Жизнь после финиша. Как умирают гоночные машины

Истории о том, что ждёт гоночные машины после завершения карьеры или что будет ждать.

Жизнь после финиша. Как умирают гоночные машины

Все мы передвигаемся на автомобилях, будь то такси, машина родственника, который решил вас подвести или же наша собственная, но что с ней будет, когда она станет не нужна своему владельцу? Продана, а спустя ещё какое-то время отправится в металл, вполне возможно. Но что происходит с гоночными автомобилями, которые уже не могут быть конкурентоспособны в своëм классе? Давайте посмотрим на разные истории автомобилей, некоторым повезло, а некоторые из них стоят и гниют, так и оставив мимолётный след в сердцах автоэнтузиастов своего времени. Окунёмся в истории конкретных автомобилей и рассмотрим общие возможные сценарии «Жизни после финиша».

Mazda RX-3 JTCC

В 2014 году эта Mazda была найдена в калифорнийском гараже спустя 30 лет после конца своей карьеры и отправлена в Новую Зеландию. Автомобиль был обут в классические шины Dunlop своей эпохи.

Жизнь после финиша. Как умирают гоночные машины
Жизнь после финиша. Как умирают гоночные машины

Речь пойдет о человеке по имени Аль Косентино, который был фанатом итальянских Abarth. У него были связи с Mazda Япония, которые позвали его на тесты RX-3 на трассе Фудзи Спидвей в 1977 году и хоть ту машину купить у него не получилось он нашёл другое купе. Сделка была закрыта только после тестов на одном из мероприятий Дейтона, помогали с ней Токийская компания Demon Company Ltd. Косентино был известен как специалист по Abarth поэтому на кузове японской машины можно найти наклейки FAZA. FAZA (FIAT ABARTH ZAGATO ALLEMANO) - это наиболее причудливые тюнеры автомобилей Abarth.

Жизнь после финиша. Как умирают гоночные машины

Mazda участвовала в 24 часах Дейтоны в 1978 году и управляли ей сам Аль, Крейг Фишер и Таку Айкане. Помимо «тройки» Косентино построил и участвовал в гонках на свежей RX-7 SA22C, поэтому точное количество гонок в которых она принимала участия неизвестны, но ясно одно, что автомобиль пропал с поля зрения до 1982 года. До момента, как автомобиль был обнаружен, ходили слухи, что его продали по запчастям.

Жизнь после финиша. Как умирают гоночные машины

Новый владелец этой Mazda это Гавин Хикс, который хочет принять участие на ней в JCCA, гонка классических автомобилей на Фудзи Спидвей. Обладателем этой RX-3 он стал случайно, покупая несколько 15×13 дюймовых колес Campagnolo для реставрации Maserati, Хикс узнал, что брокер, с которым он вёл дело скупил все имущество Косентино и FAZA и сейчас его распродаёт. Среди лотов нашлась, и эта Mazda. Конкретной информации о жизни автомобиля до его покупки Алем нет. Однако под слоем белой краски виднеется красная толстая полоса, доходящая до нижней тонкой синей полоски, а в моторном отсеке есть тонкий слой серебристой краски. Есть и номер шасси, а также на автомобиле есть логотип Mazda «M», за которым следуют цифры «1605». Вероятнее всего голый кузов этой «тройки» сняли с производственной линии для подготовки к гоночным соревнованиям.

Вот так автомобиль выглядел в один из периодов своей жизни в Японии
Вот так автомобиль выглядел в один из периодов своей жизни в Японии

Возможно, ответ о судьбе машины до переезда в Америку мог бы дать покойный японский автогонщик Таку Акайке, чье имя было на машине. Записи JAF показывают, что Акайке участвовал в гонках на всевозможных машинах вплоть до 1990-х годов, но нам интересна S124A Savanna RX-3 с 1972 по 1977 год, участвовавший в многочисленных соревнованиях JTCC на Фудзи Спидвей под флагом «Mazda Auto Yamanashi». Неизвестно всегда ли он использовал один и тот же автомобиль серебристого цвета или было задействовано несколько RX-3. Есть предположение, что он руководил мастерской по подготовке гоночных автомобилей, которая, возможно, имела какое-то отношение к дилерскому центру Яманаси.

Предположительно 1973 год
Предположительно 1973 год
На заднем крыле есть надпись «Mazda Auto Yamanashi»
На заднем крыле есть надпись «Mazda Auto Yamanashi»

Вероятнее всего автомобиль сохранил изначальный двух роторный двигатель 12А. Мотор был доработан в Mazda Factory Race и использовал 48мм карбюратор Weber IDA по документам, он выдавал 270 л.с. при 9000 оборотах в минуту. Согласно штамповке, двигатель был обновлен для Косентино в январе 1979 года. Отвечал за работу специалист по роторным двигателям Морино Касино из гоночного сервиса Касино. Скорее всего Аль специально привозил Морино и пару механиков во время гоночных мероприятий.

Жизнь после финиша. Как умирают гоночные машины
Это уже фотографии из США, на автомобили появились логотипы FAZA и Abarth
Это уже фотографии из США, на автомобили появились логотипы FAZA и Abarth

К сожалению фотографий, как автомобиль выглядит сейчас я не нашёл. Даже при условии, что в жизни этой RX-3 остаются тёмные пятна, которые только предстоит узнать часть её истории известна, некоторые не могу похвастаться даже этим. Это был конкретный пример, но давайте разберём общий ход событий и основные пути ухода на «пенсию» гоночных машин.

