Космический айсберг эскапизма

«Ледовые пираты» Стюарта Рэффила - фильм, который не даёт ответов.

Космический айсберг эскапизма

После просмотра седьмого эпизода сериала «Звёздный путь: Странные новые миры», я задался вопросом: «Почему в кинофантастике так мало внимания уделяют теме космического пиратства?». Ведь у неё такой большой потенциал. Поэтому, наткнувшись на фильм «Ледовые пираты» (Ice Pirates) 1984 года, я без раздумий решил его посмотреть, тем более его произвела кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer. Меня даже не смутило название, больше подходящее новогоднему шоу престарелых фигуристов. И знаете, если все фильмы о межзвездных корсарах такие, понятно почему в Голливуде не связываются с этой темой.

Космический айсберг эскапизма

Немного истории

Прежде чем мы погрузимся в пучину космопирастких страстей — немного об истории создания фильма. Поверьте, это многое прояснит в дальнейшем. Metro-Goldwyn-Mayer испытывала финансовые проблемы ещё с 60-х годов. Но, после назначения на пост президента Дэвида Бегельмана в 1980 году, ситуация лишь ухудшилась. В MGM Бегельман пришёл из Columbia Pictures. Последние уволили его за финансовые махинации с гонорарами актёров. Обворовывал ли он своих новых работодателей — неизвестно. Но стоит заметить, что из одиннадцати фильмов, выпущенных MGM в период президентства Бегельмана, только один имел коммерческий успех. Это, кстати, была картина «Полтергейст» Тоуба Хупера.

Космический айсберг эскапизма

Когда Бегельману попал в руки сценарий «Водной планеты» Стэнфорда Шермана, он увидел в нём потенциальный хит уровня «Звёздных войн». Сборы с такого фильма могли бы поправить положение компании. На проект планировали выделить 20 миллионов долларов, что почти в два раза больше, чем у «Новой надежды». У будущей картины даже был весьма известный продюсер Джон Форман. Он занимался фильмом «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», который взял 4 Оскара в 70-м году. Казалось, у проекта было всё для того, чтобы стать новым хитом. Но в дело вмешались банкиры. Они отказались выдавать и без того убыточной компании больше 8 миллионов на фильм. Возможно, уже на этом этапе Бегельману и Форману стоило отказаться от съёмок, но они решили работать дальше.

Космический айсберг эскапизма

Сделаешь это за 8 миллионов?

Стюарт Рэффил в интервью для подкаста How Did This Get Made утверждал, что MGM связались с ним после премьеры ленты «Большой Риск» (High Risk) 1981 года. Бегельман и Форман остались под впечатлением от увиденного и предложили ему пост режиссёра их новой кинокартины. Рэффил согласился на бюджет в 8 миллионов, правда, с одним условием — ему дадут переписать сценарий. Он хотел сделать его более комичным и лёгким. Студия одобрила с такое решение. Возможно, там решили, что юмор компенсирует недостающие 12 миллионов долларов. Но злой рок опять вмешался в производственный процесс. Бегельмана уволили из MGM.

Космический айсберг эскапизма

Новым президентом стал Фрэнк Ябланс. Он не разделял оптимизма своего предшественника касательно нового фильма. Да и с Джоном Форманом отношения у него не сложились. По словам Рэффила: «Новый глава кинокомпании саботировал съемки и выкачивал деньги из бюджета картины». Однако со скрипом, пробуксовками и одной дракой съёмки фильма, который теперь назывался «Ледовые пираты», всё же начались.

Космический айсберг эскапизма

Ещё до начала работ в MGM поставили условие — главную роль (капитана Джейсона) должен исполнить Роберт Урих. После феноменального успеха сериала «Vega$» на ABC он был на пике славы, а это сулило дополнительные кассовые сборы. По личному настоянию Формана на роль Майды (помощницы капитана) взяли Анжелику Хьюстон, будущую Мартишу из «Семейки Адамс». А один из финансистов протолкнул на роль здоровяка Киллджоя бывшего футболиста Джона Матушака. Как в эту компанию попал Рон Перлман мне не известно. Но он, в отличие от остальных, смотрится в этом фильме довольно органично.

