Обзор Megadimension Neptunia VII - идеал, который серия больше не достигнет

Обзор Megadimension Neptunia VII - идеал, который серия больше не достигнет

Hyperdimension Neptunia для меня особенная серия. Именно из-за неё я стал смотреть аниме и мечтать о 2D-вайфу, эта серия сподвигла меня купить Playstation Vita, уж настолько я был безумно влюблен в серию. И раз уж у меня сегодня есть повод поговорить об игре (спасибо @Виабу за конкурс), я им воспользуюсь настолько, насколько смогу. Так что присаживайтесь поудобнее, сегодня я постараюсь разобрать лучшую игру во всей серии Hyperdimension Neptunia - Megadimension Neptunia VII.

А что это такое?

Если вы вдруг не знали или забыли что такое Hyperdimension Neptunia, то думаю мне стоит сначала пояснить и освежить воспоминания о самой серии. Hyperdimension Neptunia это серия игр о милых хуманизированных консолях и игровых компаний, происходящая в измерении где игровая индустрия это свой отдельный мир. Основными лицами тут являются Нуар, Блан, Верт и Нептун. Все они олицетворяют консоли большой четверки - Playstation, Nintendo, Xbox и SEGA. И если с первыми тремя девочками все понятно, то Нептун девочка особенная: она олицетворяет собой несуществующие консоли SEGA седьмого и восьмого поколения.

Девочки-консоли в мире Гейминдастри не просто основные лица, а в прямом смысле божества, оберегающие свои нации от внешних угроз. Богинь называют Console Patron Unit (CPU сокращено), и свою силу они черпают из веры людей в них, за которую они постоянно борются между собой.У богинь так же есть сестры, олицетворяющие собой портативные консоли. Например Непгир, сестра Нептун, это Sega Gamegear, Юни это Playstation Portable и Playstation Vita, а близняшки Ром и Рэм являются Nintendo DS/3DS. И как стоило ожидать, у Верт нет своей сестры, поскольку у Microsoft не было своей портативной консоли.

Нуар, Блан, Нептун и Верт (а так же Непгир на фоне)
Нуар, Блан, Нептун и Верт (а так же Непгир на фоне)
Юни, Непгир, Рэм и Ром
Юни, Непгир, Рэм и Ром

Кроме консолей свои моэ-формы получили и отдельные игровые компании. Idea Factory, Compile Heart, Marvelous, CyberConnect, Bandai Namco, Konami, 5pb., MAGES. и многие другие присутствуют в различных играх серии и принимают активное участие. Некоторые из этих персонажей были одобрены представителями студий, как например Tekken, которую Кацухиро Харада оценил лично.

Основным костяком серии является JRPG, но Нептун и компания за более чем десять лет успели примерить на себя роли айдолов, побывать в пошаговой тактике, паре Action RPG игр, оказались в двух провальных Free-to-play проектах и попасть в бесчисленное число коллабов. Более того у серии есть своя аниме адаптация на один сезон и пару OVA, доступные для покупки в Steam.

Три игры по цене одной

История Victory-II (а именно так называется японская версия игры) делится на три арки, связанные одним общим сюжетом. Такое деление объясняется тем, что изначально игра планировалась как отдельная трилогия, но то ли амбиций не хватило, то ли ресурсов, и все три игры решили объединить в одну. Все три арки довольно ярко отделены друг от друга своими собственными стартовыми экранами, и даже обладают своими особенностями. Например во второй нам дают поиграть за всех четырех богинь отдельно, что бы посмотреть как они разрешают проблемы в своих нациях и раскрыть их чуточку больше.

Я бы конечно мог сейчас расписать здесь сюжет всей игры, объяснить почему здесь хорошее повествование, об гениальности характеров персонажей и все подобное, но давайте будем честны друг с другом: мне не очень интересно расписывать одну тысячу двести слов пересказа истории по википедии, вам не интересно будет это читать потому что сюжет в серии в целом не блещет гениальностью. И не поймите неправильно, сам сюжет не то что бы скучный, просто говорить о нем без всего фирменного юмора серии неинтересно.

Большая часть истории вертится вокруг Узуме Теннобуши. Изначально нам представляют её как CPU из другого измерения, выживающую на руинах цивилизации и защищающую разумных и добрых монстров. Но по ходу развития истории игрок узнает что Узуме на самом деле бывшая богиня Планептуна, запершая себя после того, как собственная нация возненавидела её. Однако в своем изгнании CPU сама возненавидела мир, и по итогу родила два альтер эго - добрую Узуме, которую игрок большую часть времени и видит, и злую Куроме Анкокубоши, являющаяся главным антагонистом игры.