Музеи

Музей Nissan
Музей Nissan

Начнём с самого банального это общественные автомобильные музеи, при командах, при автопроизводителях и т.д. НО важная часть, которая их объединяет, это возможность посетить их нам с вами. Существуют и частые автомобильные коллекции куда нередко попадают спортивные автомобили. Есть даже целый рынок по их продаже, где ставки доходят до десятков миллионов долларов. Наиболее ценные экземпляры — это автомобили чемпионы и рекордсмены, машины с богатой историей проще говоря. К примеру, на аукционе Bonhams, вы можете прикупить себе болид Формулы-1, хотя мало кто из команд чемпионата сознается, что продаёт свои машины в частные руки.

<p>1993 BENETTON-FORD B193B проданный за 89 318 Евро (7 809 118 Руб)</p>

1993 BENETTON-FORD B193B проданный за 89 318 Евро (7 809 118 Руб)

Не стоит забывать и о исторических гонках, на которые часто привозят старые болиды и винтажные автомобили, наверное, самым известным таким мероприятием считается GoodWood, где можно встретить машины разных эпох, соседствующих на одной лужайке. Поэтому жизнь машин для показательных выступлений поддерживают команды.

Фестиваль скорости Goodwood
Фестиваль скорости Goodwood

Ты не нужен

Жизнь после финиша. Как умирают гоночные машины

Самая незавидная судьба для гоночного автомобиля — это быть брошенным или разобранным на запчасти. Наиболее очевидная причина избавления от гоночного автомобиля — это серьезная авария, после которой его уже не имеет смысла восстанавливать и тогда машину просто разбирают. Детали разобранного автомобиля могут отложить в запас, продать или повторно использовать на новом. Есть даже дорогая сувенирная продукция из болидов, которой можно украсить дом. Прикупить стул, выполненный из тормозного диска Льюиса Хэмилтона, столик с основанием из блока цилиндров, подставку для телефона из колодки Aston Martin или такой красивый стенд выполненный из выпускной системы автомобиля Red Bull RB7.

Жизнь после финиша. Как умирают гоночные машины

Как бывшие победители, участники и призёры всевозможных гран-при оказываются потерянными, забытыми в гараже или даже в сарае сложно сказать. Иногда причина в последнем владельце, который мог быть богатым коллекционером, но обанкротился или умер и автомобиль остался стоять в гараже, до тех пор, пока его не нашли, как с нашей RX-3 про которую мы говорили раньше, но бывают и случаи, которые я просто не могу объяснить, так давайте о них и поговорим.

Прототип Alpine A210 для Ле-Мана

Жизнь после финиша. Как умирают гоночные машины

Найти автомобиль в сарае само по себе праздник, но найти автомобиль, участвовавший в Ле-Мане это огромная удача. Alpine A210 это гоночный автомобиль со среднемоторным расположением двигателя построенный на трубчатом шасси сверху которого одевается легкий кузов из стекловолокна. Благодаря такой конструкции автомобиля общий вес составлял всего лишь 670 кг, а толкал его в пространстве четырехцилиндровый двигатель Renault Gordini. Прототипов А210 было построено всего восемь (в некоторых источника говорится о десяти машинах), что делает его очень ценным и редким. Ко всему прочему на крыше автомобиля лежит лавровый венок, символ победы. Скорее всего он был победителем в своём классе. Автомобиль выглядит так будто после гонки сразу направился в этот сарай. Автомобиль был выкуплен за 872 000 Евро.

Жизнь после финиша. Как умирают гоночные машины

Tom’s Castrol Supra

Жизнь после финиша. Как умирают гоночные машины

Toyota Supra A80 является одной из самых знаменитых представителей своего времени, а в гоночной среде она наиболее известна в белом цвете опоясанная зелёными и красными полосками Castrol. И вот спустя время автомобиль был найден японскими инженерами в одном из гаражей Тюгоку.

Жизнь после финиша. Как умирают гоночные машины

Supra была построена Tom’s и спонсировалась Castrol для участия в чемпионате All Japan GT и если судить по аэродинамическим обвесам, то этот автомобиль участвовал начиная с сезона 1997 года, а последние фотографии этой Toyota на гоночном треке датированы 2000 годом. В правилах чемпионата был пункт про то, что на своих автомобилях можно использовать любой двигатель собственного производства, поэтому недолго думая из автомобиля был вынут родной мотор и заменён на более короткую и лёгкую турбочетвёрку. 3S-GTE при объеме в два литра выдавал 493 л.с. и 600 Нм крутящего момента, что походило под класс GT500. В сезоне 1997 года «супра» под номером 36 с экипажем Михаэлем Крумом и Педро Де Ла Роса взяла чемпионство, но была ли это та самая машина точно сказать нельзя.

Как раньше выглядело подкапотное пространство
Как раньше выглядело подкапотное пространство
Как сейчас
Как сейчас

Бонус для фанатов американский гонок. Был найден чемпионский автомобиль Goody’s Dash Series 2003 года, которым управлял Роберт Хаффман. Вот так может выглядеть пенсия гоночного автомобиля.

Если вы знаете ещё истории необычных находок, то продолжите его в комментариях к этому материалу, не дадим умереть гоночным машинам, хотя бы у нас в голове.

33 показа
2.6K2.6K открытий
6 комментариев

Для меня самая душераздирающая картина это вот эта свалка, как так можно вообще

Ответить

Помню, было неожидано встретить Вайпер, который я видел на Дрег Битве 2008 в музее Сочи автодрома.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Сообщение удалено

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Соглашусь, вообще не понимаю, как такие машины можно бросать. Хотя в жизни всякое бывает.

Интересный текст, спасибо

Ответить