The Last of Us part 2: впечатления от сюжета

Не могу поиграть сейчас сама, поэтому не удержалась и почти залпом посмотрела полное прохождение на ютубе, чтобы узнать сюжет. Пост не для очередного обсуждения (знаю, что многим уже осточертело одно название, поэтому для особо задолбавшихся ставлю хештеги), а скорее для того, чтобы сбросить мысли и ощущения. Читать тем, кто уже не боится спойлеров.

До просмотра прохождения мне удалось избежать большинства спойлеров; я не читала практически никаких обзоров, мнений и т.д., поэтому каждый поворот и момент сюжета ложился почти на чистый лист. И это хорошо.

The Last of Us part 2: впечатления от сюжета

Итак, прежде всего, хочу сказать, что игра стопроцентно раскрывается только при полном прохождении. И это не просто слова — это действительно так. Дело даже не в том, что в конце нас ждет какой-то «вот это поворот», переворачивающий всё с ног на голову, а в том, что повествование проводит нас через череду состояний, возникновение которых возможно только в определенной последовательности и только в такой последовательности приводит к нужной кульминации.

Нет, я говорю не только о том, что игра заставляет посмотреть на события с разных сторон и вроде как понять и симпатизировать антагонистам. Нет. Я, например, так и не смогла проникнуться симпатией к Эбби и её мотивация до сих пор кажется недостаточной для ТАКОЙ ярости на протяжении такого длительного времени: Джоэл не пытал её отца, он вообще не трогал бы его, не стань тот на пути к спасению Элли. Я так и не поняла, чьи там крики слышала Нора и почему считает, что Джоэл заслуживал такой жестокой участи. И очень странно, что Эбби тоже как-то упускала момент того, что Джоэл не по приколу ворвался в палату убивать главного врача. Очень странно, что она не думала о том, кем была для Джоэла Элли, хотя она знала об этом.

The Last of Us part 2: впечатления от сюжета

Сам доктор, которого нам показали таким типа сердобольным и ценящим жизнь, на вопрос, смог бы он убить свою дочь в аналогичной ситуации — не ответил. И по его лицу мне показалось, что ответ — "нет". А вот эти слова Эбби о том, что она бы согласилась на смерть сама, успокоив тем самым отца — это всё полная фигня и заглушка совести ровно до того момента, пока ситуация не стала бы реальной. Как говорится, трындеть — не мешки ворочать.

Я уже даже не буду говорить про вероятность того, что извлечение гриба дало бы хоть какие-то результаты. И вообще, зачем нужно было извлекать его полностью? Биопсии есть всякие, трепанации и т.д. Но это ладно.

В общем, из-за всего этого я не понимаю откуда у Эбби столько рвения на годы тренировок и зачем нужно было ТАК убивать Джоэла, ещё и после того, как он её спас. В итоге, раскрытие мотивации Эбби не изменило моего отношения к ней.

Забавно, что поиск по этому кадру выдал такой результат
Забавно, что поиск по этому кадру выдал такой результат

На протяжении практически всей арки мне было абсолютно пофиг что там у Эбби и её друзей. Даже не знаю, смогла бы я сама играть эту часть, особенно вначале, когда такой поворот кажется просто издевательством от разработчиков (и в некоторой мере так и есть, однако это важно). К тому же, личность Эбби сама по себе неприятная и даже мелочная, общество её тоже намного отстойнее Джексона (который, кажется, остался единственным адекватным городом во всем мире), со своими анальными военными правилами и очередной системой «пастух и овцы».

Но. Моё отношение к ней все же поменялось, и не только потому, что, пережив кучу лишений, а также немного расширив границы своего восприятия, поменялась она сама. Дело в том, что ближе к завершению игры я уже не ненавидела её, как вначале. Не желала расправы над ней. Видя её изможденное лицо в конце этой бесконечной череды потерь и страданий, испытанными обеими девушками, постоянного хождения по краю — мне уже просто ничего не хотелось. Я очень устала от всей той жестокости и потерь, что пришлось пережить каждому из персонажей. Внутри было только чувство опустошения. Просто убирайся с глаз долой Эбби и не возвращайся.