Узуме и Куроме, две стороны одной медали
Узуме и Куроме, две стороны одной медали

Куроме это одна из моих самых любимых героинь в игре, просто потому что в кои-то веки у Compile Heart получилось создать не комедийную злодейку, а довольно прописанного антагониста. Мотивы Куроме можно понять, при этом она действует не на прямую, а использует других, появляясь лично лишь в крайнем случае. Это поясняется тем, что Куроме не может физически существовать и влиять на родное измерение, лишь подталкивать других на нужные действия с помощью негативных эмоций и делюзий. Это куда интереснее чем Арфоир, которая злая потому что "пиратство плохо", или Рей Райтс, поехавшая потому что... ну... "Атари плохо"?

Отсылка, которую я понял

Главная вещь, за которую серию любят и покупают до сих пор это её юмор и отсылки. И этот аспект достиг своего идеала в VII, по моему скромному мнению. Достаточно взглянуть на Узуме и сравнить её, скажем, с Нуар. Смотря на Нуар порой тяжело сказать что она - хуманизированая Playstation, выдает это только раскраска в HDD форме. В конце концов оно и не удивительно - дизайн Нуар существует еще с тех времен, когда Нептуния была не про моэ-консоли. В то же время смотря на Узуме возникает только одна мысль: "Черт возьми, это же Dreamcast!". Цветовая гамма, схожий логотип на галстуке, VMU на руке. Оранжевое сердце, HDD форма Узуме, еще больше напоминает дизайн консоли, при этом отсылая на Space Channel 5 и Jet Set Radio. Да и что уж говорить, лучший друг Узуме это рыба с лицом человека - плавающая отсылка на Seaman. А если и присмотреться, то еще можно заметить референсы на Гуррен-Лаганн в способностях или Меланхолию Харухи Судзумию в виде способности Узуме неосознанно превращать свои мечты в реальность.

Оранжевое Сердце. Обратите внимание, что референсы к Dreamcast не только в раскраске, но и деталях дизайна, вроде головного убора или мини-щита на левой руке
Оранжевое Сердце. Обратите внимание, что референсы к Dreamcast не только в раскраске, но и деталях дизайна, вроде головного убора или мини-щита на левой руке
К слову, дизайны основных богинь тоже подверглись модернизации с новыми формами. Нэкст форма Нуар имеет достаточно отсылок на тогда еще новую PS4 и Dualshock 4 
К слову, дизайны основных богинь тоже подверглись модернизации с новыми формами. Нэкст форма Нуар имеет достаточно отсылок на тогда еще новую PS4 и Dualshock 4 

Так же из новых персонажей хотелось бы отметить "Золотую Троицу", основанную на Bandai Namco, Konami, Square Enix и Capcom. Из моих самых любимых я бы назвал К-ша, моэ-Konami. Её внешность явно была вдохновлена серией Tokimeki Memorial, при этом в ней так много отсылок на Metal Gear Solid. У неё такая же предыстория как у Райдена, она любит прятаться в картонных коробках, её "золотая форма" дает ей повязку на глаз и рюкзак, сильно напоминающий детали от Metal Gear Rex, да и куча её фраз напрямую отсылают к творениям Хидео Кодзимы. При этом место для других франшиз Konami тут тоже нашлось, будь это Suikoden, Castelvania, TwinBee или Zone of the Enders.

Обзор Megadimension Neptunia VII - идеал, который серия больше не достигнет

Кроме референсов в персонажах они есть и в окружении игры. Противники, явно вдохновленные различными сериями игр, локации, названые в их же честь. Тут вы найдете Virtua Forest, Channel Space, Club ZECA, Maryo Land и подобное. Club ZECA это аркадный зал, с явной отсылкой на реально существующие аркады Club SEGA, с поправкой на то что в Нептунии это заброшенное место, где большая часть автоматов уже никогда не сработает... прямо в наше время. Maryo Land же выглядит как нечто что могло бы быть в настоящей игре про Марио. А потом ты видишь противников и... труба, покемон, гигантская черепаха-монстр и... это что, Nintendo 2DS с руками и ногами?

Искать все эти спрятанные и не очень отсылки и есть часть шарма игры, да всей серии в целом. Я действительно получаю удовольствие и улыбаюсь когда вижу очередную отсылку, которую мне удалось понять. Более того, когда я переигрываю VII я получаю еще больше удовольствия от того что понял шутку, которую не понял или пропустил на прошлом прохождении.

