The End of 2020: Музыка

Финальный чарт итогов #nn_music уходящего года.

The End of 2020: Музыка

Чарт условно поделен альбомами на жанры и также помимо финального мнения содержит немного рекомендаций о не менее хороших релизах этого года в том же или немного смежном жанре.

Lo Key — The Blood of Izu & The Eyes of Parasuva

Жанр: undefined (очень много всего от дум-метала до дарквейва и даже своеобразного мрачного альт-рока с мелодичным хип-хопом)

Я и так написал достаточно много про эти два альбома за год, облизал с ног до головы, не забыв слегка поругать (ему всё ещё нужно работать над экстремальным вокалом). Пожалуй в конце скажу лишь то, что это прекрасный пример развития артиста, который не сидит в одном жанре и расширяет свои рамки, оставаясь при этом верным своему стилю. При этом выдавая абсолютно нереальное количество далеко не проходного материала, умудряясь удивлять каждый раз (а на Парасуве дважды, потому что это двойной альбом).

Также достойны упоминания:

  • Moqumentary — Spikes (на самом деле не сказать что один жанр, но общий подход с «плавающим» жанром похожий)

Sagath — Тёмное Добро

Жанр: русская музыка (читай, «депрессивная и на русском языке»)

Альбом, который я без зазрения совести могу назвать одним из лучших, что случились в этом году из русской музыки. Более того, среди русского рэпа при том, что русского рэпа здесь в итоге оказалось не так что бы много. Вообще Sagath мне сильно напоминает вышеупомянутого Lo Key: оба начинали как чтецы хорроркора ртом, оба достаточно самобытные чтобы выделяться среди безынтересных масс, оба сделали нестандартные для себя релизы, которые вышли на редкость проникновенными. Но там где американский трикстер в маске создаёт атмосферу мистицизма и тёмного таинства, под которую хочется медитировать, то под «Тёмное Добро» Сагата появляется желание исключительно раз за разом входить в стену с разбегу в надежде, что там не окажется Хогвартса. Это действительно один из самых злобных и депрессивных альбомов года, до уровня которого даже представителям DSBM ещё резать и резать. По крайней мере от первой половины, выверенной в настолько гнетущей, фирменно русской тоскливой музыке, которая даже если и накатывает бодрым риффом, то всё равно остаётся мелодично-меланхоличной, резонирующей с нервной читкой на грани визга, переходящего в пронзительный чистый вокал. После его же альбома «Вынос тела» начала года это не просто развитие, это настоящий прорыв.

Но, как обычно, есть и нюансы. Манера исполнения у челика как минимум специфическая, поэтому я ни капли не удивлюсь если многие не разделят моих эмоций относительно альбома. Да и, опять же, чистый вокал ему тоже надо подтягивать, а также пытаться делать бит немного поизобретательней. Ну или хотя бы не заполнять финал альбома проходняком чисто для того чтобы зачем-то набрать хронометража.

Также достойны упоминания:

Thy Catafalque — Naiv

Жанр: авант-блек метал

Чёрный метал, да? Упоротый венгр Тамаш Катаи кажется тоже уже давно решил, что ему скучно в одном (и достаточно ортодоксальном) жанре, и укатился в дикие эксперименты. Такие же дикие, как народные венгерские танцы, суть которых в совмещении мелодичных вступлений с темпераментной основой. Так Naiv умудряется совмещать почти что космические (а иногда и буквально) мотивы с безумно энергичной музыкой переливчатых, но при этом крайне сильных гитар, под которые трудно сидеть на месте. Определённый колорит добавляет вокал на венгерском языке на некоторых композициях. И тут проявляется главный шедевр альбома: животная эстетика блека отлично ложится на ритуальный ритм танца, входя в синергию и создавая невероятную энергетику, оплетаемую протяжной космической мелодикой, как будто создавая противовес строгого прогресса и безудержного дикого хаотичного естества человека. Потрясающий как в плане идеи, так и по исполнению метал-альбом не только этого года. Даже ругать не хочется, но для сохранения баланса пожалуюсь на то, что слишком мало женского вокала.

