-обскура научились безопасно смотреть на затмения. То как падает свет в принципе получилось изучить только благодаря этому устройству. В астрономии, а позже и живописцы сделали многое, чтобы будущие поколения изобрели, то чем сейчас пользуюсь я.

В 1686 году Йоганн Цан спроектировал портативную камеру-обскура, оснащённую зеркалом, расположенным под углом 45° и проецировавшим изображение на верхнюю горизонтальную стенку ящика. Бумага укладывалась на стеклянное окно в стенке горизонтально, а изображение на ней не было перевёрнуто вверх ногами, облегчая рисование.

Инструкция камера-обскура
Инструкция камера-обскура

Маленький размер позволил экспериментировать с резкостью, что получалось добиваться благодаря уменьшению отверстия до определённого предела. Появились так же объективы, конечно на те что сейчас они мало походят, но принцип схож - искажать пучок света. Стеноп, так называлась крышечка с проделанной в ней маленькой дырочкой, что давало больше резкости. Чтобы рисовать то что находиться перед ними, так же изобрели объектив, что представлял собой трубку с двумя выпуклыми линзами.

Выпуклая и вогнутая линзы
Выпуклая и вогнутая линзы

Англичанин Честер Холл считается первым создателем объектива под названием ахромат. Благодаря ему в 1733 году Честер открывает способ устранить хроматические аберрации.

В противовес тёмной комнате, английский физик Волластон, Уильям Хайд придумывает светлую комнату. Камера-люцида - оптический прибор, снабжённый призмой и служащий вспомогательным средством при переносе существующих мотивов на бумагу. Одним глазом смотришь на то, что рисуешь, а вторым в камеру-люцида, что показывает впереди. Таким образом, не приходиться постоянно вертеть головой и смотреть то на портретируемого, то на портрет.

Камера-люцида
Камера-люцида

Ньепс так же пристрастился к новым веяньям и заинтересовался камерой-обскура. Рисовать он не умел и хотел, чтобы свет сделал это за него. На его счастье Зенефельдер, Иоганн Алоиз в 1796 году придумал литографию. Вместо станка в типографии, где на лист бумаги давили чернила с вырезанными на дощечках слов, использовался известняк. В основе литографии лежит физико-химический процесс, подразумевающий получение оттиска с поверхности. Свойство на отдельных участках принимать краску, а на других — отталкивать.

Подготовленный к печати литографский камень и отпечаток с него — литографированная карта Мюнхена
Подготовленный к печати литографский камень и отпечаток с него — литографированная карта Мюнхена

Наполеон побеждает в многих войнах и заключив союз с Российской империей, начал сражаться с Британией. Рассчитывая на то, что те перестанут вести торговые дела. Они не перестали, мир между Францией и Россией быстро распался. Начав в 1812 году войну Наполеон с полумиллионной армией терпят поражения и отступают. В 1814 году отрекается от престола.

Первые самостоятельные опыты Нисефор Ньепс начал с усовершенствования литографии. Ньепс употребил значительную часть своего состояния на поиски литографского камня в Лионе и в ближайших провинциях Франции, но эти поиски не привели ни к каким результатам. Так Ньепс решил заменить камень куском жести, на котором его младший сын рисовал жирным цветным карандашом различные картинки. Когда юноша был призван в армию в 1814 году, Ньепс, который не умел рисовать, оказался в трудном положении. Ньепс продолжил свои опыты с хлоридом серебра. В 1816 году поместив в камеру-обскура бумагу, покрытую этим веществом, он получил негативное изображение, но не смог их зафиксировать.

Первое негативное изображение
Первое негативное изображение

Иоганн Генрих Шульце в 1727 году обнаружил светочувствительность хлористого серебра.

Иоганн Генрих Шульце
Иоганн Генрих Шульце

Теперь на троне сидит Людовик XVIII, что примечательно, умрёт в 1824 году, как и брат Ньепса. Во власти опять монархия. В 1814 году состоялся венский конгресс, где подписалась хартия, о неприкосновенности короля. Так же, теперь помимо единоличного решения появились две палаты. Палата пэров и депутатов.

Людовик XVIII
Людовик XVIII

Ньепс попытался изготовить позитив, помещая негатив и светочувствительную бумагу в камеру и пропуская в неё свет через объектив. Однако плотность негативной бумаги не давала возможность пропускать достаточно света. Позитив не получался. Кроме того, незакреплённый негатив чернел раньше, чем с него получался позитив. Но Ньепса в принципе не устраивало получение негатива: он добивался получения сразу позитивного изображения. Опираясь на работы предшественников, он стал экспериментировать с трихлоридом и другими соединениями железа, но убедился в их недостаточной светочувствительности.

Труд и терпение - вот что характеризует его работу. Ньепс обратился к опытам с пероксидом марганца при одновременном действии соляной кислоты, но и тут не достиг успеха. Тогда он попытался активизировать действие света введением в камеру-обскуру различных газов - и снова неудача. Работая с соединениями фосфора, Ньепс обжёг руку и оставил эти бесполезные опыты.