Эти же ощущения мы видим в Эбби. Она устала, она получила свою долю испытаний и боли, и уже не хочет бессмысленно драться. Мне кажется, не будь там Лева, она бы даже не сопротивлялась. Длинна игры поддает этому чувству усталости, как и в прошлой части, где длительность пути не только сближает Элли и Джоэла, но и играет важную роль в ощущениях от развязки. И мне кажется, именно вот это чувство усталости и опустошения и есть той кульминационной эмоцией, к которой нас вели всю игру. Грусть от потери близких уже не на первом месте. Месть не на первом месте. Кажется, что всё это было в другой жизни, а теперь осталась только усталость. Эти же ощущения мы видим в Элли.

The Last of Us part 2: впечатления от сюжета

Итак, ненависть ведёт к опустошению, новым потерям, истощает силы и рушит жизни близких. Не знаю, как у вас, но у меня в жизни были похожие ситуации. Нет, не с местью и убийствами, слава богу. Но вот эти случаи, когда внутри у тебя сидит злость за то, как кто-то поступил с тобой или с кем-то близким. И сначала, ощущения эти сильные, они не дают тебе покоя. Но со временем, злость превращается в такую же сильную опустошающую усталость. Даже равнодушие (и, к слову, это хорошо, если не задерживаться в таком состоянии надолго, конечно).

Поэтому мне полностью понравилась (хотя, наверное, это не совсем то слово) концовка. Я понимаю её, ощущаю физически. И кадр с Элли, сидящей на берегу, после всего-всего, что пережили обе героини, очень тронул меня. А уж возвращение в пустой дом и подавно… Ещё один результат круговорота ненависти.

И именно в проведении нас по этому пути — не мнимому и мимолетному, а буквально физически ощутимому: от жгучей ненависти (к разработчикам (зачеркнуто), боли и порыва до сильной усталости и желания, чтобы всё это просто закончилось — кроется реальная крутизна этой игры. Она именно проживается, если можно так сказать. И это действительно очень сильно.

The Last of Us part 2: впечатления от сюжета

Что интересно, в этой части разработчики меняют также наше отношение к Элли. Она уже не совсем та девчушка, которую мы помним. Она тоже наделала ошибок. Я, например, не смогу простить ей обидные слова в сторону Джоэла (честно говоря, я не могу даже прочувствовать её обиду и она выглядит немного клишированно и глупо, учитывая отношения Элли и Джоэла... как в каждом фильме про приемных детей, которые живут в любви и заботе, они в какой-то момент должны обязательно в ярости крикнуть: «Ты мне не отец!»). Но что интересно, обиду на Джоэла не сможет простить себе и сама Элли.

В целом, любовь к Элли с первой части превратилась в конце в какое-то отрешенное отношение. И это тоже важная часть тех ощущений, которые остаются после игры - они опять передают ощущения Элли к самой себе.

The Last of Us part 2: впечатления от сюжета

В игре действительно практически нет положительных персонажей. Точнее, по итогу, единственным теплым и светлым персонажем в этой истории остается Джоэл. Джоэл, со сформированными ценностями, характером; Джоэл, который прошел свой путь и уже просто жил; который всё это время любил Элли ни каплей меньше, чем раньше (а может даже больше); который принимал её такой, какая она есть, защищал и заботился, в то же время давая быть самостоятельной и независимой. Я очень скучаю по Джоэлу.

The Last of Us part 2: впечатления от сюжета

Из второстепенных персонажей очень жаль было Мел, которая доверилась не тому человеку, и Дину, которая сделала так же (последняя, кстати, из лишнего, казалось бы, персонажа, превратилась в хороший элемент повествования со своим характером).

И вот, в конце мне грустно, пусто, а в голове играет «If I ever were to lose you, I'd surely lose myself». Реально пригрузило на пару дней.. Хорошая история.