Также достойны упоминания:

Rabbit Junk — Xenospheres

Жанр: индастриал-метал

Один из немногих альбомов в этом году, который я целенаправленно ждал. И при этом я одновременно знал и не знал к чему готовиться. Будучи давним фанатом творчества JP Андерсона, некогда давно представителя жанра digital hardcore тогда ещё как The Shizit (сейчас на стрим-сервисах можно найти как The Named), я так же знал что он любитель жонглировать жанрами. Как, например, смесь гангста-рэпа с блек металом ещё в далёком 2004 году. Но всё равно оставаясь, по крайней мере в Rabbit Junk, индастриал металом. И вот пару лет назад после затянувшейся тишины между ежегодными EP и сборником утерянных синглов, он выдал альбом с угрожающим названием Rabbit Junk Must Die, с которым стиль резко укатился в киберпанк. Вышло крайне мощно и необычно, но казалось тема исчерпана. Поэтому его идейного продолжения в виде Xenospheres я немного не понимал. Но, к счастью, опасения не оправдались. Новым альбомом JP может и не вдохнул новизны в жанр как индастриал-метала и киберпанк-музыки, но в очередной раз показал себя как талантливого музыканта, который способен органично смешивать разные направления, оставаясь при этом в родном жанре. Пусть даже и на этом альбоме не оказалось особо ярких песен как на предыдущем, в то же время нет и откровенно скучных, за счёт чего Xenospheres оказывается отличным цельным произведением, которое мимоходом умудряется ещё и поиздеваться над современным миром.

Также достойны упоминания:

clipping. — Visions of Bodies Being Burned

Жанр: хип-хоп

И, не отходя далеко, ещё одно идейное продолжение ещё одного концептуального альбома с примерно таким же итоговым впечатлением. Давид Диггс со своей шумовой бригадой безусловно одна из самых прорывных банд в современном хип-хопе. И не только потому что помимо них не так много у кого находятся достаточного размера яйца чтобы настолько радикально экспериментировать с жанром как завещал ещё Afrika Bambaataa. В основном потому что они действительно талантливые. У Диггса потрясающий стиль чтения, который полагается не столько на скорость (которую он любит периодически показать), сколько на ритмику текста, и Вилльяма Хьюстона с Джонатаном Снайпсом, которые упороты настолько, что от неироничного прослушивания нойза пришли к неироничному семплированию нойза в хип-хоп бит. Пусть даже в Visions of Bodies Being Burned они стали слишком хип-хопом без дерзких стен шума как на куда более экспериментальном There Existed an Addiction to Blood, этот альбом дилогии выигрывает в цельности концепта. Как и ещё один их релиз, научно-фантастический Splendor and Misery, «Visions...» лучше всего слушать последовательно и непрерывно, ведь в отличие от «...Addiction...» он куда сильней пропитан атмосферой старых хоррор-фильмов и куда лучше погружает слушателя в свой тёмный, пульсирующий, диссонирующий мир. Пусть даже и без явных бенгеров.

Также достойны упоминания:

Code Orange — Underneath

Жанр: металкор/хаотик хардкор

Наглядный пример как группа в попытках сделать свой металкор злым, но при этом тягуче-атмосферным, а не быстрым, открыла для себя индустриальные шумы. С ними Code Orange зазвучали по настоящему уникально не только для своего жанра, но и в принципе среди метала этого года. На Underneath гитара способна издавать столько страшных звуков, что это наверное бы оценили даже пионеры индастриала. Но не в последнюю очередь на гнетущую вязкую атмосферу боди-хоррора играет и изобретательное микширование с постоянными "разрывами", и смесь надрывного экстремального мужского вокала с потрясающим в своей силе чистым женским. Рэба вообще няшка и тянет на себе как минимум треть обаяния всей группы (не приуменьшая заслуги всех остальных участников группы). Как итог, Underneath — это действительно очень крутой альбом (а может даже и лучший) в целом среди тяжёлой музыки уходящего года и рекомендуется к прослушиванию всем, кто считает металкор однообразным.

Также достойны упоминания:

KennyHoopla — how will i rest in peace if i'm buried by a highway?//

Жанр: инди-рок

Наверное одно из самых интересных открытий этого года. Кеннет Ла’рон причудливым образом объединил в своём небольшом, но очень насыщенном альбоме сразу несколько интересных решений. Здесь и причудливое смешение саунда инди-рока и нью-вейва с вайбом пост-панка и даже мидвест-эмо, и гармонирующие переходы от тишины к пронзительному крику, и в принципе голос, свойственный африканцам. Но самое приятное, что Кенни не пошёл проторенной дорогой современного шоубиза в очередной мамбл с порядком набившей оскомину трещоткой и пердежом стандартного бита нью-скул рэпа, а выбрал что-то нестандартное. И это прекрасно, как и явный тренд на возвращение популярности рок-музыки.

