Как Ferrari делегата от СССР в FIA использовала

Райнер Шлегельмильх
Райнер Шлегельмильх

В начале 80-х в Формуле 1 развивался очередной виток противостояния независимых команд со спортивными чиновниками. В этом противостоянии выяснялся ответ на главный вопрос того времени: кому на самом деле принадлежит власть в Формуле 1.

Лагерь частных команд (FOCA) возглавляли Берни Экклстоун и Макс Мосли, лагерь чиновников — президент FISA и FIA Жан-Мари Балестр. Ferrari в FOCA не входила и вместе с другими заводскими командами играла на стороне FISA. Однако помимо деления на «своих» и «чужих», в этой войне каждый отстаивал свои интересы, и иногда это принимало причудливые формы.

В 1982 году Балестр неожиданно для Ferrari сблизился с FOCA, и чтобы не допустить между ними альянса, итальянцы взялись за международные политические рычаги.

Эту историю в своей автобиографии «Формула 1 и за ее пределами» рассказывает Макс Мосли

«После того, как апелляция по поводу водяных баков была отклонена, команды FOCA объявили, что снимаются с участия в следующей гонке — Гран При Сан-Марино в Имоле. Они были готовы участвовать в ней лишь при условии, что использование водяного охлаждения тормозов будет разрешено.

Мы упирали на то, что Апелляционный суд FIA изменил правила, и сделал это без должного предупреждения. Но Tyrrell только что подписала спонсорский контракт с итальянским производителем керамики, поэтому команда решила выступить в гонке, несмотря на наш бойкот. И хотя стартовая решетка сильно похудела, итальянские болельщики были рады видеть на ней две Ferrari, а присутствие двух Tyrrell означало, что в гонке участвует достаточно машин, чтобы формально считать ее частью чемпионата.

Берни Экклстоун, Энцо Феррари и Жан-Мари Балестр (слева направо)
Берни Экклстоун, Энцо Феррари и Жан-Мари Балестр (слева направо)

Для меня стало очевидно, что с политической точки зрения FOCA была сдувшимся пузырем — инструментом, который сломается у тебя в руке в самый важный момент. Настоящая власть в Формуле 1 была у FIA, которая как раз готовилась к большому собранию в Касабланке.

Мы должны были туда полелеть — хотя бы ради того, чтобы сохранить единство среди сторонников. Арендовав самолет, мы отправились в Марокко: я, Тедди Мейер [из McLaren] и Берни Экклстоун. К этому времени Жан-Мари Балестр был практически полностью в нашем лагере и, как следствие, столкнулся с нарастающим недовольством производителей. [Руководитель команды Ferrari] Марко Пичинини, к примеру, очень не хотел, чтобы мы слишком сближались с Балестром, поскольку это могло обернуться новыми правилами, которые не устраивали Ferrari. Поэтому он решил дестабилизировать Балестра примерно тем же способом, что и мы три года назад.

Его план состоял в том, чтобы итальянская нефтяная промышленность использовала свои русские связи (весьма крепкие) и повлияла на делегата СССР во Всемирном совете FIA.

Русский делегат обычно говорил что-нибудь ничего не значащее, да и то ради того, чтобы просто попасть в протокол. А потом отправлялся на прекрасный ужин в ресторан Tour d’Argent. С ним всегда был переводчик — по слухам, стопроцентный сотрудник КГБ.

Во время заседания в Касабланке он впервые выступил с речью, после чего его переводчик начал разглагольствовать на французском. Мы до сих пор не знаем, имела ли первая речь какое-либо отношение ко второй, но учитывая примерно 20 голосов от стран, из которых тогда состоял СССР [sic!], его приходилось воспринимать всерьез.

В Касабланке было принято два решения против Балестра, после чего он понял намек Ferrari.

Как только мы вернулись домой, мы должны были отчитаться перед FOCA. Перед этим Берни отправил кого-то из отеля купить нам троим традиционную марокканскую одежду, включая фески, платья и туфли с загнутыми носами. Он настаивал на том, чтобы мы явились на встречу в таком виде.

После нескольких минут веселья мы доложили, что все предложения производителей были приняты, поскольку провал бойкота в Имоле означал, что организаторы (а значит и FISA) больше нас не боялись. Любая последующая угроза не принимать участия в гонке будет расценена как пустая и проигнорирована.

Остаток встречи был потрачен на то, чтобы отчитать Кена Тиррелла за нарушение договоренности и его поездку в Имолу».

Эта история была опубликована в книге Макс Мосли. «Формула 1 и за ее пределами», которая в России не издавалась.

Узнать больше об этой книге и послушать другие истории из нее можно в подкасте Masta Kink:

Masta Kink – это подкаст про книги о «Формуле-1», которые никогда не выходили на русском языке.

Вот какие эпизоды уже вышли в первом сезоне подкаста:

Подкаст доступен в Apple Podcasts, в Google Podcasts, в Яндекс Музыке, в Spotify и на YouTube.

2626
3 комментария

Спасибо за статьи!🔥

6
Ответить

В идеале бы добавить пояснения:

 Лагерь частных команд (FOCA)Что за лагерь такой?

 итальянские болельщики были рады видеть на ней две Ferrari, а присутствие двух Tyrrell означало, что в гонке участвует достаточно машин, чтобы формально считать ее частью чемпионатаСкладывается ощущение что кроме Tyrrel и Ferrari в той гонке больше никто не участвовал.

Потом говорится про важную речь делегата из СССР, но так и не понятно что он в итоге сказал. А ведь это даже в заголовок вынесено.

 В Касабланке было принято два решения против БалестраКакие?

 После нескольких минут веселья мы доложилиСовершенно непонятно, чему они радовались, если
 провал бойкота в Имоле означал, что организаторы (а значит и FISA) больше нас не боялись

???

Короче, я хоть и знаком немного с кухней Ф1, и то у меня возникла куча вопросов, что уж говорить про менее посвященных людей.

3
Ответить

Все верно, история intermediate/upper intermediate. Чуть-чуть требуется быть в теме (такой формат и у подкаста)

Ответить