Шаг вперед и шаг назад

Геймплей Megadimension Neptunia VII это, наверное, самое спорное, что есть в игре. Потому что как вы могли понять по подзаголовку, где то четвертая часть улучшила формулу, а где то сделала хуже.

Боевая система использует формулу Re;Birth. Для не знающих - у вас есть небольшая арена, по которой расставлены ваши героини и противники. Игрок может перемещать героинь по арене, что бы занять более выгодную позицию. Вместо обычных одиночных атак в игре используется система "комбо" - каждой героине можно настроить до пяти атак, поделенных между собой на три типа: "быстрая", "обычная" и "сильная". Сильные атаки ставят упор на урон, быстрые на количество ударов, а стандартные это что то среднее. По мере боя персонажи накапливают шкалу EXE, которую можно использовать на очень мощные приемы или совместные атаки. Ну и некоторые персонажи могут менять форму, что делает их сильнее и иногда меняет сами атаки и способности.

Обзор Megadimension Neptunia VII - идеал, который серия больше не достигнет

Отличие от ремейков с PS Vita начинается с того, что теперь у каждого оружия свой набор комбо, который можно использовать. Игрок все еще выбирает саму атаку, но теперь его выбор последовательности ограничен. Глубины добавляет и тот факт, что у каждой атаки теперь есть свой ряд условий, выполнение которых делает её гарантированно критической. Изменениям подверглись и EXE атаки. Шкала для них стала заполняться значительно быстрее, но взамен она теперь не переносится между боями. Более того, сами EXE стали слабее, и до определенного патча в них даже не было особого смысла.

Изменениям подверглась и навигация по миру. Теперь нельзя свободно выбирать куда ты хочешь пойти, ибо между локациями нужно прокладывать маршруты, по которым и проходят героини. И это не самое лучшее нововведение из-за двух пунктов. Во первых это занимает больше времени чем должно, особенно в Гиперизмерении, так как Луви и Планептун между собой не соединены и приходится вечно обегать полкарты. А во вторых, кто то додумался добавить абсолютно бесполезные рандомные энкаутеры при перемещении. Да, пробегая между данжами или нациями вы в совершенно случайно можете попасть на толпу монстров, которую никак не избежать. А бесполезны эти энкаутеры потому что с них мало того ничего полезного получить нельзя, так и сами по себе они никакой сложности не несут и с самого начала игры там будут мобы с заниженным уровнем. И самое неприятное это что они могут идти друг за другом по несколько раз подряд. Игрок просто впустую тратит свое время на них, и в Idea Factory это понимают, потому что в "ремейке" они отключены с самого начала.

Обзор Megadimension Neptunia VII - идеал, который серия больше не достигнет

Одним из нововведений так же стала система развития наций. Теперь что бы получать новые предметы для магазина и крафта нужно не только продвигаться по сюжету, но и вкладываться в развитие городов. При этом по мере развития там будут появляться и эксклюзивные предметы, такие как особые расходники или костюмы для определенных персонажей. Развивать можно три направления: Торговлю, отвечающую за магазин; Производство, отвечающую за крафт; и Отношения, дающую доступ к новым сценам и викторине Nepstation. Викторина это небольшая мини-игра, растянутая на всю игру, успешное прохождение которой дает один миллион кредитов.

Квесты никуда не делись. Игрок выбирает набор квестов, поделенных на разные категории по сложности, и получает за них награды в виде предметов и повышения шейрс. Шейрс, для тех кто не знает, это показатель того, насколько сильна вера народа в богиню своей нации. А чем сильнее вера, тем сильнее и богиня с её сестрой. Бонусы, правда получает только одна нация, у которой больше всего шейрс. Исключением будет только равный показатель между всеми нациями, например 100%.

Трудности перевода

Конечно у Нептунии, как и любой другой японской игры, есть проблемы с локализацией. Например характер Нептун. В японской версии Нептун довольно смышленая девушка, которая большую часть времени отыгрывает легкомысленную героиню, любящую иногда подурачиться, при этом в нужное время Нептун включает свое серьезное лицо. В локализации же Нептун скорее не играет легкомысленную дурочку, скорее она и есть такая.