Также достойны упоминания:

Ocean Grove — Flip Phone Fantasy

Жанр: ню-метал

Очень незаслуженно пропущенный в начале года альбом, который раскрылся для меня только спустя несколько месяцев. Ню-метал — это невероятно стагнирующий жанр, в котором играют либо как Korn и прочие группы того времени, либо экспериментируют и вываливаются из жанра до полной неузнаваемости. И тут появляются австралийцы Ocean Groove, которые умудряются быть "как в девяностые" сильней, чем собственно было в девяностые, но при этом быть на редкость самобытными. Гремящие спущенные до трусов струны гитар здесь соседствуют с изобретательной и достаточно жизнерадостной электроникой, что создаёт неповторимый раздолбайский вайб тех времён, когда это могло быть действительно популярно. Разве что в отличие от большинства групп эпохи постгранжа, которые были неиронично угрюмыми и злыми даже если пытались петь про тусовки и "брат за брата", Flip Phone Fantasy оправдывает своё название окатывает сильнейшим позитивным напором, что под неё даже мошиться хочется только вполсилы. Прекрасная светлая фантазия о давно ушедших временах, по которым у многих остались только яркие романтичные воспоминания, пусть даже и не всегда свои собственные.

Также достойны упоминания:

Igorrr — Spirituality and Distortion

Жанр: экспериментальная музыка

Про Готье Серре и его музыку можно писать очень много умных слов. Как он радикально экспериментирует в самых неожиданных жанрах между барокко и брейккором, между блек-металом и трип-хопом. Как он привлекает кучу самых разных людей и умудряется объединить их творчество в шедевры. Как он записывает музыку с горящего комбика и даёт курицам играть на маленьком детском пианино. Как он несмотря на всю авангардность своего подхода умудряется звучать приятно даже для неподготовленного слушателя. Но всё это тлен. Лучше один раз услышать. Потому что подобного его творчеству найти если и возможно, то очень и очень трудно.

Также достойны упоминания:

Sparks — A Steady Drip, Drip, Drip

Жанр: поп-музыка

Пятьдесят лет. За пятьдесят, мать их, лет творчества два брата сначала воспитали на своей музыке целое поколение музыкантов нью-вейва и синтипопа, и до сих пор продолжают делать изобретательную, одновременно ни на что не похожую и в то же время очень знакомую лёгкую популярную музыку, что вообще задача на гранях гениальности и безумия. Sparks — это уникальная группа, у которой за всё время существования нет ни одного проходного альбома. Не исключение и "A Steady Drip, Drip, Drip", который я как минимум из уважения и к этому потрясающему альбому, и к самой группе, не смог отправить в "также достойны упоминания", и даже поставил его в этом списке выше того, который среди поп-музыки 2020 года мне понравился и запомнился сильней.

YOHIO — A Pretty Picture in a Most Disturbing Way

Жанр: поп-музыка

Ну а теперь к главной поп-звёздочке этого чарта. Малолетний (хотя уже не очень) шведский виабушник, онемевший в своё время до андрогинного состояния подражания японским мальчикам и даже выучивший японский язык чтобы попасть исполнителем на японский лейбл и играть visual-key, выдал (пусть и из синглов последних нескольких лет), крайне техничный альбом, в котором переплетается типичный японский подход к электронной попсе с традиционной европейской классической музыкой. Но это не было бы и в половину так круто, не окажись Йохио действительно талантливым вокалистом, который может в пределах одной песни и выдать оперный вокал, и щебетать почти фальцетом, и голос качественно расщепить. И такая смесь необычной аранжировки с прекрасным, интересным и разнообразным вокалом творит такие чудеса, что «A Pretty Picture in a Most Disturbing Way» вполне может зайти даже тем, кто не любит поп-музыку. И педиковато выглядящих мальчиков тоже.

Также достойны упоминания:

Moscow Death Brigade — Bad Accent Anthems

Жанр: хардкор

Довольно неожиданно, что лучшим хардкор-альбомом года для меня оказались московские чтецы стрейт-эджа на ломаном английском. Но заслуженно, даром что других хороших, интересных и запоминающихся альбомов жанра я так и не смог найти. У Moscow Death Brigade есть некие шарм и самобытность, которые выделяют их из толпы похожих исполнителей. Наверное всё-таки дело в акценте, да. Но энергетика дикая и в сравнении с ними какие-нибудь также релизнувшиеся в этом году FEVER 333 звучат как беззубые пуськи. И это они даже не используют живые инструменты.

