Как полюбить Дрифт

Большой гайд про самый не спортивный автоспорт из всех.

Как полюбить Дрифт

Предыстория

Дрифт – это наиболее молодая и быстро развивающаяся автоспортивная дисциплина. Дрифт в первую очередь это техника прохождения поворотов в контролируемом скольжении, часто его применяют в ралли, но благодаря японским уличным гонщикам он стал набирать популярность среди молодёжи. Со временем уличные гонки стали переходить на закрытые автодромы и парковки, где дрифт стал уже превращаться во что-то большее, чем просто дорожное хулиганство.

Первые профессиональные соревнования были организованны лишь 2001 году Кэйити Цутией, который за свой вклад в развитие и популяризацию дисциплины получил прозвище «Король дрифта», и Дайдзиро Инадой, основателем журнала об автокультуре Option. Помимо печатной версии, есть и программа Video Option, которая выпускалась на DvD и уже долгое время устраивала уличные соревнования. Оба проекта выходят до сих пор. В первый год победу одержал Набутеру Танигучи на Nissan Silvia S15 за команду AFTER FIRE, со вторым местом его разделяли всего два балла. В 2002 году HKS стал спонсировать Танигучи и автомобиль приобрёл узнаваемый большинством фанатов внешний вид.

Со временем чемпионат посещал и другие страны, в том числе и Россию, что всегда служило толчком к популяризации дрифта.

Базовые правила

Каждый этап проходит в 3-4 дня. Первые дни посвящены техническим проверкам, тренировкам участников и административным делам, без зрителей. В это же время может проходить медиа день. Третий день – это квалификация, чаще всего это суббота по местному времени. Пилоты проезжают по оцениваемому участку, обычно дают две попытки. Четвёртый день – это день основного мероприятия, тогда проходит парные заезды, Топ 32. Победитель квалификации встречается с тем, кто занял 32 место, 2 место с 31 и т.д.

На соревнованиях используются только два цвета флага: красный – тогда заезд немедленно прекращается, и участники на прямых колёсах должны проследовать на финиш оцениваемого участка. И зелёный, что значит трасса готова.

В дрифте заезды оценивают баллами, их выставляют судьи, кроме D1GP, где используется система DOSS, их трое и каждый отвечает за свой параметр оценки заезда. Судья 1 – траектория, судья 2 – угол, судья 3 – стиль. Максимально возможная оценка при таком судействе – это 100 баллов, которые разделяются между судьями. Например, за траекторию - 40 баллов, за угол - 30, стиль - 30, итого - 100. Судьи могут меняться ролями походу сезона.

Траектория - это идеальная линия, по которой надо проехать пилоту, чтобы получить максимальный бал. Она может включать в себя: Outside zone (Oz) – зона, которую пилоты должен проехать от начала и до конца задней частью автомобиля. Inside Zone (Ic) – тоже самое, но только передней частью. Touch and go (Tg) – зона которую надо «потрогать», а не собирать полностью. No go zone – зона в которую нельзя заезжать. В парных заездах в первую очередь лидеру нельзя срезать через no go zone, это может быть расценено, как попытка убежать за что судьи строго наказывают. Также могут быть отмечены зоны снижения скорости. НО даже если перед началом квалификации выводят схему, представленную ниже и объясняют задание для зрителей, то всё равно у фанатов могут возникать вопросы по судейским решениям, а причина в брифингах пилотов на которых дополнительно обсуждаются тонкости судейства. Эти брифинги закрыты для глаз обычных болельщиков.

Пример судейского задания. Трасса - NRing, Нижний Новгород
Пример судейского задания. Трасса - NRing, Нижний Новгород

Угол. Тут чуть попроще, он должен быть стабильным и не «гулять». То есть поставился в условные 40 градусов и старайся их держать, но понятно, что большой угол оценивается выше.

Стиль. Оценка за стиль складывается из двух параметров: commitment, что я бы охарактеризовал бы, как стиль (тавтология получается, так?), сюда можно отнести агрессию пилота, то как он работает с газом, углом; и fluidity – это то, как пилот делает перекладки из угла в угол, с рывками или без, плавно или резко и т.д.

Как полюбить Дрифт

Парные. Заезд (иногда его могут называть Хит) проходит в два проезда, один лидирует второй преследует. Сначала первый едет пилот, который по итогам квалификации был выше оппонента, затем они меняются. Задача лидера показать проезд близкий к 100 баллам по квалификационному заданию. Преследователь должен стать его тенью. Если после двух проездов победителя не выявляют, то назначается OMT (one more time). Максимальное число ОМТ два, если и в последнем не будет выявлен победитель, то дальше проходит пилот с большим количеством баллов по квалификации.

Ноль. За что получают ноль? Разворот, вылет всеми 4 колёсами за пределы трассы, движения без заноса, дрифт в противоположную сторону. Только к парным относится. Неактивная погоня, когда преследователь не в зоне прессинга лидера, это похоже на два одиночных заезда. Заезд лидера не пригодный к преследованию, контакт приведший к развороту. Последнее иногда приводит к ситуациям, которые называют spin to win, когда из-за легкого контакта лидер намеренно разворачивается.