The Last of Us part 2: впечатления от сюжета

P.S.: Игра определенно не без недостатков. Недостаточная мотивация Эбби, как по мне — один из них. Потому что вроде как хотели показать, что цепь мести начал Джоэл, а из-за вот этой недостаточности, её начинает Эбби.

Соглашусь также, что пресловутая повестка в игре немного присутствует, в основном, в лице Лева. Потому что если в обществе явного разделения ролей и образов мужчин/женщин это имеет какой-то смысл, то здесь — я не вижу предпосылок к таким ощущениям. Ведь и женщины, и мужчины там выглядят одинаково и выполняют одинаковые функции. Может я чего-то не понимаю, но мне этот факт показался очень натянутым. К счастью, хуже от этой детали персонаж, не становится — это не основная черта, вокруг которой крутится его существование. Мотивация в виде протеста и желания жить, как хочется — остается.

Ещё один минус для меня лично — это культисты. Ненавижу культистов в последних играх, потому как они настолько одинаковые и неинтересные, что просто кумарят (переживаю за RE8): это вечно какие-то кучеряво выражающиеся люди в обносках, живущие в какой-то уединенной деревне, занимающиеся самобичеванием и поклоняющиеся какой-то такой же типичной личности без особых обоснований (в FC5 я могла хотя бы наркотиками это объяснить).

Сильных изменений в геймплее тоже не произошло, но хуже он точно не стал. Точнее так. Он не стал ощутимо разнообразнее, но как бы модифицировался, по сравнению с первой частью. Появилась пара новых штук, типа дневника, более продвинутой карты, шнуров, разбивания окон, гитары, балансирования, арбалета, боссфайта в стиле резиков (одного :D) и многих других деталей. Но Ведьмак, например, с разнообразием в рамках ограниченных механик справился в разы лучше. Все силы, очевидно, ушли на реализацию сюжета и эмоций (последние, к слову, сделаны просто офигенно). Отдельно отмечу персонализацию врагов — это круто.

В целом, игра вряд ли принесёт удовольствие, но точно не оставит равнодушным. Я бы посоветовала её любителям тяжелых и неоднозначных историй (без первой части, правда, ощущения будут не такими острыми).

If I ever were to lose you, I'd surely lose myself...
1010 показов
486486 открытий
5 комментариев

Странно, что нет комментариев. Разбор хороший.
Но я не согласен с тем, что у Эбби слабая мотивация. Нам в самом начале её кампании (и во флешбеках Элли) показали, что её ценностью был не только её отец, но и цикады и надежда на светлое будущее с вакциной. Но один человек всё это разрушил.
Я думаю, что жажда мести в ней накапливалась годами. С джоелем она никак не контактировала, даже встретив его, она не сразу поняла, что это он, а спустя какое-то время (несколько десятков минут? Сколько они на лошади ехали?) совершила импульсивный акт мести.

Ответить

Да, я учитывала то, что Эбби была привязана к Цикадам и их целям (хотя она не могла не видеть того, что одуванчиками они не были и, кстати, Элли тоже - нам на этом акцентируют внимание во флешбеке с музеем), к тому же, ценности группировки, как мы видим далее, могут быть ею переосмыслены, т.е. они не определяют полностью её сознания - в ней есть "бунтарская" часть, своя голова, свой взгляд на вещи.

Где-то уже писала, что судя по жестокой расправе с Джоэлом (которую более того поддерживала целая группа людей), мне казалось, что он чуть ли не детский концлагерь организовал, но причина в итоге оказалась другой. Я пыталась поставить себя на её место, но так и не смогла почувствовать на столько сильные чувства, в отличие от чувств Элли. Не говоря уже о том, что Эбби выросла (а может и родилась - я не поняла сколько ей лет точно) в мире, где люди бесконечно воюют и умирают.

От и про импульсивность - это вряд ли. Она довольно методично свалила его сначала в ногу, а потом рубила клюшкой. Закончив в стиле: "Что ж, очень жаль, но уже пора".

Ну, по крайней мере, так я это всё ощущаю) Спасибо за коммент и приятные слова!

Ответить