Poppy — I Disagree

Жанр: не Babymetal

«I Disagree» Поппи оказался настолько неформат, что не смог влезть ни в одну из предыдущих категорий. Ну и к лучшему, рассказать мне есть что про него. В отличие от всех предыдущих альбомов, про которые я писал «смесь жанров», здесь ситуация несколько иная. Да, тут действительно встречаются «конфетный» попс и индустриальный метал на гранях с панком. Вот только они не смешаны друг с другом. Буквально. Существуют в рамках каждой (почти) песни рядом и внезапно подменяют друг-друга то в припеве, то в куплете. В иной ситуации я бы скорее всего назвал такой подход ленивым, не будь он реализован достаточно органично, что добавляет эффект неожиданности и новизны. Пусть даже это и не получается сохранить до конца альбома.

Violent Soho — Everything Is A-OK

Жанр: гранж

Честно говоря, даже при том что я дохрена меломан и слушаю почти все жанры «тяжёлой» и не только музыки, гранж на мой вкус всегда был скучным. Но то ли Violent Soho какие-то неправильные представители этого направления, то ли ещё что, но их успокаивающий вайб прекрасно срезонировал со мной в этом году. Даже в их самых бодрых треках хочется максимум побыть vibing cat и пить чаёк нежели трясти хаером под стену гитарного дисторшена. Наверное всё таки дело в прорывающейся чистой, почти акустической по звучанию гитаре, навевающей это беззаботное летнее настроение даже сквозь шум и удары.

Бонусная номинация: arai tasuku & Mili — Holy and Darkness 1

Жанр: искусство

Ровно две причины, по которым было неправильно ставить этот релиз вместе с остальными. Во-первых, это сингл, пусть и десятиминутный. Во-вторых, он на самом деле 14 года, пусть и вышел в полном виде только в этом. Но не рассказать про него нельзя. Holy and Darkness — это настоящая современная симфония, в которой тесно переплетаются классические музыкальные инструменты с индустриальными шумами. Прекрасное космические путешествие под аккомпанемент фортепьяно и рвущейся бумаги, флейты и цифрового шума неземной радиостанции, кукольного вокала Кесси Вей и искажённых голосовых передач, пока живые барабаны вплетаются в атаки синтезированных звуков. Произведение, балансирующее на тончайшей грани какофонии и поистине неземной мелодики мечт о новом мире за пределами нашей планеты. Музыка, в которой встречается безмятежность космоса и хаос человеческого естества. Столь же отталкивающая своей противоестественностью композиция, сколь и притягательное неведомое чудо, к которому хочется возвращаться раз за разом и постоянно находить новые штрихи.

Послесловие: пусть 2020 вышел достаточно херовым годом, в музыкальном плане он оказался чуть ли не лучшим за долгое время. Много интересных новичков, много возрождений казалось бы отошедших от дел исполнителей, много других показали невероятную продуктивность, а некоторые даже записали свои лучшие на данный момент альбомы. Релизов было настолько много, что каждый мог найти что-то хорошее на свой вкус.

Пост-послесловие: небольшим бонусом собрал шестичасовой плейлист на спотифае с лучшими (на мой субъективный вкус) композициями этого года. В нём как из вышеупомянутых альбомов, так и некоторые синглы других исполнителей. Enjoy.

1818
6 комментариев
300 ₽

Бро, от души просто. Каким-то магическим образом почти все твои предпочтения в музыке прекрасно падают в мой плейлист. Спасибо за топ, сам не успеваю искать новую годноту среди релизов.

1

Спасибо за Thy Catafalque — Naiv действительно зашло и вошло в плейлист . Как-то нашел его в своих новинка в споти,но потерял Rabbit Junk — Xenospheres. Poppy вероятно скоро сменит жанр,думаю это последний такой альбом.

1

Про Поппи трудно сказать, судя по последним синглам вполне может перейти в куда более спокойную музыку (как последние два трека на этом альбоме), но с нотками панка и индастриала. В принципе не самый плохой вариант на самом деле.

Спасибо, отличный чарт. Напомнил мне о многих релизах, которые я отложил на потом, но позабыл про "потом".

1

Спасибо за обзор и плейлист. Благодаря предыдущим обзорам нашел много интересного, поэтому подобный плейлист очень поможет. С наступающим.

1