Машина – это белый холст

Во многих автоспортивных чемпионатах мира существует жёсткий регламент, в котором прописано множество правил про мотор, аэродинамические элементы, расширение кузова и т.д. из-за чего полёт фантазии инженеров и дизайнеров сильно ограничен. И тут вылезает главный плюс дрифта – это гибкий технический регламент.

Как полюбить Дрифт

Автомобиль для дрифта может быть только заднеприводный и лучше всего переднемоторный, так как это лучше сказывается на управляемости. Первоначально автомобиль может быть и переднеприводным, и полноприводным, но его надо будет переделать на постоянный задний привод. Выбор подвески никем не ограничен, как и выбор расширения, можешь хоть свой создать, как сделал пилот RDS GP Андрей Астапов.

При всей открытости правил ко многим техническим решениям, правила, относящиеся к безопасности пилотов максимально жёсткие. Машины обязаны быть оборудованы вварным каркасом безопасности, омологированными гоночными сиденьями, бензобаком, а пилоты помимо стандартного комбинезона и шлема должны носить систему HANS, защищающую шею. Помимо этого, запрещено пилить моторный щит, а в Америке нельзя переносить стандартные места крепления подрамников. И это все ограничения, но есть конечно обязательные пункты, которые могут зависеть от чемпионата.

Дрифт – это один из немногих видов автоспорта, где до сих пор можно встретить автомобили на роторно-поршневом двигателе Ванкеля. Вообще если посмотреть на разные машины, то самым популярным двигателем для дрифта будет JZ, второе место занимают различные вариации LS, V8 от General Motors, а дальше уже кто на что горазд. Можно встретить такие ДВС как B13REW, K24, B58 и т.д. Но не только двигатель внутреннего сгорания можно использовать, а любую силовую установку.

Как и во многих других автоспортивных чемпионатах, в дрифте есть унифицированные запчасти, но связанно это больше с финансами команд и отдельных пилотов, а не с ограничениями правил.

Мировые чемпионаты

Далее речь пойдёт только о сериях PRO класса, чтобы в них попасть нужно пройти сначала младшие лиги и заработать в них хорошие очки.

D1GP

D1 и как вся Япония меняется очень медленно и неспеша, некоторые фанаты за это ругают серию обвиняя в застое, другие же хвалят называя единственным «трушным» чемпионатом. Однако сейчас виден прогресс, трансляции стали выше качеством, пришли новички, но система DOSS всё ещё очень странно выставляет оценки. Она может поставить небольшой балл даже, если участник выпрямился или покинул пределы трассы, это и есть самое большое препятствие перед людьми для понимаю чемпионата.

Как полюбить Дрифт

Одно из украшений чемпионата – это голос Манабу Сузуки, он очень эмоциональный ведущей, который заряжает тебя энергией, даже если ты его не понимаешь.

Где смотреть? YouTube

Formula Drift

Американцы умеют устраивать шоу и завлекать зрителей, поэтому и дрифт у них хорошо прижился. FD – это наиболее продвинутый чемпионат в плане роботы со спонсорами из-за чего многие мировые автобренды работают с местными пилотами. Nissan, Ford и особенно Toyota тесно сотрудничают с командами привозя им свои новые шасси, да что уж говорить, если премьера заряженной Toyota Corolla GR состоялась в день проведения первого этапа сезона 2022 года.

Автопарк чемпионата получился разношёрстным, тут можно встретить и Ford Mustang разных поколений, два поколения Supra A80 и A90 и большое обилие BMW E46. По неведомой мне причине именно эта тройка очень популярна в США. В одной гонке может встретиться рядная турбо четвёрка объёмом 2 литра и могучий V10 от Dodge на 8 литров.

В копилку плюсов чемпионату идёт медиа открытость пилотов в отличие от японских соревнований. У каждого пилота есть страничка в соц. сетях, где они рассказывают, что происходит сейчас, некоторые ведут блоги на ютубе, плюс обширный медиа контент от самой серии.

Дилал Хьюз
Дилал Хьюз

Американский стиль дрифта также претерпел изменения от изначального и стал больше полагаться на мощность, но это не значит, что чемпионат превратился в драг-рейсинг боком. Большинство трасс хоть и кажутся легкими на первый взгляд, но являются очень техничными и требующими большой концентрации, и подготовки. И самое главное в соревнованиях – это борьба, которая идёт от этапа к этапу, пилоты часто рискуют и разбивают машины будь то свои или чужие. Сейчас в серию пришло много новичков, которые только набираются опыта, но уже хорошо едут. Вчерашние новички уже побеждают на этапах, как пример Дилан Хьюз, который в ужасных погодных условиях, почти при урагане победил своего бывшего босса Крисса Форсберга у которого работал механиком. Помимо битв в личном есть и не менее важные битвы в зачёте шинников, где основную борьбу ведут Nitto и Falken.Сейчас чемпионат переживает пополнение свежей кровью, а это лучшее время, чтобы начать его смотреть.