Космический айсберг эскапизма

Ваши ожидания — ваши проблемы

Сюжет «Ледовых пиратов» не так уж плох. Жаль, при просмотре его не видно. Во вступительных титрах нам в паре тройке предложений рассказывают предысторию. Некий Орден уничтожил все планеты с природными запасами воды и, конечно же, установил свою диктатуру в галактике. Но, как и подобает ленте об эпических приключениях, нашлись те, кто восстал против галактической тирании. Речь о пиратах, которые воруют лёд с орденских грузовиков. Во время одного из таких налётов капитан Джейсон похищает из стазискамеры принцессу Карину. И если вы уже начали задумываться над логикой и мотивацией персонажей, знайте — скорее всего, причинно-следственные связи остались в выброшенных Рэффилом кусках оригинального сценария.

Космический айсберг эскапизма

После ограбления пираты разделяются, но Орден настигает капитана Джейсона и его помощника Роско. Принцессу освобождают, а пленников увозят на планету, где обитает элита. Там пиратов приговаривают к лоботомии и кастрации. В последний момент принцесса спасает героев и, в обмен на помощь в поисках отца, помогает им сбежать. Отец принцессы искал Седьмой мир и пропал без вести. Кстати, о том, что на потерянной планете есть природные источники воды, а один факт её существования подрывает всю власть Ордена в галактике, мы узнаем лишь на шестидесятой минуте фильма. Напоминаю, общий хронометраж ленты 95 минут.

Космический айсберг эскапизма

Беглецы летят на Пиратскую луну, где нет ничего кроме песка и косплееров Безумного Макса. Затем герои летят к ещё одной пустынной планете. Вообще удобно, когда в мире фильма галактическая засуха, можно сэкономить на декорациях. На новой планете героев захватывают космические амазонки под предводительством говорящей головы. Но пиратам опять удается сбежать и получить координаты искомой планеты. Последние 15 минут фильма герои летят к Седьмому Миру преследуемые целым одним кораблем Ордена. Пиратов берут на абордаж, завязывается битва. Но корсары одерживают победу над армией роботов, и нам показывают планету, которая выглядит как Земля. Конец.

Космический айсберг эскапизма

Вопросы, вопросы, вопросы… На протяжении всего фильма я копил их в надежде получить хоть какие-то ответы. Например, почему, при наличии бластеров и роботов, все ходят в средневековых доспехах и вооружены саблями? Почему пост бортстрелка на пиратском корабле выглядит как автомат для игры в Space Invaders? Почему, живя в состоянии жесткого дефицита воды, обитатели космоса не страдают от обезвоживания? Почему Седьмой мир так похожа на Землю? И знаете, я получил ответ на все свои «почему». Буквально через секунду после того, как я осознал, что фильм закончился, в моей голове прозвучало: «Fuck you, that’s why!».

Космический айсберг эскапизма

Кто ты, воин?

Как это ни странно, но основная проблема фильма даже не в дыре размером с сюжет. Она в том, что создатели будто не договорились о жанре. Здесь и пародийная комедия, и космоопера, и постапокалиптический роуд-муви. Но ни один из этих элементов Стюарт Рэффил не смог превратить во что-то интересное.

Космический айсберг эскапизма

А вот боевые сцены на высшем уровне — уровне скетчей Бенни Хилла. Возможно, после резкого сокращения бюджета, MGM выкрали кого-то с BBC. Возможно, ему не давали еды и избивали палками, пока он не выдал всё, на что способен. Иного объяснения я не вижу. Жаль, Рэффил и Форман не додумались прихватить музыкальную тему из того же скетч-шоу. Было бы веселее, да и денег бы сэкономили.

Космический айсберг эскапизма

При этом в фильме есть много интересных идей. Например, битва при ускорении времени. Герои стареют и превращаются в мумии, роботы ржавеют и разваливаются, корабль ветшает и обрастает каким-то растениями. Согласитесь, звучит как то, что можно интересно подать. Конечно, но только в двух случаях: если ты любишь научную фантастику или хотя бы заинтересован в том, что делаешь. К несчастью, всё это не о Стюарте Рэффиле и получилось то, что получилось — около десяти минут непонятно чего.

Космический айсберг эскапизма

Если, дочитав до этого места, вы всё ещё думаете: «Стоит ли мне смотреть этот фильм?». Мой ответ — стоит. Но не ради сюжета, сеттинга или игры актеров, нет. А просто потому, что на эти 95 минут вы отвлечётесь от думскроллинга и ужаса реальности. Помните: дозированный эскапизм — полезная штука, когда живёшь в период безвременья.

88
3 комментария

Клёво. Теперь я знаю буду смотреть вовремя утренних планёрок.

2
Ответить

Спасибо!

Ответить

Пожалуйста!)

1
Ответить