Однако есть "отсебятина", которую я готов... защищать. Например шутки связанные с социальными сетями. Я честно считаю это неплохим решением, потому что понять гэг связанный с японскими соцсетями для западного игрока было бы куда сложнее, чем шутку про "Go back to Reddit", сказанную на местном аналоге 4chan. При этом локализированные шутки получили глубину не хуже, чем оригинальные. В одной из сцен Нуар называет N-chan (местный 4chan) "местом, где разводят слухи, ложь, а так же постят извращенку где CPU шлепают друг друга по ж*пам".

Обзор Megadimension Neptunia VII - идеал, который серия больше не достигнет

Обычный игрок согласится, ведь для него 4chan это действительно место, где в основном обитают ложные слухи, тролли накидывающие дизинфу ради потехи и извращенцы-фетишисты. Однако человек, знакомый с /nepgen/, внезапно, увидит отсылку на одного анона, который активно постил в треды картинки где персонажи серии шлепали друг друга по пятым точкам, причем во времена когда над переводом VII шла активная работа. Объяснение этому есть и оно довольно простое - локализаторы игры сидели на 4chan, и даже иногда принимали участие в щитпостинге.

Поэтому ты не испытываешь кринж когда видишь эту шутку, а ловишь настоящий кек с неё. Потому что это не тупая попытка корпоратов нажиться на "актуальном юморе", а искренняя отсылка от человека, который в теме разбирается. И поэтому я готов простить эту отсебятину локализаторам, просто потому что они были /ourguys/. Нет, действительно, я не помню что бы они тогда сидели на Reddit, я видел их только на 4chan.

Ну и последний абзац этого раздела я бы хотел посвятить озвучке. Да, я тот безумец который проходит японские игры с английской озвучкой, можете вычеркивать меня из виабушников. Так вот, английская озвучка... неплохая. Да, мне нравится как английские актеры отыгрывают свои роли, особенно Эрин Фицгеральд, Венди Ли и Сара Вильямс. Хотя я понимаю почему многие выберут японскую озвучку, хотя бы потому что там есть Риэ Танака, но просто хотел сказать что английская озвучка не такая плохая, как принято считать.

Ремейк или не ремейк, вот в чем вопрос

Конечно, говоря о Megadimension Neptunia VII я не могу не поговорить о ремейке/ремастере/переиздании игры в лице Megadimension Neptunia VIIR. Это довольно щепетильная тема, поскольку считается что в VIIR нет особого смысла, что не совсем так.

Для начала, в VIIR немного обновили графику. Текстуры стали почетче, цветокор и контрастность поменяли так, что смотреть стало поприятнее, да и в целом игра сменила движок с PhyreEngine на OROCHI 4. Смена движка объясняется и тем, что он нужен для основной продающей фишки этой версии игры - VR сцены с богинями и взрослой Нептун.

Обзор Megadimension Neptunia VII - идеал, который серия больше не достигнет

И да, я бы посоветовал эту версию только ради этих катсцен. Да, это от силы пара часов нового контента, но именно этот контент позволяет получше узнать персонажей, особенно взрослую Нептун. Ей не то что бы много времени уделили в оригинальной версии, а тут её не просто раскрывают, она напрямую разговаривает с игроком о своей молодости, хобби и даже обсуждает сюжет игры. Ровно тем же занимаются и другая Нептун, Нуар, Блан и Верт. В этих сценах все героини раскрываются немного с другой стороны. И честно, просмотр этих катсцен на ютубе не дает тех же эмоций, которые испытываешь когда сам принимаешь в них участие, особенно в VR. Ну и плюс в том, что все это не закрыто для людей без VR шлемов, поэтому можете не волноваться если у вас нет PSVR или шлема для PC.

Обзор Megadimension Neptunia VII - идеал, который серия больше не достигнет
Обзор Megadimension Neptunia VII - идеал, который серия больше не достигнет
Обзор Megadimension Neptunia VII - идеал, который серия больше не достигнет
Обзор Megadimension Neptunia VII - идеал, который серия больше не достигнет

Не смотря на наличие новых катсцен, сам же сюжет игры сильно не поменялся. Добавили разве что один новый CG арт для Куроме и сделали так, что истинную концовку теперь невозможно пропустить. Больше всего под изменения попал геймплей. Поменяли боевую систему, сделав её под HDN mk2. Саму же игру сделали куда проще: HP и SP автоматически восстанавливаются после каждого боя, а персонажи автоматически получают уровни по мере продвижения по сюжету. Не то что бы это плохая вещь для некоторых, поскольку это позволяет пройти сюжетку как можно быстрее, но для хардкорной прослойки фанатов серии эти изменения не сильно понравились.