Где смотреть? YouTube

DMEC

Drift Masters European Championship – это самая молодая из представленных в этом тексте серий. Вообще главная идея этого чемпионата – это собрать под одно крыло всех лучших пилотов Европы и у организаторов это получилось.

Вообще DMEC я бы назвал улучшенной версией D1GP. Европейцы взяли основные элементы соревнований и просто довели их до совершенства. Здесь нет запредельных мощностей, за редким исключением, узкие и опасные трассы, которые не прощают ошибок. Борьба начинается ещё на стадии квалификации, ведь чтобы её пройти надо приложить не мало усилий, а уже со стадии Топ 32 начинаются баталии за проход дальше.

Но одного красивого дрифта мало, надо уметь его показать зрителям и не дать им скучать. Здесь я могу только похвалить тех, кто ответственен за трансляцию и организацию всего. Эфиры высшего качества, с красивой и информативной графикой, плюс отличный тайминг делают из DMEC очень привлекательный чемпионат для всех любителей автоспорта.

Как полюбить Дрифт

Из-за территориальной особенности костяк автопарка чемпионата составляют баварские машины, а ирландские Silvia выглядят так будто только сошли со страниц японских журналов.

Где смотреть? Red Bull TV

RDS GP

Российская дрифт серия существует более десяти лет и уже пережила много изменений, как в хорошую сторону, так и в плохую. Часто у меня так бывает, что я хочу поругать чемпионат, но у меня не получается, может хоть сейчас выйдет? Главный момент, который сейчас отпугивает от серии – это платные трансляции. Когда их вводили в 2020 году, то это было оправдано короновирусом и неполным заполнением трибун, также обещали улучшить качество трансляций. Качество действительно стало лучше, спасибо продакшену Матч ТВ, но после перехода на свой собственный сайт появилась проблема плохого плеера, который постоянно подвисает, отрубается и в целом плохо вытягивает картинку в онлайне. Камеры из салона ужасны, на них плохо видно пилота, графика неинтересна для зрителя, но информативна. Самые близкие парные зарубы начинаются только после стадии Топ 8.

Даже со всеми минусами RDS всё ещё интересно смотреть, тут есть горячие баталии. У команд и отдельных пилотов хорошие медиа, поэтому пилотов воспринимаешь, как друзей. Этапы можешь лично посещать, поговорить с кумирами и взять автографы. Даже Алексей Попов сейчас пытается окунуться во всё это, посмотрите его видео.

Качество построек машин высокое, да очень много банальных решений, сказывается ограниченность бюджета и сложности с логистикой. Но тут есть то ради чего мы все смотрим и любим автоспорт, эмоции, который дарят невероятно близкие проезды просто не передать словами, это надо ощутить самому. В RDS сейчас много новых, молодых пилотов, которые только учатся и поэтому рискуют, едут на грани и иногда её переходят.

Где смотреть? RDS TV

Послесловие

Дрифт – это невероятно интересный вид автоспорта, который всё ещё развивается и привлекает молодёжь. Здесь нет место суперкарам, не потому что их запретили, а потому что они «не едут» и проигрывают «простеньким» GT86.

Дрифт – это поле для экспериментов, будь вы инженер, который любит собирать или копаться в устройстве двигателей, подвески или дизайнер, которому всегда хотелось создать, что-то уникальное и неповторимое.

И главное, дрифт – это эмоции.

Конец спасибо, что читали меня, прошлые работы можете заценить здесь -> ссылка <-, текст написан при поддержке RaceBros:

4848
8 комментариев

А разве переделанные под дрифт авто не считаются среднемоторными? Вроде как двигатель смещают за ось передних колёс.

Ответить

Нет, это считается ещё переднемоторной компоновкой. К среднемоторной можно отнести NSX.
Двигатель расположен сзади, но перед задней осью.

3
Ответить

Как по мне дрифт-гонки это фигурное катание, а автогонки это конькобежный спорт.

1
Ответить

Автомобиль для дрифта может быть только заднеприводный

Ну вообще говоря это от чемпионата зависит. Джимхана какая-нибудь на пп проходит. Науменко в своё время отлично дрифтил на переднеприводной хонде.

RDS GP

Про гп написал, а про более младшие серии не написал. Та же Европа не менее интересна, трансляции у неё бесплатные.

Ответить

Ну вообще говоря это от чемпионата зависит. Джимхана... Джимхана - это не дрифт, это отдельная дисциплина. И где это разрешен не только задний привод?
Про гп написал, а про более младшие серии не написал. Процитирую себя же
Далее речь пойдёт только о сериях PRO класса...

Ответить

Насчёт дрифта и джимханы. Делать дрифт вполне можно и на полном приводе. Ключевую роль играет распределение мощности по осям. Если у тебя на перед приходится например 95% мощности, а на зад только 5% то это все ещё полный привод, но дрифта на нём не выйдет.
Также одну из ключевых ролей играет именно регламент соревнований, если это какой нибудь нелегальный уличный дрифт, то делай что хочешь с машиной, а если например РДС, то там все по правилам.

Ответить