К 1822 году работа исследователя пошла успешнее, когда он испробовав массу материалов, обратился к асфальту. Ньепс остановился на лаке из сирийского асфальта, растворённого в лавандовом масле. Этот лак наносился тонким слоем на поверхность литографского камня или металлической пластинки и после высушивания экспонировался. При контактной печати длительность экспозиции составляла 2-3 часа, а в камере-обскура - 6-8 часов. После воздействия света слои обрабатывались лавандовым маслом или нефтью, растворявшими не изменённые светом участки лака. В результате на подложке создавались рельефные контуры объектива фотографирования. Затем пластинка обрабатывалась кислотой, которая травила литографский камень или металл пропорционально толщине слоя оставшегося лака. После обработки остатки лака удалялись спиртом. Покрыв пластинку типографской краской, Ньепс размножал изображения на бумаге. Для улучшения полученной светогравировальной формы применялось дополнительно механическое гравирование. Нисефору Ньепсу пришлось пройти тяжелейший путь от получения недостаточно удовлетворявших его снимков до таких, которые казались его современникам "магическими".

Гелиогравюра «Вид из окна в Ле Гра», отпечатанная с литографического клише
Гелиогравюра «Вид из окна в Ле Гра», отпечатанная с литографического клише

Изображения, получавшиеся в результате этих процессов, Ньепс назвал гелиографиями. После обработки Ньепс отправлял пластины своему другу, художнику-граверу и издателю Леметру который чётко гравировал линии, покрывал пластину чернилами и отпечатывал необходимое количество экземпляров. Первые образцы светопечатания хранились у Леметра до его смерти в конце семидесятых годов, а впоследствии были переданы в архив института. Самой удачной была гелиография кардинала де Амбо, сделанная Ньепсом в начале 1827 года.

Литография де Амбо
Литография де Амбо

"Вид из окна в Ле-Гра" - эта фотография вполне могла быть сделана в 1826 году, потому что именно в том году Ньепс стал использовать сплав олова со свинцом вместо медных и цинковых пластин. В этом году Ньепс приобрел у парижских оптиков братьев Шевалье улучшенную камеру-обскура, оснащённую мениском Волластона и призмой для поворота изображения.

Пейзажный объектив Волластона, названный в честь Уильяма Хайда Волластона, представлял собой выпукло-вогнутую линзу с небольшим ограничителем диафрагмы перед вогнутой стороной объектива, обеспечивающим некоторое уменьшение аберраций. Он был изобретен в 1812 году. Это был первый объектив с достаточно высокой чёткостью изображения в широком поле. Волластон приспособил его к вспомогательному объективу в камере-обскура.

Объектив Волластона
Объектив Волластона

С её помощью Ньепс получил первую в истории фотографию, расплывчатое, но устойчивое изображение размером 8х6 дюймов. Экспозиция была равна восьми часам, а потому солнце успело осветить обе стороны здания, которое он снимал из окна своей комнаты.

Для достижения чёткости изображения Ньепс решает достать оптический прибор настолько хороший, чтобы хоть с этой стороны обставить надлежащим образом свои исследования. Так в 1826 году изобретатель поручает своему старшему брату Клоду купить у лучшего парижского оптика Шарля Шевалье только, что появившуюся тогда так называемую призму-мениск.

Шарль Луи Шевалье вместе с отцов в 1827 году изобрели микроскоп, но до этого работая с Дагером, о котором будет отдельный пост, изобретает выпукло-вогнутую призму. Ньепс получает её в свои руки, а Луи сообщает об этом Дагеру, что владеет диорамой в Париже. Но художник не последовал его совету. Шевалье, однако, настаивал на своём, и в конце концов Дагер решился списаться с неизвестным изобретателем. Переписка эта сначала шла необыкновенно вяло из-за крайней недоверчивости Ньепса, но когда последний, наведя справки о Дагере у гравера Леметра, несколько успокоился от опасений, что у него могут вырвать плоды его работ, переписка несколько оживилась и наконец Ньепс решился послать Дагеру одну из своих гелиографических пластинок.

Микроскоп Шевалье
Микроскоп Шевалье

В это время на трон сел Карл X, ставшим последним королём и свергнут в ходе французской революцией в 1830 году.

Карл X
Карл X

Ньепса и Клода будут помнить всегда, но оба умерли в нищете, так и не получив за свои творения славы или богатств. В 1828 году умирает Клод, а в 1833 году - Ньепс. Они никогда не узнают, как сильно подвинули прогресс вперёд созданием двигателя внутреннего сгорания и фотографии. Сказать, что они первые можно, но историю любит преподносить забавные вещи. Не они, так другие бы додумались. Время, вот что важно. Они первые, только по одной причине. Им нравилось этим занимать и спустя какое-то время, не создав они, создали бы другие.

А раз есть эти двое, то именно в их честь, особенно Ньепса запечатлели в мире. Например, открытием в родном городе музея фотографии и названием кратера на обратной стороне луны, что интересно. Именно астрономы пользовались камерой-обскура раньше, чем живописцы. Отдали дань уважения, так сказать.

Это было интересное путешествие, но на этом я закончу.

22
5 комментариев

Нее, я такое уже в Life is Strange видел, вы меня не проведете, профессор.

1
Ответить

До полароида ещё дойдём)

1
Ответить

Фото началось с боксов самодельных и очень простых вроде как, без линз, без нихуя, как копирка, только светочувствительная
Первое фото было у кого-то деда обрыгана французкого, сидел сычевал дома и с окна сфоткал и так и назвал кароче "вид из окна" видом то это нихуя небыло ибо фоточка была пиздец переосвещенна и вот так и появиласьось фотосъёмка

Ответить

Не фотосъёмка, а фото или же гелеография. Фотосъёмку же придумал Дагер

1
Ответить