Компенсируется это все эндгейм контентом. Новые боссы, режим испытания, а что бы подтолкнуть игроков к гринду ввели систему редкости на манер лут-игр. Чем выше редкость, тем больше статов и перков будет у предмета, что должно подталкивать на получение более редких версий. Для кого то это будет плюсом, для остальных минусом, поскольку что бы собрать свой идеальный набор придется потратить уж слишком много времени и удачи.

Обзор Megadimension Neptunia VII - идеал, который серия больше не достигнет

Единственным минусом этой версии я могу назвать отсутствие некоторого побочного контента. Я понимаю отсутствие ГЕ-чан, Нитроплюс или Миллион Артур, но понять отсутствие играбельного Умио или Непгья мне сложно. Ровно как отсутствие целой ветки "Project Nepupupu".

Сколько же "контента" упускают владельцы VIIR
Сколько же "контента" упускают владельцы VIIR

Так какую же версию выбрать если вы никогда не играли в Megadimension Neptunia VII? Зависит от того, что вам нужно. Если вы хотите поиграть только ради истории и посмотреть на моэ-консольки спасающие мир и делающие смешные вещи, то можете спокойно брать VIIR. Но если вы хотите более классического JRPG опыта, где игра наказывает вас за то, что вы не потратили пару часов на прокачку и снаряжение, и дает вам плохую концовку за то, что вы пропустили пару сайд ивентов, то берите VII со всеми DLC. Только ради всего святого, не покупайте недавний Switch порт игры, потому что он работает просто ужасно. Даже с отключенными пост-эффектами и тенями игра не вытягивает стабильные 60 fps, и просадки встречаются куда чаще чем должны.

Так почему же Megadimension Neptunia VII до сих пор находится в сердцах многих фанатов как лучшая игра в серии? Ну, на самом деле несколько факторов. В VII видно, что в неё вложили силу и душу, в конце концов её разрабатывали не менее двух с половиной лет. Когда она вышла, то это был прорыв для серии, и она до сих пор ощущается такой. История, за которой даже интересно наблюдать, отсылки на актуальные темы и работающий юмор плюс геймплей который... не бесил так сильно, как он это делал в прошлых играх. VII показала какой потенциал есть у серии, стоит Compile Heart постараться, и от этого еще больнее смотреть на то, чем стала серия. Студия просто перестала делать игры для основной подсерии, сфокусировавшись на спиннофах и переизданиях.

Да, я говорил в прошлом, что Нептуния может справляться со своей задачей и не возвращаясь к мейнлайн играм. Но вот в чем дело: насколько бы я не хвалил Super Neptunia RPG или Neptunia Virtual Stars у меня нет сильного желания вернуться в них после первого прохождения, в отличии от Megadimension Neptunia VII или Hyperdimension Neptunia Re;Birth 1. А переиздания вообще выглядят как попытка срубить легких денег на уже старых играх, особенно если посмотреть на Neptunia ReVerse. А это даже и покупать не хочется.

Стоит ли пробовать MDN VII/VIIR если вы никогда не играли в Нептунию? Да, конечно, OF COURSE! Если уж эта игра не сможет втянуть вас в серию, то ни одна другая уже не сможет. В то же время если вам понравятся эта часть, то другие будет сложнее воспринимать хорошо, потому что лучше уже не будет. Re;Birth 1-3 еще будут хорошо восприниматься, но оригиналы с Playstation 3 явно покажутся довольно посредственными как игры... не то что бы кто-то здесь вообще их запустит в здравом уме, кроме меня.

66 показов
3.2K3.2K открытий
44 репоста
Контент для взрослых
45 комментариев

Почему бы и не запостить лонг за полчаса до конца? Добро пожаловать в клуб =D 

Ответить

Лучшие, справились с дедлайном 

Ответить

Ну а теперь можно и поспать, потому что в Москве время полдвенадцатого, а у кого то уже пол второго ночи

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

10 Nep этому господину

Ответить

Фух, вроде успел до дедлайна. Я понимаю что призовое место этот текст явно не займет, но для меня весь этот движ это возможность вернуться к написанию текстов после, наверное, трех месяцев простоя, поэтому я не рассчитываю на что либо. Особенно потому что написать с нуля интересный текст когда у тебя от силы два часа свободного времени за шесть дней как то нереально

Ответить

Я понимаю что призовое место этот текст явно не займетМолодец, с такой трудоспособностью почему бы и нет? Всё возможно. ;) Мы ценим каждую работу. На конкурс тебя мотивировал - цель достигнута.

Ответить